— метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты — от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;

Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.

Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования?

У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.
Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Какую музыку должны слушать младенцы?

ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Музыкотерапия противопоказана:

* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Мамам на заметку!!!

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – мелодии должны быть мажорными, но при этом не слишком быстрыми (темп ниже среднего). «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы –здесь вам помогут Бах («Итальянский концерт», «Кантата №2»), Бетховен («Симфония ля-минор», «Лунная соната», ода «К радости»), симфонии Гайдна, «Утро» Грига, «Полонез» Огинского, «Хор Пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского.
Для общего успокоения – хорошо подойдут мелодии для флейты, скрипки и фортепиано, а также вальсы. Дайте ребенку послушать Вивальди, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» и Сороковая симфония Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна, «Фиделио» Бетховена.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – мобилизующее воздействие оказывают ритмичные бодрящие марши. «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Марш оловянных солдатиков» из балета Чайковского «Щелкунчик», «Увертюра Эдмонд» Бетховена, «Венгерская рапсодия 2» Листа.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, Шуман («Грезы»), «Симфония № 5» Мендельсона.
Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания — Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, «Утро» и «Танец феи Драже» Чайковского, вообще подойдут практически любые медленные вальсы.

СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.
Источники: svetan.ru, strana-sovetov.com

Музыкотерапия


Ольга
Ольга
Алексей
9 лет
Санкт-Петербург
211037

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
NUSHA
NUSHA
Викушка
9 лет
Саратов