(нашла интересную статью)Почему советские мульты такие жестокие?

"— Не хочу Чебурашку, — вопит Маша. — Не хочу Карлсона! Хочу «Щенячий патруль». — Да твой щенячий патруль — сплошная ложь! — злюсь я. — В жизни не бывает, чтобы было столько суперспособностей, чтобы все всегда выигрывали. Но Маша смотрит и хохочет над шалостями щенка Маршала. Смотрит «Машу и медведя» и хохочет над шалостями Маши. Смотрит «Врумиз» и хохочет над дурачком Банги и толстым Пити. Я пыталась запрещать, но она смотрела у бабушек. И… ничего страшного не случилось. Мой ребенок не испортился. А смеху было столько! А радости! Я начинала ее приобщение к мультипликации со старых добрых советских мультфильмов. Скучно ерзая на стуле, Машенька не засмеялась ни разу. А над чем? Тревожные, вонзающиеся в уши своей взвинченностью нотки клавесина, знаменующие начало мультфильма «Винни-Пух», в котором никто из персонажей не улыбается и все, кроме толстяка, страдают депрессией? Этот мультфильм великолепен своей психологией, но — для взрослых. В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы. Ребенок не должен строить детскую площадку и очищать озеро (Крокодил Гена), не должен решать проблемы добычи еды и защиты жизни (Котенок Гав), да и хорошо отрепетированный навык выносить мусорное ведро, печь пироги и поливать цветы тоже под большим вопросом, если речь идет о девочке, которой в этом возрасте положено играть с подружками в резиночку во дворе (Наташка из «Домовенка Кузи»). Взрослые, как правило, этим детям не союзники, а те, кто отбирает радость. У Наташи отнимают волшебный сундучок (метафора радости и детства), у дяди Федора — кота (я не могу себе представить степень черствости человека, который может сказать: «А какая от кота польза?», если он не видит этой очевидной пользы в виде радости и общения), у Малыша в «Карлсоне» — собаку и кино, а в «Котенке Гаве» — трудно представить — даже собственное имя у щенка. Никто его не звал, потому что он никому не нужен. Ребенок в СССР в качестве «ребенка» действительно был никому не нужен, он должен был сразу стать маленьким взрослым, и вся система образования, начиная с яслей, была нацелена на это. Неслучайно Федьку зовут не Федькой, а дядей Федором, в его случае перелом уже произошел — он уже стал маленьким взрослым, настолько взрослым, что смог сам уйти из дома и автономно существовать. А вспомните «Когда зажигаются елки»: «Терпеть надо! Не маленький!» — говорит один ребенок (Медвежонок) другому ребенку (Зайчику). Говорит, когда зайчик смеется от щекотки. Все чувства советский ребенок должен был держать в себе! И в первую очередь — радость. Ну да, в «Щенячьем патруле» герои нереалистичные. А разве в советских мультфильмах — реалистичные? Ведь не было таких детей, которые только и мечтали класть кирпичи до вечера («Песенка мышонка»), делали уроки, не глядя в телевизор («Попугай Кеша»), выстраивались в очереди на прививки («Бегемот, который боялся прививок»). В последнем мультфильме вообще использован запрещенный прием: в очереди сидят только взрослые «разумные» дети, после чего у ребенка должно создаться впечатление, будто он ОДИН боится прививок (один, понимаете, а не ВСЕ!). В советских мультиках широко использовались все те приемы, которые сегодня признаны запрещенными в родительской практике общения с детьми: стыдить, запрещать плакать и проявлять чувства, сравнивать с другими. Дети с этим отъемом радости и чувств боролись, как могли. Зная основы детской психологии, легко проследить возникновение у ребенка внутреннего конфликта, когда его внутреннего Ребенка — шалящего, делающего ошибки, протестующего, желающего «запретного» (лакомств, например) — считали стыдным, должны были уничтожить. Считать часть себя плохим — это очень тяжело. Но нельзя убить эту часть себя, и она в той или иной форме возвращалась. Детские писатели и сценаристы очень хорошо показали ее отделение в мультфильмах. Я думаю, что Карлсон психологически — это часть личности Малыша, та часть, которой взрослые люди вокруг него (родители и няня) существовать запрещали, поэтому Малыш был вынужден просто отделить ее от себя. Кто нашалил? Малыш? Нет. Малыш хороший. Шалят плохие. Карлсон нашалил. А Малыш Карлсона любит. Он продолжает любить ту «плохую» часть себя, просто она существует уже отдельно. Вот так он решил этот внутренний конфликт. Поэтому неслучайна одна важная деталь: стоит взрослым людям появиться в комнате Малыша — как Карлсон чудом исчезает. Разумеется, Малыш тут же превращается в «маленького взрослого человечка», который должен делать уроки, подтянуть штаны и вообще вести себя как полагается. Домовенок Кузя у Наташки, думаю, то же начало — детское, шалящее, отделенное от ставшей строгой и одинокой Наташки. Кузенька тоже внезапно «умирает» с появлением в комнате взрослых. Чебурашка. Очень интересный персонаж. Примечателен он тем, что символизирует ребенка, оказавшегося в мире взрослых, которые не уверены в себе и потеряны, то есть сами как дети, но только без свойственной детям радости и уверенности в себе. И они не знают, что с этим ребенком (Чебурашкой) делать! Он для них — неизвестное существо. Практически как для многих наших родителей из 90-х. Они не знают, как дальше жить, они не нашли себя и даже друзьями-то обзавестись не сумели, куда уж им воспитывать детей. А ведь тот, кто психологически не был ребенком, не прожил эту часть себя, в дальнейшем не сможет адаптироваться к миру и чувствовать себя защищенным… Чебурашка в их мире одинок и не нужен, лишний пазл. Потому что они и сами ощущают себя лишними. Образов отделенного от «правильного и удобного ребенка» шалящего дитяти в советских мультиках и сказках очень много. Капризничает и балуется не Верочка, а обезьянка Анфиса; Попугай Кеша — альтер эго правильного мальчика Вовки, который только и делает, что учит уроки и даже не смотрит телевизор; мыши и кот Леопольд — из той же серии. Задача у этих мультиков вроде бы была в том, чтобы советские дети стали такими, как Вова, и не стали такими, как Кеша. А происходило ровно наоборот! Ну кто помнит серенького мальчика Вову? Кто помнит унывающего Гену? Все помнят Шапокляк! Анфиску! Карлсона! Кузю! Мышей! Котенка Гава! Кешу! Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей. Вспомним, например, фразу мамы дяди Федора: «Я так устаю на работе, что даже телевизор нет сил смотреть». А мама Наташи в мультике «Домовенок Кузя»: единственное, что мы слышим от нее — сухое «умница, дочка», лишенное теплоты искренней похвалы. На второго ребенка нет ни сил, ни времени, ни желания, да и первый смотрится как часть советского интерьера в стиле «положено иметь», будто не с желанием его «заводили», а потому что у всех сервант и у нас сервант, у всех ребенок и у нас ребенок. Или, напротив — поздний единственный и перелюбленный. Вместо целостной личности, где внутренний Ребенок проявляет себя в творчестве, а внутренний Взрослый выбирает, где это творчество проявлять, советское общество воспитывало человека с гигантским внутренним Родителем, который блокировал самостоятельные решения страхом выпасть из повестки дня партии, социума, собственных родителей. Для партии и государства живая творческая свободная энергия ребенка — угроза, которую надо запереть в клетку. Очень мало в советских мультфильмах встречается зрелых личностей, где все три компонента — Взрослый, Родитель и Ребенок, уравновешены и не находятся в состоянии конфликта. Почти все персонажи находятся в роли Родителя или Ребенка, и отрицательными оказываются те, которые проявляют свободный образ жизни и мыслей, — символы Ребенка. И поэтому многие популярные советские мультики очень-очень грустные. Мой ребенок их смотреть не хочет, а я — не могу. Мне грустно. Есть, конечно, в этом ряду счастливые исключения: мультфильмы про Львенка и Черепаху, про Ежика и Медвежонка, про Лисенка и так далее. Но это уже совсем другая история — история спасения советского ребенка через авторов, которые умели говорить с ним на одном языке. И, как правило, эти мультики тоже грустные. Когда Ежик искал свой кораблик («Осенние кораблики») — тоже хотелось плакать от того, что никто-никто его не понимает, он одинок в мире взрослых, забывших мечты и желания, кроме естественных потребностей поспать и наесться. Что же касается современных мультфильмов, где герои шалят на полную катушку и ведут себя эгоистично, — мне кажется, так проживается ребенком невозможность сделать то же в жизни, и это неплохо. Главное, чтобы эти эмоции не стали для него самыми яркими в жизни. А «Врумиз», «Маша и медведь» и «Щенячий патруль» воспитывают куда лучше советских мультфильмов. Потому что делают это через радость, смех и через то, что герои — на одной волне с ребенком. Герои — настоящие дети! А дети эгоистичны. Но именно дети не боятся собственных ошибок и часто начинают вести себя альтруистично по собственной воле, а не по принуждению «сверху», как в советских мультфильмах. Это зрелище, поверьте, куда лучше, чем убитый горем ослик Иа, у которого каждый день хуже предыдущего, и потеря хвоста знаменует, в общем-то, потерю себя. Ослик Иа потерял вовсе не хвост, он потерял внутреннего Ребенка — того, кто любим, кто радуется, кто смеется, творит и имеет опору в самом себе. И не боится ошибок. А иначе от лужи и не отойдешь. Желаю вам не терять собственный хвост и радоваться! ". Мне кажется очень хорошая статья, что скажете? 😊

Также по теме: грустные мультики, которые стоит посмотреть


Dnevnik Migrantki
Dnevnik Migrantki
Вильнюс
14342236

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Санкт-Петербург

Отличная статья

Пожаловаться
Оля
Оля
Виталий
24 года
Маргарита
16 лет
Егор
12 лет
Аглая
6 лет
Макар
4 года
Омск

Статья написана взрослым человеком, копаясь в глубинных значениях мультов, а дети не строят таких длинных логических цепочек, советские мульты нравились да и пришли диснеевские тоже нравились это воспоминания детства!!! Перечитайте детские книжки-и в курочке рябе найдёте нелогичность и бред, хотели разбить не получилось- расстроились, разбилось само-расплакались, но восприятие в детстве не было анализом нелогичности поступков бабы и деда???

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анна
9 лет
Илья
7 лет

не знаю, не знаю...

Как-то не доверяю я «современным» психологам, сейчас таких горе-специалистов ежегодно выпускает любой заштатный ВУЗ пачками...

Выдернут из контекста, увидят то, что им хочется видеть и напишут «умную» статью. А прочитать первоисточник- книгу про того же Дядю Федора или Винни-Пуха слабо? Там и в помине нет депрессии и «взрослости». Я люблю советские мультики, не все, но многие, и дети мои любят. Но и современные тоже смотрят, естественною. 

Только я сомневаюсь, что когда вырастет вот такая вот «Маша» в подростка, а у нее кроме «веселья» в голове ничего и нет, ни сострадания, ни умения решать проблемы и т.д., то родители обрадуются и будут веселиться...

Пожаловаться
Ольза
Ольза
Томск
таких статей счас развелось пруд пруди
самое интересное что живя в то время при ссср, дети радовались любому мультику, никто и не думал про депрессивность)
я в детстве не понимала только «ежика в тумане» да «алису в стране чудес»
дочка с 2 лет смотрела чуковского, простоквашино, и др советские мультики, когда подросла, сменились интересы, и барби может посмотреть и щенячий патруль.Из советских которые может пересматривать, про «пес в гостях у барбоса» и «жил был волк».Мы частенько вместе пересматриваем.



Пожаловаться
Екатерина Калашникова
Екатерина Калашникова
Мурманск

Ой, я на этих мультиках только реву. Мамонтёнок, божееее, сплошная грусть, я даже блин на варежке уже слезу пустить готова. Я лучше и правда шилопопую Машу посмотрю и посмеюсь) ну в моему ребёнку пока интересно все, я даже не буду там своё мнение в выборе мультиков вставлять) я мелкая любила всякую дичь типо телепузиков, и ничего)

Пожаловаться
Мария
Мария
Арина
6 лет
Санкт-Петербург

А мой сын очень любит советские мультики-Брем музканты, Золушка, Маугли...)

Пожаловаться
Ксю
Ксю
Илюшка
7 лет
Тольятти

Как правильно воспитывать никто не знает, что в жизни повлияет на человека тоже никто не знает, так что с чем то согласна.

Пожаловаться
Евгения
Евгения
Челябинск

Шикарная статья! Полезна взрослым, т.к. даёт понимание естественного радостного состояния, что это норма и для ребёнка и для взрослого




Пожаловаться
Анна
Анна
Витя
2 года
Домодедово

Каждому мультику есть своё время, все они хорошие и поучительные, а кучу зарубежных мультов (про принцесс особенно) чему учат… стремится замуж за богатого, плести интриги, рассуждать можно много на тему мультиков, Моя дочь сейчас смотрит Вини Пуха и Чуню из старых, понятно что пока мало что понимает но ей они нравятся

Пожаловаться
Ауринко
Ауринко

Зато щас сколько психологов развилось))) такую огромную статью накатать. Ну пусть человек смотрит канал Дисней, там много чксу свое чадо научит. Мне и моим детям советскик мульты нравились)), а мы ведь даже не в России живем. Зато сецчас такое редкое г… но по телевизору детям втирают, что лучше тот же канал про животных включить, чем смотретьнепонятно для кауого возраста американские мультики с «дебил, чувак» и т.д.

Пожаловаться
Dnevnik Migrantki
Dnevnik Migrantki
Вильнюс

Ну, мы телевизор вообще не смотрим)

Пожаловаться
Ауринко
Ауринко
Dnevnik Migrantki 

На самом деле — это вообще самое правильное)). Но дочкам уже 8 лет, как включат это Дисней, у меня волосы дыбом. Ведь снимали же раньше нормальные мультфильмы диснеевские, а сейчас просто жесть. К счастью, вроде уде не интересно, в почете всякие Дискавери, Тревел канал очень любят))

Пожаловаться
Valeri
Valeri
Татьяна
7 лет
Михаил
5 лет
Москва

Мне кажется, есть и сейчас мультики хорошие, и тогда были тоже. Советские были психоделические)) как раз типа колобков, голубого щенка итп)) — такое я не включу, это жесть

Старшая из советских любит Цикл сказок Сутеева, Простоквашино, Чуню, Котенка Гава. Из современных — Три кота, Маша и Медведь (как по мне, норм. мультик), щенячий патруль (но его я последнее время не включаю почти, бесит почему-то). Не разрешаю смотреть Винкс, Монстр Хай (и бабушкам запрещаю их включать). Но она смотрит мульты раз в неделю, по воскресеньям, последнее время стала ей показывать полнометражки диснеевские типа Спирита, Короля льва. Младшая тоже теперь иногда смотрит с ней, ей Три кота и Чуня нравятся. Еще они в восторге от фильмом ВВС (я, кстати, тоже)

Пожаловаться
РитаР
РитаР
Исаак
5 лет
Порту

А мне нравятся- сказки Пушкина и многие народные, да и много мультиков- чунга-чанга, про обезьянок… т.д. есть очень много хорошего.

А какие хорошие иностранные?




Пожаловаться
LiubovH
LiubovH
Ева-Мария
5 лет
Нойбург-на-Дунае

Длинная статья, но очень правдивая и правильная… и правда же, сколько грусти и одиночества в советских мультиках…

Пожаловаться
Dnevnik Migrantki
Dnevnik Migrantki
Вильнюс

Да уж… И люди выросли такими же (не все, но..). Даже в себе это ощущаю.

Пожаловаться
LiubovH
LiubovH
Ева-Мария
5 лет
Нойбург-на-Дунае
Dnevnik Migrantki 

Особенно что касается эмоций! Те кто вырос на советских мультиках в основном замкнутые глубоко в себе люди… правду говорят, дети которых любят, вырастают взрослыми умеющими любить… вот так и с мультиками…

Пожаловаться
Dnevnik Migrantki
Dnevnik Migrantki
Вильнюс
LiubovH 

Да… Я тоже сдерживаю эмоции, сейчас с этим борюсь ибо вылазит боком. И всю жизнь пыталась быть "взрослой, мужественной, не плакать, быть сильной и тд", это ужасные навыки для девушки… ?

Пожаловаться
Ауринко
Ауринко
Dnevnik Migrantki 

Зато у нас сейчас в классе у дочек, ревы мальчишки в 8 лет. Прям в три ручья слещы льют от малейшей царапины. Даже девчонки не так… Красота да и только))). А они еще и детства ябедничают, сначала доведут до сдачи спецом, потом бегут жаловаться. Короче куда уж нам бывшим сов.школьникам до таких хорошо и мужро воспитанных психологами детишек.

Пожаловаться
LiubovH
LiubovH
Ева-Мария
5 лет
Нойбург-на-Дунае
Dnevnik Migrantki 

Это точно… вот поэтому украинские женщины такие сильные, что все могут выдержать, вытащить на себе и пройти через многое… и вроде бы как для жизни в современном мире это и не плохо, но в отношениях думаю минус…

Пожаловаться
Шальная Императрица
Шальная Императрица
Домодедово

Терпеть не могу советские мультики. Раз Тимохе включила уже не помню что, ну бред бредом

Пожаловаться
Dnevnik Migrantki
Dnevnik Migrantki
Вильнюс

Я вот всегда любила, а сейчас малому начала включать и подафигела ?

Пожаловаться
Шальная Императрица
Шальная Императрица
Домодедово
Dnevnik Migrantki 

Я смотрела только простоквашино и ну погоди. И то в ну погоди я тоже что-то не то узрела. Да и Тимоха смотрит в основном развивательно-позровательные мультики

Пожаловаться
Бездельница
Бездельница
Игорь
5 лет
Воронеж

Вообще не впечатлила статья...

Пожаловаться
Тусик-Натусик
Тусик-Натусик
Волгоград

А мы как раз любим 'Львёнка и Черепаху', «По дороге с облаками', 'Тигренок на подсолнухе', 'Антошку', 'Песенку мышонка' и 'Мешок яблок'. На примере Мешка яблок учу сына делиться, а Антошка и Мышонок учат, что халявы не будет. Какие мультики смотрят наши дети, мы можем контролировать. Мне лично не нравится Чиполино, про революцию и самоуправство. Но сын так глубоко не копает, смеётся и ладно.

Показать ещё