Развитие речи от 2 до 3. Часть II. Основные направления

Тематика игр и упражнений по развитию речи детей в 2-3 года может быть самой разнообразной, в том числе используются материалы, которые фигурировали в работе с детьми с 1 года до 2 лет. Единственное, игры усложняются, меняется их содержание, а также самостоятельности детей в таких играх требуется больше.

Итак, основные направления, по которым идет работа:

СЛОВАРИ (АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ)

Пополняем с помощью:

— живого общения со взрослыми и сверстниками
— чтения книг (после прочтения необходимо обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное)
— побуждаем ребенка договаривать стихи (например: Наша Таня громко… Что делает? – плачет, Уронила в речку… что? – мячик и пр.)
— вместе рассказываем знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! И была у них курочка Ряба! А помнишь, что она снесла? Морковку? Картошку? Яичко?).
— разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» — ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие – прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»).
— слушаем детские песенки, классическую музыку.
— изучаем различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой), а также прилагательные, глаголы, междометия и другие части речи
— употребляем существительные с обобщающим значением (игрушки, одежда, куклы, посуда и пр.)
— проводим тематические дни или недели (берем лексические темы типа «Мое тело», «Продукты питания», «Одежда», Овощи и фрукты», «Транспорт», «Игрушки» и пр)
Можно использовать такие приемы: «Давай скажем вместе», «Я начну, а ты продолжи». Этим вы активизируете словарь ребенка, помогаете овладевать словами просьбы, благодарности, строить свою речь. С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас, в данный момент не находится в поле его зрения, например, что он сегодня утром видел на прогулке или что вчера он делал у бабушки в гостях. Это не развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ:

Упражнения на развитие дыхания станут другими, но смысл их не изменится. Также продолжаем учить ребенка правильному дыханию, длительному выдоху через рот. С 2 до 3 дети учатся:
— надувать мыльные пузыри
— дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела
— сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки
— задерживать дыхание («Хомячок надул щеки» — просим пройти ребенка до 10 шагов)
— делать бурю в стакане (можно с пеной)
— дуть на вертушки.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ:

— упражнение «Месим тесто» (высовываем язычок, делаем его широким и верхней губой шлепаем по нему со звуком «пя-пя-пя»)
— упражнение «Воздушный шарик». (надуваем щеки и лопаем их ладошками)
— упражнение «Заборчик» (показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
— упражнение «Чистим зубки». (показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним
— упражнение «Зайка» (улыбаемся, закусываем верхними зубами нижнюю губу)
— упражнение «Обезьянка» (учим детей высовывать язык и просим дотянуться до носа, до подбородка, до правого уголка губ, до левого)
— упражнение «Вкусное варенье» (учим облизывать губы по кругу, только верхнюю, только нижнюю)
— упражнение «Поцелуйчики» (учим «собирать губки» и издавать звук как при поцелуе)
— учим произносить слова и звукоподражания с разной громкостью, говорить шепотом.
— учим мяучить как добрый кот, рассерженный, грустный, удивленный и пр.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

1. Заниматься пальчиковой гимнастикой (кому нужно, скину сборник)
2. Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, творчеством
3. Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается – то и застегивать их)
4. Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и надевать другую одежду
5. Пересыпать/переливать крупу/воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания/ переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посудки, лейкой
6. Играть с наклейками
7. Учиться мыть руки, в том числе включать-выключать кран, намыливать руки, выдавливать жидкое мыло из бутылочки
8. Взбивать мыльную пену венчиком (в воду добавляется несколько капель моющего средства или шампуня)
9. Набирать и переливать воду с помощью пипетки или «груши»
10. Учиться собирать воду губкой и отжимать ее
11. Составлять узоры из палочек, макарон, камешков, фасоли
12. Играть со шнуровками
13. Играть с мозаикой, «Лего», другими конструкторами
14. Ближе к трем годам можно начинать учиться обводить по точкам (если у ребенка есть желание, и процесс обучения проходит легко). Обводить очень простые линии – различные дорожки, линии прямые или с небольшим изгибом.
15. Перекладывать бусины и другие мелкие предметы пинцетом.
16. Подбирать крышечки к бутылочкам, баночкам. Откручивать и закручивать крышечки
17. Сортируем крупы по баночкам, тарелочкам
18. Играем с прищепками (вешаем белье на веревочку, захватываем помпоны, шнурки, сортируем по цвету, делаем бусы и пр.)
19. Учимся чистить вареное яйцо
20. Учимся собирать из кубиков (паззлов) целые картинки

Также обязательно включайте упражнения на взаимодействие сразу обеих рук. При их координированной работе улучшается взаимодействие межполушарных связей, что в свою очередь благотворно влияет на все психические процессы: память, внимание, мышление и пр.
Например, ставите тарелочку, кладете перед ребенком фасоль и просите брать фасоль обеими руками и класть в тарелочку. Вначале можно научить брать по очереди то правой, то левой рукой. Можно дать в обе руки по карандашу и пробовать сначала вместе рисовать простые линии, кружочки и каракули, потом дать свободу ребенку и пр.

Рисование:

1. Рисовать дорожки.
2. Рисовать кружочки.
3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки — ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.
4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии
5. Рисовать короткие и длинные линии
6. Ближе к трем годам — раскрашивать картинки
7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).
8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу
9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки
10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку)
11. Рисовать пальчиковыми красками.

Лепка:

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски)
2. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
3. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).
5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).
6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге
7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами
8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья
9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация:

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.
2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.)
3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.)
4.Аппликация из скомканных комочков бумаги
5. Аппликация из рваной бумаги.


К сожалению, всё, что планировала не влезло, так что о том, как разговорить малыша 2-3 лет мы узнаем в следующем посте!😃


Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
1010637

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Екатерина Токарева
Екатерина Токарева
Елизавета
8 лет
Тверь

Спасибо большое за рекомендации) Можно мне скинуть сборник по пальчиковым играм? 

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Екатерина, скиньте почту вашу в личку, отправлю!

Пожаловаться
Екатерина Токарева
Екатерина Токарева
Елизавета
8 лет
Тверь
Соланж 

сейчас)

Пожаловаться
МамаМиши
МамаМиши
Зеленоград

Спасибо, Катюш. Обязательно поздравлю. ???

Пожаловаться
МамаМиши
МамаМиши
Зеленоград

Ой, Катюш. Сгорала в нетерпении, пока готовила. У мужа завтра ДР. ?? Думала освобожусь, в тишине почитаю.
Всё же интуиция меня ведёт в правильном направлении, многое из того, что ты пишешь мы применяем на практике. Немного только подкорректировать нужно, мама-торопыга. ?? Правильно мне муж говорит, я слишком много с него требую.
Спасибо за полезную информацию. ??

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Ого, поздравь от меня мужа, Юляш!

Я была уверена, что вы многое уже опробовали. В принципе, если знать, по каким направлениям работать, проще выстраивать занятия и  понимать, чего хочешь от ребенка добиться. У вас с мужем, наверняка, правда где-то посередине))




Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Барнаул

Еще одна полезная статья, спасибо)))

Правда, многие упражнения делали и делаем уже давно)

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Анастасия, на здоровье) да, конечно, я думаю, многие упражнения на слуху, на виду у тех, кто хоть маленько занимается с дитем, или не маленько))

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Алиса
14 лет
Запорожье

Спасибо !)жду не дождусь уже когда диапазон игр у нас с сыном расшириться ))

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

А я как жду, Оксан))) у меня большинство игр и игрушек на возраст как раз от 2, 2,5 лет)