Чему учат первые сказки?

Вчера ночью у меня был разговор с мужем, после которого на меня снизошло откровение. Я ясно увидела то, что всё это время было у меня перед глазами (но воспринималось как незначительное), по сути.

Какими были те первые книжки, с которыми познакомился мой ребенок? О чем они? какую картину мира представляют малышу? И за позитивной репкой и довольно невнятной курочкой рябой сразу идут колобок, мишка косолапый, глупая лисичка, лиса и рыба, трусливый заяц, теремок… А далее по плану должны следовать такие программные произведения как заюшкина избушка, три медведя, три поросенка, волк и семеро козлят и т.д. Невозможно отрицать, что все они затрагивают самые тёмные уголки человеческой души. И это даже при том, что они даны нам в адаптированном для самых маленьких слушателей варианте. (В оригинале «Теремка» медведь разрушает его даже не из-за своего невежества, а просто из страсти к разрушению — когда звери спрашивают его кто он, он отвечает: «А я — всем вам пригнётышь», тем самым выставляя напоказ тот самый тип возможного детского поведения, который я считаю наиболее скотским).  

Вероятно кто-то вступится за народные сказки, скажет, что в них собрана ВСЯ мудрость народа, но я бы сказала, что в них собранна вся порочность того народа, который их создал, и более масштабно — порочность всего человечества. В них малыш впервые сталкивается с возможностью убийства, придательства, обмана, невежества, трусости и т.д. Причем преподносимыми мамочками довольно легкомысленно, а зачастую и вовсе в веселой позитивной форме (первый созданный мною спектакль для фланелеграфа «колобок», я сама исполняла для своего малыша в довольно жизнерадостной манере). 

Во всем этом меня поражают 2 вещи:

1) почему именно такого рода месседж становится тем самым первым, что нам есть сказать нашему малышу?! Почему не сказку о доброте, взаимопомощи, любви… он слышит первой? А ведь не стоило бы забывать о такой вещи как импринтинг.

2) поражает масштаб! Мы впитываем все эти истории фактически с молоком матери. Я воспитывалась на этих сказках, мои родители и бабушки-дедушки на них воспитывались. Теперь я передаю их своему сыну, а через многие годы он сам впервые расскажет своим малышам о том, как коварная лиса подкрепилась тщеславным колобком. Это прямо какая-то глобальная социальная инерция, которая затягивает в себя всех несознательных молодых родителей.  

Как я к этому отношусь?

Мой муж считает, что не имеет смысла изолировать ребенка от такого рода «текстов», просто потому, что он всё равно столкнется с этой реальностью, включаясь в жизнь человеческого социума. Я вынуждена признать его правоту с горестным осознанием того, что сами люди успешно воспроизводят такое положение дел в том числе таким вот нехитрым способом. Но он еще и, как мне кажется, верно замечает, что реальность человеческих «пороков» гораздо более сложная вещь. Те примитивные трактовки, которые даются в таких детских сказках как колобок, мишка косолапый, теремок, три поросенка, три медведя или в тех же семерых козлятах, предлагают маленькому ребенку набор таких опасных и некрасивых возможностей даже без их рассмотрения и внутренней проработки — совсем без психологии.

Подводя итоги, я предлагаю знакомить ребенка с этой стороной жизни уже в более сознательном возрасте (то есть не в виде первых сказок для запоминания, когда он толком еще не понимает, чисто в силу слабого владения языком, что там говорится, а мы предлагаем ему их как первый материал для понимания) и в виде более сложных произведений. Муж, на вскидку, относит к таковым работы братьев Гримм. Сама порекомендовать пока ничего не могу, необходимо еще заняться составлением адекватной подборки. Пока для меня необходимость такой работы стала очевидной.

Очень рекомендую мамочкам задуматься о том, что они предлагают своему малышу и поразмыслить над тем с чего и как начать это не вполне приятное знакомство малыша с человеческой природой!

Чему учат первые сказки?


Анастасия
Анастасия
Железногорск
09938

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юля-twinmama
Юля-twinmama
Ольга
13 лет
Я всю жизнь смеялась над тем что все детские стишки-сказки жестоки и кто-то в них умирает. Теперь уже задумываюсь. Нахожу в этом смысл. Например восприятие ребенком факта наличия смерти. Мне кажется вы хоть и  задумываетесь  над тем что читаете ребенку, но смотрите на картину со своей неподготовленной позиции, что все показана жестокость — плохо! Раз вам тем более это по серьезному интересно может стоит почитать психологическую литературу, не для мамочек, а серьезную.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Железногорск

Сразу извиняюсь если мой ответ вам будет слишьком громоздким, просто я хочу попытаться объяснить… И мне кажется вы можете понять меня.

Я здесь всего лишь делюсь тем, что для меня стало вчера откровением. Кроме того, мне всегда казалось глупым не попытаться намекнуть окружающим на какую тему можно бы было еще подумать. Конечно, я понимаю, что есть еще люди, которые уже об этом думают. 

Поддерживаю необходимость рассмотрения данного вопроса с позиции психологической науки. Но я воспитывалась в рамках определенной философской школы, которая большое внимание уделяет рассмотрению проблемы сознания. Так вот, осознание ребенком феномена смерти и сообщение ему какого-то случайного факта взрослым — вещи настолько далекие… Между ними лежит довольно трудная и рискованная работа, проделываемая самим малышом. Вы же знаете, что если его эта тема почему-то зацепит, он не остоновится на одном лишь факте. Пойдут многочисленные вопросы, интеллектуальная переработка предложенного вами материала… Это очень интенсивный процесс. На их детском уровне, доступными им средствами, возможно, очень странными. Я просто не верю, что человек не владеющий относительно хорошо языком способен проделать такую работу. А, как сказал предыдущий «комментатор», «алгоритм поведения», я полагаю, (для начала) лучше задавать позитивный. 

 

Пожаловаться
Юля-twinmama
Юля-twinmama
Ольга
13 лет
Я написала очень коротко чтоб не потерять тему вчера времени не было

Вообще я наоборот пришла к выводу что я «за» эти народные сказочки и против Братьев  Грим  категорически. Ребенок изначально живет в таком очень обезопашенном мире, где всегда рядом мама и все хорошо. Но жестокость и опасность не ждут его в будущем, они уже рядом, в виде чужого ребенка на улице и первых ссадин. Народные сказки я считаю где-то закладывают что не стоит убегать от мамы, гулять в опасных местах, доверять всем окружающим и тд. А вот сказки Грим в более взрослом возрасте заставят реально задуматься ребенка над тем над чем не нужно задумываться. Например почему родители выгнали из дома детей в лес не за плохое поведение, не потому что не любили их, а потому что кушать было нечего… Может такое сейчас случиться — нет. Сейчас совершенно другое время, а когда писались эти сказки время было смутное тяжелое, такой пример совершенно не нужен современным детям. Кроме того имею пример одного ребенка после прочтения таких сказок, начавшего проявлять агрессию. 
И даже нелогичность детских сказок как курочка ряба, тоже я думаю имеет для детей свой смысл. Хотя меня и в детстве удивляло, что дедушка с бабушкой сами хотели яичко разбить, а когда оно разбилось расстроились. Еще на счет позитивного настроя, я считаю что ребенку тяготы жизни и должны преподноситься в легкой игровой форме. Это мы взрослые  жалеем  все подряд, становимся вегетарианцами, а детям не жалко мышку которую съест кошка. И это правильно.Это не жестоко. Я думаю если бы детский мозг мыслил как взрослый ничего хорошего бы не было, это как механизм  безопасности. Извиняюсь что так много и сумбурно, много мыслей как и у всех по этому поводу.
Пожаловаться
НаташкаПортняжка
НаташкаПортняжка
Алисия
10 лет
Красноярск
Это Ваше лично мнение. В сказках нет ничего плохого, в них содержится простой алгоритм поведения, понятный малышу. Даже тот же теремок, малышу сразу понятно, что медведь поступает плохо, так делать нельзя
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Железногорск

Вовсе нет, мой малыш (год и 2 месяца) этого не понимает, у него нет представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Вообще в этом возрасте для детей хорошо то, что интересно, а плохо то, что не интересно.

А насчет того, что это мое личное мнение, так и есть. Это мое личное мнение! =) Как мамы годовалого сыночка, за представления о мире которого я несу ответственность. Только из осознания этой моей ответственности и родился данный пост.

Пожаловаться
НаташкаПортняжка
НаташкаПортняжка
Алисия
10 лет
Красноярск

Да ради бога, читайте ему труды Сократа в оригинале

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Железногорск
Вы плохо прочитали пост.
Пожаловаться
Катя
Катя
Москва
ну я тоже стараюсь сперва самой прочитать книгу а потмо только даю сыну. Конечно муж прав но это уже будет другой период взросления. А сейчас вы должны по мах вложить в него. А уже в года 3-4 показывать книжки где есть жестокость и там уж объяснять что медведь плохо себя повел и себя так вести не нужно. Я вообще даже если книжка мне не нравиться я сама рассказываю по картинке сказку добрую и веселую)
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Железногорск

Не обязательно объяснение даже, достаточно орисовать стоящий за определенным поведением, как бы сказали психологи, «комплекс». Это может быть органично вписано в мир и в действие сказки (через сюжет, а не через коментарии).

Сразу оговорюсь, что следующая мысль — это не наезд! Честно говоря, я не понимаю откуда беруться утверждения, что нужно вложить в ребенка всего по максимуму. Родители воспитанием занимаются, а любая попытка воспитания предполагает установку некоторых «фильтров» на   реальность. Это своего рода политика.