"КОДЕКС ВНЕШНЕГО СООТВЕТСТВИЯ" И ЯРЛЫКИ В СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Отрывки из статей Марины Озеровой по теме выбора детской литературы. 

Тема очень большая, в один пост всё не уместится, для удобства чтения будет несколько постов, поэтому общая картина темы будет раскрыта ближе к последнему посту (список предлагаемой литературы тоже – кстати, забегая вперёд, любой фольклор в него входит).

ВАЖНО: 1) Информация предоставляется как одно из мнений, а не рекомендация 2) Речь идёт о выборе литературы для возраста, когда мы почти полностью выбираем книги для детской библиотеки – ранее детство, дошкольное и немножко младший школьник, то есть, когда у ребёнка ещё не развито критическое мышление. Подростки, конечно же, уже не просят помощи родителей в выборе книг :)

Об авторе: Марина Озерова — психолог, руководитель творческих кружков для детей и взрослых, мама 4-х детей, закончила магистратуру на кафедре детской литературы (Российский государственный педагогический университет им. Герцена).

ДЕСТРУКТИВНЫЕ МОТИВЫ СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СООТВЕТСТВИЕ ВНЕШНИМ ПРАВИЛАМ
В советской детской литературе обычно ярко представлен кодекс «внешнего соответствия». Было бы логично предположить, что сейчас система ценностей должна смениться, и соответственно, детям должны предлагаться новые нравственные принципы. Но нет, всё то же самое – умывайтесь (привет Чуковскому), будьте внешне приглаженными и неважно, насколько вы безнравственны внутри. То есть, идёт упор не на внутренние моральные принципы, когда ты и в обществе, и НАЕДИНЕ САМ С СОБОЙ должен быть нравственным человеком, а на ВНЕШНЮЮ ОТЧЁТНОСТЬ.

ЯРЛЫКИ «ПЛОХОЙ» И «ХОРОШИЙ», ИДЕАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РАФИНИРОВАННЫЕ ГЕРОИ 

Ещё одно очень явное качество русскоязычной детской литературы: чёткое деление детей на «плохих» и «хороших», где «плохие» получают свои ярлыки на всю жизнь, даже если делают попытку «исправиться»:  «… Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!» (К.Чуковский, Мойдодыр). Эта фраза высказана после того, как «грязнуля» умылся, но помилования и снятия ярлыка ему не достичь! Нет, даже если он исправился, он всё равно «бывший», его тяжёлое прошлое будет волочиться за ним всю жизнь, настоящего принятия ему всё равно не получить. 

Ребёнок, так или иначе, осознаёт своё «несовершенство» – у него что-то не получается, он не слушается, ведёт себя неправильно. Ему необходимо знать своё «право на ошибку». Исключительно правильные герои же отнимают это право. Ведь Петя-Маша МОГУТ быть такими идеальными, а ТЫ почему не можешь?! Вот они всегда такие «правильные пионеры», а ТЫ такой-сякой… Такой персонаж как бы высвечивает все несовершенства ребёнка, что даёт скорее обратный эффект – не хочется с него, такого прилизанного, «брать пример». 

К сожалению, среди советской детской литературы нет такой, которая была бы для них необходимым чётким и понятным руководством к действиям в реальной среде с реальными сложностями в отношениях. Нет такой литературы, которая бы ПРАКТИЧЕСКИ помогала ребёнку справиться с разными мелкими трудностями в школьном общении, давала представления о практических действиях в стиле: ситуация — решение. Зато есть книги про пионеров, где в лучших традициях разборок на совете отряда было сказано, как поступают плохие и как поступают хорошие дети. Мы все стремимся к разделению поступков и человека – и «хорошие» дети могут поступить из рук вон плохо, и те, которые очень часто не слушаются, не попадают в разряд «плохих» и не получают обидных ярлыков с закреплением качеств. Идеально-положительные рафинированные персонажи в художественной литературе вызывают у ребёнка скорее отторжение, а не идентификацию с ними. 

Внимание! В этом смысле не нужно путать художественную литературу со сказками, где по умолчанию есть отрицательные и положительные персонажи, где вообще ВСЁ не так, как в художественной литературе. Сказка – это особый жанр, там аллегории и символика. В художественной литературе деление на хороших и плохих не оправдано, потому что там действуют самые простые дети, а не собирательные сказочные негативные образы в виде Змеев-горынычей. 

Предыдущие посты на эту тему:
https://forum.baby.ru/blogs/post/627205255-181805786/
https://forum.baby.ru/blogs/post/627473468-181805786/
https://forum.baby.ru/blogs/post/627837277-181805786/


В продолжении – мотивы об отсутствии безусловной любви и разрушении ценности института семьи  https://forum.baby.ru/blogs/post/628639454-181805786/

"КОДЕКС ВНЕШНЕГО СООТВЕТСТВИЯ" И ЯРЛЫКИ В СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


"КОДЕКС ВНЕШНЕГО СООТВЕТСТВИЯ" И ЯРЛЫКИ В СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Анна
01647

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
МамаСына

А вот как раз в советской детской литературе как раз и показано что даже плохие становятся в итоге хорошими, если им помочь! А проблема — решение, это для роботов и рабов. В жизни всегда все по-новому и по-разному, но одно важно -  любой всегда может стать лучше)))