Развитие ребенка в 3 месяца

Вашему малышу 3 месяца? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

Моторное и психическое развитие ребенка в 3 месяца

Лежа на спине.  Ребенок может лежать в симметричном положении, иногда пробует поворачиваться в обе стороны. Малыш может держать голову по средней линии, но часто поворачивает ее то в одну, то в другую сторону.

К концу 3-го месяца ребенок «открывает» существование рук и проводит долгое время, наблюдая за их движением (раньше остальных частей тела он знакомится именно со своими ручками и осознает, что они ему принадлежат). Постепенно в течение 3-го месяца пальцы разжимаются и вытягиваются; кисть становится почти совсем открытой, пальцы только слегка согнуты. Если ребенку вкладывают в руку игрушку, он ее хватает и держит несколько минут, пробует поднести ко рту. Это — начало координации между зрением и осязанием. Ножки малыша в этот период повернуты наружу, согнуты и слегка раздвинуты. В состоянии бодрствования ребенок все время «сучит» ножками (работает ими как «педалями»).

Лежа на животе.  Ребенок лежит в симметричном положении, опираясь на предплечья, с приподнятой головой под углом 45 градусов. Опора на предплечья еще нестабильна. Голова может двигаться и ложиться то в одну, то в другую сторону. Иногда ребенок делает ползающие движения, но ему не удается перемещаться.

Подтягивание, исходя из положения лежа на спине, удается (если его берут за руки), но голова еще качается из стороны в сторону. Однако, после того как малыша достаточно поднимают, голова уже не падает вперед или назад. Во время подтягивания ножки также приводятся вперед, но еще сохраняют сгибание в коленном суставе.

Поддерживаемый под мышками, ребенок встает на ножки и опирается на них короткое время. Ножки при этом кажутся напряженными, с вытянутыми коленями и согнутым бедренным суставом. Тело вытянуто, положение головы хорошо контролируется.

Развитие ребенка в 3 месяца: тонкая подвижность и хватание

Если провести перед глазами ребенка по средней и немного боковой линии ярко окрашенный предмет на расстоянии 30-40 см, малыш видит его и следит за ним взглядом, проявляет к нему интерес, глаза сосредоточены на предмете.

Малыш уже сует в рот не всю руку, а только пальцы. Грудной ребенок может схватывать палец матери или предмет, который ему подносят. Хватание выполняется еще ладонью (как у обезьян). Ребенок держит игрушку крепко и кусает ее, затем отпускает игрушку непроизвольно.

Развитие ребенка в 3 месяца: речь и социальный контакт

Речь.  Малыш в этом возрасте шумно смеется, когда с ним разговаривают. Он поворачивает голову к лицу, которое к нему обращается и спонтанно лепечет. Он начинает издавать звуки, подобные звуку «ф», «с», «в».

Социальный контакт.  Ребенок смотрит пристально на мать и улыбается ей, когда она с ним говорит. Он следит взглядом и смотрит на людей, которые к нему подходят. Малыш в этом возрасте всегда общается с матерью глобально: свободно, спокойно, улыбаясь, когда он счастлив, или мечется, хнычет, если у него плохое самочувствие.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 3 месяца?

В этом возрасте у малыша пробуждается интерес к игрушкам, он начинает хватать руками разные предметы. Колокольчик и погремушка доставляют ему удовольствие, даже если они выпадают из рук. Ребенка радуют цветные предметы (ярко-красные, желтые, голубые) и те, которые производят шум. Над кроваткой желательно прикрепить игрушки — это способствует развитию мелкой моторики.

Развитие ребенка в 4 месяца

Вашему малышу 4 месяца? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

Моторное развитие ребенка в 4 месяца

Моторное развитие продолжает прогрессировать от головы к конечностям. Помимо того, что ребенок уже хорошо держит голову, он поворачивает ее справа налево. Когда его носят на руках, малыш держится сам.

Лежа на спине.  Ребенок может лежать на спине в симметричном, хорошо вытянутом положении. Он держит голову стабильно по средней линии, но поворачивается предварительно в одну сторону; малыш может легко менять положение.

Лежа на животе.  Ребенок хорошо опирается на предплечья, поднимает голову на 90 градусов и смотрит вперед и по сторонам. Туловище и бедра более вытянуты. Отмечаются активные движения нижними конечностями, он «крутит педали». Если ребенка берут за руки и подтягивают вверх, он участвует в этом движении, хорошо контролирует движения головы; одновременно поднимает и вытягивает нижние конечности.

Руки.  Ребенок приводит руки к средней линии и следит за ними координированным взглядом. Пальцы рук разжаты. Ноги находятся в наружном вращении, наклоненные снаружи; ребенок сучит ножками поочередно; колени еще согнуты, но временами он их вытягивает. Ноги согнуты в лодыжном суставе, который обладает хорошей подвижностью.

Хватание.  Движения хватания еще не координированы. Малыш хватает предмет, крепко его держит и двигает его одновременно с рукой. Упускает его случайно, непроизвольно. Однако ребенок наблюдает, что происходит с его рукой и предметом. Ребенок всовывает пальцы в рот и сосет их, играет своими руками и подносит игрушки ко рту.

Речевое развитие ребенка в 4 месяца

Лепет становится более выразительным и разнообразным, в зависимости от выражаемых чувств. Ребенок «играет» звуками. Иногда различаются гласные «е», «а», но в большинстве случаев этот прогресс появляется позже. Малыш улыбается, когда с ним разговаривают, иногда громко смеется, поворачивает голову к матери, которая с ним разговаривает, лепечет ей в ответ, иногда радостно вскрикивает. Он радуется своему «щебетанию» и повторяет его. Поворачивается в сторону источника шумов и утихает, прислушиваясь. Пробует получать желаемое при помощи плача.

Развитие ребенка в 4 месяца: социальный контакт

Личность малыша развивается. Он хорошо узнает мать. Если с ним разговаривают, ласкают, ребенок выражает радость улыбкой. Он издает звуки, похожие на смех, принимает живое участие во всем, что происходит вокруг. Отрицательно реагирует, когда его оставляют одного. Внимательно наблюдает за лицом, смотрящим на него. Реагирует на присутствие матери, наблюдает за ней, что-то лепечет. Малыша можно успокоить, взяв на руки, разговаривая с ним, давая почувствовать материнское тепло.

Вас должно насторожить, если к концу 4-го месяца:  — ребенок, лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья;
— малыш не пытается опираться на кончики пальцев ног, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками;
— малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не выражает радость, когда с ним играют;
— если голова ребенка склоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения «лежа на спине».

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 4 месяца?  Если вашему малышу 4 месяца, вы можете попробовать поиграть с ним в игру  «На рыбалке».

Правила игры:
Детям любого возраста нравится что-нибудь ловить, так почему бы не начать делать это в младенческом возрасте? Вашему малышу понравится элемент неожиданности, поскольку он сможет получить то, что хочет, используя свое умение решать задачи.

Порядок действий:
Вам понадобится немного веревки (около метра), яркая игрушка, бесцветный скотч, стол.

1. К одному концу веревки привяжите игрушку.
2. Протяните веревку через стол таким образом, чтобы игрушка свисала со стола, и ее не было видно.
3. При помощи бесцветного скотча прикрепите другой конец веревки к столу.
4. Посадите ребенка себе на колени, чтобы он мог видеть стол и веревку.
5. Отклейте скотч и дайте малышу в руки веревку.
6. Пусть он поиграет с ней.
7. Побудите его потянуть веревку, скажите: «А что там такое?» или «А где игрушка?». Ваш малыш будет приятно удивлен, когда потянет за веревку и увидит игрушку.
8. Понаблюдайте, догадается ли он, как придвинуть игрушку к себе.

Вариант. Вместо того чтобы прятать игрушку, положите ее на видное место, чтобы ребенок попытался догадаться, как достать ее при помощи веревки.

Внимание!  Присматривайте за ребенком, чтобы он не запутался в веревке.

Во время игры вы развиваете:
— предвкушение событий;
— осознание причины и следствия; 
— осознание постоянства предмета; 
— умение решать задачи.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Вашему малышу 5 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

Развитие ребенка в 5 месяцев: общая подвижность

Лежа на спине.  В этом возрасте дети уже могут поворачиваться с одного бока на другой. Некоторым даже удается повернуться со спины на живот. Ребенок схватывает ножки и подносит их ко рту. Лежа в постели, он трогает собственное тело уже раскрытыми руками. Иногда малыш максимально вытягивает позвоночник, опираясь головкой и ступнями о кровать, поднимает ягодичную часть, будто пробуя делать «мост». Иногда он поднимает голову и одновременно вытягивает туловище. Если ему протягивают какой-либо предмет, ребенок хватает его еще неловко, всеми пальцами, но держит крепко, трясет им, ударяет о решетку кроватки, подносит ко рту. Упускает его произвольно. Малышу нравится хватать одеяльце и тянуть его ко рту, чтобы сосать. Туловище находится в симметричном положении по отношению к голове.

Лежа на животе.  Ребенок легко поднимается, опираясь на предплечья. Лежит в симметричном положении, приподняв голову под углом 90 градусов. Пробует ползти, но ему не удается продвинуться всем телом вперед. Начинает вертеться. Таз прилегает к плоскости кроватки.

Ноги.  Ножки повернуты наружу и слегка расставлены. Чаще всего ребенок сучит поочередно то одной, то другой, но нередко вытягивает и сгибает одновременно обе ноги, может хорошо вытягивать колени, а ноги обладают хорошей подвижностью в лодыжном суставе. Движения кажутся координированными.

Положение сидя.  Поддерживаемый за плечи ребенок пытается сидеть: голова держится твердо, но туловище еще недостаточно окрепло и поэтому наклоняется вперед, ребенок протягивает ручки перед собой, чтобы опираться, но без полного переноса тяжести. Бедренные суставы сгибаются, ножки поворачиваются и наклоняются в сторону, колени согнуты, а лодыжки обладают хорошей подвижностью. Поддерживаемый под мышки, ребенок также пытается встать на ножки. Он протягивает ножки к плоскости кроватки и пытается подняться. Ему еще не удается опереться на ноги: он сгибает бедренный сустав, сгибает и выпрямляет колени, опираясь незаметно и на короткое время на кончики ног, покачиваясь, наподобие игрушки «Ванька-встанька».

Реакция положения.  В любом положении голова устанавливается правильно. Дети, отлично развитые с нейромоторной точки зрения, хорошо реагируют на любое положение головы по отношению к телу и тела по отношению к голове. Эта реакция известна педиатрам под названием реакции Ландау. Следует отметить, что эта реакция наблюдается не у всех детей 5-ти месяцев, но она должна появиться к 6-ти месячному возрасту и надо следить за тем, как она происходит.

Развитие ребенка в 5 месяцев: тонкая подвижность

Если ребенок находится в стабильном положении, он может хватать обеими руками, всей ладонью («по-обезьянему»). Когда взрослый поднимает его в сидячем положении и поддерживает, ребенок с интересом следит за предметами, которые падают сбоку от тела. Малыш протягивает руку к ярко раскрашенной игрушке; схватив ее, он сопротивляется, когда мать хочет отнять. Игрушка хватается открытой кистью, всеми пальцами; благодаря этой манере схватывать, ребенок упускает ее без какой-либо цели.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

Издаваемые малышом звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка. Ребенок лепечет и вокализирует, связывает звуки «напевает», прекращает и снова начинает «петь». Иногда он ясно произносит звуки «а», «е», умолкает на несколько секунд и снова повторяет их, как бы прислушиваясь к самому себе. Говорит сам с собой, начинает произносить слоги («да», «де», «га»). Когда мать имитирует эти звуки, удовлетворение ребенка возрастает, и он начинает своеобразную «беседу». Как только устанавливается «диалог», ребенок смеется, поворачивается, протягивает ручки к матери. Малыш перестает плакать, когда слышит музыку.

Рот — орган познания

Ребенок в возрасте 5-ти месяцев уже чувствует потребность совать все предметы в рот. Для него это путь познания. Губы и язык — очень хорошие органы осязания, поэтому мать должна предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опаски (например, резиновые кольца, пластмассовые игрушки, резиновые предметы). Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не смог их проглотить, а если они падают на пол, чтобы их можно было помыть.

Развитие ребенка в 5 месяцев: социальный контакт

Вместо глобальных реакций (радость, страх, крики, удовлетворение) чувства становятся «детальнее». Выразительные средства обогащаются: радость, скука, ярость. Ребенку все больше начинает нравиться общество других людей, он чувствует потребность быть с кем-то рядом, когда он бодрствует. Когда с малышом разговаривают, он счастлив. У ребенка все больше начинает вырисовываться собственная личность.

Вас должно насторожить, если к концу 5-го месяца ребенок:  — плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
— неуверенно держит голову, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения «лежа на спине»;
— не может протянуть ручки к игрушке;
— не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
— не произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба»), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (например, «Где папа?»);
— не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне и мимике.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 5 месяцев?

Если вашему малышу 5 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в игру  «Футболист».

Правила игры:
Эта игра — непростая задачка и для вас, и для вашего малыша. Кроме того, она прекрасно тренирует его маленькие ножки и великолепно подходит для развития мускулатуры, координации движений, а также просто для того, чтобы получать удовольствие!

Порядок действий:
Вам понадобится пляжный надувной мяч или другой любой легкий мяч диаметром 60 — 90 сантиметров и одеяло.
1. Положите малыша спинкой на одеяло.
2. Поднимите его ножки вверх, положите их на мяч. Держите мяч в воздухе, пока ребенок бьет по нему ножками.
3. Поворачивайте мяч, когда малыш ударяет по нему ножками.

Вариант. Бросьте мяч на ножки ребенка и посмотрите, сможет ли он его отбить. Если у малыша получится — похвалите. Если нет — продолжайте, пока он не отобьет мяч или не утратит к игре интерес.

Внимание!  Убедитесь в том, что ребенок лежит на мягкой поверхности, поскольку он может удариться спинкой о пол. Следите за тем, что мяч не попал ему в лицо.

Во время игры вы развиваете:
— осознание причины и следствия; 
— координацию движений;
— общую моторику.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Вашему малышу 6 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

6-ой месяц имеет большое значение в развитие ребенка. Сидячее положение становится более стабильным, совершенствуется равновесие в положении лежа на спине и животе. Изменение положения расширяет кругозор ребенка. Он хорошо контролирует движения головы, улучшается вращение, а тем самым и совершенствование моторной функции. Возрастает контакт с окружающим миром. Из этого следует, что психическое развитие, созревание чувств, социальный контакт малыша зависит от качества развития его мышечной системы.

Развитие ребенка в 6 месяцев: общая подвижность

Лежа на спине.  Грудной ребенок может сам поворачиваться на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Малыш хватает ноги, щупает свое тело, изучает его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда делает «мостик»: упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника.

Ноги.  Ноги повернуты наружу, согнуты в коленях, угол между бедром и животом «тупой»: нога по отношению к голени вытянута, а лодыжечный сустав обладает хорошей подвижностью. Только в этом возрасте возможно полное вытягивание нижних конечностей. Движения ног отличаются хорошей координацией и имеют большую амплитуду: ребенок сильно ударяет ножками, останавливается порой на минуту и смотрит на окружающих, как бы требуя их внимания, затем возобновляет движения.

Лежа на животе.  В этом положении малыш хорошо поднимает голову. Отмечается расслабление туловища. Когда ребенок лежит спокойно на животе, бедра прилегают к плоскости кроватки. Он опирается на предплечья или на руки при хорошем общем равновесии.

Положение сидя.  Если малыша усаживают при поддержке матери и если мать отнимает руки, которые его поддерживают, ребенок приводит ручки вперед и берет на себя, несколько неловко, тяжесть своего тела. Очень хорошо моторно-развитые дети могут сидеть 3-10 минут.

Положение стоя.  Если мать поддерживает ребенка подмышки, он опирается сначала неуверенно на кончики пальцев, опираясь несколько лучше на расставленные ноги, но все еще с согнутыми коленями, все тело находится в симметричном положении (голова по той же оси, что и тело). Но это не означает, что малыш начнет скоро ходить.

Развитие ребенка в 6 месяцев: тонкая подвижность

Хватание руками становится более ловким. Ребенок пользуется всей рукой как черпалкой, всей ладонью, но с частичным противостоянием большого пальца. Если малышу дают в руку игрушку, он ее долго держит. Хорошо хватает кольцо рукой. В начале месяца ребенок с трудом удерживает кубик: если ему дают в руку кубик, он держит его ладонью и кончиками пальцев. К концу месяца движение становится ловким, ребенок держит кубик в ладони с закрытыми на нем пальцами; он может схватить по игрушке или кубику в каждой руке, а если они гремят, он ударяет их один о другой. Малыш начинает участвовать всем телом в хватании игрушки, сначала приковывает к ней взгляд, затем, поочередно закрывая пальцы, как бы ловя ее на расстоянии, пробует приблизиться к игрушке. Если ребенка укладывают на живот и кладут перед ним какой-нибудь блестящий предмет на малом расстоянии от руки, он пробует передвигаться, потягивается немного на животе и ему иногда удается схватить предмет. После этого он начинает ликовать, суетиться, издавать крики.

Речевое развитие ребенка в 6 месяцев

В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. Он образует все больше и больше слогов: «да», «ее», «дее», «ге-ге», «ого-го». Ребенок соединяет их и произносит ритмично. С каждой неделей можно увидеть, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее, образуют постепенно язык, на котором он будет разговаривать с родителями. Модулируется голос и тон.

Развитие ребенка в 6 месяцев: социальный контакт

Ребенок начинает различать лица, которые он видит каждый день. Это заметно из того, что он притихает и прерывает игру, когда поблизости появляется кто-нибудь чужой и, когда присутствие последнего ему неприятно, он начинает плакать. Малыш радуется, когда видит свое изображение в зеркале. Он различает ласковый, любящий тон голоса от твердого, строгого тона. Воспринимает и реагирует на мимику матери. Поворачивается к источнику шума и реагирует на приятные или неприятные ситуации.

Вас должно насторожить, если к концу 6-го месяца малыш:
— лежа на животе, не может дотянуться до игрушки;
— не может ухватить кубик;
— уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
— не просится на ручки, протягивая ручонки взрослому.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 6 месяцев?

Важный этап в развитии ребенка — это игра. Малыш любит, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Ему нравится, когда мама или папа ударяют в жестяную коробку, гремят погремушкой. Таким образом, предмет в игре используется как средство общения.

Если вашему малышу 6 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в игру  «Снимаем шляпы».

Правила игры:
Ваш малыш только начинает узнавать лица, поэтому попробуйте сыграть с ним в эту игру. Вы не сможете долго разыгрывать ребенка, но ему очень понравится снимать и одевать шляпы. Внимание! Иногда дети пугаются, если внешность людей меняется. В таком случае на мгновение наденьте шляпу и снимите ее, чтобы показать малышу, что вы все еще мама/папа. Если это не помогает, сыграйте в эту игру, когда малыш чуть-чуть подрастет.

Порядок действий:
Вам понадобятся разные головные уборы и детское кресло. 
1. Возьмите все головные уборы, которые у вас есть — бейсболку, вязаную шапочку, колпак, берет, шапочку для душа, шляпу и т.п. Не используйте маски — они пугают малышей такого возраста! 
2. Посадите ребенка в детское кресло или на пол лицом к себе.
3. Наденьте на голову первый головной убор, сделайте смешное выражение лица и скажите малышу что-нибудь интересное, например: «Глянь-ка на меня! Я пожарный!».
4. Наклонитесь к малышу, чтобы он мог ухватиться за головной убор и снять его.
5. Повторите это действие несколько раз с одним головным убором, прежде чем надеть следующий.

Во время игры вы развиваете:
— осознание причины и следствия; 
— преодоление страха перед незнакомцем; 
— понимание неизменности предмета;
— социальные навыки.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Вашему малышу 7 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

На 7-ом месяце продолжается процесс стабилизации и социализации малыша. Большинство детей уже хорошо сидят, но существуют еще такие, которые «шатаются», «качаются» или падают. Благодаря моторному прогрессу, ребенок обретает новые способности исследования окружающей среды. Контроль движений и положения головы становится хорошим. Ребенок все увереннее поворачивается с одного бока на другой. Некоторые уже хорошо передвигаться на четвереньках. Ребенок обладает полной способностью зрительных, осязательных и слуховых восприятий.

Развитие ребенка в 7 месяцев: общая подвижность

Лежа на спине.  При укладывании на горизонтальную поверхность малыш немедленно поворачивается на один или на другой бок. Многим легко удается поворачиваться на живот. Ребенок может протягивать обе руки и поднимать голову, чтобы показать желание быть поднятым: если его берут на руки, он подтягивается почти самостоятельно вверх.

Лежа на животе.  Малыш приподнимает голову, переносит свой центр тяжести и сгибает нижние конечности под живот с намерением подняться, но падает обратно. Он постоянно повторяет эти новоприобретенные движения. В этом положении ребенок вращается вокруг оси, двигается назад, когда хочет продвинуться вперед. Протягивает руку, чтобы схватить какой-нибудь предмет. Временами он вытягивает обе ладони при вытянутом локтевом суставе. Положение симметричное. Таз прилегает к плоскости кроватки, нижние конечности расставлены и слегка согнуты.

Положение сидя.  Если малыша поднимают при помощи подтягивания в сидячем положении, он сидит заметно стабильнее и способен опираться руками.

Ползание, вращение.  Следует отметить, что в моторном развитии ребенка отмечают 4 стадии: «ползание», «на четвереньках», «на карачках» и «на ножках». В общем развитии надо следить и за другими моторными достижениями:
— поворачивание (на один бок, на живот, со спины на живот, с живота на спину),
— «вращение» вокруг оси, опираясь на одну или обе верхние конечности.

Часто во время попыток передвигаться некоторые дети опираются на вытянутые руки и приводят ноги под живот. Это является попыткой перейти от стадии «на четвереньках» к стадии «ползать на карачках».

Развитие ребенка в 7 месяцев: тонкая подвижность

Из любого положения малыш пытается двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно), чтобы схватить предметы, находящиеся в непосредственной близости. Он хватает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которые он выполняет более координированными движениями. Ребенок протягивает руку, чтобы схватить предметы, находящиеся вне его радиуса действия. Глаза «желают» большего, нежели малыш может выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы для тонкой деятельности. Схватив предмет, ребенок разглядывает его. Руки могут соединяться по средней линии. Ребенок играет руками и ногами. В этом возрасте малыш учится различать приятные и неприятные на ощупь поверхности (т. е. развивается тактильное ощущение).

Речевое развитие ребенка в 7 месяцев

Ребенок произносит первые раздельные слоги: «да-да», «та-та», «па-па», «ма-ма», имитирует, изменяет и повторяет звуки. Много и с удовольствием «рассказывает» на своем языке.

Развитие ребенка в 7 месяцев: социальный контакт

Начинается установление малышом контакта с внешним миром посредством взгляда. Ребенок радуется, когда узнает знакомых. Чужих людей рассматривает с недоверием. Он продолжает интересоваться и радоваться своему отображению в зеркале. Внимательно слушает и соответствующим образом реагирует на тон голоса.

Вас должно насторожить, если к концу 7-го месяца ребенок:
— при поддержке за руку не пытается сесть;
— не может стучать игрушкой по столу, кровати и т.д.;
— не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;
— не ласкается к матери или другому близкому человеку, не прижимается щечкой к лицу матери.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 7 месяцев?

Если вашему малышу 7 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в игру  «Попался!».

Порядок действий:
Вам понадобится мягкое одеяло. 
1. Расстелите на полу одеяло и положите малыша на животик.
2. Ползайте по комнате на четвереньках.
3. Когда начинаете приближаться к малышу, говорите: «Я тебя поймаю!» и шевелите пальцами.
4. Повторяйте слова, приближаясь к ребенку все ближе и ближе. Улыбайтесь и смейтесь, чтобы показать ему, что вы просто играете.
5. Когда вы подобрались к малышу, пощекочите его спинку и скажите: «Попался!».
6. Повторяйте до тех пор, пока ребенок не устанет от игры.

Вариант. Подползите к малышу сзади, чтобы для него это было неожиданностью. Если он пытается уползти, дайте ему эту возможность — двигайтесь медленно.

Во время игры вы развиваете:
— ожидание и удивление; 
— выражение чувств; 
— двигательные функции; 
— социальные навыки.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Вашему малышу 8 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

Развитие ребенка в 8 месяцев: общая подвижность

Лежа на спине.  Ребенок уже не остается все время в этом положении, а поворачивается то на один бок, то на другой, затем с боку на живот.

Лежа на животе.  Малыш хорошо контролирует движения головы, хорошо вытягивает руки, туловище и ноги. Из положения «на животе» переходит в положение «ползание на карачках», вначале еще неуверенно, продвигаясь только на «четвереньках». Некоторые еще вращаются вокруг своей оси, другие — пятятся назад.

Положение сидя.  Малыш твердо держится в этом положении без всякой опоры, но еще не может переходить из лежачего положения в сидячее положение. Когда его усаживают, ребенок хорошо держит спинку и контролирует движения туловища и головы. Он двигается вокруг собственной оси и движения хорошо координированы.

Становление на ноги.  Лишь небольшая часть детей хватается за опору и самостоятельно встает на ноги. Нормально развивающийся ребенок хорошо в этом возрасте встает, хватаясь за руки матери. В этом возрасте еще нет твердого равновесия, мать подхватывает малыша подмышки, и он начинает шагать, неуверенно широко расставляя ноги для опоры, иногда передвигая вперед одну и ту же ногу. Рефлекс схватывания стопы сохраняется.

Развитие ребенка в 8 месяцев: тонкая подвижность

Ребенок все легче схватывает предметы. Он берет желаемый предмет с большей точностью, хватает его между ладонью и большим пальцем (реже мизинцем).

Новый значительный прогресс: малыш переводит предмет из одной руки в другую и «охватывает» его взглядом. Когда хватает кубик, то держит его таким образом, чтобы иметь возможность хватать и другой предмет (хватает два предмета одной рукой). Смотрит на упавшие игрушки. Намеренно бросает игрушки на пол. Играет во время еды предметами разных размеров и пытается узнать, когда он ими двигает или бросает на пол.

Из любого стабильного положения ребенок протягивает руку, чтобы хватать предметы. Он пытается достигнуть предметов, находящихся вне радиуса его действия. Руки «открыты», и пальцы готовы для более тонкой моторной деятельности. Ребенок продолжает играть с руками и ногами.

Речевое развитие ребенка в 8 месяцев

Ребенок произносит первые двуслоговые звуки «тата», «мама», «папа», «дада». Он имитирует собственные и посторонние звуки, долго и с удовольствием «рассказывает». Ребенок придает произносимым слогам тон торжества, нетерпения и даже ярости. Таким образом, уже недалеко первое слово. Ребенок хлопает в ладоши по команде или играет в «прятки».

Развитие ребенка в 8 месяцев: социальный контакт

Увеличивается контакт с окружающей средой при помощи взгляда, улыбки, звуков.

Вас должно насторожить, если к концу 8-го месяца малыш:
— не может ползти назад;
— не может короткое время стоять при поддержке за руки;
— не может удержать между указательным и большим пальцами игрушку;
— не прислушивается к разговору взрослых.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 8 месяцев?

Если вашему малышу 8 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в игру  «Зоопарк».

Правила игры:
Как только малыш начинает говорить, он обожает произносить различные звуки. Поэтому устройте ему виртуальную экскурсию в зоопарк и расскажите о животных — это будет способствовать развитию его слуха и зрения.

Порядок действий:
Вам понадобятся игрушечные животные или большие картинки с изображением животных и детское кресло.
1. Возьмите различные игрушки или большие картинки с изображением животных.
2. Посадите малыша в детское кресло и сядьте лицом к нему.
3. Держите игрушку или картинку возле своего лица, чтобы ребенок мог видеть ваш рот. Затем произнесите звук, который издает это животное.
4. Пусть малыш попробует повторить этот звук.
5. Возьмите другую картинку или игрушку и издайте соответствующий звук.
6. Повторите это упражнение со всеми игрушками или картинками.
7. Покажите игрушки (картинки) снова, но на этот раз подождите, прежде чем произнести соответствующий звук, — пусть малыш догадается сам.

Вариант. Одни дети лучше воспринимают зрительную информацию, другие слуховую. Если ваш ребенок лучше воспринимает слуховую информацию, то сначала произнесите звук, а затем покадите картинку или игрушку с этим животным.

Внимание!  Не произносите звуки слишком громко, чтобы не напугать ребенка.

Во время игры вы развиваете:
— слух; 
— речь; 
— навыки классификации; 
— социальные навыки.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Вашему малышу 9 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

Развитие ребенка в 9 месяцев: общая подвижность

Лежа на спине или на животе.  Малыш поворачивается на один бок и на другой, может самостоятельно садиться, начинает ползать на «карачках».

Положение сидя.  В этом возрасте ребенок хорошо сидит, сохраняет равновесие, легче передвигается вперед и вокруг оси.

Становление на ноги.  Большинство детей поднимается, держась за предметы; немногим иногда удается подняться самим. После того, как малыш встал на ноги и опирается, он довольно твердо передвигается, держась за мебель.

Развитие ребенка в 9 месяцев: тонкая подвижность

Важность приобретения привычки противопоставлять большой палец указательному пальцу очень велика. Эта способность является одним из больших завоеваний человека, позволяющим пользоваться рукой для обращения с орудиями труда и для письма. В основном, ребенок совершенствует и оттачивает ранее приобретенные навыки предшествующего месяца.

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев:

Некоторые дети продолжают расширять свой словарный запас языка другими звуковыми сочетаниями.

Вас должно насторожить, если к концу 9-го месяца ребенок:
— в положении сидя плохо держит равновесие;
— не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
— не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать головной убор с головы;
— не может стучать игрушкой об игрушку;
— не может повторить за взрослыми 8 различных звуковых сочетаний и слогов;
— не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 9 месяцев?  Осознание своего тела становится важным развивающим навыком для малыша в 9 месяцев. Ребенку необходимо научиться не только сидеть и ползать, но и ходить. Поэтому если вашему малышу 9 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в игру  «Веселое пятнышко».

Порядок действий:
Вам понадобятся детское кресло и маленькие разноцветные наклейки. 
1. Разденьте малыша, оставив только подгузник.
2. Посадите ребенка в детское кресло или на пол, если он хорошо сидит самостоятельно.
3. Сядьте напротив малыша и разложите перед собой набор наклеек.
4. Покажите ребенку одну из наклеек, затем быстро приклейте ее ему на тело так, чтобы он не видел. Вы можете сделать это, спрятав наклейку между пальцами и дотронувшись до тела малыша.
5. Уберите руку и спросите его: «А где же наклейка?».
6. Начните искать наклейку на теле малыша. Проверьте ладошки и скажите: «Нет, не здесь. Не на ладошках». Проверьте ручки и скажите: «На ручках тоже нет, не здесь». Ищите до тех пор, пока не найдете наклейку, затем скажите: «Вот она!», назовите, как называется эта часть тела и покажите наклейку малышу.
7. Повторите, меняя каждый раз наклейку и место тела
8. Через некоторое время дайте малышу возможность самому отыскать наклейку. Если нужно, подскажите ему.

Вариант. Прикрепите наклейки на свое тело, и пусть малыш ищет их с вашей помощью.

Внимание!  Поскольку наклейки маленькие и их можно проглотить, следите за тем, чтобы малыш не клал их в рот.

Во время игры вы развиваете:
— знакомство со своим телом; 
— осознание постоянства предмета; 
— умение решать поставленную задачу; 
— социальные навыки; 
— зрение.

Развитие

Вашему малышу 10 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

Нейро-психомоторное развитие ребенка в 10 месяцев

Становление на ноги.  Новый заметный прогресс выражается в том, что ребенок стоит на ножках. У одних детей это получается лучше, у других хуже. Ему ребенку удается зацепиться за перекладины манежа или кроватки и подняться, то он стоит на ножках ровно. Это наиболее важное завоевание в моторном развитии ребенка. И эту победу он чувствует сам: у него веселое лицо, он с гордостью смотрит вокруг себя. Едва встав на ноги, он пытается подпрыгивать, поднимать руки вверх. Радость от движения превосходит моторные возможности малыша. Его голени еще слабы и не могут выдержать тяжести тела. Ребенок, поддерживаемый за подмышки, а к началу 11-го месяца только за ручки, пытается шагать. Стояние на ножках и пробы передвижения дают ребенку понятие о пространстве.

Схватывание.  Только в этом возрасте у малыша получается схватывать предметы между большим и указательным пальцами. Благодаря этому он хватает легкие предметы легко и ловко. Ребенку доставляет удовольствие схватить предмет и бросить. Эти движения он проделывает многократно. Этот маневр становится осознанной игрой малыша.

Память и развитие ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте начинает развиваться память. Ребенок продолжает узнавать знакомые лица и предметы.

Практический ум и развитие ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте можно заметить первые проявления практического мышления. Это проявляется в том, что малыш может открывать коробку, выполнять простые указания («Дай мне игрушку!»). Он по команде умеет открывать рот, протягивать игрушку и т.д.

Речевое развитие ребенка в 10 месяцев

Ребенок произносит цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет. Малыш имитирует звуки, которые он слышит или издает сам, модулирует свой голос: громко, тихо, пытается шептать. Играет языком, слюной, чтобы производить шум.

Развитие ребенка в 10 месяцев: социальный контакт

Ребенок начинает понимать, когда его ругают или хвалят; он выдумывает разные трюки, реагирует согласно своему характеру на «приказания» взрослых. К посторонним малыш относится сдержанно. Он громко смеется или улыбается, выражает удовольствие или неудовольствие, но взрослые могут отвлекать его внимание. Ребенок начинает играть со взрослыми. Он хочет играть в той комнате, где находятся взрослые. Ждет, чтобы с ним разговаривали. Если его оставляют одного, он реагирует плачем.

Вас должно насторожить, если к концу 10-го месяца ребенок:
— не сбрасывает игрушки со стола;
— не может махать головой в знак отрицания или согласия, не может помахать рукой в знак прощания;
— не повторяет или не имитирует движения, которые показывают ему взрослые или которые вызывают смех окружающих.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 10 месяцев?

Если вашему малышу 10 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в следующие игры.

«Учимся бросать»
Найдите ведро или коробку, подберите игрушки, которые издают привлекательный звук, упав в ведро. Поставьте коробку так, чтобы ребенку легче было бросать игрушки. Через некоторое время поставьте ее с другой стороны. Ребенку придется либо тянуться в другую сторону, либо перекладывать игрушку из одной руки в другую. Дайте ему игрушку побольше, чтобы он начал действовать двумя руками. Так развивается умение манипулировать предметами.

«Сквозь туннель»
Сделайте небольшой туннель из коробок. Сами станьте на дальнем конце туннеля и позовите малыша, чтобы он полз к вам. Таким образом, развивается восприятие ребенка.

«Мой ящик»
Наполните ящик или коробку разными вещами. Малыш будет опустошать его, а вам придется складывать предметы обратно. Позднее можно применять ящики с крышками и отделениями, с прорезями для фигур.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Вашему малышу 11 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

Моторное развитие ребенка в 11 месяцев

Этот возраст является переходным периодом от горизонтального положения к вертикальному положению (еще недостаточно устойчивому). Усовершенствование происходит постепенно. Горизонтальное положение ребенок принимает в основном только во время сна. Ребенок поворачивается на один бок, на другой бок и приходит в сидячее положение самостоятельно (чаще всего) или с помощью подтягивания.

Положение сидя.  Положение сидя ребенок принимает вполне самостоятельно и свободно, сохраняя устойчивое равновесие (как на горизонтальной плоскости, так на руках у матери). Ребенок может опираться и поворачиваться во все стороны.

Становление на ноги.  В этом возрасте большинство детей встает на ноги еще при поддержке, и лишь небольшая часть детей может вставать самостоятельно. Некоторым детям удается сделать несколько шагов самостоятельно, без поддержки. Держась за мебель, они ходят сравнительно неплохо. Затем переходят на ползание на «карачках» и передвигаются с большой скоростью.

Стоячее положение и ходьба.  В основном малыш уже умеет стоять без поддержки. Ходьба усваивается очень медленно: сначала необходимо, чтобы малыш «созрел» для того, чтобы спонтанно подняться на ноги и попытаться передвигаться, опираясь самостоятельно. Только после этого периода взрослые должны помогать ему шагать (сначала поддерживая за подмышки, а потом за кончики пальцев). Но самостоятельная ходьба появляется у большинства детей только в 12-14 месяцев.
Если одновременно у ребенка отмечается прогресс в речевом развитии, то новоприобретенная способность ходить может исчезнуть. У многих детей может исчезнуть появившаяся речь. Это объясняется тем, что малыш может концентрировать свое внимание на чем-то одном.

Речевое развитие ребенка в 11 месяцев

Помимо «та-та», «па-па», «ма-ма» большинство детей способны произносить несколько слогов или слов, состоящие из 2 слогов. Речь начинает становиться средством общения: личные чувства и желания ребенок выражает простыми слогами.
Многие дети начинают говорить позже (в 12-14 месяцев), они выполняют простые указания, но не произносят слова (т.е. обладают пассивной речью).

Развитие ребенка в 11 месяцев: социальный контакт

В это время усиливается психическая дифференциация. Дети могут выказывать чувство симпатии или предпочтения, отказа или протеста по отношению к окружающим к лицам, игрушкам, еде. Кроме того, можно заметить чувства гнева, зависти, ревности. Свое неудовольствие ребенок выражает активно (протестом или возмущением) или же пассивно, со страхом.

Вас должно насторожить, если к концу 11-го месяца ребенок:
— не может сидеть, вытянув ножки;
— не пытается стоять, держась за опору;
— не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 11 месяцев?

Если вашему малышу 11 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в следующие игры.

«День за днем»
Сопровождайте играми разные режимные моменты. Лучшие игры для умывания и одевания основаны на подражании: «руки вверх, как солдат, ногу вверх, как аист, стой прямо, как фонарь». По утрам в кроватке играйте в лису и зайца: ребенок, изображая зайца, прячется под одеялом, а вы притворяетесь лисой, которая хочет съесть его. Эта игра развивает память.

«Найди игрушку»
Возьмите 3 прозрачных стаканчика и накройте игрушку одним из них. Посмотрите, сможет ли малыш найти ее. Другой вариант: на глазах у ребенка спрячьте игрушку под одним из 3-х платочков. Если малышу трудно отыскать ее, накройте ее не полностью. Когда ребенок будет уверенно отыскивать игрушку под стеклянным стаканом, спрячьте ее под непрозрачной чашкой (на глазах у него). Игра способствует формированию представлений о независимом существовании предметов.

«Пакетик с сюрпризом»
Заверните игрушки в несколько слоев бумаги. Дайте ребенку возможность развернуть ее. Развивается восприятие малыша. Он получает представление о постоянстве предметов, учится управлять движениями своих рук.


Анна
Анна
Валерия
9 лет
Москва
1223653

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катя
Катя

Дорогие мамочки, кто нибудь водит детей на кружки какие нибудь развивающие по типу смартум? стоит туда обращаться? 

Пожаловаться
Анна
Анна
Валерия
9 лет
Москва

Развитие ребенка в 1 год

Вашему малышу исполнился год. И теперь летоисчисление ведется не месяцами, а годами. Ваш малыш уже многое умеет. Поэтому некоторые родители полагают, что после исполнения года ребенок стал большим и более не нуждается в особом внимании и уходе. Его оставляют действовать по своей воле, а родители заботятся только об одежде и еде. Однако именно в этом возрасте ребенку необходима любовь и присутствие родителей, их внимание. Это очень важно для развития новых возможностей малыша (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром.

Развитие ребенка в год

Малыш в этом возрасте свободно сидит, сам становится на ноги, при поддержке делает первые шаги. 
Им овладевает желание научиться ходить. Если он уже умеет ходить, то будет ходить по комнате все время. Подойдя к столу, он умеет хватать различные предметы, может произвольно бросать предметы, которые держит в руке, на пол. 
Ребенок становится причиной для беспокойства окружающих. Его нельзя оставлять одного, т.к. он может пораниться, когда хватает и тянет к себе в рот все, что ему попадает под руку. Однако это является для него возможностью познавать окружающий мир. 
В этом возрасте заканчивается подготовка к ходьбе и овладение речью. Ребенок начинает применять на практике то, что приобрел: он внимательно слушает и много разговаривает.

Развитие ребенка в 1 год: тонкая подвижность

Малыш становится все более ловким. Ему удается схватывать мелкие предметы кончиками пальцев. Большая часть детей хватает предмет всей рукой, либо пальцами и подносит их ко рту. Рот продолжает оставаться органом познания.

Речевое развитие ребенка в 1 год

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний и отдельных слогов ребенок переходит к произнесению слов «мама», «папа», «дядя», «тетя», «дай». Нормальным считается, когда ребенок в возрасте одного года произносит 3-5 двусложных слова. У малыша также активно развита пассивная речь: ребенок понимает инструкции взрослых.

Вас должно насторожить, если к концу одного года ребенок:
— не может ползать на четвереньках;
— не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
— не может одной рукой удержать 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
— не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы, например, при словах «принеси мяч», не может найти и принести его;
— не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу один год?

Самое главное — это увлечь ребенка, чтобы ему стало что-то интересно. Но нет на свете любознательнее «народа», чем дети в год. Развитие для них сейчас крайне важно. Поэтому вы смело можете играть с ними в любые игры — ваш малыш будет только рад новым забавам и общению с вами.

«Это папа»
Это забавная игра очень подходит для того, чтобы поговорить о всей семье. По мере чтения стишка поднимайте именно тот палец, о котором говорится в данный момент. Дойдя до последней строчки, поднимите сразу все пальцы, изображая всю семью. 
«Это папа — самый сильный (большой палец). 
Это мама — сpедь детишек (указательный палец). 
Это бpатик — он такой высокий (сpедний палец). 
Это сестpенка — она поменьше (безымянный палец). 
А это наш малыш — он еще подpастет (мизинец). 
Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)».

Посчитайте свои пальцы: один, два, три, четыре, пять. Ваш ребенок научится согласованности движений.

«Hайди паpу»
Игра на развитие зрительной памяти и запоминание цветов.

Подбеpите несколько паp носков, рукавичек или обуви. Возьмите один носочек, а остальные отложите в стоpону. Дайте выбpанный предмет pебенку и скажите ему, чтобы он нашел дpугой такой же. («Ай-ай-ай! все носочки перепутались, помоги мне собрать их».) Если малышу тpудно это сделать, помогите ему. Hапpимеp, обpатите его внимание на отличительные особенности — цвет, элементы узора, размера и т.п. Дайте ему дpугой предмет из кучи и посмотpите, сумеет ли он найти ему паpу.

«Открой — закрой»
Маленькие дети очень любят открывать и закрывать разные баночки, коробочки. Используйте это в развивающих целях. Поставьте перед ребенком несколько баночек разного размера и формы. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку. Так малыш знакомится с размером и формой.

Развитие ребенка в 2 года

Помните, что в возрастной период от одного до двух лет ребенок находится в стадии исследований и постоянных упражнений, которые большинство родителей находят утомительными и даже мучительными. Но очень важно учесть, что вмешательство с целью «приструнить» ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами «быть умницей», оказывает на него тормозящее действие. Малышу в этом возрасте необходим процесс исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия. Помните, что ребенку необходимо время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.

Развитие ребенка в 2 года: общая подвижность

Маленький ребенок проявляет большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более уверенной с сохранением хорошего равновесия. Потребность в движении преобладает: малыш желает пользоваться и владеть своими мышцами во всех направлениях. Он бегает, лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует поговорке «дело мастера боится». Даже если ему случается упасть, малыш снова берется за начатое, чтобы, добившись своего, начать новое дело. Живость и жизнерадостность ребенка в этом возрасте поразительны. Ему удается «вывести из строя» всю семью. По какой-то внутренней необходимости ребенок находится в постоянном действии, движении. Несмотря на это, длинные прогулки его утомляют и не соответствуют его естественным нуждам.

В возрасте 12-15 месяцев большинство детей умеет самостоятельно ходить.
В 1 год и 4 месяца малыш пытается бегать, но получается у него это еще неуклюже. В этом же возрасте многие дети, поддерживаемые за руки, могут взбираться по ступенькам.
В 1 год и 10 месяцев ребенок уже умеет спускаться по лестнице, поддерживаемый за руки, или подниматься, держась за перила.
В 2 года он уже хорошо бегает, но еще часто падает.
В период между 1,5 и 2 годами ребенок старается катать мяч ногой.

Развитие ребенка в 2 года: тонкая подвижность

Наряду с общей подвижностью происходит дальнейшее развитие мелкой моторики. Ребенок становится все более ловким. Очень часто малыш, схватив предмет, ударяет им, выпускает из рук, бросает или кидает его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, вынимает оттуда разные предметы. 
В период от 1 года до 2 лет ребенок начинает пользоваться карандашом, но держит его всей рукой, вертикально. Ребенку доставляет удовольствие проводить различные линии, в большинстве случаев они вертикальные, неровные. Не меньше радости малышу доставляет и комканье бумаги, он «не ценит» написанное. Большинство детей в 2 года умеют поворачивать страницы книги, захватывая по нескольку страниц сразу.
В этот период ребенок также умеет держать ложку, чашку и предпочитает кушать сам, хотя и пачкается во время еды.

Речевое развитие ребенка в 2 года

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных звукоподражательных комплексов ребенок переходит к образованию простых предложений.
В один год ребенок соотносит звуки и слоги с определенными людьми, предметами. Например, «ав-ав» — собака, «га-га» — гусь, «би-би» — машина.
В 1 год и 4 месяца малыш уже может адекватно употреблять слова: «мама», «папа», «на», «дай», «нет».
В 1 год и 8 месяцев ребенок произносит 6 осмысленных слов, показывает все части тела, которые называет ему взрослый. Лексический запас — более 10 слов.
В 2 года ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2-3 слов. Малыш должен понимать разницу между словами: большой, маленький. К концу двух лет появляются слова: я, ты. Словарный запас к концу двух лет должен быть более 300 слов.

Вас должно насторожить, если до двух лет ребенок:  — не произносит 3-х слов, не умеет показывать жестами двух близких лиц или 3-4 предмета в комнате; 
— не может самостоятельно садиться, вставать на ноги; 
— ребенок не может отличить ласковое слово от категорического «нет» (очень слабый контакт с окружающим миром);
— не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку предметами, не пробует схватить их; 
— не испытывает чувства ожидания (игра в «кукушку», «козу рогатую»); 
— во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу два года?

В этом возрасте любое начинание ребенка можно превратить в увлекательную развивающую игру, т.к. сейчас малыш просто удивительно как много всего запоминает.

Игpа, pазвивающая пpедставление о цвете
Подберите несколько игрушек разного цвета (машинки, резиновые или пластмассовые зверюшки) и листы картона или бумаги тех же цветов, что и игрушки. 
Сядьте на пол вместе с pебенком, возьмите одну игрушку и поиграйте с ней. Например, покатайте машинку или «попрыгайте» пластмассовой лягушкой. 
После того, как вы или ваш малыш поиграли с игрушкой некотоpое вpемя, возьмите игрушку дpугого цвета и поигpайте с ней. 
Тепеpь возьмите листы бумаги тех же цветов, что и игрушки. Положите их на пол и на каждый из них поставьте игрушку соответствующего цвета («Давай найдем домик для каждой игрушки»). Обязательно называйте каждый из выбpанных вами цветов.

«Что плавает?»
Налейте воду в большую миску или таз. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (для одного занятия не больше 3-4 материалов). Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете: «Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает. Это ложка из металла. Она металлическая. Металл тяжелый и поэтому тонет». После игры предложите ребенку вытащить все предметы из воды и протереть каждый салфеткой.
Так малыш будет знакомиться со свойствами предметов.

«Чей это голос?»
Для этой игры вам понадобятся игрушки или картинки — мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица.
Сначала внимательно рассмотрите всех зверюшек по очереди и расскажите, кто и как «разговаривает».

Обязательно уточните, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. Объясните малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются. 
«Мяу — мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют? 
Му-у-у — кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) 
— Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?» 
Так же обыгрываются и остальные игрушки.

А теперь можно играть. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок со зверюшками. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котенок (хрюкает, гавкает и.т.д.). Ребенок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животного. Меняйтесь ролями с малышом — пусть он тоже помяукает и покудахчет, а вы отгадайте, кого малыш изображал.

В этой игре ваш ребенок познакомится с животными и их детенышами, научится подражать их голосам и будет развивать память.