Развитие мелкой моторики (статья)

Развитие мелкой моторики

Когда у моей старшей дочки в возрасте двух лет спросили: «Чем ты занималась?», она вполне серьезно ответила: «Рисовала и занималась всякой там мелкой моторикой». Все очень смеялись и я тоже. Ведь я очень часто произношу фразу: «Заниматься мелкой моторикой», поэтому она ее и запомнила. Я уделяла этим занятиям слишком много внимания, и все подружки надо мной посмеивались… пока наши дети не начали говорить. Мои лучше, быстрее и четче всех остальных, про младшего сына вообще говорят, что у него «выпирающие» лингвистические способности.

Руки и развитие речи

Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Конечно, развитие ТОЛЬКО мелкой моторики не гарантирует, что ребенок заговорит раньше и лучше других детей (тут еще необходимо специальное развитие слуха, мышления, артикуляционного аппарата и т.д.), но то, что развитие ручек улучшает звукоподражательные способности ребенка, усиливает эффект чисто логопедических упражнений, было доказано экспериментально. Вот поэтому-то в логопедических садиках так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Наверстывают упущенное. А ведь можно не наверстывать упущенное, а начать занятия мелкой моторикой с самого рождения.

Первые упражнения

Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, нужно делать ему массаж ручек, разминать пальчики, ладошку, использовать хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. Пусть они будут разными: ворсистые и гладкие, тонкие и толстые и т. д. Это и массаж, и способ познания окружающей действительности одновременно. Вообще первые упражнения — обогащение сенсорного опыта ребенка, позвольте и предложите ему щупать все, что возможно: кору дерева в парке (проведите его ладошкой по нему), муку, зерно, поверхность стола, обои, кафельную плитку, вязаную салфеточку и пр. Не забывайте комментировать и рассказывать, что он щупает. Для новорожденного малыша подойдет сенсорный коврик, который можно «ощупывать». Сделайте ребенку бусы. Наверняка, вы волнуетесь, что он возьмет мелкие предметы в рот, так что какая уж тут «мелкая» моторика. Возьмите мелкие бусинки, пуговицы, монетки, нанижите их на прочную леску, давайте ребенку перебирать такие бусы с самого раннего возраста, меняйте наполнение бус, ребенку всегда будет интересно.

Начнем с массажа

Кроме того, с самого рождения следует начать массаж ладошек. При кормлении это делать удобнее всего, то одну ручку, то другую массируйте, когда меняете грудь, меняете и ручку. Делайте круговые движения и немного отгибайте и массируйте каждый пальчик. Просуньте свой палец в кулачок ребенка, стимулируйте речевую точку, она находится в центре ладони. Ни одну ладошку не забудете, причем поприветствуете ее несколько раз в день.

Полезные игры

Когда ребенок научится контролировать движения своих ручек, начните учить его: загибайте пальчики, разгибайте пальчики, делайте круговые движения, лучше всего подойдет традиционная «Сорока-белобока». Не ленитесь, ведь теперь вы знаете, что это не просто развлечение, хотя, ребенку об этом сообщать не нужно, и тогда гимнастика, наверняка, станет для него по-настоящему увлекательной игрой. Загибайте каждый пальчик, а большому уделите особое внимание, ведь именно он играет важную роль во всевозможных хватательных движениях. Погладьте его: «Он кашу не варил, воду не носил, дров не рубил», пусть исправляется: «вот он ходит, воду носит, дрова рубит» (пальчик двигается). И, наконец, самое интересное для малыша: ваши пальцы движутся от большого пальца вверх по его руке, на сгибе локотка задерживаются и топчутся: «здесь водица студеная», потом задерживаются на плечике: «здесь водица теплая», скользнув на бочок: «а здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток». Очень важно, что вы разговариваете с малышом и вместе веселитесь. Кроме описывания круга по ладошке своим пальцем, делайте такой же круг, но с помощью пощипывания или покалывания (пальцем): «Птичка-птичка, вот тебе водичка, вот тебе игрушки прямо на ладошке». Круг можно сделать и языком, а потом поцеловать каждый пальчик, малыш получит совершенно новые ощущения. Ближе к году просите ребенка сделать вам «Сороку-белобоку», даже если он просто дотронется до вашей ладони, обязательно хвалите.

Замечательный вариант «Сороки» «Гусь»:

Где ладошка? Тут! (хлопок по ладошке) На ладошке пруд? Пруд. (опишите на ладони круг) Палец большой — гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал. Этот палец — печь топил. Этот палец — суп варил.

Подрастающего крошку учим делать «Ладушки», когда вы отдыхаете и держите малыша на коленях спиной к себе, очень удобно гладить его ручки одну об другую (вначале они будут сжаты в кулачки). Вы как бы раскрываете кулачки. «Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем», стукаем ручкой об ручку, стараясь их раскрыть. Вы можете немного пофантазировать и придумать свои вариант, кроме «на головку сели». «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки: мыли ушки, накрошили птичке крошки, ягодки принесли в лукошке, выстроили домик для матрешки и т.д.». Научите малыша «гладить кошечку (мягкую игрушку), показывать, как „капает дождик“ — постукивать пальчиками по твердой поверхности, делать из ладошек „чашечку“ и угощать кого-то, „открывать ключиком“ замочек, складывать руки в замок и в щепотку (можно приговаривать „дарики-дарики, вились комарики, кусь, в носик вцепились, кусь в пузико вцепились“). Научите ребенка сжимать-разжимать пальцы, можно резиновые игрушки-пищалки: „Ты утенок не пищи! Лучше маму поищи“.

Кончиком большого пальца касаться кончиков других пальцев: „Я здороваюсь везде — дома и на улице. Даже „здравствуй!“ говорю“ я соседской курице».

Изображать с помощью руки кошачью лапку (поджать подушечки пальцев к верхней части ладошки, большой палец прижать к указательному, произносить громко «мяу»).

Махать ручкой «пока-пока».

Пальчиковые инсценировки

Но самое, наверное, интересное и полезное, и для вас, и для крохи — это мини-инсценировки (или пантомима) стишков. Вы можете показывать маленькие сказки (обычно после года ребенок начинает повторять за вами наиболее простые движения), но показывать лучше начинать заранее. Сказку или стишок нужно рассказывать громко и выразительно, изображая при этом то, что вы рассказываете. В конечном счете, ваша задача сводится к тому, чтобы ребенок начал повторять движения за вами: вы рассказываете, а он изображает. Вот пример сказки для пальчиковой гимнастики:

«У оленя (изображаете руками рога над своей головой) дом большой (складываете руки над головой, словно это крыша), он глядит в свое окно (изображаете окно: одна рука над другой ладонями вниз, вы выглядываете между ними, словно в окно). Мимо заинька бежит (изображаете бегущего, сжав кулаки и согнув руки в локтях, интенсивно ими размахиваете). «Тук-тук-тук» (стучите кулаком по ладони другой руки). «Открой! Там в лесу охотник злой» (поворачиваетесь назад, протягиваете руку, словно показывая, где именно охотник). «Ну, скорее забегай, лапку мне давай!» (Изображаете, как вы открываете окно, протягиваете руку, берете ребенка за руку).

Веселый орешек

Сделайте ребенку массаж с помощью грецкого ореха, рассказывая при этом сказку: «Жил-был на свете грецкий орех, когда подул сильный ветер (дуем), он упал с дерева и покатился по дорожке (подталкиваем его пальчиком ребенка), он встретил детей и решил поиграть с ними в прятки (прячем орех в руку, сжимаем и разжимам), потом он решил покататься с горки (скатываем орех то по внутренней, то по наружной поверхности руки). Потом он стал кататься на машинках (катаем орех ладошкой ребенка по полу или столу), на карусели (катаем одной ладошкой по другой), очень замерз на улице и решил согреться (трем ладошки друг об друга, зажав между ними орех), а потом спрятался в гнездышко (делаем из ладошек гнездо) и заснул.

А если он не хочет?

Отдельно нужно сказать про детей с повышенной чувствительностью ручек, которые ни за что не хотят давать свои ладошки, не позволяют делать массаж. Таким детишкам помогут всевозможные игры, например, можно приобрести малюсенькие массажные шарики-ежики (их продают в магазинах для животных, именно там они по-настоящему маленькие и помещаются в детских ладошках). Придумайте игры с такими шариками, их можно вылавливать из воды, проталкивать в банку и т.д. Главное, чтобы ребенок сжимал их в ладошке.

Если ваш ребенок вообще не склонен к кинестетическим (телесным) играм, используйте другие его каналы восприятия. Визуальный (глазки), например, можно использовать так, показывайте картинки, рассматривайте книжки, когда делаете массаж и гимнастику: «А вот и сорока-ворона, а вот ее детки...» Аудиальный (ушки), вообще необходимо использовать как можно чаще, рассказывайте ребенку интересные стишки и сказки во время занятий мелкой моторикой, пойте ему, вместе смейтесь, издавайте разные смешные звукоподражательные словечки: «А лошадка гоп-гоп, а ведерки бляк-бляк, а колокольчик звяк-звяк и т.д.».

Будьте настойчивы и последовательны (делайте упражнения каждый день), но не забывайте, что это для ребенка всего лишь игра. Будьте преувеличенно веселы, когда массируете ладошку (мало какой ребенок откажется от ВЕСЕЛЫХ игр с мамой). Выбирайте удачный момент для пальчиковой гимнастики (не тогда, когда ребенок увлечен другой игрой, голоден, хочет спать и пр.), а тогда, когда он расположен с вами играть.

Любимые игры для развития мелкой моторики

Сделайте отверстия в пластиковых баночках. Одну для монет или пуговиц (можно использовать копилку с готовым отверстием), другую для толстых макарон или горошин, третью для тоненьких макаронинок (можно использовать пластиковую солонку с дырочками-отверстиями), покажите малышу, как проталкивать все эти мелочи, для каждой потребуется строго определенный захват (положение пальчиков).

Нанизывайте крупные предметы (сейчас продаются специальные шнурки с деревянными «иголками» и деревянные бусины разной формы.

Сделайте сухой бассейн: крупа подойдет любая: пшено, ячка с горохом и т.д., можно менять (какое-то время одна крупа, потом другая). Насыпать в таз. Набросать туда мелких игрушек, монеток и т. п. Подбрасывать новые. Показать малышу, как их можно искать и раскапывать. Можно поставить рядом небольшую мисочку, куда он сможет складывать найденные «сокровища».

Рисуйте специальными пальчиковыми красками делайте отпечатки всей ладошкой и каждым пальчиком в отдельности.

Пусть поиграет в мельника и пекаря. Для этого нужна мука и крахмал, можно посадить ребенка в ванной, где будет легко потом убрать. В муку можно добавлять воду и наблюдать, как она превращается в «месиво».

Поиграйте в рыбалку: Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Можно делать это и руками.

Поиграйте в разные крышки и замочки: Подготовьте баночки, которые по-разному открываются и закрываются, можно дать еще кошелечек с разными кнопками, молниями и т.п.).

Развивайте «глазомер»: Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей с закрытыми крышками (они должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать их сразу открытыми (это сложнее). 

Играйте в песочнице: Можно просто в таз или небольшой надувной бассейн набрать песок, прокалить его в духовке или привезти с моря), малыш с удовольствием будет копаться в нем, зарывать разные предметы, лепить куличики и строить замки. Продемонстрируйте ребенку разные возможности: раскопайте песок, постройте гору, спрячьте в песке какие-то фигурки, найдите их, делайте отпечатки разными предметами, пальцами, ладошками и т. д.

Игрушки из магазина

Если вы задумались перед прилавком в магазине, какие же игрушки способствуют развитию мелкой моторики, смелее подходите к пирамидкам, сортерам, рамкам-вкладышам.

Игрушки-вкладыши: кубики, мисочки, цилиндры, половинки круга, например, несколько стаканчиков, немного отличающихся по размерам, так, чтобы один можно было спрятать под другим. Вкладывая меньший предмет в больший, тем самым, координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину, а также вынужден захватывать тонкий край двумя пальчиками. Хорошо подойдут матрешки.

Любимы малышами рамки-вкладыши. Это могут быть геометрические фигуры, животные, овощи или фрукты, желательно с маленькой «пимпочкой», за которую ребенок вытаскивает вкладыш. Фигура должна вкладываться в окошко и выниматься из него легко, если малыш выбрал не ту фигуру, позвольте ему убедиться в этом — пусть попытается закрыть окошко сам.

Купите пальчиковые игрушки или игрушки на руку, можно говорить с ребенком от лица игрушки или показать сказку. Можно сделать пальчиковые куклы самостоятельно: от старых перчаток отрезать «пальцы», нарисовать глаза, нос, уши, рот, приклеить волосы из поролона, ниток, бумаги. Можно сделать зверюшек или членов семьи.

Дети очень любят шнур с крупными разноцветными бусинами или фигурками, которые можно снимать и нанизывать, чаше всего такой шнур продается с деревянной «иголочкой».

Полезны игрушки с силиконовыми шариками-наполнителями, они массируют ручку. Желательно, чтобы шарики были зашиты в дополнительный мешочек (на случай, если игрушка порвется).

Отлично подходят также сенсорные коврики и домики, которые можно ощупывать расстегивать, разбирать, расшнуровывать, книжки с окошечками, в которые вшиты кусочки ткани, фольга, кожа и пр.

Кроме того, подойдут все игрушки с кнопочками, на которые нужно нажимать, в частности телефончики, музыкальные книжки. Не пропустите и рыбалочки, мозаики, они также способствуют развитию ручек.

Н.И. Кулакова, 
канд.филол.наук, 
монтессори-педагог, 
мама троих детей, 
руководитель Центра развития «Солнечный круг»


Mari
Mari
Медвежонок
1 год 5 месяцев
Санкт-Петербург
011833

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
moskovka
moskovka
Москва
полезная статья. Ещё о пользе развития мелкой моторики: