Русские народные сказки имеют два основных плана:
Внешний – то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими поворотами и персонажами (дети в восторге переживают с ними их приключения).
Символический (наиболее важный и скрытый от неподготовленного взгляда) — каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ, код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказки.
ДВА МИРА.
В русских народных сказках есть два мира – обыкновенный и потусторонний. Зачастую границей между ними оказывается дремучий лес или домик на курьих ножках, в котором живёт Баба Яга. Самой потусторонней реальностью является Тридесятое царство. И если учесть, что в сказках именно ему уделяется большее внимание (основная часть всех приключений происходит именно там), то можно сделать вывод, что потусторонняя реальность в сказочном мире важнее обыкновенной. Почему так сложилось?
Символически переход в «иной» мир означает смерть героя, древний обряд инициации. На это указывают и вещи, с которыми он переходит в другой мир – хлеб, посох, сапоги. Это те непременные атрибуты умерших, с которыми их провожали в другой мир. Только после такой символический смерти возможно возрождение героя в новом своем качестве. Ведь духовный, внутренний рост обязательно сопровождается смертью всего ненужного и отжившего. И герой возрождается – более мудрый, знающий то, чего ранее не знал и не ведал. Путешествие в потусторонний мир открывает ему много новых знаний (способность видеть и слышать неведомое и ранее неизвестное). То есть, смерть в сказках — это как правило не реальная смерть, а изменение человека, он становится другим — старый умер, а новый родился. Тот же смысл и в прохождении испытаний (герой переживает лишения и несправедливость, или же сражается с драконом), за этими событиями стоит тот же скрытый контекст – глубокие внутренние изменения.
Птица Феникс, которая возрождается из пепла снова и снова — символ воскрешения. Этот образ символизирует восход и заход солнца, но если смотреть глубже, то Феникс является символом внутреннего очищения человека в процессе постоянного духовного роста и преодоления материального мира в пользу более глубоких и важных ценностей.
ПОЙДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА.
Загадка: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». Что это значит? «Туда, не знаю, куда» – это внутреннее, духовное путешествия героя вглубь себя. Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдёт ответы на все свои вопросы.
МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО.
Иван-царевич — символ мужского начала, мужских ценностей, силы защитника родной земли, чести и совести.
Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, мудрости, любви.
В русских народных сказках всегда одерживает верх добро. Символами добра является соединение женского и мужского образа, только в единении мужского и женского, двух половин одного целого, возможна природная гармония, победа над злом и тёмными силами (дисгармонией).
СКАЗКА «РЕПКА»
символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это огромное количество важных знаний, накопленных представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.
АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК — символ высшей духовности, это цветок, который позволено сорвать только редкому человеку с добрым сердцем и чистой душой, какой и оказывается героиня сказки – Настенька. Аленький цветочек находится на острове посреди океана, в глубине густого дремучего леса, который символизирует множество запутанных человеческих мыслей, которые сопровождают человека на протяжении его духовного роста. Как обычно в русских сказках, чистая любовь творит чудеса, и в сказке «Аленький цветочек» произошло удивительное превращение чудища лесного в прекрасного принца.
ЯБЛОКО — символ бессмертия, вечной молодости и мудрости, преображения жизни человека.
СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ.
В русских народных сказках преобладают цифра три и цифра семь.
Выбор трех путей, когда герой оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Почему же именно три? Причём расположены они по возрастающей опасности: «Направо пойдёшь коня потеряешь, прямо пойдёшь голову потеряешь, налево пойдёшь и коня и голову потеряешь». Третий путь заключает в себе первые два, и герой всегда выбирает самый трудный, который обещает не только большие опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания.
«За семью дверями, за семью замками…» Цифра семь – обозначение этапов пути к самому себе, ключи к достижению высшей мудрости. Эти этапы: здоровье физического тела и единение с ним; внутренняя «искра»; принятие и любовь ко всему вокруг; ум-разум; сознательность; сверхсознание. После прохождения всех этих этапов человеку открывается высший уровень – ясновиденье, это и будет ключ номер семь. В нумерологии зашифрован глубокий смысл познания человеком себя и мира, а в русских народных сказках вопрос духовного роста, обретения мудрости, стремления к добру и свету оказывается первостепенным.
Взято в интернете, источник:
«Таким образом, сказка (волшебная, где главный герой проходит разные испытания) — это этап духовной революции, когда человек находит себя, свою дорогу, на которой уже ничего глобально плохого случиться не может. А как он по этой дороге дальше пойдёт — отдельная история. Возможно,превратится из Героя в Дарителя (того, кто одаривает волшебными дарами, подсказками и мудростью своей), то есть, сам станет той доброй силой, которая помогает новым Героям дойти до счастливой развязки. Такие сказки, где герой отправляется в путешествие, преодолевает трудности, ищет невесту, сражается со злом, обычно рекомендуют после 5-6 лет» (цитата).
Добавлю сюда немного о символизме в сказках с психологической точки зрения:
Оппозиция «Герой — Злодей» в сказках даёт возможность читателю (слушателю) прикоснуться к скрытой внутренней ТЕНЕВОЙ стороне своей личности, которая есть у каждого человека, неосознаваемая им, но так или иначе влияющая на его жизнь. Сказка позволяет дать выход этой стороне.
Интересное толкование. А Где в русских сказках птица Феникс? Скорее, Жар-птица.
да, скорее жар-птица
Очень интересно!!!
И мне :))