КАК ПРИУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ К МОЛИТВЕ?(для мусульманок)

Процесс приучения к молитве можно разделить на несколько периодов:


а) до семи лет;


б) между семью и десятью годами;


в) по достижении десяти лет и до возраста наступления шариатской ответственности.


Для каждого из этих периодов подходят свои методы, которые мы изложим ниже. Начнем же с общих рекомендаций, распространяющихся на все три периода.


I. Общие рекомендации


1. Прежде всего надо пояснить, что процесс приучения к требуемым поведенческим стереотипам требует времени, наблюдения и терпения. Необходимо подразделить его на ряд естественных периодов, которые понадобятся для достижения полного результата.


Прежде чем приступить к этому воспитательному процессу, родители должны изучить образ мышления детей, проследить за тем, как они реагируют на то, что им приказывают, и всегда учитывать индивидуальные различия между своими детьми.


2. Семья должна вести себя последовательно, то есть родители должны быть согласны между собой в деле приучения ребенка к молитве. Не должно возникать противоречия, когда один из родителей требует молиться, а другой считает, что время для этого еще не пришло. Это ведет к колебаниям и сомнениям ребенка, который начитает думать, кому из родителей лучше угодить; пропадает эффект склонности ребенка к подражанию и послушанию. Требовать от ребенка молитвы и послушания должны все его родные без исключения.


3. Необходимо напоминать о значимости молитвы в жизни мусульманина, ее месте в исламе, разъясняя это ребенку таким способом, который соответствует его возрасту и особенностям мышления.


4. Расскажите своим детям, зачем нужна молитва, объясните, что верующие молятся для того, чтобы Аллах любил их, что тому, кто молится, уготован рай в день Суда, что молитва – один из столпов религии, что она является признаком верующего человека.


5. Родители должны своим поведением подавать добрый пример детям: им следует неукоснительно придерживаться молитвы, заботиться о том, чтобы молиться в положеное время, соблюдая все необходимые правила молитвы.


6. Пример побуждает к подражанию, и это тем легче произойдет, если между ребенком и родителями будут царить любовь и взаимное расположение, если родители будут много общаться с детьми, часто бывать с ними, участвовать в их играх, разделять их интересы. Все это усилит стремление подражать родителям и выполнять их требования.


7. Старайтесь подбирать детям друзей из числа придерживающихся молитвы. Ведь, как сказано в хадисе, человек держится религии своего друга. Хорошо известно, что друзья оказывают большое влияние на поведение и нравы детей. Друзей лучше подбирать из числа посещающих мечети, медресе, исламских курсов, и т.д.


8. Главным образом следует применять метод стимулирования и поощрения, ведь собственное желание ребенка сделать что-то сильно побуждает его к действию. Средств для этого немало: это, в частности, похвала за хороший поступок – причем хвалить нужно в присутствии взрослых и сверстников ребенка; подарок – например, даримый за то, что ребенок рано встал на молитву, и т.д. Ребенка также следует поощрять оптимистическими, стимулирующими фразами.


9. Используйте религиозные поводы (например, исламские праздники или пятничная молитва) для приучения детей к молитве: ведите их в мечеть, демонстрируйте стремление торжественно отметить эти дни.


10. Приучая детей к послушанию, необходимо принимать во внимание следующее:


а) не следует требовать от ребенка чего-то, когда он занят другим делом, которое ему нравится;


б) позаботьтесь о том, чтобы просьба или требование были ясными и простыми;


в) не нужно одновременно предъявлять несколько требований;


г) проследите за тем, как ребенок выполнил требование, и убедитесь в адекватности его реакции на него;


д) просьба или требование, выраженое в стимулирующей форме, побуждает ребенка действовать с воодушевлением.


11. Родители должны чаще молиться о благонравии своих детей. Молитва, прибегание к Великому и Всемогущему Аллаху за помощью имеют огромное значение для исправления детей. Известно, что молитва родителя за своего ребенка не остается без ответа по благоволению Господа.


Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Нет сомнения (в том, что Аллах отзовется) в следующем: молитве притесняемого, молитве путешествующего и молитве отца за своего сына» (передал Ибн Маджа). Эту благосклонность Аллаха к родителям нужно использовать, вознося молитвы за свое потомство, прося Великого и Всемогущего Аллаха об исправлении, наставлении и сохранении детей.


II. Период до семи лет


На этом этапе ребенок смотрит, как его родители и родственники исполняют молитву. Кроме того, это период подражания им, особенно в первые годы, предшествующие совершеннолетию.


Поэтому родители должны уделить особое внимание этому периоду в жизни ребенка. Нужно избегать постоянного прямого побуждения к молитве; цель данного периода состоит в том, чтобы ребенок привык к позам и действиям во время молитвы и видел, как его родителя молятся. Для этого отец исполняет дополнительные молитвы дома на виду у детей.


Отправляясь в мечеть, отец должен сказать об этом детям. Известно, что исполнять дополнительные молитвы (нафиль) дома лучше, чем в мечети. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Сделайте свои дома домами молитвы и не превращайте их в могилы» (текст хадиса согласован). И еще сказано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Лучшая молитва после предписанной (т.е. после обязательных молитв) – молитва человека в доме своем» (передал аль-Бухари).


Эти хадисы со всей очевидностью побуждают исполнять дополнительные молитвы дома. Несомненно, что благодаря таким молитвам в доме обретается благодать, а кроме того, увеличивается воздаяние и вознаграждение от Аллаха. Благодаря им обеспечивается сильное и устойчивое воспитательное воздействие на маленьких детей, которые видят, как их отец падает ниц перед Великим и Всемогущим Аллахом, благоговейно предстоит пред Ним, не обращая внимания на то, что делается вокруг.


Такая картина ежедневно повторяется на глазах у детей, и благодаря этому в их душах зарождается осознание величия Всемогущего Аллаха, Его роли в жизни людей. Вместе с тем, когда они видят отца молящимся, у них появляется желание самим встать на молитву. Они привыкают к созерцанию молящегося и узнают действия, совершаемые во время молитвы — такие, как воздевание рук к небу, коленопреклонение, опускание ниц и предстояние.


Часто маленький мальчик, желая подражать отцу, становится рядом с ним и повторяет молитвенные действия, еще не отдавая себе отчета в их значении. Ясно, что ежедневное повторение такой картины делает молитву привычным для ребенка делом, и, достигнув совершеннолетия, он сам будет с легкостью и желанием исполнять ее.


Отцу не следует проявлять слишком большую строгость к несовершеннолетнему сыну в том, что касается ритуального омовения и прикрывания аурат (у мужчин – часть тела от пупка до колена), предоставляя ему действовать по собственному усмотрению. Не следует также прогонять его, мешать попыткам мальчика подражать ему в коленопреклонении и опускании ниц, поскольку такое отстранение и строгость по отношению к несовершеннолетнему отвратят его от молитвы, с которой у него будут связаны неприятные ассоциации.


По мере приближения с школьному возрасту отец должен научить мальчика читать первую суру Корана – аль-Фатиху, и несколько других коротких сур, позаботиться о том, чтобы сын выучил их наизусть, а также научить его нескольким поминаниям, произносимым во время коленопреклонения и опускания ниц, и ташаххуду (ритуальная фраза в конце молитвы, содержащая приветствия Аллаху, Его Пророку, и свидетельство о вере).


Отец может записать мальчика в кружок при мечети, где его обучат коротким сурам из Священного Корана. При этом нужно позаботиться о том, чтобы руководитель кружка был надежным, добросовестным человеком, умеющим разумно обращаться с детьми такого возраста.


Когда ребенок приблизится к семилетнему возрасту, отец напоминает ему о том, что вскоре мальчик вступит в пору ответственности за исполнение молитвы, и старается увлечь его, сделав приятной мысль о том, что он станет мужчиной и будет наравне с мужчинами ходить в мечеть.


В книжных магазинах имеются книги, разъясняющие, как нужно совершать ритуальное омовение и молитву. Купив такие книги, отец побуждает мальчика раскрашивать их. Ребенку могут хорошо пригодиться имеющиеся в таких книгах молитвенные фразы, описание порядка омовения. Кроме того, имеются аудиокассеты с записями песен о молитве, о Коране и т.д. в детском исполнении; они тоже могут принести пользу в этом возрасте.


III. Период между семью и десятью годами


1. Обучение ритуальному омовению.


Готовясь к правильной молитве с соблюдением необходимых требований, отец незадолго до того, как сыну исполнится семь лет, учит его ритуальному омовению и правилам ритуальной чистоты: обучает его, как очищаться от нечистоты, чистить наружные и внутренние органы, подмываться. Эти органы он называет так, как их принято называть в шариате, не прибегая к эвфемизмам. Затем отец обучает сына омовению на собственном примере, несколько раз совершая омовение на глазах у него, пока тот не усвоит требуемый порядок. Следует использовать теплую воду, не холодную и не горячую, чтобы сыну она не показалась неприятной. Хорошо обучать омовению летом, поскольку в жаркий сезон дети любят охлаждаться. Можно дать сыну несколько иллюстрированных брошюр, предназначенных для обучения маленьких детей ритуальному омовению.


Затем отец дает сыну возможность совершить омовение на практике у него на глазах. Заметив какие-нибудь ошибки, отец поправляет сына, не прибегая к строгости или жестокости. Если омовение получится правильным, отец должен похвалить сына, обнять и поцеловать его, давая понять, что доволен им.


Недостаточно лишь обучить сына порядку совершения омовения; отец должен еще рассказать ему о важном моральном значении омовения, разъяснить, что оно повелено Аллахом, что научил нас ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), что мусульманин, совершая омовение в определенном порядке, подражает Избранному Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!). Отец объясняет сыну благодатность омовения, укрепляя в его душе склонность и любовь к омовению.


Сказано Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Когда мусульманин совершает омовение, выходят грехи его из слуха его, и зрения его, и рук его, и ног его. И когда он начинает (молитву), начинает (ее) прощенным» (передал Ахмад). Сын усваивает моральное значение омовения и понимает, что оно необходимо для очищения и тела, и души.


2. Отец объясняет мальчику условия молитвы: ритуальная чистота, прикрытие аурат, обращение лицом к кибле. Он обучает сына отдельным элементам молитвы: произнесению слов «сами’а-ллаху лиман хамида», «аль-хамду лиллях», молитвам ташаххуд и салават, побуждает запомнить наизусть отдельные мольбы.


3. Следует разъяснить сыну, какая обстановка должна быть в мечети и как нужно вести себя в ней. Отец рассказывает мальчику, что мечеть – это дом Аллаха, место встречи благочестивых людей, объясняет, как молятся в мечети, чтобы сын не был застигнут врасплох, когда войдет в нее.


4. Нужно брать с собой сына на пятничную молитву, сделав это еженедельным обычаем. Пусть мальчик надевает особую одежду для этого случая и пользуется особыми ароматами. Неплохо разнообразить мечети, приходить к имаму, который читает недлинные проповеди, или посещать просторные и красивые мечети.


После пятничной молитвы, выйдя из мечети, отец старается побеседовать с сыном о теме проповеди, о том, что мальчик из нее понял.


Если сын не проявляет желания идти в пятницу в мечеть только из-за того, что ему хочется поиграть или что-то в этом роде, то отцу не возбраняется предоставить ему возможность поразвлекаться до тех пор, пока он вырастет, достигнет десятилетнего возраста, осознает благодатность пятничной молитвы и сам захочет пойти на нее.


Таким было мнение Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), который предпочитал оставлять маленьких сыновей в покое и не проявлять к ним строгости, заставляя идти на пятничную молитву. О нем рассказывали, что однажды он вошел в пятницу в мечеть, увидел там мальчика и сказал: «Иди, мальчик, поиграй». – «Но я пришел в мечеть», — сказал мальчик. – «Иди, мальчик, поиграй», — «Но я пришел в мечеть». – «И что, будешь находиться здесь, пока не выйдет имам?» – «Да».


В этом рассказе отразилась суть богословско-юридического суждения Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) по данному вопросу, проявилась его дальновидность. Он считал, что не следует испытывать терпение мальчика, принуждая его пребывать в чистоте и долго сидеть, не играя, в ожидании выхода имама, а затем слушать проповедь и исполнять молитву. Шариат не обязывает маленького мальчика к этому, и проявление к нему суровости, принуждение к тому, чего он сделать не в состоянии, отвратят его от мечети, породят неприязнь к ней, и когда он вырастет, ему трудно будет молиться должным образом.


Отцу следует исходить в данном вопросе из позиции авторитетных улемов прошлого. Не нужно заставлять сына, не достигшего десятилетнего возраста, ходить на пятничную молитву. Старайтесь поощрять сына, возбуждать в нем интерес, используя лишь принцип «пряника», но не «кнута». Пусть он занимается своими детскими делами, пока ему не исполнится десять лет или около этого, и лишь тогда надо начать обязывать его.


5. Старайтесь сделать так, чтобы молитва ассоциировалась у сына с какими-то любимыми делами или вещами. Например, собираясь на прогулку, привяжите ее по времени к окончанию послеобеденной или вечерней молитвы и т.п., и тогда мальчик получит стимул к исполнению этой молитвы в положенное время и не забудет о ней, поскольку она привязана к чему-то приятному. Пусть отец постарается увязать все действия, совершаемые совместно с детьми, с расписанием молитв, и тогда дети научатся организовывать время, распределять его в зависимости от распорядка молитв; кроме того, это будет напоминать им о совершении молитв в положенное время. Отец может привить сыну интерес, записав его в кружок при мечети, где он подружится со своими сверстниками, также посещающими кружок.


6. Полезно отметить наступление возраста, когда у мальчика появляются первые религиозные обязанности. Родители должны позаботиться о том, чтобы достижение семилетнего возраста не осталось без особого внимания. В журнале «Валяди» за январь 1999 г. приведен рассказ о саудовской семье, устроившей праздник по поводу достижения сыном семилетнего возраста. Празднование с участием всех членов семьи открыла бабушка, рассказавшая в своем вступительном слове о значении молитвы в исламе, о том, что молитва является одним из основных элементов религии. Затем слово взял дядя, рассказавший о важности приучении детей к молитве.


Мать мальчика сказала журналистам о том, что этот праздник сыграл очень большую роль, пробудив в нем энтузиазм, усилив желание хранить молитву. Она рассказала о том замечательном чувстве, которое охватывает родителей, когда они готовят сына к вступлению в новый этап его жизни, связанный с исполнением молитв.


7. Используйте педагогический прием поощрения и стимулирования.


Когда мы хотим привить ребенку добрые обычаи, следует стараться вознаграждать его за усердие, так как в этом случае в душе его рождается чувство морального удовлетворения.


Награда может быть как осязаемой (например, игрушка, сладости, и т.п.), так и моральной, радующей душу (похвала, улыбка, рассказ о том, как хорошо ведет себя ребенок, в присутствии других людей).


Однако при этом воспитатель не должен забывать о том, что излишняя похвала противоречит нормам поведения в исламе. Этим педагогическим установлением ему также следует руководствоваться. Не нужно говорить чересчур много слов одобрения, так как они могут утратить свою ценность и посеять в детской душе тщеславие и высокомерие.


Не следует также делать денежное вознаграждение основным видом поощрения, поскольку в дальнейшем это может дурно сказаться на психологии ребенка. Поддерживайте равновесие между материальной и моральной сторонами поощрения.


8. Среди моральных средств побуждения детей к молитве можно посоветовать повесить в детской комнате график с расписанием молитв. Пусть мальчик или девочка каждый раз делают пометки в графике об исполнении или неисполнении молитв. Если в доме несколько детей в возрасте от семи лет, можно устроить между ними соревнование и еженедельно давать призы тем, кто был усерднее других в исполнении молитв и посещении мечети в пятницу.


9. Кроме того, можно поручить детям сделать бумажные часы с подвижными стрелками и повесить их в доме, чтобы напоминать всем членам семьи о времени молитвы.


10. Девочку, достигшую семилетнего возраста, можно поощрить к молитве, подарив ей платье, которое бы она надевала во время молитвы.


11. Хотим подчеркнуть, что необходимо неустанно следить за детьми, постоянно напоминать им об их обязанностях в этот период. Господь сделал его достаточно долгим для того, чтобы родители смогли использовать все возможные приемы и средства для приучения детей к молитве, для того, чтобы они исполняли молитвы по собственному внутреннему побуждению, без приказа или просьбы.


12. Родителям не следует прибегать к физическим наказаниям в этом возрасте. Бить детей за невнимание к молитве можно лишь после достижения ими десяти лет.


13. Нужно приучать сына к азану, к исполнению молитв во время семейных путешествий и прогулок. Надо также научить его предстоянию среди своих сверстников во время таких путешествий.


14. Неплохо заснять сына на пленку, когда он призывает на молитву и молится среди своих друзей, и время от времени просматривать эту запись всей семьей.


IV. Период после достижения десятилетнего возраста


Это период наступления шариатской ответственности, в конце которого, когда мальчик или девочка достигают совершеннолетия, молитва становится обязательной для мусульманина. В этот период следует предпринимать следующее.


1. Мальчику или девочке приказывается исполнять обязательные молитвы, которые они не исполнили вовремя.


2. Им также велят исполнять обычные дополнительные молитвы (нафиль) и молитву витр, причем с той же неукоснительностью, которая применяется к обязательным молитвам.


3. Дети запоминают поминания и славословия, входящие в молитву, обучаются отдельным правилам ее исполнения: например, паданию ниц при окончании молитвы в случае, если они по рассеянности пропустили какой-то ее элемент.


4. Отец заботится о том, чтобы регулярно брать сына на общую молитву, и приказывает ему посещать ее. Участвуя в общей молитве, мальчик, помимо привыкания к исполнению самой молитвы, приучается находится среди массы мусульман, знакомится с выдающимися алимами, обучается правилам поведения во время выслушивания проповедей и напитывается духовной пищей.


В позднем детском возрасте ребенок в силу своей природы склонен участвовать в богослужениях вместе со взрослыми и любит бывать с ними в храмах. Отец должен использовать эту склонность и развивать ее, применяя разнообразные педагогические приемы.


5. Об одном из средств, помогающих привить мальчику или девочке усердие к молитве, рассказал журнал «Валяди» за январь 1999 г. Приведем выдержки из рассказа одного мусульманина, помещенного в журнале:


«Я всегда помню теплую руку, в которой лежала моя рука, когда мы выходили из мечети. Ее тепло до сих пор разливается по моему телу. Это рука моего отца, с которым я всегда ходил в мечеть…


Всякий раз, вспоминая об этом, я чувствую, насколько важно, чтобы мой сын с младенческих лет привыкал к молитве… Я много работал над ним, но сложность с ним состоит в том, что он слишком любит играть и очень забывчив. Ему уже девять лет, но он до сих пор не исполняет обязательных молитв, если ему об этом не напомнят. Особенно часто это случается, когда он находится вне дома, среди своих двоюродных братьев и сестер.


Мне пришла в голову мысль поручить ему, чтобы он обучил свою младшую сестру молитве и следил за ней, когда она исполняет все молитвы. И результат был замечательным для них обоих! Приготовляясь к молитве и надев специальное платье для этого, сестра всегда звала его, чтобы помолиться вместе. Признаюсь, что такого результата я и не ожидал».


6. Купите книги или кассеты, в которых говорится о значении молитвы, и читайте или прослушивайте их всей семьей, а затем обсуждайте их. Во время таких обсуждений сыну надо предоставить больше возможностей для разъяснения значимости молитвы.


7. Родителям следует позаботиться о том, чтобы у детей в этом возрасте были благочестивые друзья, вместе с которыми они приучались бы молиться и неукоснительно придерживались распорядка молитв: ведь, как говорится, с кем поведешься, у того и наберешься.


8. Если сын, достигший десятилетнего возраста, не исполняет обязательной молитвы, отец должен указать ему на это и дать соответствующее наставление, ссылаясь на повеление Великого и Всемогущего Аллаха и Его пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). Если этого окажется недостаточно, следует перейти на более жесткий тон, отчитать сына, перестать шутить и общаться с ним, лишить его некоторых излюбленных вещей. Такое психологическое наказание возымеет безусловный эффект и для большинства детей окажется достаточным, избавив родителей от необходимости прибегать к физическому воздействию.

КАК ПРИУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ К МОЛИТВЕ?(для мусульманок)


ياسمينة Omarbl
ياسمينة Omarbl
Эрби́ль
001346

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества