Если ребенок не говорит?

ПОЧЕМУ ОН НЕ ЗАГОВОРИЛ?

В последние годы увеличилось количество плохо говорящих или вовсе не говорящих детей. Причины такого явления достаточно разнообразны: ухудшение экологической, социальной и психологической среды. В связи с этим, роль среды при формировании и развитии речи ребенка очень велика. Любые недостатки среды будут являться основной причиной, ограничивающих формирование речи ребенка. Рассмотрим более подробно некоторые причины нарушения речи.

Общая физическая ослабленность, частые болезни, незрелость, нарушение обмена веществ – неблагоприятные воздействия на организм ребенка, которые приводят к задержке речевого развития.

Речь ребенка развивается по подражанию речи окружающих. Соответственно, наличие дефектной речи в контактной среде ребенка может привести к нечеткости произношения в речи ребенка.

Зачастую нарушения речи возникают вследствие психологических травм (страх, развод родителей, смена образовательного учреждения, рождение второго ребенка, переезд и пр.). Подобные ситуации задерживают речевое развитие ребенка, а иногда и являются причиной заикания.

Кроме того, у ребенка может отсутствовать речь по причине отсутствия у него слуха, нарушении моторики (в том числе при детском церебральном параличе) и других нарушениях.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Обратиться к специалисту:

Логопед проведет диагностику, выяснит вид нарушения речи, причину его возникновения и окажет квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь.

2. Развитие ребенка в домашних условиях:

Для нормального формирования речи ребенка необходимо положительно мотивированная коммуникация с использованием аудиального (слухового) канала для поступающей информации. При этом недостаточно простое прослушивание звуков речи и окружающего мира. Должна проходить постоянная коммуникация (общение) с ребенком на эмоционально положительном фоне, побуждая ребенка к самостоятельным высказываниям. Т.е. желательно, чтобы взрослый постоянно разговаривал с малышом, обращался к нему, комментируя все вокруг происходящее. Например, одевая ребенка, мама может перечислять детали надеваемой одежды, умывая – предметы гигиены, кормя – еду и т.д. При этом можно использовать различные простые стихотворения .

Базой формирования и развития речи является практическая (предметно-игровая) деятельность ребенка, которая создает основу для усвоения ребенком значений слов и формирования связи между предметом, явлением и его звуковой оболочкой (словом). Соответственно, чем шире предметно-практическая деятельность ребенка, тем больше его запас словаря .

При особенностях речевого развития ребенка будут чрезвычайно полезны различные игры, направленные на активизацию вокализаций ребенка .

Ребенок не говорит – тяжелая беда, обрушившаяся на плечи родителей, в их силах ее преодолеть. Вслед за отчаянием должны раздаваться вопросы родителей: «Что делать? Как помочь?». Ваша совместная с логопедом работа, несомненно, принесет свои плоды. И чем раньше Вы начнете работу дома, тем более спелые и большие будут эти плоды.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики (АГ) подбираются с учетом тех движений и положений органов арт. аппарата, в результате которых образуются необходимые для ребенка звуки.

Самым подвижным органом является язык. От его работы зависит качество произносимых звуков.

Также в образовании звуков большую роль играет и верхняя и нижняя губа. Вытянули губы – образовалась трубочка для звука «у», округлились – бублик для звука «о», растянулись в улыбке – для звука «и». Меняя положения (открывание – закрывание) нижней челюсти мы увеличиваем объем полости рта, что особенно важно при произнесении гласных звуков.

Мягкое небо провисая способствует тому, что в речи все звуки приобретают носовой оттенок (что недопустимо). В одних случаях мягкое небо должно подниматься, а в других опускаться. В связной речи звуки произносятся не изолированно, а друг за другом и органы артикуляции должны быстро менять свое положение.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить арт. аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.

При образовании каждого звука органы артикуляции занимают определенное положение, поэтому при постановке звуков логопед отбирает необходимые упражняя, подбирая их в определенной последовательности.

Проводить арт. гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатывались у детей определенные двигательные навыки, закрепились они и становились прочными.

Выполняют арт. гимнастику от 3-7 минут, повторяя каждое данное упражнение несколько раз. Выполнять арт. гимнастику необходимо сидя, желательно перед зеркалом или сидя друг перед другом, чтобы ребенок мог видеть свою и вашу артикуляционную позу, мог контролировать свои движения.

Нельзя говорить, что ребенок выполняет упражнение неверно – это может вызвать полное нежелание выполнять упражнения. Покажите, подбодрите ребенка, введите упражнение в игру: «язычок отправился в гости».

Арт. гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

Упражнение 1«Улыбка» («Заборчик»)

Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны-
От краев и до десны.

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнутся без напряжения так, чтобы были видны передние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении от 1 до 5-10.
Обратите внимание!

1. Следует, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладем палец на нижнюю губу. Опускаем и поднимаем ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не подвижна.
3. Если у ребенка возникает затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» – и губы растянутся в улыбке.

Упражнение 2 «Хоботок» («Трубочка»)

Я слегка прикрою рот,
Губы – хоботком вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Обратите внимание!

1.Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.
2. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянутся губами до конфеты и взять ее губами… Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребенок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.
3. Можно вместе с ребенком пропеть звук «у»: «у-у-у»-и губы примут положение трубочки.

Оценка способности ребенка говорить и понимать

Чтобы оценить способность ребенка говорить и понимать сказанное мы предлагаем вам воспользоваться вопросником, подготовленым американской ассоциацией логопедов (Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.)

Прочитайте вопросы, соответствующие возрасту Вашего ребенка, проставьте ответы (да, нет). Если на все вопросы Вы ответили 'да' – это означает, что восприятие и речевое развитие ребенка соответствует возрасту. Если в Ваших ответах встречается одно-два 'нет' – значит есть основание для беспокойства. Если вы ответили три или больше раз 'нет' – то это означает, что Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов.

РОЖДЕНИЕ
Слушание и восприятие:

  • Слышит ли ребенок речь?
  • Пугается ли он или плачет от шума?
  • Просыпается ли он от громких звуков?

Речевое развитие:

  • Приятно ли ребенку издавать звуки?
  • Издает ли он звуки, когда Вы играете с ним, смотрите на него, перестаете смотреть и смотрите снова?

0-3 МЕСЯЦА
Слушание и восприятие:

  • Поворачивает ли ребенок голову, когда Вы смотрите на него?
  • Улыбается ли он, когда Вы говорите с ним?
  • Кажется ли Вам, что ребенок узнает Ваш голос и перестает плакать, если Вы обращаетесь к нему?

Речевое развитие:

  • Повторяет ли ребенок разнообразные звуки (воркует ли)?
  • Можно ли по характеру плача понять, что хочет ребенок?
  • Улыбается ли ребенок при виде Вас?

4-6 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:

  • Реагирует ли ребенок на слово 'нет'?
  • На изменения в тоне голоса?
  • Начинает ли он оглядываться, услышав новые звуки, например, звонок в дверь, шум пылесоса, лай собаки?
  • Замечает ли ребенок игрушки, издающие звуки?

Речевое развитие:

  • Лепечет ли ребенок, произнося различные звуки, например, Б, В, Т?
  • Дает ли ребенок понять (жестом или лепетом), если хочет чего-то еще?
  • Издает ли ребенок булькающие звуки, когда остается один? >

7-12 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:

  • Понимает ли ребенок слова, обозначающие названия часто употребляемых предметов (чашка, вода, игрушка)?
  • Выполняет ли он требование 'Иди сюда'?
  • Понимает ли, что обозначает 'Хочешь еще?'
  • Нравится ли ребенку играть в 'ладушки', 'сороку-белобоку'?
  • Откликается ли он на свое имя?
  • Прислушивается ли он к разговору?

Речевое развитие:

  • Пытается ли ребенок подражать звукам?
  • Использует ли ребенок речевые звуки вместо крика, чтобы привлечь внимание?
  • Произносит ли он цепочки слогов?
  • Начинает ли он произносить слова типа мама, папа, дай, нет, пока (слова могут произноситься нечетко).

1-2 ГОДА
Слушание и восприятие:

  • Показывает ли ребенок по просьбе части тела?
  • Выполняет ли простые команды 'Кати мяч', 'Обними куклу', 'Найди ботинки'?
  • Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?
  • Показывает ли по просьбе изображения на картинках?

Речевое развитие:

  • Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, 'Где кошка?'
  • Появляются ли простые предложения, например: 'Дай пить'?
  • Появляются ли в его речи новые звуки?
  • Говорит ли он больше с каждым месяцем?

2-3 ГОДА
Слушание и восприятие:

  • Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: 'Куклу положи спать, а мишке дай суп'?
  • Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?
  • Различает ли 'домашние звуки': телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью? Речевое развитие:
  • Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?
  • Может ли он назвать словами практически все?
  • Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?
  • Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?

3-4 ГОДА
Слушание и восприятие:

  • Способен ли ребенок услышать мяукание кошки в соседней комнате?
  • Включает ли он радио или телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи?
  • Отвечает ли на вопросы: 'кто?', 'что?', 'где?', 'почему?'

Речевое развитие:

  • Рассказывает ли ребенок о том, что делал в детском саду? Пересказывает ли то, что ему читают?
  • Произносит ли он правильно большинство звуков?
  • Понимают ли речь ребенка посторонние?
  • Пользуется ли он предложениями, состоящими из трех-четырех слов?

4-5 ЛЕТ
Слушание и восприятие:

  • Все ли понимает ребенок из того, что он слышит дома и в детском саду?
  • Все ли родные и близкие, воспитатели, знакомые считают, что ребенок слышит хорошо?
  • Нравится ли ему, когда читают, задает ли он вопросы по содержанию услышанного?

Речевое развитие:

  • Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми?
  • Все ли звуки он произносит правильно?
  • Пользуется ли он предложениями, состоящими из пяти-шести слов?
  • Считаете ли Вы, что его речь грамматически правильно оформлена?

Орлова Наталья
Орлова Наталья
Сергей
14 лет
Воскресенск
0511334

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Александра Линоу
Александра Линоу
Калининград

Сейчас очень часто дети страдают задержкой речевого развития особенно часто мальчики. По России есть много центров, которые занимаются такими детками. Мы тоже проходили микротоковую рефлексотерапию и получили хороший толчок в развитии речи. Уже первый курс дал нам хороший результат, логомассаж и занятия специалистов тоже сыграли свою роль. Кому нужно поделюсь информацией в личку.

Пожаловаться
Ирина Вакулова
Ирина Вакулова
Калининград


Здравствуйте! Мы тоже долго не говорили. Перепробовали все логопедов, медикаменты, психологов. Но речи так и не было до 3,9. Потом нам посоветовали микротоковую рефлексотерапию. Сначала боялась туда идти, потом все таки решилась и не зря только здесь в этом центре нам помогли. Очень грамотный невролог расписал нам лечение. И уже после второго курса у нас появилась речь. Планируем еще и третий курс пройти, если интересно напишу контакты центра.

Пожаловаться
Валентина Огуз
Валентина Огуз
Вопрос: Моему сыну 4 года, а он плохо выговаривает слова, и вообще не строит предложения. Он у нас двуязычный, с  детства слышит два языка, русский и турецкий. Мы сначала думали что, из за этого малыш затрудняется говорить. Обратились к психо-неврологу, он сказал что у ребенка малая форма аутизма. Вот только прочитав про аутизм, я  не совсем  понимаю… Он у нас вполне активный ребенок и вообще признаков аутизма не наблюдается… Единственное он не хочет идти на контакт, в плане поиграть в слова или в цвета.  Большинство вещей он охотно узнает из детских  программ. Что делать, как вести себя? 
 
Пожаловаться
офа
офа
руся
11 лет
Екатеринбург

можно спросить как у вас сейчас обстоят дела?

Пожаловаться
Жанна Калинина
Жанна Калинина
Сочи
Здравствуйте, Наталья! Моя дочка делает все, то что вы перечислили в пункте дети от 3-4, более того считает до 10, решает легкие примеры типа 3-1=2, знает все буквы, цвета сплошь до фиолетового, серого, розового.Но все же меня беспокоит ее речь.Заговорила первые слова рано, но потом до 1,9 был большой перерыв, потом пошло все резко и быстро предложениями.Выговаривает все буквы, но наблюдаю такой дефект, например буква д, в слове дом, говорит бом, а слово дятел, дядя, звук д говорит четко, так же например бабочка, говорит вавочка, а слово булка совершенно правильно! Стоит ли паниковать?