Вчера ночью у меня был разговор с мужем, после которого на меня снизошло откровение. Я ясно увидела то, что всё это время было у меня перед глазами (но воспринималось как незначительное), по сути.
Какими были те первые книжки, с которыми познакомился мой ребенок? О чем они? какую картину мира представляют малышу? И за позитивной репкой и довольно невнятной курочкой рябой сразу идут колобок, мишка косолапый, глупая лисичка, лиса и рыба, трусливый заяц, теремок… А далее по плану должны следовать такие программные произведения как заюшкина избушка, три медведя, три поросенка, волк и семеро козлят и т.д. Невозможно отрицать, что все они затрагивают самые тёмные уголки человеческой души. И это даже при том, что они даны нам в адаптированном для самых маленьких слушателей варианте. (В оригинале «Теремка» медведь разрушает его даже не из-за своего невежества, а просто из страсти к разрушению — когда звери спрашивают его кто он, он отвечает: «А я — всем вам пригнётышь», тем самым выставляя напоказ тот самый тип возможного детского поведения, который я считаю наиболее скотским).
Вероятно кто-то вступится за народные сказки, скажет, что в них собрана ВСЯ мудрость народа, но я бы сказала, что в них собранна вся порочность того народа, который их создал, и более масштабно — порочность всего человечества. В них малыш впервые сталкивается с возможностью убийства, придательства, обмана, невежества, трусости и т.д. Причем преподносимыми мамочками довольно легкомысленно, а зачастую и вовсе в веселой позитивной форме (первый созданный мною спектакль для фланелеграфа «колобок», я сама исполняла для своего малыша в довольно жизнерадостной манере).
Во всем этом меня поражают 2 вещи:
1) почему именно такого рода месседж становится тем самым первым, что нам есть сказать нашему малышу?! Почему не сказку о доброте, взаимопомощи, любви… он слышит первой? А ведь не стоило бы забывать о такой вещи как импринтинг.
Как я к этому отношусь?
Мой муж считает, что не имеет смысла изолировать ребенка от такого рода «текстов», просто потому, что он всё равно столкнется с этой реальностью, включаясь в жизнь человеческого социума. Я вынуждена признать его правоту с горестным осознанием того, что сами люди успешно воспроизводят такое положение дел в том числе таким вот нехитрым способом. Но он еще и, как мне кажется, верно замечает, что реальность человеческих «пороков» гораздо более сложная вещь. Те примитивные трактовки, которые даются в таких детских сказках как колобок, мишка косолапый, теремок, три поросенка, три медведя или в тех же семерых козлятах, предлагают маленькому ребенку набор таких опасных и некрасивых возможностей даже без их рассмотрения и внутренней проработки — совсем без психологии.
Подводя итоги, я предлагаю знакомить ребенка с этой стороной жизни уже в более сознательном возрасте (то есть не в виде первых сказок для запоминания, когда он толком еще не понимает, чисто в силу слабого владения языком, что там говорится, а мы предлагаем ему их как первый материал для понимания) и в виде более сложных произведений. Муж, на вскидку, относит к таковым работы братьев Гримм. Сама порекомендовать пока ничего не могу, необходимо еще заняться составлением адекватной подборки. Пока для меня необходимость такой работы стала очевидной.
Очень рекомендую мамочкам задуматься о том, что они предлагают своему малышу и поразмыслить над тем с чего и как начать это не вполне приятное знакомство малыша с человеческой природой!
Сразу извиняюсь если мой ответ вам будет слишьком громоздким, просто я хочу попытаться объяснить… И мне кажется вы можете понять меня.
Я здесь всего лишь делюсь тем, что для меня стало вчера откровением. Кроме того, мне всегда казалось глупым не попытаться намекнуть окружающим на какую тему можно бы было еще подумать. Конечно, я понимаю, что есть еще люди, которые уже об этом думают.
Поддерживаю необходимость рассмотрения данного вопроса с позиции психологической науки. Но я воспитывалась в рамках определенной философской школы, которая большое внимание уделяет рассмотрению проблемы сознания. Так вот, осознание ребенком феномена смерти и сообщение ему какого-то случайного факта взрослым — вещи настолько далекие… Между ними лежит довольно трудная и рискованная работа, проделываемая самим малышом. Вы же знаете, что если его эта тема почему-то зацепит, он не остоновится на одном лишь факте. Пойдут многочисленные вопросы, интеллектуальная переработка предложенного вами материала… Это очень интенсивный процесс. На их детском уровне, доступными им средствами, возможно, очень странными. Я просто не верю, что человек не владеющий относительно хорошо языком способен проделать такую работу. А, как сказал предыдущий «комментатор», «алгоритм поведения», я полагаю, (для начала) лучше задавать позитивный.
Вовсе нет, мой малыш (год и 2 месяца) этого не понимает, у него нет представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Вообще в этом возрасте для детей хорошо то, что интересно, а плохо то, что не интересно.
А насчет того, что это мое личное мнение, так и есть. Это мое личное мнение! =) Как мамы годовалого сыночка, за представления о мире которого я несу ответственность. Только из осознания этой моей ответственности и родился данный пост.
Да ради бога, читайте ему труды Сократа в оригинале
Не обязательно объяснение даже, достаточно орисовать стоящий за определенным поведением, как бы сказали психологи, «комплекс». Это может быть органично вписано в мир и в действие сказки (через сюжет, а не через коментарии).
Сразу оговорюсь, что следующая мысль — это не наезд! Честно говоря, я не понимаю откуда беруться утверждения, что нужно вложить в ребенка всего по максимуму. Родители воспитанием занимаются, а любая попытка воспитания предполагает установку некоторых «фильтров» на реальность. Это своего рода политика.