Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка...»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),
Ну а к дому путь закрыт («ворота»).
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
  • «Пальцы здороваются» Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
  • «Оса»
  • выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
  • то же левой рукой;
  • то же двумя руками;
  • «Человечек»
  • указательный и средний пальцы «бегают» по столу;
  • те же движения производить пальцами левой руки;
  • те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»);
  • «Коза»
  • вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
  • «Очки»
  • образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
  • «Зайчик»
  • вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
  • «Деревья»
  • поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
  • «Птички летят»
  • пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
  • «Сгибание-разгибание пальцев»
  • поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
  • выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
  • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
  • согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
  • выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
  • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
  • «Бочонок с водой»согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
  • «Миска» пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
  • «Крыша» соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
  • «Магазин» руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
  • «Цветок» руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
  • «Корни растения» прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

  • одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями — тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: «Бабушка печет блины, очень вкусные они»;
  • кисти рук одновременно сжимать в кулак — разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
  • положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.
  • «Кулак-ребро-ладонь»
  • на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

  • Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.


  • Развитию ручной моторики способствуют также: Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; Нанизывание бус, бисероплетение; Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы; Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; Рисование по точкам, пунктирным линиям;


  • Массаж рук.
  • Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
  • Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
  • Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
  • Упражнение «Сорока-белобока»
  • Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
  • Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
  • Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
  • Интенсивное растирание каждого пальца
  • Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

  • «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
  • Этот пальчик хочет спать,
  • Этот пальчик прыг в кровать,
  • Этот пальчик прикорнул,
  • Этот пальчик уж уснул.
  • Тише, пальчик, не шуми,
  • Братиков не разбуди.
  • Встали пальчики, ура!
  • В детский сад идти пора.

  • «Пальчики здороваются»
  • Повторить первое упражнение.
  • «Пальчики здороваются»
  • Идут четыре братца
  • Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
  • Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
  • Здорово, Васька — указка! (большой соединяется с указательным)
  • Здорово, Мишка — середка! (большой соединяется со средним)
  • Здорово, Гришка — сиротка! (большой соединяется с безымянным)
  • Да ты, Крошка — Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
  • Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.

  • «Дружные братья»
  • Ну-ка, братцы за работу,
  • Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
  • Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
  • Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
  • А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
  • А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
  • А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

  • «Этот пальчик»
  • Этот пальчик — дедушка,
  • Этот пальчик — бабушка,
  • Этот пальчик — папочка,
  • Этот пальчик — мамочка,
  • Этот пальчик — наш малыш!
  • (поочередно загибать пальцы в кулачок)

  • «Человечки»
  • Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
  • «Помощники»
  • Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
  • Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
  • Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
  • Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

  • Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
  • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • собирать различные мозаики.

  • Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества