Статья про воспитание

10 самых распространённых родительских «нельзя»

1. Нельзя плакать, кричать, орать, шуметь.

2. Нельзя драться, толкаться, плеваться, кусаться.

3. Нельзя пачкать и пачкаться.

4. Нельзя жадничать.

5. Нельзя вредничать, спорить со старшими, идти «наперекор», поступать «вопреки родительской воле», мешать заниматься своими делами, отвлекать от дел.

6. Нельзя подбирать и тащить в рот, в дом всякий мусор и хлам.

7. Нельзя ломать, рассыпать, разрывать, разбивать, разливать, разбрасывать и сорить.

8. Нельзя бегать, прыгать, падать.

9. Нельзя обманывать.

10. Нельзя играть спичками, электрическим оборудованием, острыми, колющими, режущими и прочими опасными предметами.

Всмотритесь внимательно в эти «нельзя» — среди них нет ни одного «настоящего». Все эти многочисленные «нельзя» направлены на то, чтобы сделать ребёнка послушным, удобным для родителей

Многочисленные и бездумные родительские «нельзя» — как чиканье острых ножниц.

и социального окружения. Такие запреты, мотивированные страхом и стремлением избежать неудобств, нарушают нормальный ход развития личности ребёнка, снижают его жизнеспособность, «жизнеустойчивость». Посмотрим, что представляют собой эти «нельзя» и к каким последствиям приводят во взрослой жизни.

1. Нельзя плакать, кричать, орать, шуметь.

Крик — самая первая возможность самовыражения. В период раннего младенчества — единственный способ самореализации. Эта возможность закреплена за каждым человеком как «право на голос». Для полноценного развития и личностного становления малыш имеет право знать, что он может пользоваться голосом по своему усмотрению — петь, орать, шептать, свистеть, гудеть, кричать, лепетать, бормотать. А в период социализации подходит объяснение, как, в какой ситуации, почему, зачем. В психологии хорошо известны проблемы, возникающие вследствие ранних запретов на крик, когда при опасности взрослый человек не может крикнуть, позвать на помощь. А в повседневной жизни часто можно наблюдать, как люди отказываются от собственного голоса или не умеют им пользоваться: молчат там, где нужно «подать голос», голосуют как большинство, не могут начать разговор или — напротив — начав, не могут остановиться.

2. Нельзя драться, толкаться, плеваться, кусаться.

Все эти действия естественны при становлении и развитии любого ребёнка, с их помощью формируются навыки правильного выхода для агрессивных импульсов, не говоря уже о том, что реальность может потребовать от взрослого человека и умения драться, «показать зубы». Помните, как об этом пела мудрая черепаха Тортилла: «драться надо — так дерись!»

3. Нельзя пачкаться и пачкать.

В основе детского желания пачкаться и пачкать — лежит архетип «оставить след». Производные этого мощного стремления — все направления искусства: от живописи и скульптуры до литературы. Первый «материал» для пачкания, который попадает малышу в руки, — это его собственный «продукт жизнедеятельности», который ребёнок с благоговением, упоением и нескрываемым удовольствием размазывает по стенам, по лицу. Не стоит прерывать это по-настоящему творческий процесс криком отвращения. Следующий период — просыпанной муки и размазанной каши — краткий и уморительный. Получите удовольствие вместе с маленьким творцом, не смотря на выпачканные полы, одежду и мордашку. Режиссёр самого кассового блокбастера «Властелин колец» в раннем детстве целыми днями размазывал кетчуп по стенам. А его мать — простая деревенская женщина — с кротостью и терпением покупала каждый день в лавке очередную порцию «материала для творчества». Её любовь и усердие были возмещены сполна.
Если родительские запреты пачкаться чрезмерны, это приводит к формированию невротических защит, известных в психологии как «формирование реакции», или даже неврозам, которые могут проявляться как чрезмерное стремление к чистоте или как страх испачкаться. В этом случае уже может понадобиться обращение к психотерапевту, где людей с помощью терапевтических техники «шоколадного пудинга» заново учат пачкаться.

4. Нельзя жадничать.

Сначала надо признать безусловное право малыша на свою собственность и на возможность распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Иными словами, из опасения, что окружающие оценят вас как родителей, которые недостаточно хорошо воспитали своего ребёнка, не заставляйте его против воли делиться любимыми машинками или сладостями с другими детьми. Расскажите, что он имеет право делиться и имеет такое же полное право не делиться, когда ему этого не хочется. Немного терпения — и наступит прекрасный момент, когда ваш малыш захочет поделиться сам. Собственная щедрость начинает формироваться с развитием социальных мотиваций после трёх лет, не раньше. Погоня за ранними социальными проявлениями хороших манер и воспитанности приведёт к тому, что ребёнок, у которого не признали право на собственность, не будет признавать и уважать право на собственность другого человека. Ситуации, когда подростки садятся на скамью подсудимых за то, что «просто взяли покататься», растут из ранних родительских «нельзя жадничать, дай мальчику свою машинку, он же меньше тебя, только покатается и отдаст».

5. Нельзя вредничать, спорить со старшими, идти «наперекор», поступать «вопреки родительской воле».
Запреты такого рода наилучшим образом сформируют у вашего ребёнка умение подчиняться, быть послушным, удобным. Сначала — удобным для родителей, а потом для кого?

6. Нельзя подбирать и тащить в рот, в дом всякий мусор и хлам.

В основе желания собирать, подбирать, тащить лежат познавательный интерес, любопытство и оральная стадия развития, которая характеризуется тем, что малыш познаёт мир преимущественно через рот. Вспомним из истории, что собирательство — самый древний вид деятельности человека. Задача родителей не запрещать, а создать условия для безопасной познавательной деятельности ребёнка в этот период.

7. Нельзя ломать, рассыпать, разрывать, разбивать, разливать, разбрасывать и сорить.

Все эти виды деятельности малыша характеризуют нормальный ход развития. Так дети научаются управлять своей агрессией наряду с овладением базисной конструктивной энергией. Малыши с удовольствием строят из кубиков или песка башни и домики, а потом с не меньшим удовольствием их ломают. С точки зрения познавательной активности у каждой вещи\игрушки, попавшей в руки малышу, есть две основных функции: вещь\игрушка должна быть отыграна и сломана (разобрана). Только тогда можно будет сказать, что предмет внёс в развитие малыша свой полноценный вклад. А пресловутые рассыпанные пакеты с рисом и гречкой не только удовлетворят познавательный интерес маленького исследователя, но и «поучаствуют» в формировании мелкой моторики.

8. Нельзя бегать, прыгать, падать.

Бегать, прыгать и падать — самые значимые виды деятельности ребёнка, влияние которых на формирование всех личностных характеристик малыша трудно переоценить. Сама природа позаботилась о безопасности ребенка, максимально приспособив его тело к многочисленным падениям. Каждое падение — это ошибка, а ошибка — это бесценный опыт развития. С этой точки зрения, запрет падать — самый вредный запрет. Человеку потом не хватит всей жизни, чтобы справиться со страхом падения — частным проявлением страха перед жизнью. «Не бегай — попадёшь под лошадь. Не бегай — вспотеешь. Не бегай — забрызгаешься. Не бегай — у меня голова болит».
«А ведь в принципе мы даём детям бегать: единственное, чем даём им жить» (Я. Корчак).

9. Нельзя обманывать.

Это — самый нелепый из всех запретов, ведь более 70% всех слов, которые произносит человек за день, — это ложь, неправда, полуправда, фантазии, враки, враньё, обман, хитрость. За этим многообразием проявлений того, как человек может исказить реальность, стоит многообразие мотиваций. А ведь есть великое множество ситуаций, в которых человеческая способность обманывать также важна и необходима, как и способность выдавать точные правдивые формулировки. Помните сказки про Ходжу Насреддина? Его уникальная способность обманывать и хитрить делает Ходжу непобедимым в борьбе со злом, жадностью и страхом. В основе же разрушающей лжи всегда лежит деструктивный страх.

10. Нельзя играть спичками, электрическим оборудованием, острыми, колющими, режущими предметами.

Если вы действительно хотите оградить своего ребёнка от всех этих ужасных вещей, то… дайте ему поиграть с ними. Играя, ребёнок овладевает и научается. Для этого не нужно ждать «подходящего» возраста. Подходящим является тот возраст, в котором ребёнок начал проявлять интерес к этим предметам. К слову сказать, в основе тяги к спичкам лежит базисное стремление «овладения огнём». Чаще всего оно начинает проявляться в возрасте 2-х лет. Водой ребёнок овладевает раньше, когда начинаются игры с переливанием, поливанием и т.д. Под вашим руководством двухлетнему малышу по силам зажигать и тушить свечку (подойдёт толстая, короткая: чтобы не опрокинулась, ее можно разместить на металлическом противне из духовки). На улице, за городом, в лесу можно дать малышу возможность разжечь костёр, подержать горящую палочку. Что касается электрических розеток, то они должны быть снабжены заглушками, а малыш с удовольствием будет втыкать вилку от старого магнитофона и в розетку от удлинителя.

Сейчас для детей продаются неострые ножницы с закруглёнными концами, а пластиковый одноразовый ножик вполне справится с варёным картофелем. Может быть, проявить фантазию сложней, чем отмахнуться от вездесущего ребёнка с помощью слова «нельзя», но зато намного интереснее и эффективнее.

P.S. Слово «нельзя» обладает мощной силой, способностью прерывать, прекращать, останавливать, ограничивать, проводить грань. Это «слово-ножницы», «слово-бритва», «слово-нож», «слово-гильотина». Важный и одновременно опасный инструмент, если пользоваться им как попало, где попало и когда попало.

Когда, как и зачем пользоваться словом «нельзя»

Необходимо разделять повседневные запреты, правила и ограничения, регулирующие обычную жизненную ситуацию, и ситуацию смертельной опасности. В первом случае можно обойтись без употребления слова «нельзя».

Многочисленные и бездумные родительские «нельзя» — как чиканье острых ножниц. «Чик-чик» — и перерезана невидимая ниточка-интенция развития. «Чик-чик» — и ещё одна. Их, этих ниточек-лучиков-талантов-стремлений-возможностей — бесчисленное множество. Бесчисленное, но не бесконечное. Стригущая рука работает без устали — контролирует, регулирует, воспитывает.

«Стало быть, всё позволять? Ни за что: из скучающего раба мы сделаем изнывающего от скуки тирана» (Я. Корчак).

Ограничения нужны и важны. Невозможность выполнения некоторых желаний обеспечивает нормальный ход развития ребёнка.

«Поначалу вам может не понравиться идея воплощения «нет», но, возможно, вы поймёте, что я имею в виду, если я напомню, что маленькие дети любят, когда им говорят «нет». Они не хотят играть только мягкими игрушками. Им нравятся камни, палки и жёсткий пол; нравится, когда им говорят, что пора слезать, не меньше, чем сидеть на руках» (Д.В. Винникотт).

Наш «богатый и могучий» язык позволяет регулировать нежелательное поведение ребёнка без категоричного «нельзя»: «Ведь можно так слова расположить, что всем на свете будет хорошо» (Г. Седельников). Психологи советуют фразы запрещающего, ограничивающего характера начинать со слов с ярко выраженной позитивной окраской: «лучше так не поступать», «хорошо бы сейчас этого не делать» — или со слов, подчёркивающих самостоятельность выбора: «можешь сегодня шуметь потише?», «можешь стрелять из водяного пистолета в ванной или на улице?» и т.д.

В том случае, когда ребёнку угрожает смертельная опасность, кричите «нельзя». Чем реже пользовались вы этим словом «всуе», тем надёжнее сработает «нельзя» в решающий момент.

Анастасия Кирикович
Анастасия Кирикович
Александр
6 лет
Новосибирск
631232

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мария
Мария

Главное не путать "нельзя" и "не надо". Нельзя это категорический запрет, нельзя оно для всех и всегда. Как воровать и убивать. А вот " не надо" это ограничительная мера. Вот здесь и сейчас этотого делать не нужно. Ребёнок подражает взрослому, если они берут в руки телефон и разговаривают, почему ему нельзя? Так вот это папин телефон его брать можно папе, а тебе не надо его трогать, у тебя есть свой (игрушечный или вышедший из употребления). Вот это что по вашему запрет или ограничение. Ведь папа сам может снять ограничение и попросить принести телефон. Получается вроде как трогать можно но с разрешения. И уж если ребёнка ограничивают в чем то на это должны быть причины.

Пожаловаться
Алена
Алена
Катерина
6 лет
Салехард

У нас нельзя поднимать на улице мусор, подходить к плите, когда готовлю, таскать бытовую химию, брать ножницы, ножи и пр. Думаю, что пока ребёнок не осознает причину и следствие, то просто "нельзя" подойдёт.

Пожаловаться
Naxataxa
Naxataxa
Все верно написано. Родители постоянными запретами растят невротиков, которые потом усердно верят, что с ними все хорошо и это никак не отразилось на них. Это как алкоголики говорят, что вовремя могут остановиться, если захотят…
Пожаловаться
Анастасия Кирикович
Анастасия Кирикович
Александр
6 лет
Новосибирск

Точно, у счастливого ребёнка должно быть детство:)




Пожаловаться
Gunai
Gunai

Знаю примеры детей, которым родителям не говорят слово -нельзя… но потом Родители сами же краснеют… это ужас что творится дети не понимают элементарных вещей

Пожаловаться
Мария
Мария

Для того чтоб не краснеть и есть морально-этические запреты: нельзя кидаться камнями в животных, нельзя пинать ногами пасажиров в автобусе, нельзя брать без спросу чужое и т.д. просто потому что это не принято в обществе. А бегать прыгать можно, но вот в салоне самолёта наверно не нужно.

Пожаловаться
Анастасия Кирикович
Анастасия Кирикович
Александр
6 лет
Новосибирск
Мария 

А этого дети и не будут делать если родители не покажут

Пожаловаться
Юля
Юля
Балашиха

Не согласна. Мне в детстве говорили слово «нельзя»и довольно часто. Я не выросла ущербной, так же как и мои сверстники. Эти новые методики немного странные, я вижу нескольких мамаш, которые не наказывают не говорят слово «нельзя» и тд. и если честно, сложно назвать этих детей адекватными. Но это сугубо мое мнение☝? p.s. а когда эти дети подрастут и столкнуться с жизненными реалиями взрослой жизни??

Пожаловаться
Мария
Мария

Видимо вам не только запрещали но ещё и объясняли почему. А это и есть самое главное. Запрет должен быть обоснован тогда он работает как надо.

Пожаловаться
Naxataxa
Naxataxa
Мария 

Это да. С детства помню все "вырастешь — поймёшь!"… Выросла и поняла, что надо все же ребёнку объяснять, извиняться, уважать как личность, должен иметь право слова!

Пожаловаться
Мария
Мария

Уф, еле дочитала))) все правильно по сути. Можно бы и по короче инструкцию). Дети мне кажется вообще приставку "не" не воспринимают. Если говорить не бегай не прыгай, именно это они делать и будут. А "нельзя" это категорический запрет, это то что вы сами не делаете потому что опасно для жизни. На дорогу под машины выбегать, высовыватся в окно… ну или нравственно- этические запреты. Все остальное то что в принципе делать можно но по каким-то причинам именно сейчас и именно ему делать не стоит, надо бы детю разъяснить.

Пожаловаться
Анастасия Кирикович
Анастасия Кирикович
Александр
6 лет
Новосибирск

Ну хоть кто то со мной согласен, а то все начали писать не согласна да не согласна, я как начала эти статьи читать и применять, виду что сынок в лучшую сторону меняется:)

Пожаловаться
Naxataxa
Naxataxa
Анастасия Кирикович 

Я тоже вижу, чем меньше "не" в жизни ребёнка, тем он лучше реагирует на слова мамы.

Пожаловаться
НаталиЯ
НаталиЯ
Николай
8 лет
Сергей
13 лет
Давид
8 месяцев
Кропоткин

Надо говорить почему нельзя и не надо это делать

Пожаловаться
Анастасия Кирикович
Анастасия Кирикович
Александр
6 лет
Новосибирск

Согласна




Пожаловаться
Ксения Гоголь
Ксения Гоголь
Варвара
6 лет
Федор
4 года
Котельники

Вот как то я адекватным человеком выросла не смотря на эти "ужасные" запреты)))) нужно просто объяснять и обосновывать ребенку то что ты запрещаешь и все гуд будет у вас, должно быть понятие когда и где можно и нельзя.

Пожаловаться
ЗмеяГорыновна
ЗмеяГорыновна
Ванечка-Ангелок
16 лет
Белгород
Ага, вон на Западе так хорошо воспитывают, что не знают, что с их детьми происходит. Я не согласна со статьёй, все должно быть в меру. По мелочи я не ругаю, а если ребёнок тянет на улице в рот какашку, мне тоже не обращать внимание? Да и видела я мам у которых дети на стенах рисовали и от этого умнее и вундеркиндами не стали)))))
Пожаловаться
НаталиЯ
НаталиЯ
Николай
8 лет
Сергей
13 лет
Давид
8 месяцев
Кропоткин

Конечно.Щас он будет рисовать на стенах)))Что альбомов нет? мелом на улице замечательно рисуется."Обои"это мой труд, заработать на них, поклеить да и все остальное бить ломать.Если с детство не прививать уважение к чужому труду.Мне жаль таких родителей в дольнейшем и их детей.

Пожаловаться
ЗмеяГорыновна
ЗмеяГорыновна
Ванечка-Ангелок
16 лет
Белгород
НаталиЯ 

Согласна, дети должны не только играть и развиваться, но и понимать вещи серьёзные. Конечно по возрасту. Моей в феврале 6 лет будет, часто говорит не хочу. Я ей отвечаю — ты думаешь, я хочу каждый день готовить, убирать? Или папа на работу хочет ходить? Есть слово НАДО

Пожаловаться
НаталиЯ
НаталиЯ
Николай
8 лет
Сергей
13 лет
Давид
8 месяцев
Кропоткин
ЗмеяГорыновна 

Вот это точно сказанно НАДО)))

Пожаловаться
Мария
Мария

По вашему комментарию судя вы со статьёй как раз согласны))) там про бездумные нельзя по всякой мелочи. Которые вы как адекватная мама игнорируете, а вот какашка это угроза здоровью малыша и вы реагируете соответственно.

Пожаловаться
Мария
Мария
ЗмеяГорыновна 

У моего сына первые слова в год надо и ненадо))) прям улыбнуло вспомнилось. Хочет пульт взять, смотрит на меня и спрашивает: Ненадо? Я говорю ненадо. Опускает руку и мотая головой уже протяжно утвертительно "Ненаадо!" и отходит.

Пожаловаться
Алена
Алена
Катерина
6 лет
Салехард
НаталиЯ 

Я в детской оставила дешёвые бумажные обои, хотите рисовать на стене — милости просим в свою комнату. На то она и ваша. ))

Пожаловаться
НаталиЯ
НаталиЯ
Николай
8 лет
Сергей
13 лет
Давид
8 месяцев
Кропоткин
Алена 

Мы переехали в свою квартиру.В детской само собой старые обои.Но рисовать нет, это ни к чему.Т к через год они будут новые и рисовать он так же на них будет если сейчас разрешить.Уже покушался и на старые и новые.Сейчас и доски для рисования мелом, и магнитные и ольбомы разных размеров

Пожаловаться
Алена
Алена
Катерина
6 лет
Салехард
НаталиЯ 

Ну, у каждого своё мнение.
)))

Пожаловаться
НаталиЯ
НаталиЯ
Николай
8 лет
Сергей
13 лет
Давид
8 месяцев
Кропоткин

Ну не совсем соглашусь

Пожаловаться
Bobolink
Bobolink
Ростов-на-Дону

+ как минимум, 2 пункта вызывают сомнения

Пожаловаться
НаталиЯ
НаталиЯ
Николай
8 лет
Сергей
13 лет
Давид
8 месяцев
Кропоткин
Bobolink 

Всёдозволеннось не есть хорошо.Потом не видят разницы дети что есть хорошо а что плохо и не желательно

Пожаловаться
Bobolink
Bobolink
Ростов-на-Дону
НаталиЯ 

Согласна с вами. Но сейчас «модно» подобное, к сожалению.

Пожаловаться
Наталья
Наталья
Владислав
3 года
Ярославль

Всему должна быть мера.

Пожаловаться
Анастасия Кирикович
Анастасия Кирикович
Александр
6 лет
Новосибирск

Прочитав эту статью, поняла что воспитываюсь правильно:) я не запрещаю ничего из вышеперечисленного, мы вместе мараем стены в ванне красками и рисуем мелом на ковре( он легко пылесосом чистится от мела) тащим с улицы камни и снег( потом в ванне тает хорошо), бросаем на пол подушки и прыгаем на них с дивана, играем в догонялки, деремся подушками и ни с кем не делимся, только с мамой и иногда папой и т.д:))