развитие по месяцам

1-й месяц

С самого рождения ребенок отличает голос матери от других. Малышу нравится общение с вами, звук вашего голоса уже стал для него родным и успокаивает его. Что бы вы ни делали: пеленали, кормили, поворачивали его – разговаривайте с малышом тихо и ласково, объясняя свои действия: «А сейчас мы перевернемся. Во-от так!»… или расхваливая его: «Какие мы сегодня хорошенькие, пригоженькие». Общаясь с малышом, говорите протяжно, нараспев.

СОВЕТЫ:

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Это неблагоприятно сказывается на формировании его головы. Время от времени перекладывай малыша в кроватке в другую сторону.

С самого начала желательно установить четкие различия между дневным и ночным сном. Продумайте ежедневный вечерний ритуал: искупайте малыша, переоденьте, покачайте на руках, приласкайте, спойте колыбельную и положите в кроватку, пока он не заснул, чтобы у него не выработалась привычка засыпать на руках.



УПРАЖНЕНИЯ:



Уже с первых дней жизни можно начинать закаливание. Во время пеленания давайте малышу минут 15 – 20 полежать голеньким. В это время общайтесь с ним, ласкайте его. А еще лучше – сделайте ему легкий массаж: погладьте его ручки и ножки, животик, называя части его тела или что-то напевая.

МАССАЖ НОЖЕК. Ножки ребенка массируйте от стопы к паху, сначала по задней, а потом по наружной поверхности голени и бедра. Внутреннюю поверхность бедра не массируйте! Правую ножку массируйте левой рукой, левую – правой. Очень хорошо, если вы будете что-то напевать.

МАССАЖ РУЧЕК. Дайте малышу схватить левой ручкой большой палец вашей правой руки, а остальными пальцами придерживайте его ручку вокруг кисти. Левой рукой нежно поглаживайте сначала внутреннюю, затем наружную поверхность левой ручки ребенка. Массаж правой ручки делайте правой рукой, а движения всегда выполняйте от кисти к плечу.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ

1. Малыш уже фиксирует взгляд на вашем лице.

2. Следит за ярким предметом, который перемещается перед его глазами на расстоянии 20 – 30 см.

3. Вы проводите пальцем по основанию ступни, и ребенок рефлекторно отдергивает ножку.

4. Вы проводите пальцем по его губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает.

5. Вы вкладываете палец ребенку в ручку, и оно крепко сжимает ее.

6. Если ребенка положить на живот, он пытается приподнять голову.

7. Во сне малыш уже улыбается, это еще неосознанная улыбка, но скоро он улыбнется и вам.



Полезные советы – 2-й месяц



Любовь, тепло и нежная мамина забота – вот что прежде всего необходимо малышу для нормального развития. Он постоянно должен чувствовать, что окружающий мир надежен и безопасен и что все его потребности будут удовлетворяться. Но это не означает, что, как только малыш заплачет, вы должны бросать все свои дела и спешить к нему. Ничего страшного, если он немного покапризничает, ведь вскоре вы устраните причину его огорчения. Взяв на руки, прижмите его к себе, приласкайте; тесный телесный контакт – источник спокойствия для малыша.

Почти все младенцы успокаиваются, если их покачивать. Это очень хорошо снимает напряжение и помогает при коликах в животике. Положите малыша лицом вниз на сгиб локтя одной руки, а вторую просуньте между ножками под животик. Покачайте ребенка вперед-назад, напевая мелодичную песенку.



СОВЕТЫ:



ИГРУШКИ.

Над кроваткой ребенка подвесьте яркие разноцветные погремушки, но так, чтобы они висели прямо перед глазами малыша, иначе он станет косить глазами. Ему будет на чем фиксировать взгляд, что рассматривать, что послушать, к чему потянуться – поразмять мышцы.





УПРАЖНЕНИЯ:



МАССАЖ.

Придерживая ножку малыша одной рукой, большим пальцем другой проведите с нажимом по основанию ступни от пальчиков к пяточке – малыш сожмет пальчики, затем в обратном направлении – и пальчики растопырятся, и так несколько раз. В заключение переберите по одному пальчики от мизинца до большого.

Поверните малыша на бочок и поддерживайте одной рукой. Костяшками двух пальцев другой руки проведите с легким нажимом вдоль позвоночника от крестца к шейке – малыш разогнет спинку. Проделайте так несколько раз на каждом боку.

Возьмите большой мяч (диаметром 60 – 70 см), накройте его чистой пеленкой, положите малыша на мяч животом и покачивайте взад-вперед, крепко придерживая его за плечики. Такое катание действует как мягкий массаж животика и хорошо помогает при коликах!



ВЕЧЕРНЕЕ КУПАНИЕ.

Как правило, вечернее купание доставляет малышам большое удовольствие. И, конечно, отказываться от него следует только по очень важной причине. Но некоторые дети испытывают страх перед водой, пугаются, вздрагивают. Если такое происходит, попробуйте первое время купать ребенка, завернув его в тонкую пеленку. И, конечно, в ванночке делайте только то, что приятно малышу: мытье с мылом может подождать до лучших времен.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ

1. Ребенок становится более активным.

2. Может поворачивать головку из стороны в сторону.

3. Следит глазами за движущимся предметом в поле своего зрения.

4. Если положить на животик, приподнимает голову, прогибает спинку.

5. Интересуется доступными предметами, хватает, тянет их к себе.

6. Хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их ко рту.

7. Способен различить улыбку на лице мамы и ответить на нее улыбкой.



Полезные советы – 3-й месяц



Примерно на этом месяце ваш крошка первый раз улыбнётся именно вам, своим родителям,- и сколько же радости доставит это милое трогательное выражение! Это необычайно важное событие, первый знак того, что малыш осмысленно воспринимает окружающий мир.



СОВЕТЫ: в этом возрасте игрушек у ребёнка должно быть достаточно. Но не следует давать малышу сразу несколько игрушек. Лучше дать одну, чтобы она полностью овладела его вниманием. Кроме того, не следует оставлять у него игрушку надолго – ребёнок привыкнет к ней и перестанет проявлять интерес. Время от времни нужно менять игрушки.



УПРАЖНЕНИЯ:



ДИЛИ-ДИЛИ-ДОН

Привяжите к ножке ребёнка колокольчик (или двас разным звучанием) Ребёнок будет дрыгать ножками и прислушиваться к звону колокольчиков, что доставит ему массу удовольствия.



СКАЧЕТ ЗАЙКА ПО ЛУЖАЙКЕ,

Положите малыша на животик, согните ему ножки в коленях. Соедините стопы ребёнка, подставьте свою ладонь и слегка подталкивайте ножки вперёд. Малыш будет стремиться выпрямить ножки и продвигаться вперёд, Когда он оттолкнётся от ваших ладоней, держите их неподвижно. Ласково подбадривайте малыша, хвалите все его попытки, даже не слишком удачные.



ТЯНЕМ РЕПКУ, ПОТЯНЕМ.

Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, лежащего на спинке. Остальными пальцами крепко обхватите кисти ребёнка и осторожно потяните за ручки, чтобы он приподнялся. Приговаривайте: «Тянем репку, потянем – вытянуть не можем» итд. Делайте такое упражнение каждый день, по 3-4 раза, и вы почувствуете, как день ото дня крепнут маленькие ручки.



МАЛЕНЬКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК:

Погуляйте с малышом на руках по квартире. Показывайте ему различные предметы, называя их, например, шкаф, книга, яблоко, цветок, шторы, итд. Дайте ему возможность прикоснуться к ним. Там малыш будет постепенно знакомиться с окружающим миром.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1.Малыш способен сам некоторое время удерживать головку.

2.Активно двигает ручками и ножками, часто рассматривает их, играет 3.пальчиками, тянет ручки в рот, сосёт кулачок.

4.Ручки и ножки у него легко расправляются.

5.Способен удерживать руками погремушку и играть с ней – греметь.

6.Может переворачиваться со спины на бок и даже на живот.

7.Узнаёт знакомых и близких.

8.Уже сам издаёт некоторые звуки – и получает от этого удовольствие



Полезные советы – 4-й месяц



Ничем не стесняйте движения малыша. Пусть он дрыгает ручками и ножками в собственное удовольствие – это нужно для его физического развития. Поворачивайте малыша с боку на бок, выкладывайте его на животик – малыш прогибает спинку, поворачивает голову то вправо то влево. От этих движений мышцы спинки и шеи быстро крепнут. Можете порадовать его лёгким массажем спинки. Детям массаж спины очень нравится.



УПРАЖНЕНИЯ:



ЛОВКИЕ РУЧКИ

Возьмите ручки ребёнка и попеременно разводите их в стороны и скрещивайте на груди. А затем поднимайте и опускайте их. При этом в такт движениям приговаривайте:



Сел на ветку снегирек

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.



ЛЕСНОЕ ЭХО

Склонившись над малышом, повторяйте все забавные звуки, которые он произносит. У вас получится целый «разговор». Ребёнок агукнет, и вы агукните, он фыркнет и вы фыркните в ответ. Ребёнку нравится, когда вы подражаете ему, и со временем он будет пытаться подражать вам. Поэтому почаще спрашивайте о чём-нибудь, например: «Хочешь мячик?», и делайте паузу, ожидая ответа, и в один прекрасный день малыш ответит вам, повторив последнее слово (скажет что-то похожее на «ясик»).



НА КАЧЕЛЯХ

Лягте на спину и положите малыша к себе лицом на вытянутые голени. Крепко держа ребёнка за руки, раскачивайте ногами вправо-влево:



Поехали-поехали

За грибами за орехами...

Приехали, приехали

С грибами, с орехами.

Малышу это, несомненно, понравится.



АЙ ДА НОЖКИ

Наденьте на малыша яркие носочки. Он будет с интересом рассматривать их, тянуться к ножкам ручками и пытаться снять носочки.



НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Сгибайте и разгибайте ножки малыша, поднимайте и опускайте их, «катайтесь» на велосипеде, напевая, лучше в 3-м лице, так как «я» воспринимается позже:

Я качу, качу, качу,

Педали ножками кручу.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1.Хорошо держит голову, когда вы берёте его на руки.

2.Может переворачиваться с живота на спинку.

3.Складывает ручки перед собой и с любопытством рассматривает их, а затем тянет в рот.

4.Интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнаёт голос, отвечает улыбкой на улыбку.

5.Если рядом начинает играть музыка, с любопытством замирает и прислушивается.

6.Просится на руки – умеет показывать это всем своим видом.



Полезные советы – 5-й месяц



Помните, что ваша активность – залог успешного и своевременного развития малыша. Вы – это источник, из которого черпает малыш. Не ленитесь, больше занимайтесь с ребёнком. Разговаривайте с ним, пойте ему песни, и не только колыбельные, читайте стихи, показывайте игрушки, яркие картинки, называйте цвета. Ребёнок как губка, он впитывает все впечатления. Но если вы видите, что малыш потерял интерес, устал, – не усердствуйте. Чувство еры здесь необходимо.



УПРАЖНЕНИЯ:



ВОТ КАКИЕ МЫ!

Подойдите с малышом к зеркалу. Если он даёт свою ручку, то дотроньтесь его ручкой (или своей) до глазок, потом коснитесь ротика, носика, щёчек, итд., приговаривая:



Вот глаза у нас какие

Голубые-голубые.

Носик пуговкой у нас,

Бровки – ниточки у глаз.

Ушки маленькие,

Губки аленькие.

Щёчки, шейка, лобик, рот

И наш пухленький живот.

Можно продолжить игру, повторяя: «Где у нас глазки?» – «Вот наши глазки!» итд.



ПОЛЕТЕЛИ-ПОЛЕТЕЛИ

Положите малыша на животик ножками к себе. Подведите ладони под грудку и живот и обхватите ребёнка снизу и с боков. Теперь вытягивайте руки вперёд, слегка приподнимая малыша над столом. При этом он будет стараться отвести назад голову и выпрямить ножки. Приговаривайте:



Летела сова, весёлая голова.

Летела-летала (держите малыша над столом)

Да и села (опустите на животик)

Села, посидела, головой повертела

И опять полетела (снова поднимите над столом)



ДОГОНИ ЗАЙКУ.

Вы уже учили своего малыша ползать, подпирая его ступни своими ладонями? Теперь пора усложнить это упражнение. Поверните малыша на живот и положите перед ним игрушку. Подпирая ладонями согнутые ножки, побуждайте малыша подползти и схватить игрушку. Можно приговаривать:



Зайка скок-поскок,

Убежал в лесок.

Зовёт (имя) погулять,

В догонялки поиграть.

А (имя) пришёл

И его за ушки – хвать!



МИР В ЗВУКАХ

Ребёнок с большим вниманием прислушивается ко всяким звукам: бою часов, музыке, различным погремушкам. Закрепите колокольчик над кроваткой и привяжите к нему ленту. Малыш будет в восторге от перезвона игрушки, а скоро и сам станет дёргать колокольчик за ленту.



СОРОКА-БЕЛОБОКА

Игры с пальчиками – очень нужный этап в развитии малыша. Обычно он захватывает предметы в кулачок, пользуясь ладошкой целиком. Важно, чтобы он осознавал, что у него есть пальчики, и не один. Регулярно играйте с его пальчиками, и не только на правой, но и на левой ручке



Сорока-белобока

Кашку варила

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не нарубил,

Каши не варил – тебе нет ничего.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1.Лёжа на животе, малыш поворачивается на бок, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище.

2.Когда он лежит на спине, приподнимает голову и делает попытки самостоятельно сесть.

3.Движения малыша уже точнее, если он хочет что-то схватить, то уже редко промахивается.

4.Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, проявляет большой интерес к кубикам и начинает играть с ними.

5.пробует голос, лепечет, смеётся.

6.Очень интересуется игрушками, выражает радость при виде новой игрушки.



Полезные советы – 6-й месяц



Вы читаете много литературы о маленьких детях, у вас есть знакомые с детьми такого же возраста, или ваши знакомые уже вырастили своих детей и теперь авторитетно заявляют, что ваш ребенок в 6-месячном возрасте должен уметь то-то и то-то… А ваш малыш этого еще не умеет. Не огорчайтесь, все придет. Присмотритесь к своему ребенку, возможно, он умеет то, чего еще не умеют другие. И помните, что каждый ребенок уже с рождения – яркая индивидуальность.



УПРАЖНЕНИЯ:



ЛЮБИМЫЕ ИГРЫ

Малышам очень нравятся игры с участием рук и пальчиков. Привыкнув к той

или иной игре и услышав знакомые слова, он сам станет подставлять

ладошку.



Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем – в лес ходил.

С этим братцем – щи варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим, братцем – песни пел!



НАДОЕЛО ЛЕЖАТЬ!

Малыш тянется к вам ручками – хочет посидеть. Подставьте ему руки, пусть он схватится за ваши пальцы и на минутку присядет – но не больше. Эта игра укрепит мышцы ребенка, но следите, чтобы малыш не утомлялся.



КУПАНИЕ

Почти все дети любят купаться. В этом возрасте купание доставляет малышу особое удовольствие, тем более если вы дадите ему в ванну яркие плавающие

игрушки. Особенно ребенку нравится «плавать» на ваших руках вперед-назад

так, чтобы появлялись волны.



Кораблик

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой.

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.



Я ТОЖЕ УМЕЮ!

Малыш уже стремится подражать вам. Сядьте напротив: похлопайте в ладоши, и малыш похлопает; погрозите пальцем, и малыш погрозит пальчиком; положите руки на голову, и малыш сделает так же;

коснитесь своим лбом лобика малыша, и он потянется к вам.



МАЛЕНЬКИЙ МУЗЫКАНТ

Время от времени давайте малышу слушать музыку: и спокойную, и более живую. Держа малыша на руках, танцуйте с ним в такт музыки, если это вальс – кружитесь с ним. Постарайтесь выяснить, какая музыка ему

нравится больше.



ИГРА В ПРЯТКИ

Сидя напротив малыша, закройте свое лицо руками и спросите: «Где мама?» Через некоторое время откройте лицо, воскликнув: «Ку-ку! А вот и мама!»

Затем продолжите игру, закрывая лицо малышу его ладошками.



СПОКОЙНОЙ НОЧИ

Перед укладыванием хорошо пройти с ребенком по всему дому или по его комнате и пожелать «спокойной ночи» знакомым предметам – шкафу, зеркалу, лампе, книжкам, игрушкам, итд.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1. Ваш малыш достаточно уверенно сидит без помощи со стороны, однако еще опирается на ручки для равновесия.

2. С удовольствием сидит в детском стульчике.

3. Свободно переворачивается со спины на бок и обратно.

4. Перекладывает игрушку из руки в руку, перебирает свои игрушки. 5. Попытки встать все увереннее.

6. Поворачивает головку на все, даже на тихие, звуки, шорох.

7. Легко узнает знакомые лица.



Полезные советы – 7-й месяц



Ваш малыш быстро развивается физически, и одновременно усиливается его эмоциональность. Его эмоции становятся более бурными и выраженными, чем до сих пор. У него резко меняется настроение – ведь вокруг происходит столько событий! Он радостно улыбается, когда вы хвалите его, – конечно, он тоже гордится своими успехами! В то же время он робеет и даже пугается, оказавшись среди незнакомых людей. Он обнаруживает, что вокруг много неизвестного и непонятного, поэтому ему так нужны ваши поддержка и утешение.



ПЕРВЫЕ УРОКИ

Наступила пора обучать ребенка словам, обозначающим части его тела и лица. Одевая его, показывайте и называйте его ручки, ножки, его глаза и ваши, его рот и ваш и т. д. Вскоре, когда вы спросите, где у него глазки, он сам покажет их.



В ЯМКУ – БУХ!

Посадите малыша к себе на колени и, слегка подбрасывая его, приговаривайте:



Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в ямку! Бух!

(Поддерживая малыша, раздвиньте колени и дайте ему упать).



МОЯ ПЕРВАЯ КНИЖКА

В этом возрасте можно давать малышу книжки (нервущиеся) с простыми большими картинками -изображением знакомых предметов или животных (фрукты, игрушки, кошечки и собачки). Показывайте малышу, что нарисовано на картинке: «Это собачка. Гав-гав. У нее хвостик». Привлекайте малыша к участию в «чтении», задавая вопросы типа: «Где собачка? Где у нее хвостик?» Поначалу вам самим придется отвечать на эти вопросы, но скоро наступит время, когда малыш сам ткнет пальчиком в изображение нужного предмета.



КАЧЬ-КАЧЬ

Посадите малыша к себе на колени. Медленно наклоняйте его вперед и назад, вправо и влево – это хорошее упражнение для укрепления мышц живота и шеи. Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васъка-кот, Разобьет весь хоровод.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1. В этом возрасте уже могут прорезаться первые зубы – 2 резца на нижней челюсти.

2. Малыш может самостоятельно сесть и сидеть без посторонней помощи несколько 1 минут.

3. Хорошо и с интересом произносит разные звуки.

4. Встает, хотя и не вполне уверенно.

5. Хорошо ползает.

6. Любит бросать игрушки и наблюдать за тем, как они падают.

7. Хорошо знает свое имя и откликается на него – поворачивается на зов.



Полезные советы – 8-й месяц



Если ребенок еще не встает на ножки, не старайтесь форсировать этот процесс. Это опасно тем, что у ребенка могут искривиться ножки: косточки у ребенка до года мягкие и гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Вам кажется, что ваш малыш двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного: природа возьмет свое, и малыш быстро наверстает упущенное.



СОВЕТЫ:



ТАЛИСМАН

В этом возрасте у вашего малыша может появиться привязанность к так называемому «талисману» – какой-то игрушке: медвежонку, зайчику и т. п. Эта привязанность может сохраняться в течение нескольких месяцев и даже лет. Зажав в руках игрушку, малыш чувствует себя более защищенным. Отнеситесь серьезно к «другу» вашего малыша, позволяйте ему брать его с собой на прогулки, в поездки, на осмотр к врачу и в другие места, где его может ждать стресс.



ЧТО С ВОЗА УПАЛО

Дети любят выбрасывать игрушки из кроватки и следить, как они падают. Но тут же следует крик – игрушка требуется обратно. Посадите малыша на пол и дайте ему большую коробку, пусть он выкидывает игрушки из коробки: они все равно останутся в пределах досягаемости. А со временем малыш научится не только разбрасывать игрушки, но и складывать их обратно в коробку.



УПРАЖНЕНИЯ:



ЧУВСТВО РИТМА

Посадите малыша рядом и, отбивая такт по столу, приговаривайте:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик -

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.



КРОХА-ПИЛОТ

Игра в кроху-пилота, отважно парящего под потолком на сильных папиных руках – любимая игра всех пап. Медленно и осторожно поднимайте малыша высоко над головой. При этом можно издавать звуки, изображающие гудение двигателя самолета. Затем медленно опускайте руки, покачивая малыша. Малыш получит уникальную возможность посмотреть на «мир» сверху, а ощущение его безопасности укрепляет доверие к отцу.



ЛИХОЙ НАЕЗДНИК

Малышу нравится скакать, сидя на ваших коленях, но скачки стоя вызовут у него не меньший восторг. (Но если он не встает на ножки, не форсируйте этот процесс.) Он не только научится более уверенно опираться на ножки, но и почувствует ритм и в дальнейшем сам будет приплясывать, услышав знакомый стишок:



Гоп, гол, конек!

Конек сивенъкий, златогривенький!

Поскакал на бережок,

Проскакал через мосток,

Прискакал во лесок,

На зеленую лужайку,

Напугал там зайку!



Лесенка успехов

1. Малыш уже умеет сидеть.

2. Он активен, все время в приподнятом настроении.

3. Много двигается, хорошо ползает.

4. Произносит много звуков, в том числе и слоги.

5. Достаточно умело берет руками разные, в том числе и мелкие, предметы.

6. Стоит, удерживаясь за что-нибудь для сохранения равновесия.

7. Хорошо понимает значение многих слов, таких как «чашка», «ложка», «кроватка», «мячик» и т. п.



Полезные советы – 9-й месяц



Жизненного опыта малыш набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Приучайте малыша к самостоятельным играм – это, как ничто другое, развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если это пирамидка, разберите и соберите ее – чтобы ребенок видел. Возможно, это придется вам проделать несколько раз. А потом пусть он играет сам. Не давайте одновременно больше двух игрушек – обилие игрушек рассеивает внимание малыша.



УПРАЖНЕНИЯ:



СКОК-СКОК, ЛОШАДКА!

Малыш не только должен узнавать членов вашей семьи, но и знать их всех по именам (папа, бабуля, тетя и т. д.). И если сначала вы называете имена в их присутствии, то позже можно вспоминать, когда их нет рядом. Возьмите малыша на колени и, играя в «лошадку», говорите:



Скок-скок, лошадка!

Стук-стук, дрожки!

В лес поедем к папе (бабуле, Кате...)

По кривой дорожке.

Скок-скок, лошадка!

Стук-стук, дрожки!



ПОВОРОТЫ В СТОРОНЫ

Усадите ребенка и привлеките его внимание какой-нибудь крупной игрушкой, которую надо брать, обхватывая с обеих сторон, например мячик, пика и т. п. Подавайте игрушку справа, то слева, чтобы малыш гнулся к ней ручками, поворачивая корпус в стороны. После нескольких поворотов дайте ему схватить игрушку (прежде чем он расстроится из-за того, что не может достать ее).



ПОДКУЁМ ЛОШАДКУ

Когда малыш лежит на спинке, возьмите его ножку одной рукой за голень, а другой обхватите пальчики стопы. Делайте медленные круговые движения в голеностопном суставе сначала в одну сторону, потом в другую. В заключение слегка постучите по пяточке, приговаривая:

Кую, кую ножку

Поеду в путь-дорожку.

Надо коника ковать -

Далеко ему скакать.

Повторите то же движение с другой ножкой. Это упражнение готовит ступни и суставы ребёнка к ходьбе.



МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ

Возьмите старую нитяную перчатку и пришейте к кончикам пальцев пластмассовые пуговицы. Сядьте с малышом за стол и «пробегитесь» пальцами по поверхности стола, как копытцами отбивая ритм и произнося:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Для разнообразия можно в другой раз барабанить пальцами по перевёрнутой миске, отбивать другой ритм, итд.



Я КАЧУСЬ, КАЧУСЬ, КАЧУСЬ!

Возьмите большой мяч и положите на него малыша животиком вниз, как когда-то уже делали. Но теперь задача усложняется – мяч можно не только катать вперёд-назад, но и катать его так, чтобы малыш опирался на свои ручки и высоко держал головку. Не забывайте крепко поддерживать его.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1. Ребенок уже может хорошо сидеть – уверенно, долго и без посторонней помощи.

2. Он переворачивается с боку на бок, ползет, опираясь на руки и колени.

3. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, он активно ползает и даже с поддержкой стоит.

4. Произносит ряд слогов с гласной «а».

5. Отличает родных от чужих людей, с удовольствием играет с ними.

6. Он начинает приучаться к горшку и в нужные моменты издает определенные звуки.

7. Малыш не только произносит «ма-ма», «ба-ба», но и ассоциирует эти слова с людьми.



Полезные советы – 10-й месяц



Помните, что малыш должен расти и развиваться в благоприятной обстановке доброжелательности и спокойствия. Никогда не кричите на ребенка! В противном случае он сделается нервозным и пугливым.

Ни в коем случае не пугайте малыша в «воспитательных» целях. Нельзя, если он расшалился, капризничает, не хочет есть и т. д., пугать Бабой-ягой, милиционером и им подобными. Это вызывает в детях боязнь чужих людей – он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них Бабу-ягу или милиционера.



СОВЕТЫ:



СОБСТВЕННЫЕ ОШИБКИ

Вы хотите видеть своего ребенка стойким и выдержанным, особенно если это мальчик. Но это не значит, что вы не должны жалеть малыша, когда он в этом нуждается. Не поднимайте его на смех, если он плачет; не говорите, что все это пустяки. Некоторые дети, упав и ударившись, ждут реакции взрослых, чтобы решить, стоит плакать или нет, поэтому не бросайтесь к упавшему малышу сразу, но уж если он расплакался, обязательно его утешьте. Возьмите его на руки, прижмите к себе и прочтите стишок:



Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит.



УПРАЖНЕНИЯ:



НАЙДИ ИГРУШКУ

Малышам очень нравится, когда игрушки или какие-то предметы исчезают, но не навсегда – они быстро находятся. Возьмите коробку и спрячьте в нее кубик, мячик или что-то другое. Закройте коробку крышкой и посмотрите, попробует ли малыш снять крышку и достать игрушку. Помогите ему. В другой раз он сам откроет крышку и достанет игрушку.



ПОСТРОЙ БАШЕНКУ

Усадите малыша рядом, возьмите один кубик и положите его на другой. Старайтесь все свои действия сопровождать словами: «Вот какая башенка!» и т. д. Медленно уберите сначала один кубик, потом второй. Повторите так несколько раз, побуждая малыша схватить кубик. Если он не среагирует и не потянется сам за кубиком, отложите игру до следующего раза, пока у малыша не появится желание самому сложить башенку.



ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Вырежьте из плотного картона круг диаметром около 10 см. Еще вам понадобятся пластмассовые прищепки разных цветов – не обязательно семи основных. Можно ограничиться желтым, красным, синим. Закрепите прищепки на картонном кружке, чтобы получился «цветочек». Усадите ма лыша рядом с собой и расскажите ему сказку: «Вырос на полянке красивый цветочек. Налетел ветерок и сорвал с цветка желтый лепесток (открепите желтую прищепку), покрутил-покружил и на травку положил. Потом сорвал красный лепесток и т. д.». Продолжайте до тех пор, пока не кончатся лепестки. В другой раз пусть малыш сам попробует отрывать прищепки, а вы комментируйте его действия, называя цвет оторванного лепестка.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1.У вашего малыша может быть 4, а то и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху).

2. Пытается уже самостоятельно подняться и встать на ножки. И даже может сделать несколько шажков… Но потом опять опускается на четвереньки.

3. Он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на стул, на скамеечку.

4. Может держать игрушку обеими руками.

5. В большинстве случаев произносит довольно много разных звуков. Можно даже разобрать отдельные слова.

6. Понимает простые выражения и слова.

7. В книжке узнает некоторые детали, например ушки и хвост собачки.



Полезные советы – 11-й месяц



В этот период вам нельзя расслабляться ни на миг. Малыш исследует всю квартиру, и вам нужно тщательно продумать меры безопасности. Еще важнее помочь развивать двигательные навыки, например, покажите ему, как перейти от кресла к дивану, а потом незаметно увеличивайте расстояние между ними. Помогайте ему, если он робеет, подбадривайте и хвалите за каждый новый шажок вперед.



СОВЕТЫ:



МИШКА НА ПРОГУЛКЕ

Если малыш уже уверенно ходит, держась за вашу руку или за мебель, но не решается пойти сам, попробуйте водить его не за руку, а за игрушку. Возьмите, например, плюшевого мишку за одну лапу, а малыш пусть держится за другую. Когда малыш привыкнет «водить мишку на прогулку», вы почувствуете, что практически он идет сам.



УПРАЖНЕНИЯ:



ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК?

Можно поиграть в «найди», надев сначала на свою руку, а затем на руку малыша варежку. Прочитайте стишок:



Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?



КОЛОБОК

Возьмите небольшой мячик и нарисуйте на нем фломастером глазки, носик и обязательно – широко улыбающийся рот. Пусть малыш видит, как мячик превращается в сказочного персонажа. При этом рассказывайте: «Испекла баба колобок...» Потом, конечно, колобок убежит и покатится по всей комнате, ветречая зайца, медведя и самые разные игрушки вашего ребенка, например: «А навстречу ему грузовик: „Колобок, колобок, я тебя съем“. Не старайтесь строго придерживаться сюжета. Если колобку встретился зайчик, можно задержаться и подробно рассмотреть, какие у него глазки, ушки, хвостик. Заканчивайте путешествие колобка, когда заметите, что малыш теряет интерес. Играть можно много раз, встречая на пути I все новые и новые игрушки и предметы домашней обстановки.



КОРАБЛИК

Сложите из бумаги кораблик. Пусть малыш следит за волшебным превращением плоского листа в игрушку. Налейте в мисочку воды и пустите кораблик. Покажите малышу, как можно шевелить в воде пальчиком, „гоня волну“. Подуйте на кораблик, чтобы он поплыл быстро-быстро. Малыш, возможно, тоже попытается дуть – подуйте вместе с ним и обязательно похвалите за попытку, даже если то, что кораблик поплыл, в основном ваша заслуга



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1. Сам садится из положения лежа на животе.

2. Подбирает предметы большим и указательным пальцем.

3. Ухватившись за прутья кроватки или за стенку манежа, может встать на ножки и стоять довольно долго.

4. Держась за прогулочную коляску, толкает ее вперед и идет за ней.

5. Знает назначение чашки, умеет держать ее за ручку и даже пить из нее.

6. Произносит (уже сознательно) простые слова – »мама", «папа».

7. Может сделать несколько шагов без поддержки.

8. Играет в «ладушки», «в мячик» (отталкивает обратно мяч).



Полезные советы – 12-й месяц



Все эти месяцы вы ощущаете привязанность к вам малыша. Куда бы вы ни направились в квартире, он не отстает от вас ни на шаг. Ведь он уже знает, что за стенами дома – большой и пугающий мир с незнакомыми людьми, а с вами он чувствует себя в безопасности. Но даже если вас раздражает отказ ребенка расставаться с вами, не ругайте его за это. Ласково поговорите с ним и объясните, почему вам приходится это делать, заверьте малыша, что о нем позаботится бабушка или няня. Вы должны помочь ребенку осознать надежность мира, даже если для этого потребуется много времени и сил.



СОВЕТЫ:



СПОКОЙНОЙ НОЧИ

За день малыш успевает очень много: поиграть, погулять, посмотреть книжки и почти всегда – устроить в доме жуткий разгром. Вы, конечно, собираетесь со временем приучить вашего ребенка убирать игрушки перед сном, но для годовалого малыша уборка – занятие бессмысленное. Но ничто не мешает тому, чтобы он следил, как это делаете вы. Превратите уборку в игру: например, коробка с игрушками может стать теремком, где по очереди поселятся мишка, мячик, кубики, машинка. Если малыш сам принесет вам игрушку, похвалите его, но будьте начеку: не прозевайте момент, захочется выкидывать игрушки обратно.



УПРАЖНЕНИЯ:



СЕЛИ-ВСТАЛИ

Поддерживайте стоящего ребенка с обеих сторон за туловище и побуждайте приседать и вставать, выпрямляя ножки, сопровождайте это каким-нибудь стишком с плясовым ритмом:



Тра-та-та,

Тра-та-та,

Пошла кошка за кота.

За кота-котовича,

За Иван Петровича!



АЛЛЕ-АП!

Устройте маленький домашний цирк. Вам понадобятся обруч, стул и игрушки. Поставьте обруч на ребро и завлеките малыша игрушкой, чтобы он прополз через обруч. Затем положите игрушку на стул, чтобы он потянулся за ней, стоя на четвереньках. Если малыш уже уверенно стоит, дайте ему подержать обруч, а сами станьте «дрессированным тигром» – его очень позабавит, что вы ходите на четвереньках и грозно рычите.



УРОКИ РИСОВАНИЯ

Возьмите большой лист бумаги и краски, такие, которыми можно рисовать пальцами, а потом легко смыть. Разложите лист бумаги на полу и устройтесь рядом с ним с малышом – сидя или лежа. Налейте из баночки немного краски на бумагу. Пусть по этой «луже» проедет грузовик или проскачет зайчик, оставляя следы. Нанесите краску на ладошку малыша, пусть он оставит свой отпечаток на бумаге. Если малышу нравится рисовать, развозя краску пальцами, попробуйте разглядеть в его «рисунках» какие-то фигурки и дорисуйте недостающие детали, чтобы получилось солнышко, цветок и тому подобное.



А НУ СООБРАЗИ!

Дайте малышу формочки разной величины, такие, чтобы одна входила в другую. Покажите малышу, как они складываются все одна в одну и наоборот – так, чтобы получилась пирамидка. А затем дайте ему возможность сообразить и проделать это самостоятельно. Ему также можно дать и матрешку. Подобные игры надолго займут вашего малыша и разовьют его смекалку и сообразительность.



ЛЕСЕНКА УСПЕХОВ:

1. Малыш свободно встает на ноги и ходит без помощи взрослых.

2. С помощью взрослых (когда его держат за руку) – бегает.

3. Подражая взрослому, повторяет некоторые простые действия и сам забавляется этим.

4. Без посторонней помощи пьет из чашки.

5. Произносит отдельные простые слова.

6. Понимает, что требуют от него взрослые.

7. Любит рассматривать картинки в книжках и слушает пояснения к ним.


Лапуля
Лапуля
Самара
931921

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ayna
Ayna
Торонто
В закладки
Пожаловаться
Иришка
Иришка
Маруся
8 лет
Омск
Пожаловаться
Тамара
Тамара
Самара
Отличные упражнения! Благодаря им сын пополз в 4,5мес. И сел сам в 5мес.
Актуальные посты
кровотечение при приёме прогинова
фибриноген норма крови при беременности