Зачем святить то, что и без нас свято?

Так вот, этот самый жрец, человек вроде бы немало поживший и умудрённый, услышав в самый первый раз о весеннем празднестве, попросту воздел к небесам руки:
“Как же можно?! Лепо ли… Невесты… без свадьбы, без благословения… Что, если на празднике девушка окажется неосторожна… если она… прогуляет свою честь?..”
“Какую честь?..” – изумились Серые Псы (так звался веннский род, в котором прижился добрый старик).
Жрец, помявшись, объяснил, и венны удивились ещё больше:
“Но как иначе девушка может узнать, станет ли она после свадьбы радоваться объятиям мужа? Всяко ведь в жизни бывает, – может, лучше им поклониться друг другу да поздорову и распрощаться?”
А кто то добавил:
“Хороша честь, котору может вор унесть!”
А. мальчик неполных двенадцати лет, прилежно слушавший разговор взрослых и старавшийся во всём разобраться, запутался окончательно и заподозрил, что вовсе не понимает, о чьей чести речь. По его мальчишескому разумению, непоправимо обесчестенным был бы мужчина, приблизившийся к женщине против её воли. Подобного выродка следовало непременно поймать – и заставить измерять шагами собственные кишки, пока не иссякнет в нём жизнь. С какой же стати жрец всё время говорил только о девушке невесте и так, словно жених не защищать её призван был от любой возможной опасности, но, наоборот, сам был способен какое то зло ей причинить?..
Кажется, всё в веннской жизни ясно, всё согласно порядку вещей, заповеданному ещё Прародителем Псом! А вот поди ж ты, старец чего то никак не мог взять в толк. Мальчик был, впрочем, неглуп и вовремя догадался: так происходит не из за недомыслия гостя, но лишь оттого, что тот привык уважать совсем иные обычаи.
“Но если, – продолжал допытываться старик, – ко дню свадьбы она окажется уже беременна? Или… возьмёт на руки дитя? Тогда то как быть?”
“Так ведь это ЕЁ дитя будет, – пожимали плечами венны. – Дитя ЕЁ рода. Всем в радость!”
“И мужу будущему? А коли ребёнок не от него?”
“Ты о многом судишь толково, – сказала тут большуха Серых Псов. До этого мгновения она молча вязала рыболовную сеть, но вот надумала открыть рот – и все прочие родовичи немедленно замолчали. – Одно плохо, – продолжала она. – Видно, прежде ты знался всё с недобрыми и неправедными народами. Да случись у неё дитя, мужу будущему её следы на земле целовать впору бы. Если до него родила – значит, и его семя втуне не пропадет, но ляжет в добрую ниву…”
Жрец на это ничего не ответил. Видимо, оттого, что перечить, не греша против совести, было нечем. Но и душой принять суждение предводительницы рода он тоже не мог, и большуха, знавшая о жизни уж никак не меньше его, это поняла.
“А скажи ка ты мне, сирота… – улыбнулась она. (Сиротой они называли гостя своего оттого, что не дело ветхому старинушке жить наособицу, без родни, без могучих сыновей и любящих дочек: кто поддержит и утешит в болезни и немощи, кто переймёт накопленную за долгие годы науку?) – А скажи ка ты мне, сирота, вот что. Уж то то славно ты толкуешь нам про двоих пригожих ребят, которых вы там у себя держите за Богов…”
“О Воине и Целителе, да”, – с готовностью отозвался жрец.
“Стало быть, – кивнула большуха, – эти твои Близнецы ногами запинали бы девку, прежде свадьбы родившую? Старший, может, копьём бы её ткнул? А Младший дитё захворавшее помирать без помощи кинул? Коли оно, дитё это, – как ты выразился, – без благословения?”
Старик ответил тихо, но сразу и без раздумий:
– “Нет. Никогда…”
“Так какого бельмеса… – тут большуха дёрнула сеть, проверяя затяжку узлов, и движение вышло досадливым, – какого бельмеса вы, жрецы, хотите святить то, что без вас свято от века? Вы ещё хлеб взялись бы благословлять, словно он прежде всех Богов свят не был. Значит, твои Боги не осудили бы – а ты берёшься судить?”

Мария Семёнова «Волкодав. Знаменье Пути»

Сказочница
Сказочница
Москва
73665

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
РАНИЯ
РАНИЯ
классная книга, советую прочитать всем, я все 5 книг прочитала на одном дыхании, такое впечатление оставили, с таким бы мужчиной как Волкодав я бы на край света пошла.и не смотрите фильм, после книги это полное г.
Пожаловаться
Сказочница
Сказочница
Москва
Согласна.
Я вообще поклонница её (Семёновой) творчества.
А фильм – очень разочаровал. Из высоко духовного произведения сделали глупый боевиу без всякого смысла и подтекста.
Пожаловаться
Ёлочка Ляксандровна
Ёлочка Ляксандровна
Макеевка
Интересно сказано о главном… хороший ответ уже не существующим понятиям на просторах бывшего СССР… к сожалению уже не актуально… Сейчас позором скорей считается«не утерять чести» до свадьбы…