Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Грозит ли России резкий дисбаланс новорожденных мальчиков и девочек, а в перспективе — нехватка женщин? С этим явлением давно столкнулись Китай и Индия. А теперь явный перевес мальчиков наблюдается в Грузии, Армении, Азербайджане, Сербии и Боснии, со ссылкой на исследования демографов. Эксперты считают, что рост числа холостяков — серьезная проблема, но в России куда серьезнее другая проблема — малодетность.
Селективное убийство девочек
«Явления, описываемые The Telegraph, существуют уже давно», — говорит директор Института демографических исследований Игорь Белобородов.
В Китае на 120 мальчиков рождается 100 девочек, в Индии соотношение составляет 112 к 100. Во многом это результат селективных абортов: нежеланных девочек «отсеивают» после ультразвуковых исследований (УЗИ), поясняет Белобородов. «Предпочтение, оказываемое мальчикам в условиях политики однодетности в Китае,-- особенность патриархальных культур», — поясняет Игорь Белобородов.
В результате «в Китае 40 млн мужчин трудоспособного возраста уже не имеют жен, и это огромная цифра», подчеркивает демограф.
В Индии, по его словам, за последние 20 лет совершено 20 млн абортов девочек. Появилось явление gendercide, по аналогии с геноцидом, — убийство по признаку пола. В некоторых районах Индии, говорит Игорь Белобородов, даже существует «инфантицид — убийство новорожденных девочек».
В результате в Индии появляется полигамия в виде полиандрии, когда женщина живет с мужем и одновременно сожительствует с его холостыми братьями, говорит эксперт. Другой вариант — когда молодых девушек для женитьбы попросту похищают.
«Мужчины могут в поисках невест уезжать в другие страны», — добавляет глава представительства в России и СНГ Всемирного Конгресса семей (ВКС), посол ВКС в ООН Алексей Комов. «Иммиграция китайцев в Россию — Сибирь и на Дальний Восток — отчасти продиктована поиском пары», — говорит заведующая лабораторией Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор МГППУ Вера Абраменкова.
Последствия гендерного дисбаланса в психологии очевидны. «Быстрее разрушаются эталоны мужского и женского поведения», — говорит Вера Абраменкова.
«Происходит феминизация мужского и маскулинизация женского начал. Идет стирание граней между полами, женщины все чаще предпочитают мужской образ, а мужчинам, наоборот, все сложнее сохранять мужественность, социальную и психологическую зрелость в нынешних условиях», — говорит психолог. Такое явление наблюдается во многих странах, в том числе в России.
Мальчиков всегда рождается больше: гипотезы и реальность
«Педагоги в российских детсадах и школах в последние 2-3 года отмечают перевес мальчиков над девочками», — говорит декан факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета Марина Егорова. «Когда мы делаем в школах гендерные исследования, девочек часто приходится „добирать“, мальчиков всегда больше», — говорит эксперт.
На 1 января прошлого года в России было 899 тысяч мальчиков до года и 851 тысяча девочек того же возраста, приводит данные Росстат.
«Мы не отмечаем принципиальных изменений в соотношениях мальчиков и девочек», - замечает замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров. Мальчиков всегда рождается больше, чем девочек, подчеркивает он. Соотношение составляет примерно 105-106 к 100. Пропорция новорожденных мальчиков и девочек «так и остается в России на этом уровне».
По поводу природного дисбаланса новорожденных мальчиков и девочек существует знаменитая гипотеза биолога, химика и физика Вигена Геодакяна, автора труда «Эволюционная теория пола», рассказывает заведующая лабораторией Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова. Суть этой гипотезы собеседница РИА Новости интерпретирует так: «Мужчины — компас эволюции, изменчивости».
Извечный дисбаланс мальчиков и девочек у Геодакяна объясняется тем, что «мужчины в эволюционном процессе отвечают за изменчивость, а женщины — за постоянство», объясняет теорию Сергей Захаров. Мальчиков рождается больше, «так как они должны двигаться в поисках наилучших стратегий [выживания]», поясняет он.
Беспокоиться стоит не по поводу дисбаланса мальчиков и девочек, а по поводу «огромного разрыва между мужской и женской смертностью и раннего сиротства детей», утверждает демограф. Мужчины в России умирают раньше. Всероссийская перепись населения зафиксировала факт: женщин на 10,5 млн больше (всего россиян почти 143 млн).
«Мужчины затрачивают больше энергетических усилий для выживания, и у них много рискованного поведения», — говорит демограф.
Под рискованным поведением подразумевается алкоголизм, наркомания, ДТП, разного рода травмы.
В России «котируются и мальчики, и девочки»
Для России, в отличие от Грузии или Армении, «предпочтение [детей] по половому признаку» пока не характерно, говорит Сергей Захаров.
В Грузии, Армении и Азербайджане уже появились селективные аборты, замечает Игорь Белобородов. На 120 мальчиков рождается 100 девочек, говорит демограф.
«В России, в условиях повальной малодетности — ориентации семьи на рождение одного малыша, пол ребенка часто не имеет особого значения, — говорит Игорь Белобородов. — Один из мотивов рождения второго ребенка — предпочтение, отдаваемое мальчику или девочке».
«В России мужчины часто хотели, чтобы родилась дочка», — говорит Вера Абраменкова.
«Мы четыре раза пытались завести девочку, — рассказывает моя знакомая, Елена Смирнова, мама четверых мальчишек. — Но когда узнавали, что родится мальчик, у нас даже мысли не было об аборте».
«У нас сначала родился сын, а мы хотели еще и девочку, — говорит мама двух мальчиков и двух девочек Наталья Портнова. — Вторым родился сын. Мы решили еще раз попробовать с девочкой». Третьей у Натальи родилась дочь. Потом семья решила «для ровного счета завести еще одну дочку», замечает собеседница РИА.
В целом по России «котируются» и мальчики, и девочки, но в отдельных регионах, например, на Северном Кавказе — в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии — мало-помалу появляются селективные аборты, говорит Игорь Белобородов. «В селах еще высокая рождаемость, а в городах уже распространяются такие технологии планирования семьи, когда после УЗИ, если пол ребенка родителей не устраивает, делают аборт», — рассказывает собеседник агентства.
«Отсев девочек как явление так или иначе переходит в Европу», — заключает Игорь Белобородов.
В Европе серьезно дебатируется вопрос, не запретить ли определение пола на УЗИ, — добавляет Алексей Комов. — Часты случаи, когда пол ребенка не тот, который нужен. А бывают при определении пола на УЗИ и ошибки".
Малодетность и бездетность страшнее
При всех гендерных изменениях, есть еще более тревожная тенденция — нежелание иметь детей вообще, говорит директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. «Массовая бездетность наблюдается в разных точках мира: в Германии, Шанхае, Гонконге». В Европе, например, 20 процентов молодых женщин бездетны. Часть из них — убежденные child-free, противницы деторождения, часть — просто типичные представители «общества потребления, которые увлеклись карьерой», а часть — с нетрадиционной ориентацией, говорит демограф.
«Судя по фактам, child-free не сильно влияют на рождаемость, — утверждает замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров. — Более важный объект для [российской] государственной политики — чтобы коэффициент рождаемости поднялся с нынешних 1,6 до хотя бы 2,1».
Такой коэффициент означал бы, что на одну среднестатистическую женщину в возрасте до 50 лет будет приходиться больше двух рождений. Это обеспечивает так называемое естественное воспроизводство населения — поддержание его численности.
«Никаких катастрофических изменений с рождаемостью нет», — отмечает замдиректора Института демографии ВШЭ. Снижение коэффициента рождаемости с середины века не слишком значительное: в 1940-1950-е годы этот коэффициент составлял 1,8, в 1980-е годы установился на уровне 1,6 и так примерно и держится, подчеркивает Сергей Захаров.
На 40% женщин приходится 2 рождения, говорит замдиректора Института демографии ВШЭ. Недавний опрос, проведенный в этом году Институтом демографии, — «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» — показал, что многие семьи ориентированы на двухдетность, отмечает эксперт.
Нужно работать с репродуктивными стереотипами молодежи — с представлениями о семье и количестве детей в ней, считает Алексей Комов. Сейчас главный воспитатель среднестатистического европейского подростка — СМИ, в том числе телевидение и Интернет-издания, говорит эксперт. А в СМИ оценка семьи часто негативная.
Государство призывает иметь двух и более детей «тех людей, которые росли в условиях малодетности», говорит Сергей Захаров. «Они уже восприняли ту мотивацию. У человека уже в подростковом возрасте есть представления о том, какая должна быть семья», — поясняет он.
Трудно менять репродуктивные стереотипы, «если это был результат длительных исторических изменений», подчеркивает Сергей Захаров.
«Материально-финансовая помощь, агитация, создание в обществе дружелюбного настроя к двухдетным семьям — весь этот комплекс мер может увеличить коэффициент рождаемости на 0,1 — 0,2. И это уже значимо», — заключает собеседник РИА Новости.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте далее:
Были бы дети вообще… Какого пола — неважно.
«Материально-финансовая помощь — ключевые слова.
а аборты по половому признаку конечно жесть
насчет абортов вообще маразм! народ зажрался… мой муж очень рад девочкам и говорит нафиг никто не нужен кроме них