Для себя (прикорм)

ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию (начало)

Для себя (прикорм)Введение прикорма 
Своевременное введение правильно подобранных продуктов для прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и поэтому должно находиться в центре внимания системы здравоохранения. 

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко должно оставаться главным видом молока, потребляемого грудным ребенком.

Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев. Некоторым детям на грудном вскармливании продукты для прикорма могут понадобиться и раньше, но не ранее 4-месячного возраста.

Не следует давать немодифицированного коровьего молока до достижения 9-месячного возраста в качестве питья, но его можно использовать в малых количествах при приготовлении пищи для прикорма начиная с 6–9 месяцев. С 9–12 месяцев можно постепенно вводить коровье молоко в рацион детского питания в качестве питья.

Продукты для прикорма с низкой энергетической плотностью могут ограничить потребление энергии, поэтому средняя энергетическая плотность обычно должна быть не ниже 4,2 кДж (1 ккал)/г. Эта энергетическая плотность зависит от частоты приема пищи и может быть ниже, если пища принимается чаще. Не следует давать молока с низким содержанием жира примерно до двух лет.

Введение прикорма должно представлять собой процесс введения продуктов детского питания, все более разнообразных по своей консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду, при одновременном продолжении кормления грудью.

Не следует давать в период введения прикорма сильно соленых продуктов, и не нужно в течение этого периода добавлять в пищу соль.

Что такое введение прикорма? 
Введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку. Пищу для прикорма можно разделить на следующие категории:

пища переходного периода – это продукты детского питания для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых или физиологических потребностей грудного ребенка; 
пища с семейного стола, или домашняя пища – это продукты детского питания для прикорма, которые даются ребенку раннего возраста и которые в общих чертах являются теми же продуктами, что и продукты, потребляемые остальными членами семьи.

В период перехода от исключительно грудного вскармливания к прекращению кормления грудью грудные дети постепенно приучаются есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту 1 года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.

Возраст, в котором вводится пища переходного периода, представляет собой особенно уязвимый период в развитии ребенка. Рацион питания претерпевает свое наиболее коренное изменение – это переход от единственного продукта (грудного молока), где главным источником энергии является жир, ко все более увеличивающемуся разнообразию продуктов, которые требуются для удовлетворения пищевых потребностей. Этот переход связан не только с возрастающими и меняющимися потребностями в пищевых веществах, но также и с быстрым ростом, физиологическим созреванием и развитием ребенка.

Плохое питание и неправильные принципы и методы кормления в этот критический период могут увеличить риск нарушений физического развития (истощения и остановки роста) и недостаточности питательных веществ, особенно железа, и могут иметь долговременные отрицательные последствия для здоровья и умственного развития. Поэтому к числу наиболее эффективных с точки зрения затрат мероприятий, которые могут осуществлять и поддерживать медицинские работники, относятся алиментарные вмешательства и улучшение принципов и методов кормления, направленные на грудных детей.

Физиологическое развитие и созревание 
Способность потреблять «твердую» пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, почечной и защитной систем.

Нервно-мышечная координация 
На сроки введения «твердой» пищи и на способность грудных детей потреблять ее влияет созревание нервно-мышечной координации. Многие пищевые рефлексы, проявляющиеся на разных стадиях развития, либо облегчают, либо затрудняют введение разных видов пищи. Например, при рождении грудное вскармливание облегчается благодаря и рефлексу захватывания груди, и механизму сосания и глотания (1, 2), но введению твердой пищи может мешать рвотный рефлекс.

До 4 месяцев у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить. Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи.

Примерно в 5 месяцев дети начинают подносить ко рту предметы, и развитие в это время “рефлекса жевания” позволяет потреблять некоторые твердые продукты независимо от появления зубов. К возрасту примерно 8 месяцев большинство детей могут сидеть без поддержки, появляются первые зубы, и они обладают достаточной гибкостью языка, чтобы проглатывать более твердые комки пищи. Вскоре после этого у грудных детей вырабатываются навыки манипулирования для самостоятельного кормления, питья из чашки, держа ее двумя руками, и они могут есть пищу с семейного стола. Очень важно поощрять детей к тому, чтобы они на соответствующих этапах вырабатывали навыки приема пищи, такие, как жевание и поднесение предметов ко рту. Если эти навыки не будут приобретены вовремя, позже могут возникнуть проблемы поведения и кормления.

Пищеварение и всасывание 
У грудных детей секреция желудочных, кишечных и панкреатических пищеварительных ферментов не развита так, как у взрослых. Тем не менее, грудной ребенок способен полностью и эффективно переваривать и всасывать пищевые вещества, содержащиеся в грудном молоке, а в грудном молоке содержатся ферменты, которые способствуют гидролизу жиров, углеводов и белков в кишечнике. Аналогичным образом, в раннем грудном возрасте секреции солей желчных кислот лишь едва хватает для образования мицеллы, а эффективность всасывания жира ниже, чем у детей более старшего возраста и взрослых.

Эту недостаточность может отчасти компенсировать присутствующая в грудном молоке, но отсутствующая в детских питательных смесях промышленного производства липаза, стимулируемая солями желчной кислоты. Примерно к 4 месяцам желудочная кислота помогает желудочному пепсину полностью переваривать белок.

Хотя панкреатическая амилаза начинает вносить полноценный вклад в переваривание крахмалов только в конце первого года, большинство прошедших тепловую обработку крахмалов перевариваются и всасываются почти полностью (4). Даже в первый месяц жизни толстая кишка играет жизненно важную роль в окончательном переваривании тех пищевых веществ, которые не полностью всасываются в тонкой кишке. Микрофлора толстой кишки изменяется с возрастом и в зависимости от того, вскармливается ли ребенок грудью или искусственно. Микрофлора ферментирует непереваренные углеводы и способные к сбраживанию пищевые волокна, превращая их в жирные кислоты с короткой цепью, которые всасываются в толстой кишке, благодаря чему обеспечивается максимальная утилизация энергии из углеводов. Этот процесс, известный как «извлечение энергии из толстой кишки», может давать до 10% усвоенной энергии.

К тому времени, когда примерно в возрасте 6 месяцев в рацион ребенка вводится адаптированная пища с семейного стола, пищеварительная система уже достаточно созрела для эффективного переваривания крахмала, белков и жиров, содержащихся в немолочной пище. Тем не менее, вместимость желудка у грудных детей невелика (около 30 мл/кг массы тела). Таким образом, если пища слишком объемна и имеет низкую энергетическую плотность, грудные дети иногда бывают неспособны потребить ее в достаточном количестве, чтобы удовлетворить свои потребности в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. 

Почечная функция 
Нагрузка растворенных веществ на почки означает суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. В основном она включает нетрансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты, главным образом, электролиты натрий, хлор, калий и фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, и конечные продукты обмена веществ, наиболее важными из которых являются азотные соединения, образовавшиеся в результате пищеварения и метаболизма белков.

Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки означает растворенные вещества пищевого и эндогенного происхождения, которые необходимо будет вывести с мочой, если они не будут использованы в синтезе новой ткани или выведены непочечными путями. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия и фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки растворенных веществ на почки.

Новорожденный ребенок имеет слишком ограниченную пропускную способность почек, чтобы справляться с высокой нагрузкой растворенных веществ и одновременно сохранять жидкости. Осмолярность материнского молока соответствует возможностям организма ребенка, поэтому беспокойство по поводу чрезмерной нагрузки растворенных веществ на почки касается прежде всего детей, которые не кормятся грудью, особенно детей, которых кормят немодифицированным коровьим молоком. Особенно оправдано это беспокойство в период болезни. Примерно к 4 месяцам почечная функция становится значительно более зрелой, и грудные дети способны лучше сохранять воду и справляться с более высокими концентрациями растворенных веществ. Таким образом, рекомендации в отношении введения прикорма обычно не требуют того, чтобы их изменяли для приведения в соответствие со стадией развития почечной системы.

Защитная система 
Жизненно важным механизмом защиты является развитие и поддержание эффективного барьера слизистой оболочки в кишечнике. У новорожденного барьер слизистой оболочки незрелый, вследствие чего он не защищен от повреждения энтеропатогенными микроорганизмами и чувствителен к действию некоторых антигенов, содержащихся в пище. Грудное молоко содержит большой набор факторов, которых нет в детских питательных смесях промышленного производства и которые стимулируют развитие активных защитных механизмов и помогают подготовить желудочно-кишечный тракт к поглощению пищи переходного периода. К числу неим- мунологических защитных механизмов, помогающих защитить поверхность кишечника от микроорганизмов, токсинов и антигенов, относятся желудочная кислотность, слизистая оболочка, кишечные секреты и перистальтика.

Относительно слабые защитные механизмы пищеварительного тракта грудного ребенка в раннем возрасте, а также пониженная желудочная кислотность увеличивают риск повреждения слизистой оболочки чужеродной пищей и микробиологическими белками, которые могут вызывать прямое токсическое или иммунологически опосредованное повреждение. Некоторые продукты содержат белки, которые являются потенциальными антигенами: это соевый белок, клейковина (присутствующая в некоторых зерновых продуктах), белки в коровьем молоке, яйце и рыбе, которые ассоциируют с энтеропатией. Поэтому представляется разумным избегать введения этих продуктов до наступления 6-месячного возраста, особенно когда в семейном анамнезе фигурирует пищевая аллергия.

Для чего нужна пища для прикорма? 
По мере того, как ребенок растет и становится более активным, для полного удовлетворения его пищевых и физиологических потребностей одного грудного молока недостаточно. Для компенсации разницы между количеством энергии, железа и других незаменимых питательных веществ, которое обеспечивается за счет исключительно грудного вскармливания, и суммарными алиментарными потребностями грудного ребенка нужна адаптированная семейная пища (пища переходного периода). С возрастом эта разница увеличивается и требует все большего вклада другой пищи, помимо грудного молока, в поступление энергии и пищевых веществ, особенно железа. Пища для прикорма также играет важную роль в развитии нервно-мышечной координации.

Грудные дети не обладают физиологической зрелостью для того, чтобы перейти от исключительно грудного вскармливания прямо к пище с семейного стола. Поэтому для преодоления этого разрыва между потребностями и возможностями нужны специально адаптированные семейные продукты (пища переходного периода), причем необходимость в них сохраняется примерно до 1 года, пока ребенок не станет достаточно зрелым для потребления обычной домашней еды. При введении пищи переходного периода ребенок также сталкивается с разнообразными структурами и консистенциями, а это способствует развитию жизненно важных двигательных навыков, таких, как жевание.

Когда следует вводить прикорм? 
Оптимальный возраст введения пищи переходного периода можно определить путем сравнения преимуществ и недостатков различных сроков.

Следует оценить, в какой степени грудное молоко может обеспечить достаточное количество энергии и пищевых веществ для поддержания роста и предупреждения дефицитов, а также каков риск заболеваемости, особенно инфекционными и аллергическими болезнями, от потребления зараженных продуктов питания и «чужеродных» пищевых белков. К другим важным соображениям относятся физиологическое развитие и зрелость, различные показатели развития, которые указывают на готовность грудного ребенка принимать пищу, и факторы, связанные с матерью, такие, как пищевой статус, влияние уменьшения сосания груди на фертильность матери и ее способность ухаживать за ребенком, а также существующие принципы и методы ухода за детьми раннего возраста (глава 9).

Слишком раннее начало введения прикорма имеет свои опасности, потому что: 

грудное молоко может быть вытеснено пищей для прикорма, и это приведет к уменьшению выработки грудного молока, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ; 
грудные дети подвергаются воздействию болезнетворных микробов, присутствующих в продуктах питания и жидкостях, которые могут быть заражены, и тем самым увеличивают риск диспептических заболеваний и, следовательно, недостаточности питания; 
угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий увеличивается вследствие незрелости кишечника, и из-за этого возрастает риск недостаточности питания; 
к матерям быстрее возвращается фертильность, так как снижение сосания груди уменьшает период, в течение которого подавляется овуляция.

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно, потому что:

недостаточное поступление энергии и пищевых веществ от одного грудного молока может привести к задержке роста и недостаточности питания; 
вследствие неспособности грудного молока удовлетворять потребности ребенка могут развиться дефициты микронутриентов, особенно железа и цинка; 
может быть не обеспечено оптимальное развитие двигательных навыков, таких, как жевание, и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, на соответствующих этапах развития.

Сохраняется много разногласий по поводу того, когда именно начинать введение прикорма. И хотя все согласны, что оптимальный возраст является индивидуальным для каждого конкретного ребенка, вопрос о том, рекомендовать ли введение прикорма в возрасте «от 4 до 6 месяцев или «примерно в 6 месяцев», остается открытым. Следует пояснить, что «6 месяцев» определяется как конец первых шести месяцев жизни ребенка, когда ему исполняется 26 недель, а не начало шестого месяца, т.е. 21–22 недели. Точно так же «4 месяца» относится к концу, а не к началу четвертого месяца жизни.

Существует практически всеобщее согласие в том, что не следует начинать введение прикорма до наступления возраста 4 месяцев и задерживать его до возраста старше 6 месяцев. В резолюциях Всемирной ассамблеи здравоохранения 1990 и 1992 гг. рекомендуется «4–6 месяцев», тогда как в резолюции 1994 г. рекомендация гласит «примерно в 6 месяцев». В нескольких более поздних публикациях ВОЗ и ЮНИСЕФ используются обе формулировки. В обзоре ВОЗ (Lutter, 6) был сделан вывод о том, что научное обоснование рекомендации срока 4–6 месяцев достаточных документальных подтверждений не имеет. В опубликованном недавно докладе ВОЗ/ЮНИСЕФ о введении прикорма в развивающихся странах (7) авторы рекомендовали кормить доношенных детей исключительно грудью примерно до возраста 6 месяцев.

Во многих рекомендациях в промышленно развитых странах используют период 4–6 месяцев. Тем не менее, в опубликованных недавно в Нидерландах официальных рекомендациях (8) говорится, что детям, находящимся на грудном вскармливании и имеющим достаточные показатели роста, с алиментарной точки зрения не нужно давать никакого прикорма до примерно 6 месяцев. Если же родители решают начать прикорм раньше, это вполне допустимо при условии, что ребенку исполнилось не менее 4 месяцев. Кроме того, в заявлении Американской академии педиатрии (9) рекомендуется возраст «примерно 6 месяцев», и то же самое приняли различные государства-члены Европейского региона ВОЗ, когда адаптировали и реализовывали учебные программы «Комплексное ведение детских болезней» (IMCI) для медицинских работников (см. Приложение 3). 

Когда принимается решение о том, следует ли указывать в рекомендациях срок 4–6 месяцев или примерно 6 месяцев, необходимо оценить, как это истолковывают родители или медицинские работники. Медицинские работники могут неправильно истолковать рекомендацию и будут поощрять введение прикорма к 4 месяцам, просто «на всякий случай». В результате родители могут подумать, что их дети должны есть пищу для прикорма к моменту достижения 4-месячного возраста и поэтому начнут вводить «новые вкусы» пищи до 4 месяцев (7). Поэтому национальным органам следует оценивать, как интерпретируются их рекомендации родителями и медицинскими работниками.

В странах с переходной экономикой имеются данные о повышенном риске инфекционных заболеваний при введении прикорма до 6 месяцев и о том, что введение прикорма до этого возраста не улучшает темпов увеличения массы и длины тела ребенка (10, 11). Более того, исключительно грудное вскармливание в течение первых примерно 6 месяцев дает преимущества для здоровья. В неблагоприятных условиях окружающей среды, даже если с введением прикорма немного увеличится поступление энергии, расход энергии в ответ на повышение заболеваемости, связанный с введением продуктов и жидкостей помимо грудного молока (что особенно вероятно в негигиеничных окружающих условиях), приводит в итоге к тому, что нет никакой чистой выгоды с точки зрения баланса энергии. Что касается питательных веществ, то потенциальные выгоды от введения прикорма будут, скорее всего, сведены на нет потерями в результате повышения заболеваемости и снижения биологической доступности питательных веществ, содержащихся в грудном молоке, когда одновременно с грудным молоком даются дополнительные продукты питания. В условиях когда вызывает озабоченность дефицит питательных веществ у грудных детей до 6 месяцев, более действенным и менее рискованным путем предотвращения недостаточности питательных веществ у матери и у ребенка может стать улучшение питания матери. Оптимальное питание матери во время беременности и кормления грудью не только гарантирует высокое качество молока для ребенка, но и повышает до максимального уровня способность матери ухаживать за своим ребенком.

Для Европейского региона ВОЗ рекомендация состоит в том, что грудные дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании начиная с рождения до примерно 6 месяцев и не менее, чем в течение первых 4 месяцев жизни. Некоторым детям может понадобиться прикорм раньше 6 месяцев, но вводить его до 4 месяцев не следует. На необходимость введения прикорма до 6 месяцев указывает то, что ребенок в отсутствие явной болезни недостаточно прибавляет в весе (что определяется на основании двух-трех оценок подряд) (см. главу 10) или выглядит голодным после неограниченного кормления грудью. Следует обращать внимание на использование правильных карт нормативных показателей физического развития, принимая во внимание то, что дети, вскармливаемые грудью, имеют не такие темпы физического развития, как те дети, на которых основаны нормативные величины Национального центра медицинской статистики США (12). Тем не менее, начиная вводить прикорм до 6 месяцев, нужно учитывать и другие факторы, такие, как масса тела и внутриутробный возраст при рождении, клиническое состояние и общий статус физического развития и пищевой статус ребенка. В результате исследования, проведенного в Гондурасе (13), было установлено, что кормление детей, находящихся на грудном вскармливании, с массой тела при рождении от 1500 до 2500 г бесплатными высококачественными продуктами для прикорма начиная с 4-месячного возраста не давало никаких преимуществ для физического развития. Эти результаты подтверждают правильность рекомендации кормить детей исключительно грудью в течение примерно 6 месяцев даже для маловесных детей.

Состав продуктов для прикорма 
В главе 3 были даны оценки средних величин энергии, которые требовалось получить от продуктов для прикорма в разном возрасте. Было рассмотрено влияние разных уровней потребления грудного молока и разных величин энергетической плотности продуктов для прикорма на частоту приема пищи, которая требуется для удовлетворения потребностей в энергии, с учетом ограничений в объеме пищи, диктуемых вместимостью желудка. В следующем разделе эти вопросы поднимаются вновь и рассматриваются более подробно. Анализируются физические свойства крахмала с точки зрения густоты основной еды, даваемой в качестве прикорма. На этом основании предлагаются возможные изменения в приготовлении основной еды, что должно помочь получить такую пищу, которая не будет ни слишком густой для потребления грудным ребенком, ни такой жидкой, что у нее будет снижена плотность энергии и питательных веществ. Далее рассматриваются способы улучшения плотности питательных веществ в основной еде за счет добавления других продуктов для прикорма, а также другие факторы, влияющие на количество потребляемой пищи (такие, как вкус и аромат) и на количество каждого фактически усваиваемого питательного вещества (биологическая доступность и пищевая плотность).

Энергетическая плотность и вязкость 
Основными факторами, влияющими на то, в какой степени грудной ребенок может удовлетворить свои потребности в энергии и питательных веществах, являются консистенция и энергетическая плотность (количество энергии на единицу объема) пищи для прикорма и частота кормления. Главным источником энергии часто является крахмал, но при нагревании с водой крахмальные зерна клейстеризуются и образуют объемистую, густую (вязкую) кашу. Из-за этих физических свойств грудным детям трудно проглотить и переварить такую кашу. Кроме того, низкая калорийность и пищевая плотность означает, что для удовлетворения потребностей грудного ребенка ему нужно съесть большие объемы пищи. Обычно это невозможно из-за ограниченной вместимости желудка грудного ребенка и ограниченного числа приемов пищи в день. Разбавление густой каши для того, чтобы ее было легче проглотить, еще больше снижает ее энергетическую плотность. Традиционно пища для прикорма имеет низкую энергетическую плотность и низкое содержание белков, и хотя ее жидкая консистенция облегчает ее потребление, объемы, необходимые для удовлетворения потребности ребенка в энергии и пищевых веществах, часто превышают максимальный объем, который может проглотить грудной ребенок. Добавление небольшого количества растительного масла может сделать еду мягче и легче для потребления даже в холодном виде. Однако добавление большого количества сахара или свиного жира хотя и повысит энергетическую плотность, но увеличит вязкость (густоту) и поэтому сделает пищу слишком тяжелой для потребления в больших количествах.

Таким образом, пища для прикорма должна быть богатой энергией, белками и микронутриентами и иметь консистенцию, которая позволяет легко потреблять ее. В некоторых странах развивающегося мира эту проблему решают путем добавления в густую кашу муки, богатой амилазой, что уменьшает вязкость каши, не снижая содержания в ней энергии и пищевых веществ (14). Богатую амилазой муку получают путем проращивания зерен хлебных злаков, что ведет к активации ферментов амилазы, которые затем расщепляют крахмал на сахара (мальтозу, мальтодекстрины и глюкозу). 

Когда крахмал расщепляется, он утрачивает свою способность впитывать воду и разбухать, и поэтому каша из богатой амилазой муки из проросших зерен имеет высокую энергетическую плотность, сохраняя полужидкую консистенцию, но повышенную осмолярность. Приготовление таких сортов муки требует времени и утомительного труда, но их можно приготавливать в больших количествах и добавлять понемногу для разжижения каши по мере необходимости (15). Их можно также производить в промышленных масштабах при низких затратах.

Крахмалсодержащие продукты питания также можно улучшить путем смешивания с другими продуктами, но при этом чрезвычайно важно знать действие таких добавлений не только на вязкость пищи, но и на плотность белков и питательных микроэлементов в пище. Например, хотя добавление животных жиров, растительного масла или маргарина повышает энергетическую плотность, оно отрицательно влияет на плотность белков и микронутриентов. Поэтому крахмалсодержащие продукты необходимо обогащать такими продуктами, которые повышают содержание в них энергии, белков и питательных микроэлементов. Этого можно достичь добавлением молока (грудного молока, детских питательных смесей промышленного производства или небольших количеств коровьего молока или кисломолочных продуктов), что улучшает качество белков и повышает плотность основных питательных веществ.

Пищевая плотность и биологическая доступность 
Количество доступных для обеспечения физического и психического развития грудного ребенка питательных веществ зависит как от их количества в грудном молоке и пище переходного периода, так и от их биологической доступности. Биологическая доступность определяется как всасываемость питательных веществ и их наличие для использования в целях обмена веществ, тогда как плотность питательных веществ – это количество того или иного пищевого вещества на единицу энергии, например, 100 кДж, или на единицу веса, например, 100 г.

Между продуктами животного и растительного происхождения существуют большие различия в плотности питательных веществ и биологической доступности питательных микроэлементов. Продукты животного происхождения на единицу энергии обычно содержат больше некоторых пищевых веществ, таких, как витамины А, D и Е, рибофлавин, витамин В12, кальций и цинк. Содержание железа в некоторых продуктах животного происхождения (таких, как печень, мясо, рыба и птица) высоко, тогда как в других продуктах (молоко и молочные продукты) низко. Напротив, плотность тиамина, витамина В6, фолиевой кислоты и витамина С обычно выше в растительных продуктах, а некоторые из них, такие как бобовые и кукуруза, содержат также значительные количества железа. В целом же биологическая доступность минералов, содержащихся в растительных продуктах, хуже по сравнению с минералами, содержащимися в продуктах животного происхождения.

К числу питательных микроэлементов, обладающих низкой биологической доступностью в растительных продуктах, относятся железо, цинк, кальций и бета-каротин в листовых и некоторых других овощах. Кроме того, всасывание бета-каротина, витамина А и других жирорастворимых витаминов затрудняется, когда в рационе питания мало жиров.

Рационы питания с высокой биологической доступностью питательных веществ разнообразны и содержат большие количества бобовых и продуктов, богатых витамином С, с небольшими количествами мяса, рыбы и птицы. Рационы же с низкой биологической доступностью питательных веществ состоят главным образом из зернопродуктов, бобовых и корнеплодов, с ничтожно малыми количествами мяса, рыбы или продуктов, богатых витамином С.

Разнообразие, вкус и аромат 
Для того чтобы обеспечить удовлетворение потребностей растущих детей в энергии и питательных веществах, им нужно предлагать широкий ассортимент продуктов с высокой пищевой ценностью. Кроме этого, вполне возможно, что, когда детям предлагается более разнообразный рацион питания, это улучшает их аппетит. Хотя структура потребления пищи с каждым приемом меняется, дети регулируют свое потребление энергии при последующих приемах пищи таким образом, что суммарное суточное потребление энергии обычно остается относительно постоянным. Тем не менее, величина потребления энергии в разные дни также может несколько изменяться. Несмотря на то, что у детей есть свои предпочтения, дети, когда им дают разные продукты, обычно выбирают некоторый набор, включающий и их любимые продукты, и в итоге получают алиментарно полный рацион.

На потребление ребенком пищи переходного периода может влиять целый ряд органолептических свойств, таких, как вкус, аромат, внешний вид и структура. Вкусовые сосочки языка воспринимают четыре первичных вкусовых качества: сладкое, горькое, соленое и кислое. Чувствительность ко вкусу помогает защититься от съедания вредных веществ, а также может помочь в регулировании величины потребления пищи ребенком.

Хотя детям не нужно учиться любить сладкую или соленую пищу, существуют достаточно убедительные подтверждения того, что на предпочтения детей в отношении большинства других пищевых продуктов большое влияние оказывают познание и опыт (16). Единственным врожденным предпочтением у людей является предпочтение к сладкому вкусу, и даже новорожденные дети жадно поедают сладкие вещества. Это может стать проблемой, так как у детей вырабатывается предпочтение по отношению к частоте воздействия того или иного вкуса. Отказ от всех других продуктов, кроме сладких, ограничит разнообразие потребляемой ребенком пищи и питательных веществ.

По сравнению с однообразным рационом питания, дети съедают больше, когда они получают разнообразную пищу. Важно, чтобы дети, для которых первоначально незнакомы все продукты, имели неоднократный доступ к новым продуктам в период введения прикорма, чтобы у них выработалась здоровая система положительного восприятия пищи. Было высказано предположение, что нужно попробовать пищу как минимум 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз (17). Таким образом, родителей нужно успокаивать и говорить, что отказ принять пищу – явление нормальное. Продукты нужно предлагать по много раз, так как те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются. Если истолковать первоначальный отказ ребенка как неизменный, этот продукт, вероятно, больше не будет предлагаться ребенку, и возможность иметь доступ к новым продуктам и вкусовым ощущениям будет потеряна.

Процесс введения прикорма зависит от того, научился ли ребенок получать удовольствие от новой пищи. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, могут быстрее положительно воспринять твердую пищу, чем дети, вскармливаемые детскими питательными смесями промышленного производства, поскольку первые привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком (18)

Какую пищу лучше всего готовить для грудных детей? 
Выбор продуктов, используемых для прикорма, у разных категорий населения значительно различается вследствие разных традиций и разной степени доступности. В следующем разделе рассматривается использование различных продуктов питания для прикорма. В новом докладе ВОЗ (19) предлагается удобный способ подсчета вклада различных продуктов в заполнение той нехватки энергии и питательных веществ, которая образуется в период, когда грудное молоко больше не удовлетворяет растущих потребностей грудного ребенка.

Продукты растительного происхождения

Помимо пищевых веществ, продукты питания содержат комбинации других веществ, большинство которых в изобилии присутствует в растениях. Ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами (за исключением грудного молока для грудных детей первых месяцев жизни). Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и сухая фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Поэтому для предупреждения заболеваний и благоприятствования росту здоровый рацион питания должен содержать разнообразные продукты.

Растительная пища содержит биологически активные компоненты, или метаболиты, которые веками использовались в традиционных снадобьях и лекарствах из трав. Выделение, выявление и количественное определение этих растительных метаболитов связано с их потенциально защитной ролью, и интерес к их выявлению возник благодаря эпидемиологическим данным, согласно которым некоторые из них предохраняют от развития рака и сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых.

Не исключено также, что такие компоненты оказывают благотворное действие на детей раннего возраста, хотя научных подтверждений этому недостаточно. Многие содержащиеся в растениях м

О прикорме!+рекомендации ВОЗ

Современные представления о прикорме.

Методы и сроки введения прикорма Ирина Рюхова Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Несколько десятилетий назад давать прикорм начинали уже с трех недель жизни малыша, а теперь срок введения твердой пищи отодвигается все дальше и дальше. Мамы и в особенности бабушки оказываются в затруднении, да и часть врачей не успевает освежить свои знания… Каковы же современные представления о прикорме?

Что такое прикорм

Подходы к прикорму пытаются объяснить множество терминов. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом и педиатрическом прикорме, практики которых активно объясняют различия между этими системами… На самом деле все проще. Всемирная Организация Здравоохранения, после нескольких больших исследований питания малышей по всему миру, дала рекомендации по прикорму, которые вполне согласуются со взглядами большинства опытных матерей.

По формулировке ВОЗ, введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси. Сначала дети получают пищу переходного периода – это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка; а затем настает время пищи с семейного стола. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту одного года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.

Когда?

Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.

Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом – к трем, к четырем, и наконец – к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы.

В чем же опасности слишком раннего прикорма? Оказывается, чем раньше он введен, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них – в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев – это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.

При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились – неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах «третьего мира»!

Чем?

Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока получается, что ребенок, наоборот, теряет в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Слишком жидкая (10%, как советовали раньше) каша, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма – для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!

После полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул – лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий – мясной, и уж потом все остальное.

Второй прикорм вводится параллельно с первым спустя месяц. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе – кабачок, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером.

Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен – растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!

Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается – настаивать не нужно.

Как?

И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

Давая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда – это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, есть им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом – иногда через пару трапез, иногда через несколько дней – обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма (если домашняя пища, то, конечно, отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить – даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу – дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще – на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает – не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.

Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.

Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве – это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает – если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две. Итак, какие же этапы должен пройти малыш в развитии интереса к пище с семейного стола?

Примерные этапы прикорма.

Первый этап: 6-7 месяцев.

На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки. В это время малышу предлагается очень небольшое количество прикорма, всего одна-две чайные ложки за раз и всего один-два раза в день. При этом крохе нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика – это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Основным источником получения энергии является грудное молоко, а для «искусственников» – адаптированная смесь. Кормление грудью при этом продолжается по требованию, а смесь дается в тех же количествах и с тем же интервалом, что и раньше!

Пища, которую получает малыш на этом этапе – размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара, соли или острых приправ. Это может быть как монокомпонентное пюре или каша фабричного изготовления, так и сваренная дома еда: размятый рис, мягкая густая каша, овощное пюре. Для более мягкого вкуса и лучшего усвоения можно добавить в пищу для малыша сцеженное грудное молоко или смесь.

Второй этап: 7-8 месяцев.

Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую – можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию, но надо помнить, что нередко детки в это время начинают просить грудь реже. Чтобы количество молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм только после кормления грудью.

Пища этого этапа – хорошо проваренные размятые мясо (особенно печень), бобовые, овощи, фрукты и различные зерновые продукты. Сахар и соль по-прежнему не приветствуются! Мама предлагает пищу два-три раза в день, малыш съедает по-прежнему понемногу, но уже из более широкого диапазона продуктов.

Третий этап: 8-10 месяцев.

Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты. Груднички могут отказываться от дополнительного питья, переживать по этому поводу не стоит: грудное молоко по-прежнему удовлетворяет нужды малыша при условии кормления по требованию, так что мамино дело – предоставить возможность выбора. Деткам, которые кормятся смесью или преимущественно смесью, после 9 месяцев можно уже давать немодифицированное коровье молоко.

Еда должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, кефира, мяса, печени, яйца или сыра. Грудничкам пища предлагается три-четыре раза в день, а дети, которые не кормятся грудью, должны питаться не менее пяти раз в день.

Четвертый этап: 10-12 месяцев.

Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.

Продукты на этом этапе должны быть рублеными или размятыми, а мясо – прокручено на мясорубке. В каждый прием пищи включаются продукты, которые можно брать пальцами: маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать малыша есть самостоятельно и определять консистенцию продуктов. У грудничков в это время три основных приема пищи чередуются с двумя легкими закусками.

К возрасту примерно одного года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. По-прежнему не рекомендуется добавлять соль, и ограничение соли пойдет на пользу всей семье. Дети едят медленно, поэтому необходимо особо позаботиться о том, чтобы можно было уделять им дополнительное время и внимание. Ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, нельзя, пища должна быть источником положительных эмоций!

Частые ошибки при введении прикорма

прикорм – не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм – это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Прикорм вводится позже недоношенным деткам и малышам с аллергией. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно – прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления. сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в стаpых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав! Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее 9 месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать – спустя некоторое время они могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже. прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.

Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.

То же самое касается и деток-искусственников. Многие мамы испытывают большой соблазн месяцам к 8-9 совсем отказаться от смесей и перейти на продукты прикорма. Тем более, что экономически это выгоднее, особенно если готовить прикормы самостоятельно. Но дешевле – не значит лучше для ребенка! Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а вслед за ним – адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях – уже около 15-20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов – всего на 4-5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же должен оставаться именно дополняющим питанием, а основную необходимую им энергию нужно получать из адаптированной смеси по возрасту.

Приложение 1: продукты, которых долго нельзя давать детям

кофе, черный и зеленый чай препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до двух лет. После наступления этого возраста рекомендуется все же не давать детям чай во время еды, чтобы не мешать усвоению железа. травяные чаи: ВОЗ предупреждает, что из-за малых размеров тела и быстрых темпов физического развития младенцы менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Пока что недостаточно научных данных, которые подтверждали бы безопасность различных трав и травяных чаев для грудных детей, но уже доказано, что большинство травяных чаев – в частности, популярный чай из ромашки – оказывают такое же отрицательное влияние на усвоение железа, как и обычный чай, и тем самым способствуют развитию анемии. молоко с низким содержанием жира не рекомендуют давать примерно до двух лет: из-за низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии. мед часто содержит клостридии, вызывающие ботулизм. Их там очень мало, и кислота, содержащаяся в желудочно-кишечном тракте взрослых, уничтожает клостридии. Но у деток до трех лет кислоты для этого недостаточно, поэтому возможно развитие ботулизма. грибы – пища, которую тяжело переваривать даже некоторым взрослым. Детям не рекомендуется употребление грибов до трех лет: тяжелый для усвоения белок часто вызывает расстройства пищеварения.

Приложение 2: признаки готовности ко вводу прикорма

Из давних времен пришли к нам два главных признака того, что малыш готов к получению новой пищи: когда у него появляются новые зубы и он научился сидеть.

Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки: угасание выталкивающего рефлекса – если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком; удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении); малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился; ребенок учащает прикладывания к груди либо не наедается обычной порцией смеси; наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.

Обращаем внимание родителей на то, что одного-двух признаков из этого списка еще недостаточно для ввода прикорма: должна проявиться большая их часть, а лучше – все. В большинстве случаев это происходит как раз к возрасту около полугода, хотя иногда немного раньше или позже.

Ирина Рюхова, член Ассоциации Консультантов по естественному вскармливанию


етаболиты не являются пищевыми веществами в традиционном смысле и иногда называются «непищевыми веществами». Сюда входят такие вещества, как пищевые волокна и родственные им вещества, фитостеролы, лигнаны, флавоноиды, глюкозинолаты, фенолы, терпены и соединения из растений семейства луковых.

Для того чтобы обеспечить потребление всех этих веществ с защитными свойствами, важно есть как можно более разнообразную растительную пищу. Нет никакой необходимости в том, чтобы принимать витаминные добавки или растительные экстракты в качестве замены или дополнения к потреблению доброкачественной здоровой пищи, и по медицинским основаниям обычно это не рекомендуется. 

Источник: 



Для себя (прикорм)


Алеся
Алеся
Мишутка
12 лет
Муж
43 года
204081

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества