КОМУ НЕ АКТУАЛЬНО — ЗАКРЫВАЙТЕ ПОСТ :)
ТЕКСТ ВЗЯТ ИЗ ОБСУЖДЕНИЙ АВТОРА ДАННОЙ ТЕМЫ СО СВОИМИ ЧИТАТЕЛЯМИ, это просто отрывки из их переписки, которые мною немного упорядочены для удобства чтения (информация для тех, кто вдруг решит, что автор пиарится на широкую публику за счёт критики советского союза или ещё что-то подобное).
Информация предоставляется как ОДНО ИЗ МНЕНИЙ (которое заинтересовало меня), А НЕ РЕКОМЕНДАЦИЯ ИЛИ ИСТИНА В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ.
Тема выбора детской литературы очень большая, в один пост всё не уместится, для удобства чтения будет несколько постов, поэтому общая картина темы будет раскрыта ближе к последнему посту (СПИСОК ПРЕДЛАГАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ БУДЕТ ПОЗЖЕ – кстати, забегая вперёд, любой фольклор в него входит).
ВАЖНО: Речь идёт о выборе литературы для возраста, когда мы почти полностью выбираем книги для детской библиотеки – ранее детство, дошкольное и немножко младший школьник, то есть, когда у ребёнка ещё не развито критическое мышление. Подростки, конечно же, уже не просят помощи родителей в выборе книг :)
ОБ АВТОРЕ: Марина Озерова — психолог, руководитель творческих кружков для детей и взрослых, мама 4-х детей, закончила магистратуру на кафедре детской литературы (Российский государственный педагогический университет им. Герцена).
ЦЕНЗУРА ДЕТСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мы привыкли с вами думать, что время – лучший цензор. Это, конечно, верно. Но только не для детской литературы, создававшейся в тоталитарной стране. Списки «популярных авторов» составляли идеологически верные методисты и прочие деятели. А от детских писателей требовалось одно умение – маршировать в ногу с правящей партией. Литературный талант при этом совсем не рассматривался как необходимость. Поэтому советские дети не выбирали себе чтение, у них не было, так называемой, «запрещёнки», просто не было такой возможности. Детям читали только то, что «можно». Они должны были быть ограждены от любых «опасных» стихов. Поэтому популяризировались «правильные» авторы, а подозрительные отправлялись в ссылку, шли по этапу. За что? За стихи про котят, лес и море. За то, что не умели воспевать пятилетку. За то, что мутили пионерские умы ненужными «заумными» стихами. Конечно, и произведения этих неугодных власти людей не издавались, и были приложены все усилия для стирания их имен из литературы. Это практически удалось: возьмите любой поисковик, наберите «Сергей Михалков, купить» и «Александр Введенский, купить». В последнем случае вам предложат один-единственный вариант, да и то в сборнике остальных ОБЭРИУТов. В случае с большевистским деятелем – десятки тысяч вариантов. И это тогда, когда «нужная идеология» давно считается умершей! А дело его, как видим, живёт.
К сожалению, многие детские авторы советского периода никаких чувств к детям, на самом деле, не питали, и их вхождение в детскую литературу было вынужденным — очень многие «взрослые» писатели того времени уходили в детскую литературу от безысходности. Кто-то – чтобы не уехать в места не столь отдалённые, кто-то — чтобы не писать в стол, а хоть что-нибудь публиковать. Те же Сутеев, Чуковский, Маршак, Барто и т.д. писали в такое время, что нужно было выбирать одно из двух: либо долго и успешно писать в детской литературе, но только «согласно партии» и желательно без смысла, либо писать мало, зато со смыслом, но умереть быстро.
О ВСЕОБЩЕЙ ЛЮБВИ К СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
«Я любила в детстве советскую литературу» — это довольно слабый аргумент в пользу чтения её ребёнку. О вкусах не спорят, мало ли, что кто любил в детстве. Я тоже с удовольствием читала многие вещи, которые сейчас вижу неприемлемыми. На мой взгляд, должны быть какие-то другие мотивы, которые настолько конструктивны и мудры, что ради них стоит читать книгу, кроме личной любви в детстве. Одно дело, я любила какую-нибудь книжку про Ленина, и совсем другое – а надо ли её делать любимой книгой для моей дочки?
Детство очень многое окрашивает в радужные тона. Те, кто помнит только детские впечатления от любимых книг, попробуйте всё же серьёзно, вдумчиво перечитать те книги, которые вы помните из детства как безупречно прекрасные! Плохая литература не станет художественной только потому, что нам её читали в детстве и у нас о ней хорошие представления. И не станет она хорошей даже потому, что она считается обязательной в связи с твердокаменным общественным мнением, что лучше «наших старых советских книг (мультиков, конфет...)» нет ничего в мире! В мире есть много чего лучше. И что угодно кто угодно может считать обязательным :) Но это не повод не смотреть глубже. Зрите в корень:) На мой взгляд, достаточно опрометчиво из чувства умиления собственными детскими воспоминаниями выбирать литературу, имеющую разрушительный для подсознания общий фон.
ЦЕННОСТЬ ДЕТСКИХ СОВЕТСКИХ КНИГ И НЕКРИТИЧНОСТЬ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Да, многие советские авторы, конечно, талантливы, и в их произведениях встречается много ценных мыслей. Поэтому в более старшем возрасте можно читать дозированно кого угодно, додумывать, домысливать, потому что есть возможность критически осмыслить.
НО дошкольники некритичны, для них «правильно домыслить» – непосильная задача, они не воспринимают критически информацию в том возрасте, на который рассчитаны большинство советских рассказов. Они просто впитывают её «под весёлый рассказик» без малейших раздумий, как будущее руководство к жизни, а советские ценности всё же противоречат моим нравственным, поэтому я не вижу смысла читать современным детям кондовую советскую литературу.
Мой ребёнок сейчас в таком возрасте, когда Я выбираю его чтение. Когда подрастёт до того, что начнёт выбирать самостоятельно, то, разумеется, я не буду прятать книги, но ВОСПИТЫВАТЬ его на подобных произведениях считаю — как бы помягче сказать? — странным. Это идёт вразрез с моим мировоззрением и системой ценностей. Зачем внушать ребёнку противоположные ценности в том возрасте, когда он некритически впитывает всё? Да, я могу объяснять прочитанное, но ведь столько хорошей литературы, зачем тратить время на пустое? И без Барто и Чуковского в мире есть столько более качественной литературы, что лично мне жалко времени в краткую пору дочкиного детства.
Да, у некоторых советских поэтов, к примеру, есть пара-тройка хороших стихотворений со смыслом и без советских лозунгов. Но я не буду копать гору, чтобы найти жемчужное зерно в поэзии Барто. Поэтому предпочитаю сразу хороших авторов. Ничего советского дочке почти не читаю, просто не могу :) отовсюду проглядывается вся эта система:) Вообще, всё чаще прихожу к мысли, что «лучше меньше, да лучше» :) И даже жалею, что слишком рано мы начали с чтение – в раннем детстве рассказывание и пение мамы даёт намного больше, чем целая библиотека. Есть такое количество сказок! Тем более, что ребёнку не нужно много, ему нужно глубоко. Нужно как можно более тщательно осмыслить одну сказку, чем читать ежедневно пару десятков.
Предыдущие посты на эту тему:
https://forum.baby.ru/blogs/post/628276859-181805786/
https://forum.baby.ru/blogs/post/628639454-181805786/
https://forum.baby.ru/blogs/post/628647412-181805786/
В продолжении – пост о русскоязычной и зарубежной литературе, а после него будет СПИСОК альтернативной (которую автор читает своим детям)

Анна, какие Вы книги читаете ребенку? Кроме сказок.
Это те авторы (из очень немногих), произведения которых (все или хотя бы выборочно) не пропитаны тем, о чём до этого шла речь