Не надо мусорить! Как научить детей бережливости

Не надо мусорить! 

Как научить детей бережливости


Авторская статья

Экологически грамотное поведение очень часто согласуется с  принципами рациональности, бережливости, продуманного отношения к  покупкам, к  своему времени, к  организации окружающей среды. И  научить этому всему детей могут, конечно  же, только взрослые  — родители и  воспитатели.

В  европейских садах детям преподают такие правила поведения:

Не надо мусорить! Как научить детей бережливости

  • не  брать того, что им  не  нужно;
  • не  выбрасывать  то, чем ещё можно пользоваться;
  • выбирать натуральные материалы для работы;
  • предпочитать полезные продукты вредным;
  • рисовать на  обеих сторонах листа бумаги, полностью его используя;
  • изрисованную бумагу использовать для поделок;
  • вырезая детали, начинать с  края, а  не  с  середины;
  • при приобретении восковых карандашей смотреть, чтобы они были завёрнуты в  бумагу, а  не  в  пластик;
  • рисовать карандашами, а  не  фломастерами, потому что от  фломастеров остаётся пластмасса;
  • писать ручками со  сменным стержнем;
  • покупать прочные деревянные игрушки и  другие предметы из  стойких природных материалов;
  • отказываться от  одноразовой бумажной и  пластиковой посуды, покупать напитки в  стеклянных бутылках и  банках, которые можно сдавать;
  • чтобы дети с  раннего детства научились сортировать мусор, в  детских садах ставят разноцветные вёдра, ящики или контейнеры для мусора в  каждой группе; дети могут собирать отдельно алюминий, бумагу и  картон, стекло, металлы, синтетические материалы, биологический мусор, батарейки.

Обобщая содержание программ по  экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.

  • Где и  когда возникает мусор.  Дети рассказывают о  том, какой мусор им  в  жизни встречается, что они выбрасывают и  почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.
  • Детей знакомят с  переработкой мусора  (сжигание отходов с  целью получения энергии, создание бумажных изделий из  макулатуры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).
  • Дети сами сочиняют  сказочные, фантастические истории  (например, о  людях, которые копят разный хлам),  разыгрывают сценки, связанные со  сбором, отвозом и  переработкой мусора.
  • Дети  учатся сортировать мусор, отвечая на  вопросы:
    • Весь  ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от  друга вещи, выброшенные в  мусор?
    • Проверь, правильно  ли были выброшены вещи в  мусор. Может быть, там оказалось что-то, что можно использовать ещё раз? Как?
  • Детям рассказывают о  том,  как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырьё; как сократить расход электроэнергии.
  • Детей знакомят с  процессом изготовлением бумаги  из  дерева и  из  макулатуры, с  изготовлением стеклаиз  песка и  из  битого стекла.
  • Не надо мусорить! Как научить детей бережливостиДетям объясняют, что  повторное использование  одной и  той  же стеклянной бутылки позволяет сэкономить на  изготовлении 60  жестяных банок, а  также приводят другие примеры экономии в  домашнем хозяйстве.
  • Детям объясняют, как и  сколько покупать продуктов в  магазине, обращая внимание на  их  качество, свежесть, стоимость, удобство расфасовки и  приготовления, а  также с  позиции экономии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о  том, как хранить и  обрабатывать продукты.
  • Детей знакомят с  опасными вещами и  продуктами. К  этой категории можно отнести старые лекарства, ртутные термометры, батарейки, остатки лаков, красок, растворителей и  другую бытовую химию, баллончики с  остатками содержимого. Детей учат быть внимательными к  окружающим их  предметам, не  пользоваться странными или опасными предметами.
  • Детям рассказывают,  что представляет собой компост, как научиться создавать компост в  деревне или на  даче, подчёркивают важность компостирования, по  возможности, всех биологических отходов. Детям объясняют, что можно компостировать: ветки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и  цветов, пищевые остатки, обрезки, яичную скорлупу, фильтры с  кофейной гущей, чайные пакетики.

В  каждом детском саду рекомендуется создавать компостер  — чтобы в  его наполнении участвовали сами дети. Они могут потом наблюдать за  тем, как из  биологических остатков образуется компост: как повышается температура в  ящике (иногда до  70  градусов!), как остатки перегнивают, как внизу образуется перегной  — естественное удобрение, не  имеющее себе равных. Тут  же воспитатели объясняют, что его образованию способствуют бактерии, грибки, дождевые черви, а  также доступ воды и  воздуха.

Не надо мусорить! Как научить детей бережливости


Catherine
111465

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катерина
Классная статья! К сожалению, этому не только детей у нас нужно учить…