Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов
«Сидит белка...»
Сидит белка на тележке,Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики(пальцы рук соединяются в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит («дом»),Ну а к дому путь закрыт («ворота»).
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем («дом»).
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Кольцо»
- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
- то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
- те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
- «Пальцы здороваются» Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
- «Оса»
- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
- то же левой рукой;
- то же двумя руками;
- «Человечек»
- указательный и средний пальцы «бегают» по столу;
- те же движения производить пальцами левой руки;
- те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»);
- «Коза»
- вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
- «Очки»
- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
- «Зайчик»
- вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
- «Деревья»
- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
- «Птички летят»
- пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
- «Сгибание-разгибание пальцев»
- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
- согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
- «Бочонок с водой»согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
- «Миска» пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
- «Крыша» соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
- «Магазин» руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
- «Цветок» руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
- «Корни растения» прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;
- одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями — тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: «Бабушка печет блины, очень вкусные они»;
- кисти рук одновременно сжимать в кулак — разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
- положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.
- «Кулак-ребро-ладонь»
- на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
- Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
- Развитию ручной моторики способствуют также: Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; Нанизывание бус, бисероплетение; Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы; Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; Рисование по точкам, пунктирным линиям;
- Массаж рук.
- Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
- Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
- Упражнение «Сорока-белобока»
- Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
- Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
- Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
- Интенсивное растирание каждого пальца
- Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
- «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
- Этот пальчик хочет спать,
- Этот пальчик прыг в кровать,
- Этот пальчик прикорнул,
- Этот пальчик уж уснул.
- Тише, пальчик, не шуми,
- Братиков не разбуди.
- Встали пальчики, ура!
- В детский сад идти пора.
- «Пальчики здороваются»
- Повторить первое упражнение.
- «Пальчики здороваются»
- Идут четыре братца
- Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
- Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
- Здорово, Васька — указка! (большой соединяется с указательным)
- Здорово, Мишка — середка! (большой соединяется со средним)
- Здорово, Гришка — сиротка! (большой соединяется с безымянным)
- Да ты, Крошка — Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
- Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.
- «Дружные братья»
- Ну-ка, братцы за работу,
- Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
- Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
- Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
- А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
- А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
- А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
- «Этот пальчик»
- Этот пальчик — дедушка,
- Этот пальчик — бабушка,
- Этот пальчик — папочка,
- Этот пальчик — мамочка,
- Этот пальчик — наш малыш!
- (поочередно загибать пальцы в кулачок)
- «Человечки»
- Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
- «Помощники»
- Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
- Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
- Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
- Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
- Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
- складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
- нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
- собирать различные мозаики.
- Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.