Ребенок не рождается школьником. Готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
Готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Программы для подготовительной группы детского сада ориентированы на формирование у детей тех умений и навыков, которые будут необходимы ребенку для успешного обучения в школе, тем самым обеспечивая равные стартовые возможности для обучения.
Однако помните, что ответственность за воспитание и развитие ребенка, а, значит, и за подготовку к школе лежит на родителях!
1. У будущего первоклассника должно быть сформировано желание учиться. Для этого, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него стремление больше узнать, лучше уметь, выполнять трудные задания, добиваться результата.
2. У ребенка должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен относиться к взрослому как к учителю, указания которого обязательны, уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение. Важно, чтобы ребенок усвоил хотя бы элементарные навыки самоконтроля и самооценки.
3. Ребенок должен уметь принимать учебную задачу, т.е. выделять в учебных заданиях не их внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно учиться.
4. У него должно быть сформировано умение действовать по заданному взрослым правилу, внимательно слушать и последовательно выполнять предлагаемые задания.
5. Необходимо формировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
6. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал быстро при письме.
7. Существенными предпосылками к школьному обучению служит и развитие координации между движениями руки и глаза, т.к. ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает.
8. Успешность обучения связана с наличием навыков деятельности со сверстниками, с умением ребенка жить в коллективе, считаться с мнением других, уступать, помогать, подчиняться, лидировать. Необходимо научить ребенка общаться:
• слушать собеседника, не перебивая;
• говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль;
• пользоваться словами, характерными для вежливого обращения.
Закрепление социально-поведенческих норм способствуют «секреты общения», предлагаемые для запоминания:
• Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
• Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
• Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
• Умей внимательно слушать другого, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль и ты сможешь узнать много нового!
• Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
Взаимодействие.
Если вы решили самостоятельно заниматься с ребенком, то необходимо учитывать следующее:
• Занятия с ребенком должны быть обоюдно добровольными.
• Их длительность не должна превышать 35 минут.
• Не пытайтесь предлагать ребенку задание, если он утомлен.
• Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер – «мозговой штурм» при подготовке не слишком эффективен.
• Даже если ребенок не смог выполнить задание целиком, а сделал только его часть, обязательно похвалите его за выполненную работу – это будет стимулом к дальнейшим успехам.
Следует помнить, что методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, поэтому ваши усилия полезнее направить на использование общеразвивающих упражнений, полезных для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук, речи. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова – предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите не только повторять наизусть услышанный текст, но и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился...» – они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
Существует целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления. Многочисленные примеры их Вы можете найти в разнообразных методических пособиях.
К ним относятся:
• всевозможные головоломки;
• различные задания с палочками и спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение);
• упражнения на соединение нескольких точек одной линией, не отрывая руки;
• работа с конструктором не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
• включение ребенка в сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
• задания типа «Четвертый лишний»;
• придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, стимулирует воображение и фантазию;
• сравнение различных предметов и явлений – что в них общего и чем они отличаются;
• логические загадки и задачи и т.д.
Хорошая память способствует успешному обучению, но память надо развивать, а не тренировать заучиванием стихов и «зазубриванием» материала.
Необходимо сделать так, чтобы мыслительная обработка информации всегда предшествовала его запоминанию. Полезно заниматься развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса. Активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов: памяти, восприятия, мышления. Это приводит к пробуждению у ребенка интереса к занятиям. Традиционные способы тренировки памяти не дают такого эффекта. Детям с ослабленной памятью рекомендуется предварительно рассказывать содержание занятий (уроков). Если материал частично (или хотя бы в общем виде) знаком ребенку, включается процесс узнавания, который компенсирует недостатки памяти и облегчает понимание.
Для развития внимания и наблюдательности можно использовать игры:
• на запоминание групп предметов, их порядка, количества, пространственного расположения, формы, размера, цвета и т.д. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.
• на нахождение различий, несоответствий, лишних или пропущен¬ных предметов, деталей в изображениях (картинки-загадки, лабиринты и т.д.}.
Если ребенок допускает ошибки по невнимательности – необходимо обучать его методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания. В процессе выполнения задания ему необходимо параллельно с написанием проговаривать буквы, слова, операции, т.е. осуществлять действие под самодиктовку. На первых порах лучше, чтобы ребенок выполнял операции списывания и срисовывания поэлементно.
Проговаривание ребенком алгоритмов своей деятельности позволит ему гармонично развивать свое мышление.
Развитию графических навыков и мелкой моторики способствуют:
• рисование по трафарету, шаблону, обведение по контуру, срисовывание, дорисовывание;
• ри¬сование по памяти, рисование по точкам, рисование с закрытыми глазами;
• раскрашивание, закрашивание, целенаправленное рисование с последующим обсуждением.
• Различные виды штриховки:
– снизу вверх //////////, сверху вниз ////////, слева направо ______, справа налево_______, наклонная ////// \\\\\\, вертикальная (стоячая) IIIII, горизонтальная (лежачая)_____, редкая / / / / / /, частая ///////;
– штриховка всего листа бумаги разными видами штриховки карандашами разного цвета;
– штриховка нарисованных предметов, не переходя границы, с соблюдением одинакового расстояния между штрихами;
– упражнения в штриховке предметов (произвольный выбор направления и частоты штриховки);
– штриховка овощей, фруктов со «спелым бочком» (штриховка разной интенсивности).
И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, и был уверен в том, что он все равно для вас самый любимый!
Ругать ребенка после того, как он оказался в чем-то несостоятельным – недопустимо.
Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает все небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
К шести годам происходит оформление элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В шестилетнем возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. Важным является умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, ч то непосредственно привлекает, т.к. шестилетний ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели, а именно стремление не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями.
рекомендации родителям будущих первоклассников
Комментарии
Актуальные посты
комнатная температура дляребенка
выбор роддома в калининграде
выбор роддома в калининграде