Детский сад, который мы выбираем. Не стоит путать обучение в детском саду с борьбой за выживание! Когда моему сыну еще не исполнилось и года, знакомые затеяли разговор о дошкольном образовании. «В полтора года пойдет в сад» — услышала я, и это не было вопросом. Стоит ли удивляться, что на мое заявление «до трех лет никакого сада» у собеседников округлились глаза. Я решила стоять до конца и добавила, что вовсе не считаю садик обязательным мероприятием в жизни ребенка. В ответ посыпались аргументы про социализацию, про вред домашних тепличных условий и про то, как тяжело ребенку потом придется в школе — стандартные «за» приверженцев обязательного дошкольного образования. Один из доводов запомнился мне особенно. По мнению моих оппонентов, в садике ребенок овладевает важным для жизни умением — он учится толкаться локтями! Тогда этот аргумент стал для меня решающим — в садик точно не пойдем. Что не так с детским садом? Я определяю это одним словом — непрофессионализм. Это не касается всех детских садов или только садов государственных, или коммерческих. Непрофессионализм — общая тенденция в нашем образовании, на которую влияет и спрос. «Ну да, говорит неграмотно, орет иногда, но видно, что любит детей», — делится впечатлениями о воспитательнице соседка, решившая отвести своего сына в детский сад. Странное определение профессионализма — «главное, что любит». Вряд ли мы пойдем к парикмахеру, который просто любит возиться с чужими волосами или автослесарю, который просто любит авто. Не ясно, почему мы готовы отвести ребенка к даме, которая просто «любит детей» и понятия не имеет про возрастные особенности, с ходу может поставить психиатрический диагноз и пугает «бабайкой» малыша, отказавшегося от каши. Воспитателю, если хотите, вовсе не обязательно любить ребенка, достаточно любить свою работу и быть способным помогать человеку расти. И расти самому, как профессионалу. Последний тезис вызовет всплеск негодования у типичного воспитателя государственного детского сада. Расти и развиваться за «такую зарплату» он вряд ли согласится. А еще жизнь сложная и государство во всем виновато, а дети и вовсе неадекватные пошли. И здесь возникает закономерный вопрос, хотим ли мы, чтобы рядом с нашими детьми восемь часов в день пять дней в неделю находился такой разочарованный в жизни человек? Чему он может научить? Разве что умению толкаться локтями. Про умение толкаться локтями Эти слова все же надолго засели у меня в голове, и я мучилась размышлениями не лишаю ли сына важного в жизни навыка. В семье толкаться локтями мы не научим, потому что сами с мужем не привыкли этого делать — издержки воспитания. А где же научат? Однажды на улице ровесники моего пятилетнего сына играли в футбол. Сын проявил к игре интерес и попытался влиться в компанию. Спотыкаясь о слова, он радостно произнес: «Привет! Можно с вами поиграть?». В ответ услышал: «Нет! Вали отсюда». Это сказал 5-6-летний парень. Я подошла ближе и услышала, как эти ребята общаются между собой — брань, обзывательства, злость и ненависть. Мне подумалось, что они уже давно овладели «важным в жизни навыком». Надо ли говорить, что мой сын был разочарован. Я давала ему модель поведения «хочешь присоединиться к игре — вежливо попроси», а она не сработала. Научи я его умению без разрешения врываться в чужую игру и вздуть возмущенного лидера — мой ребенок бы чувствовал больший успех. Но желаю ли я такого поведения своему ребенку? Столь ли жесток и несправедлив наш мир, что мы вынуждены учить своих детей с пеленок основам теории «человек человеку волк»? Хотим ли мы жить в таком мире? В первые 7 лет жизни ребенок должен усвоить, что мир добр У меня нет цели убедить вас в том, что во всем виноват детский сад и там детей учат только плохому. Но давайте посмотрим на то, что происходит. В два-три года малыша приводят в группу «по прописке». Его встречает незнакомая тётя, у которой «таких же ещё 20». Возможно у нее есть педагогическое образование, но она почему-то убеждает родителей оставить плачущего ребенка и уходить, слово «адаптация» ей не знакомо. Потом она считает своим долгом ребенка насильно накормить и уложить спать, не понимая, что это естественные физиологические и интимные процессы. Вечером она громко отчитывает малыша перед родителями за «плохое» поведение, а на вопрос почему у ребенка синяк, нехотя рассказывает, что он дрался с Гришей, но она не вмешивалась — пусть сами разбираются. И все это происходит с молчаливого согласия родителей, они не видят серьезной проблемы, они возможно и сами ходили в такой же детский сад. Что в этот момент происходит с ребенком, у которого еще не разорвана связь с мамой, не сформировано базовое доверие к миру, и нет четкого понимания, что хорошо, а что плохо? Он понимает, все что ему нужно — это выжить. А в условиях Спарты выжить можно только толкаясь локтями. Вот и вся дошкольная педагогика. А что же говорят педагоги-гуманисты? Рудольф Штайнер, автор Вальдорфской педагогики разделил период взросления человека на семилетки: в первой ребенок узнает о доброте мира, во второй познает, как мир интересен, а уж только в последней, с 14 лет, разбирается в справедливости мира. Нас интересует первый период — до семи лет, дошкольный. В это время, по мнению Штайнера ребенок должен усвоить, что мир хороший, добрый, а люди вокруг — друзья. Речь не о том, что нужно создать ребенку тепличные условия и оградить от разочарования. Мысль скорее лежит в теории базовых потребностей, и тут мы уже обратимся к трудам Гордона Ньюфелда. Наша родительская задача, говорит ученый, сформировать у ребенка базовое доверие к миру, дать понять, что у него всегда есть поддержка, что он в безопасности. Только в таких условиях человек может гармонично развиваться. Вспомним теорию Марии Монтессори о стадиях взросления ребенка: от 0 до 3 — период впитывающего разума, когда ребенок усваивает 80% процентов необходимой ему в жизни информации, в том числе и нормы поведения. И период от 3 до 6, который Монтессори называла «строитель себя». Время, когда ребенок познает свое тело, его границы, свое место в этом мире, и только начинает осознавать себя частью общества. Как ни странно, но гуманисты ничего не говорят о необходимости развивать навыки выживания в социуме у ребенка-дошкольника. Наоборот, подчеркивают уязвимость этого периода и важность безопасности, принятия и доверия, что в будущем станет фундаментом для успешного и гармоничного развития личности. Почему же родители продолжают соглашаться со средневековыми методами воспитания в детских садах и молчаливо поддерживают эту систему по производству несчастных, запуганных и одиноких людей, готовых в любой момент выставить локти? Чему же научат в детском саду Вот лишь небольшой список навыков, которые можно освоить в дошкольном коллективе, и они точно пригодятся в жизни: Уважать границы свои и чужие Соблюдать правила группы Помогать младшим, учиться у старших (работает в разновозрастных группах) Работать в команде, болеть за общее дело Принимать других, осознавать, что все люди разные (особенно эффективно, если детский сад инклюзивный) Отстаивать свою точку зрения словами Делать выбор Ухаживать за общим пространством Нести ответственность (быть дежурным, например) Уметь обратиться за помощью к другому Дружить Обижаться, но получать поддержку Ошибаться Радоваться за другого Сочувствовать другому Оставаться собой Детский сад — это не значит плохо, детский сад — это выбор. Государственный или частный, традиционный или альтернативный, Вальдорф, Монтессори или домашний. Неважно какой. Главное, что внутри. Главное, люди, которые останутся с ребенком наедине: как они говорят, как себя ведут, какие ценности несут. И если не относится к детскому саду, как камере хранения, то и спрос будет другой. Тут мы вспомним и про формирующуюся личность, и про фундамент, и про доверие к миру. И пристальнее начнем смотреть на воспитателя/педагога, прислушиваться к тому, что он говорит. И, наконец, научимся выбирать лучшее для своего ребенка. Возможно, и мир тогда начнет меняться к лучшему, а умение толкаться локтями станет архаизмом. Вика Виноградова


Lady
023360

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Алёна

Я наверно единственная, кто это поддержит, а не кинет помидор)))))) очень забавно читать о том, что " я до конца не дочитала, но это бред"

Пожаловаться
Валентина

Ну что сделаешь, раз у нас страна такая? Ни культуры, ни воспитания… Но что хочу сказать за садик: я до сих пор помню как меня мама оставляла там и я рыдала, как на весь сад воняло по утрам кашей, но воспитательница была чудо женщина, да я помню были в группе мальчики, которые говорили « нецензурные» выражения. Но к чему я веду разговор ? моё ведение жизни сложилось не от сада, а от семьи в которой я выросла!

Пожаловаться
Светлана

Смотрела 2 месяца назад) Мы 200, 300, 400 с чем-то в очереди в трёх садиках) а вы?

Пожаловаться
Lady
Светлана 

Мы тоже так?в 2 садах 233 и 267, в третьем 389

Пожаловаться
Светлана
Lady 

Здорово ?? нам повезло) некоторый 1000 -ные в очереди?

Пожаловаться
Светлана

Все не прочитала, слишком много. Но суть поняла. Я ЗА садик. Понятно что есть и плохие воспитатели и плохой садик. Тут уж какой попадётся ??♀️ в любом случае можно перевести в другой. Я считаю что моему ребёнку нужно общаться с другими детками, потому что даже сейчас вижу у него испуг страшный при виде чужих людей и детей. А если будет до школы только со мной, то вообще дикий будет? знакомых с детьми нет, гулять и общаться не с кем. К тому же и сидеть с ним некому будет, мы с мужем работаем. Сейчас бабушка пока сидит, но временно)

Пожаловаться
Lady
Светлана 

Я тоже поведу, и даже слишком раноно, сама в 1.6 пошла, а многие кто закидали этот пост, не уловили суть, тут не в возрасте дело, а в том, что родители многие забивают на то, как вопитатели относятся к ребёнку, а потом думают почему их ребёнок в школе один, и подружиться ни с кем не может

Пожаловаться
Светлана
Lady 

Да, согласна с вами) надо смотреть на настроение ребёнка и его поведение

Пожаловаться
Lady
Светлана 

В какие садики в очереди? не смотрели ещё какие по счёту?

Пожаловаться
Елена

я не ходила в сад, но и время было другое! жили можно сказать в деревне и детей никто в сад не водил т.к. всегда были рядом бабушки-дедушки-соседи которые присматривали за нами. сына поведу. со многим согласна, но это не повод лишать ребенка радости общения со сверстниками, которого он не получит в наше время многоэтажных домов и водителей которые ездят по тротуарам, чтобы объехать пробку!

Пожаловаться
Ксения

Жаль автора этой петиции, в каком же детском саду она и ее ребенок были? Сама воспитатель и со многим не согласна. Своего ребенка поведу в сад с 1.6-1.8(сейчас закидают тапками) И еще хочу сказать, по себе людей не судят!!!

Пожаловаться
Lady
Ксения 

Я тоже так поведу, но многие кто закидали этот пост, не уловили суть, тут не в возрасте дело, а в том, что родители многие забивают на то, как вопитатели относятся к ребёнку, а потом думают почему их ребёнок в школе один, и подружиться ни с кем не может

Пожаловаться
Анастасия Саблина

Нам повезло с садиком и яслями. Пока только очень квалифицированные воспитатели. Мои дети их любят.в саду нет принуждений и стереотипов. У меня средний тяжело пошел и в ясди и в сад. Так в саду пару недель он спал га руках у воспитателч.так как скучал по маме и воспитатель решила, что ему спокойнее с ней- значит она с ним посидит. Спасибо им больше… три недели и сынишка просто влюбился в садик! А сама я в садик не ходила.нельзя было.мне было тяжело в школе… адаптация и социализация была кошмаром… при том, что друзей вне школы во дворе было много… но школу я прям ненавижу. Потому не сделаю выбор в пользу домашнего сидения. Хотя сейчас нам садик должны дать… я не планирую ежедневно водить тула малыша, которому неи 2 лет. Я считаю- ранова- то...

Пожаловаться
Умочка

Не знаю, я не сталкивалась с не профессиональными воспитательницами в садах, меня воспитывала самая лучшая воспитательница, которую до сих пор помнят её воспитанники, которая отдавала нам все свои знания. У дочки в саду тоже были профессионалы своего дела, да и в каждой группе бывают детские драки и ссоры, без этого никуда, так как дети воспитывают не только в садике, но и дома! Дети так же впитывает модель поведения родителей и окружающих их людей, и валить все на детский сад или школу, глупо. И я не понимаю нынешнюю моду на пропаганду или навязывание мнения водить ребёнка в сад или не водить, делать ребёнку прививки или не делать- это должны решать сами родители, а не «знатоки» со стороны! 

Пожаловаться
Mishelen
до конца не дочитала. соглашусь с оппонентами про школу. лично наблюдаю детей, которые не посещали сад. это капец. причем в обе стороны. им либо срывает крышак и они не знают куда деть свою энергию, либо не могут влиться в коллектив как социум. поэтому решать каждому самому.
Пожаловаться
magdalin-katalina

одна написала глупость, другая перепостила. зачем? автор считает что есть только её мнение и неправильное. с ходу навешала ярлыки на всех- воспитателей, детей, родителей. у меня муж не ходил в сад. его мама решила что так правильнее. я ходила очень мало. детей отдали в сад и это не обсуждалось. у нас чудесная группа, прекрасные воспитатели. дети дружат, родители тоже. и платят там нормально, так что никто не чувствует себя униженным и обделённым.

Пожаловаться
Lady
magdalin-katalina 

У моего брата было 2 воспитательницы, одна такая как у вас скорее всего, очень хорошая, с большим стажем работы(20 лет), другая как описано(стаж 5 лет), так он не хотел ходить, когда была её смена(пол дня), и я сидела с ним эти пол дня, и так не только у нас, групповую жалобу писали на нее, а я поняла, что на психику может легко повлиять плохое отношение воспитателя, и когда прочитала это, сразу вспоминила, что моему брату нос разбил мальчик из группы, из-за машинки, а воспитательница только на 4 день об этом сказала маме, и то, когда мама напрямую спросила, так что встречаются такие особы, этот пост к тому, что нужно присматриваться и прислушиваться к ребёнку, после того как отдали в сад, а не тупо, извиняюсь,"сплавлять"

Пожаловаться
magdalin-katalina
Lady 

у меня старший ходит к молоденькой воспитательнице. она к нам из декрета вышла. для нас- идеальна. очень ответственная. детские конфликты разруливает в зачатке. дети её обожают. про каждую царапку расскажет. кто как спал/ел/какал помнит. «болеет» за каждого ребёнка. к школе их готовит. есть дети, которые до сих пор не умеют читать. так она с ними отдельно занимается. вообще, у нас в саду хорошие воспитатели. была одна, к которой я категорически не хотела отдавать ребёнка. сделала всё возможное чтобы попасть в другую группу. и то, мамы которые к ней отдавали детей, были довольны. мы же не в изоляции живём. общаемся, делимся информацией. всегда есть выбор и каждая мама выбирает лучшее для своего ребёнка.

Пожаловаться
Lady
magdalin-katalina 

Вот и автор этих слов призывает выбирать лучшее, а многие, кто закидал этот пост, просто выбрали то, что хотели, а именно не желание вести в сад

Пожаловаться
magdalin-katalina
Lady 

я не увидела призвания выбирать лучшее. я видела позицию, которую автор считает единственно правильной. что сад- зло, воспитатели работать не хотят, садовские дети невоспитанные. зачем же так обобщать?

Пожаловаться
Ольга

Как платят так и учим; как платят так и лечим, да и вообще -как платят так и работаем, это слоган нашего народа.???

Пожаловаться
Верочка
И к чему километровый пост? Не хотите вести свое золотце в сад, сидите дома. Думаю и остальным деткам, не таким золотым, будет спокойнее.
Пожаловаться
Lady
Верочка 

Я даже ответ не хочу вам писать, вам стоило дочитать до конца, либо совсем не комментировать)