Адаптация ребенка к детскому саду. Часть 2

Совет №5: попрощаться с ребенком, обнять его покрепче — и уйти. Оставаться с ним в группе первое время — означает рубить хвост по частям: ребенок привыкает к тому, что мама находится с ним в этом месте, и, когда наконец приходит время оставить его одного, опять начинается привыкание к новым обстоятельствам, опять стресс. Поэтому в первые дни лучше оставить ребенка хоть на четверть-полчаса — но одного, и обязательно со словами «Я сейчас уйду, но обязательно быстро-быстро за тобой вернусь!»

Помните, что, когда мама уходит, маленькому ребенку кажется, что она ушла навсегда. Важная информация, повторяемая словами — что мама уходит, но обязательно вернется — может не сразу дойти до ребенка (адреналин отключает мозг, мы помним), поэтому нужно закрепить эту ассоциацию многократным примером.

Если ребенок после вашего ухода плачет и его никак не получается успокоить и отвлечь на  игрушки и товарищей, лучше вернуться за ним побыстрее. Но на следующий день уходите снова. Рано или поздно стресс от разлуки будет уменьшаться от того, что у ребенка появится уверенность: тут безопасно и мама обязательно вернется.

Совет №6: иногда плакать — полезно!

Родители на плач ребенка реагируют по-разному, но практически все пытаются прекратить его как можно быстрее: отвлекают, уговаривают, уносят подальше от опасности. Ребенок под действием уговоров старается не плакать, успокаивается, как умеет. А потом, через какое-то время… начинает подкашливать. В период адаптации покашливание слышно в группе очень часто.

Почему это происходит? В том числе и потому, что дети стараются не плакать, как просят их взрослые. Такое подкашливание — проявление своеобразного спазма, заменителя подавленного плача. А потом, при регулярных проявлениях таких спазмов, следует реакция родителей: кашляет, в садик можно не вести, остаемся дома. Ребенок очень быстро улавливает эту связь.


Отсюда растут частые заболевания психосоматической природы вследствие стресса (не путать с частыми ОРВИ и бактериальными инфекциями при адаптации) — организм учится реагировать болезнью на стресс. Вообще, важно помнить: если чувства ребенка не находят выхода (запрет на плач), то рано или поздно это закончится «прорывом»: долго сдерживаемые эмоции хлынут в неожиданное время и в неожиданном месте, сметая все на своем пути.

Совет №7: транслируйте положительные эмоции!

Чаще всего первая отправка ребенка в сад очень сильно окрашена эмоциональными воспоминаниями мамы о своем собственном опыте пребывания в детском саду. Если мамин опыт был положительным, это очень хорошо для адаптации (исключая те варианты, когда мама транслирует разочарование в том случае, если действительность не совпадает с ее радужными воспоминаниями).

Если мамин опыт был не очень радужным, то ее положительные впечатления от реальности «а здесь очень даже ничего!» тоже очень помогают ребенку. В случае, если мама имела отрицательный опыт и транслирует мысль «боже, какой ужас, я в свое время прошла через такое и сейчас все это повторяется для моего бедного малыша» — с огромной вероятностью ребенок своим поведением будет оправдывать мамины ожидания «ужаса». Даже если у мамы не было вовсе никакого опыта, то имеет место трансляция «сама я не была, но люди говорят, что это ужасно», потому что неизвестность чаще всего сопряжена со страхом.

Тревоги, связанные с собственным детским негативным опытом, хорошо снимаются сознанием.
Во-первых, маме необходимо «придумать» другую, положительную реальность. Чем четче придуманная картина и чем сильнее в нее поверит мама — тем спокойнее будет ее реакция на поведение ребенка во время адаптации, тем лучше пройдет сама адаптация.
Во-вторых, нужно вернуться в воспоминаниях в свои давние травмирующие ситуации и «переиграть» их таким образом, чтобы они закончились вашей победой. Лучше проделать это с собеседником, вслух, или письменно — и при качественном «переигрывании» эти эпизоды перестанут быть для вас травмирующими, а следственно, изменится и ваше восприятие сегодняшней ситуации с ребенком.

Вместо послесловия. Воспитатели и нянечки, долго работающие в детском саду, рассказывали мне об одной особенности поведения маленьких детей, которых родители впервые начали водить в детский садик. Если у мамы есть какие-то сомнения относительно того, будут они водить ребенка и дальше, или лучше бы посидеть дома — адаптация ребенка сильно затягивается. Если же отступать некуда (если мама настроена решительно, уверена в пользе времяпровождения в детском коллективе, или же ей не с кем оставить ребенка, а на работу выходить надо как можно скорее) — адаптация проходит намного легче и быстрее.

Удачного вам похода в детский сад, дорогие родители!

Адаптация ребенка к детскому саду. Часть 2


Светочка Немчинова
Светочка Немчинова
Благовещенск (Башкирия)
21538

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
astrid
astrid
Стелла
14 лет
Марк
11 лет
Арабкир
спасибо еще раз! 
еще эзотерики считают, что кашель, склонность к трахеитам и бронхитам связанна с тем, что ребенок не может высказаться. интересно, что в данном случае фактически мнение психологов и эзотериков совпадают.