Автор списка (составлен в 2011 году) Марина Озерова — психолог, руководитель творческих кружков для детей и взрослых, мама 4-х детей, закончила магистратуру на кафедре детской литературы (Российский государственный педагогический университет им. Герцена).
Начало списка тут
Продолжение:
ПРОЗА
от 2-3 лет
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР: СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ.
БИАНКИ В. Произведения легко читаются, дают детям прекрасный опыт эмоционального переживания, и несут действительную информацию о природе («Лис и мышонок» диалог-сказка о повадках животных, «Теремок», «Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик» — очен сильное произведение, позволяющее ребёнку сопереживать и «проживать» в воображении целую жизнь маленького персонажа, эмоциональный накал, как в волшебной сказке, и обязательный хэппи-энд, когда можно выдохнуть с облегчением, порадовавшись концу злоключений мышонка-героя). Очень точные собственные наблюдения автора переданы в лаконичной и художественной форме. Коротенькие сказки, так похожие на обычные народные сказки о животных, легко воспринимаются детьми, и содержат правильную информацию о природе (что не всегда характерно для такой литературы). Произведения очень добрые и наполнены светлым юмором. И кроме этого, замечательно богатая литературная речь и органичный «сказочный» напевный язык повествования.
ДОНАЛЬДСОН Д., «ГУФФАЛО». Великолепно переведена и очень подходит маленьким. Текст певучий, лёгкий, правильное распределение согласных. Ритм очень «детский». Текст, при своей понятности и простоте, не сюсюкающий и не слащавый (что редкость в книгах для малышей), добрый юмор. По сути тоже прекрасно — если ты боишься, ты должен быть выше своего страха, победить его, а не убегать от него, и главный герой мастерски справляется с этой задачей.
ДРАГУНСКИЙ В., «ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ» (выборочно). Очень нравятся, но только не все – попробуйте почитать про манную кашу :)
МАМИН-СИБИРЯК Д., «АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ». Фольклорная манера повествования, сказки уютные и «вечерние», хороший литературный язык. На мой личный взгляд, иногда чересчур много уменьшительно-ласкательных слащавостей.
МИХАЙЛОВ А. (истории о насекомых)
НУРДКВИСТ С., «ПЕТСОН И ФИНДУС». О построении ежедневных простых отношений: герои просто живут себе рядышком, скрашивая друг для друга будни, пьют чай и топят печку, кормят кур и болтают на кухне. Прекрасный образ отношений отца и сына, представление о маскулинных характерах.
СНЕГИРЕВ Г., «Хитрый бурундук». Тёплые и добрые рассказы, немножко похожие на прозу Бианки. Наверное, самые живые и душевные (лично для меня) среди детских книг о природе.
УШИНСКИЙ К., «Ветер и солнце», «Бишка» — коротенькие рассказы и сказки, скорее все же сказки, нежели популярное естествознание.
ЧАРУШИН Е. Единственное, в некоторых произведениях слишком сильно влияние эпохи, например «Глупый мальчишка», в советской литературе было изобилие «ярлыков» для детей и высмеивание любых неудач, не то что проступков.
ЧЁРНЫЙ С., «Домик в саду» — милый рассказ о том, как дети играют в домик.
ЯНССЕН Т., трилогия о муми-троллях, перевод В. Смирнова, т.к. от нового веет депрессией (можно перечитывать раз 10, из этой книги выросло очень много игр с хорошими сюжетами и замечательным смыслом, начали в 2,4 г). Для меня это – идеал семьи. Маленький рассказ «Дитя-невидимка», о том, как тяжело ребенку, когда над ним иронизируют взрослые.
от 4-5 лет
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ И ПРИТЧИ.
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МАЛЫЕ ЖАНРЫ: эпосы Калевал, Звездная Книга Коляды, Слово о полку Игореве.
ФРАНЦУЗСКИЕ, НЕМЕЦКИЕ СКАЗКИ (сначала сама читаю и читаю только те, что показывают именно эту часть западноевропейской культуры, где золотое правило – «заработал-получил», «постарался-победил» и т.д.).
АНДЕРСЕН Г.Х., обязательно «Гадкий утенок», «Снежная королева», дальше по вкусу. Конечно, тут необходимо распределение по возрастам. Но сказки – все. Очень доступное повествование о развитии личности :). Психотерапевтические сказки. Глубокие, мудрые, красивые. Ни одной лишней детали. Само совершенство! Самый лучший учебник популярной психологии.
БАЖОВ П., сказки и сказы очень хороши и для речи (ради богатства и самобытности языка, диалектности), и как сюжеты («Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»). В психологическом смысле я бы «разбавляла» русские сказки (и даже сказы Бажова) какими-нибудь зарубежными, сказы отражают славянский матриархат, женское начало – негативное и сильнее мужского (что не соответствует нашему теперешнему мировоззрению). Это одна из очень разрушительных подсознательных установок – мужчина безвольный и зависимый, а женщина сильная, властная, вполне обходится без мужчины и может решать за него и за себя.
БАУМ Л.Ф., «Волшебная страна Оз». На мой взгляд – сильнейшая вещь. Очень рекомендую сказку Баума и считаю совершенно бесполезной и даже вредной с точки зрения установок слабую копию Волкова.
ГАУФ В., сказки.
ГОФМАН Э.Т., сказки («Щелкунчик» — возраст??) «Прекрасное дитя», «Апельсиновая принцесса» бебик 5-8
ГРИММ – читать и зачитываться, обыгрывать, театры ставить, рисовать и всё, что угодно!!!
ГЭЛЛИКО П., «Томасина» — перечитали несколько раз, рыдали обе. Очень жизнеутверждающая и вдохновляющая книга.
ДАВИД И ГОЛИАФ
ДРАГУНСКИЙ В., «Денискины рассказы»
ДОННЕР К.,«Тайны анатомии» (о сказочном путешествии героев внутри человеческого тела)
КИПЛИНГ Р., «Белый котик» — самое удивительное по силе и смыслу произведение на наш вкус, «Маугли», «Маленький Тумаи», «Рикки-тикки-тави», «Маленькие истории» и разные маленькие сказки. Да здравствует тонкий английский юмор и многоуровневое понимание текста :)! Любим также за кошку и любопытного слонёнка.
КОЗЛОВ С. (очень выборочно): «Ёжик в тумане», «Ёжикина скрипка», «Зимняя сказка», «Ты лети! Я машу крыльями!», «Необыкновенная весна», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды», «Как ёжик ходил встречать рассвет» (или до 4-х лет или после 9-ти)
КЭРРОЛ Л., «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» — перечитывали трижды, любим за возможность найти свою дверцу в волшебный мир. У меня математический склад ума и мне нравится теория множеств, описанная так залихватски :).
ЛАГЕРЛЕФ С., «Путешествие Нильса с дикими гусями» — нравится идея встать на место «братьев наших меньших», таких книг немало, но на мой вкус у Лагерлеф получилось лучше остальных. Тут всё — мы с тобой одной крови. Побудь на нашем месте. И подумай про «братьев меньших». Очень экологическая и осознанная книга! Плюс умение посмотреть с другой точки зрения, конечно.
ЛИР Э., лимерики
ЛЬЮИС К.С., «Хроники Нарнии», 7 книг – можно перечитывать в любом возрасте.
МАВРИНА Т., «Сказочная азбука» (1969 год) – в этой книге художница воспевает русскую народную сказку. В каждой букве живут фольклорные герои: Кощей и Баба-Яга, Гуси-лебеди и царевна Лягушка, сестрица Аленушка и козленок. Учить буквы по этой книге вряд ли получится — ведь за яркими красками, множеством деталей и увлекательными сюжетами силуэт буквы просто теряется. А вот наслаждаться изумительными иллюстрациями и вновь погружаться в мир фольклорной сказки — в этом книга Мавриной вам поможет. В этих буквах — настоящие, яркие, красочные миры. ОДОЕВСКИЙ В., «Сказки дедушки Иринея»
ПОЛО М., «Книга о разнообразии мира»
ПЕРРО Ш., «Рике с хохолком»
ПУШКИН С., некоторые сказки «О мертвой царевне», «О царе Салтане» (некоторые сюжеты, например, о Попе, меня очень смущают. Читаю не ради сюжетов (есть и получше, скажем честно!), а, конечно, ради мелодики стиха и богатства речи.
СВИФТ ДЖ., «Путешествия Гулливера» — я бы рекомендовала перечитывать Гулливера у лилипутов, начать еще с дошкольного возраста (мы читали в 5 лет, но мы не показатель), и обязательно перечитывать в старшем, чтобы увидеть социальный аспект.
ШЕРГИН Б., сказки, аналогично сказкам Бажова – очень хороши и для речи (должен быть диалектный компонент), и как сюжеты.
ЭКХОЛЬМ Я., «Тутта Карлсон», «Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый» и другие (прочитана пока пару раз – 5,5, но любима). Этот лисёнок выкопал норку в глубине моей души :). Изумительная книга о межличностных отношениях и принятии другого.
От 6-7 лет
ДЕФО Д., «Робинзон Крузо»
ЛИНДГРЕН А. «Эмиль» (муми-тролли в «людском» исполнении), «Братья Львиное Сердце»
ЛАРРИ Я., «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
МАРШАЛЛ А., «Я умею прыгать через лужи»
МЕДВЕДЕВ В., «Баранкин, будь человеком»
СОТНИК Ю. (выборочно): «Учитель плавания», «Как я был самостоятельным»
ТОМИН Ю., «Шёл по городу волшебник», «Карусели над городом», «А, Б, В, Г, Д и др.» ТУРБЬЕРН Э., «Люди и разбойники из Кардамона»
ХОХЛОВ В., «Тайна малиновой воды» (возраст??)
ШВАРЦ Е., «Два клена», «Два брата» — сказки о материнской и братской любви, о единстве семьи, я бы советовала их детям лет с 6-7, а не только старшим. «Сказка о потерянном времени» (как трое школьников, привыкшие попусту тратить время, превратились в стариков. Очень хорошая метафора и легкая форма произведения (тоже советовала бы читать детям.
Если кому-то интересно, литературно-психологический анализ некоторых произведений можно посмотреть здесь:
Продолжение