Когда РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ПРИВОДИТ

Когда РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ПРИВОДИТ
КОГДА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ПРИВОДИТ К ОТСТАВАНИЮ О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы — опасно. Так и с ранним развитием. На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте. Приведу пример из жизни. Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров. Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе. Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках. Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением. Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости. С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память. На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии. Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем? Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать. Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно — «да». Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет». Более того, я встречала детей, которые в два года не умели нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо». И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться. Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы. ✔️ Играть действительно нужно Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок. Не верят, потому что им просто и доступно никто не объясняет, а доверять априорным утверждениям наш человек не привык. В 2013 году ООН была вынуждена закрепить право на игру в Декларации прав ребёнка. Основная задача поправки — борьба с коммерциализацией детства, сверхзанятостью ребёнка и некомпетентностью родителей. Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов. Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры. Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве. Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт. Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте. Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту. Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве. У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хотелось бы И нам в детстве страшно нужна игра. Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь. До усталости, до удовлетворения. Особенно это важно для детей с творческим потенциалом. ✔️ И вместо художника получается солдат… Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной. Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои. Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает. Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы. Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают. Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью. Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту. Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра. И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве. Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения. Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого. ✔️ Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ Третья опасность, с которой сталкивается отведённый в школу раннего развития ребёнок, заключается в низкой компетенции преподавателей. Как правило, работают в лучшем случае молодые выпускники педагогических или психологических вузов. Много преподавателей со средним профессиональным образованием. Или вовсе без профильного образования. Правда такова: если у вас высшее образование, если ваша карьера позволяет вам тратить тысячи, а то и десятки тысяч рублей в месяц на занятия с ребёнком и развивающие игрушки, вероятно, вы более развиты, чем подрабатывающая в студии для малышей студентка педколледжа. И, стало быть, общение с вами принесет ребёнку больше пользы. Я наблюдала за занятиями в нескольких кружках. И просмотрела много любительского видео из таких студий по всей России: увы, но часто преподаватели говорят с чудовищными ошибками, просторечиями, придерживаются устаревших методик. Более того, в кружках и игровых комнатах чаще встречаются дешёвые однообразные игрушки и дешёвый раздаточный материал: пластик, яркие краски. Встречаются игрушки, которые Международной ассоциацией игры названы угнетающими: всевозможные говорящие звери, поющие микрофоны, малиновые жирафы и розовые львы. С такими преподавателями и с такими игрушками ребёнок только деградирует. ✔️ Фрустрирующее обучение Хуже занятий на пластиковых калабашках с 20-летней студенткой для ребёнка может быть разве что развивающее телевидение. Надо сказать, что западный мир уже пережил бум популярности развивающих видео для самых маленьких. Так, Американская академия педиатрии с 1999 года рекомендует детям до двух лет не показывать никаких фильмов. Войну развивающему видео давно объявили Канада, Великобритания, где объем рынка этих товаров к концу 2000-х годов оценивался в миллиарды долларов. Ролики для детей 0 строятся по клиповому типу: яркие картинки быстро сменяют друг друга, периодически идут громкие звуки. Это заставляет младенца завороженно следить за происходящим на экране. Любопытный анализ такого фильма публикует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ М. В. Соколова. Взята одна серия фильмов для детей «Я все могу», основанной якобы на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази». Оказалось, что в 20-минутном фильме вмещаются 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. При этом в новостной программе, например, за 30 минут предлагают 70-90 сюжетов и пять-семь тем. Британская ассоциация педиатров назвала видео для младенцев глубоко опасным: оно фрустрирует ребёнка, негативно влияет на развитие мозга, портит зрение, а, главное, лишает ребёнка полезного общения со взрослыми. Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание. Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна — вы получаете свое собственное свободное время. Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой. ✔️ Право на одиночество Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение. Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно. Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают. Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю. Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки. Чтобы учился и социализировался. Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же! Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке. Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы. Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать. Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине. Если вы хотите вырастить ребёнка умного и творческого, дайте ему время для свободы. Для лени. Для ничегонеделания. Хотя бы лет до десяти. Если вам нужен исполнительный солдат с набитой информацией, словно опилками, головой, самое время записаться в кружки развития.

♥๑ஐ♥Белла ♥๑ஐ♥
♥๑ஐ♥Белла ♥๑ஐ♥
Елена
11 лет
Пермь
934328

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
КрасивыйНик
КрасивыйНик
Москва

Хорошая статья, возьму в закладки

Пожаловаться
Тань Ка
Тань Ка
Максим
11 лет
Тюмень

Пожаловаться
Анна
Анна
Юрий
6 лет
Краснодар

все верно написано




Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула

Вот полностью согласна! У ребенка должно быть детство! И не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Пусть лучше моя дочь бегает босиком на даче, помогает бабушке поливать огурцы, сама собирает клубнику и смородину, ходит в лес и на пруд, зимой катается с горки, лепит снеговика, чем будет корпеть за учебниками в свое свободное время. Занятия нужны, но в меру, и в виде игры, чтобы не отбить у ребенка охоту к будущему обучению в школе и в институте.

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте

Если пару раз в неделю минут по 15-20 занимаиься никуда ваше детство не денется.

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Нина
9 лет

++ тоже согласна.всему свое время.

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула
Chica 

Мне кажется, каждому очевидно, что речь в посте не об этом. А о тех детках, которые с 3 лет ходят на английский, фигурное катание, конный спорт, занятия по раннему развитию и еще до кучи дома загружены занятиями. Так что с мамой и папой видятся только 5 минут перед сном. И это по-вашему детство? Это больше похоже на сиротство( Время учиться наступает с 7 лет, и это обосновано с точки зрения биологии. Мозг ребенка созревает для настоящих занятий. А до 7 лет занятий как таковых (как в школе — сел и сиди занимайся) быть не должно, все знания ребенок получает в форме и в виде игры. Таким образом можно не 15-20 минут, а хоть весь день напролет заниматься.

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Юлия 

В 2,9 пошли в школу, на теквондо, у логопеду и дефектологу. В школу пошли не понимая испн, говорил на русском. В школе испанской стал изучать английский. В 3,6 решал задачи. В 4,2 читал на двух языках, в 4,4 писал под диктовку, летом летние лагеря, ходит щас на карате и мультедепорте и в 3 класс. Детства у него нет? Да о таком детстве тока мечтать можно, где он тока не бывает, горы походы мероприятия на природе и тд, школы тут не такие как у нас, выезды в разные города, на фермы, фабрики. Дети тут оч все стороне развиты. Щас нам 5 свободно решает примеры в столбик, испн, русский свободный, англ и валенсианский изучает. Живя в испании посетил столько новргодних русских елок и спектаклей что российские дети живя в россии не посетили. По вых горы, моря, катание на коньках, велике и тд. Так что можно совмещать все и успевать все. Конечно если один родитель не работает и носится везде с ребенком. Если оба родителя работают то такое врятли возможно.

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула
Chica 

Самый важный вопрос — а счастлив ли при этом ребенок? Или счастье измеряется количеством походов и поездок? Или новогодних елок? Или количеством секций, которые ребенок посещает? Для меня и моей семьи это не так. Для нас счастье — общаться с друзьями, с родными и близкими, чтобы ребенок перенимал традиции семьи, знал свои корни. Можно жить в гуще событий, и при этом быть одиноким и несчастным. А мой приоритет, чтобы дочка чувствовала себя любимой, понимала, что у нее есть любящая семья, которая всегда за ее спиной, как стена. А что при этом она научится читать к 7 годам, и иностранный язык начнет изучать не с пеленок, а только в школе, так для меня это абсолютно нормально. Всему свое время.

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Юлия 

Значит все дети в Европе одиноки, несчастны и лишины общегия с родствениками? ) или вы хотите сказать мой ребенок не бывает дома и с родственниками не общается? А у вас 24 часа дома в кругу родственников? А то что в разных походах он познает мир, учится взаимодействовать с людьми детьми природой это по вашему плохо и одинокий ребенок? Какие то сопдеповские у вас рассуждения. Всем бы российским детям быть такими одинокими и несчастными))))

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула
Chica 

Если у вас так все замечательно, зачем вы с таким упорством пытаетесь навязать другим свою точку зрения? И так расписываете свои, с вашей точки зрения,«преимущества»? Счастье любит тишину) И сами наверно понимаете, что переубедить кого-то вам не удастся. Каждый человек живет так, как считает нужным, и вряд ли нуждается в чужих советах)

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Юлия 

Я написала так как у нас, вы же стали мне писать что у меня несчастный одинокий ребенок. И что ходить по выходным в походы в горы на пикник снмьей с друзьями это оч плохо для ребенка. Посещать секции по вашему тоже плохо, у нас школа с 9 до 2х и куча времени и поиграть дома и сходить на секцию. Одинокие дети походу у вас в дет саду с 7 до 7 вечера

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула
Chica 

Выпейте успокоительное) И вообще, могу дать совет — женщины, которые регулярно и качественно занимаются сексом, не брызжут пеной изо рта, доказывая свое мнение, как истину в последней инстанции) Они обычно в разы спокойнее и терпимее к чужому мнению. И да, я считаю ребенка, который ходит в дошкольном возрасте на множество секций, заброшенным и одиноким. И не хотела бы, чтобы моя дочь оказалась в таком положении. А вы можете и дальше с фанатизмом настаивать, что только ваш ребенок самый развитый и самый счастливый в мире) Удачи вам)

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Юлия 

Ну тогда ваша тоже заброшена и одинока ибо все секции получает из садика находясь там с 7 до 7. Был бы у нас такой садик мы бы на секции ходить не успевали. Удачи вам и почаще заниматься сексом ибо спор и оскорбления посыпались от вас))

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула
Chica 

А вот и не угадали) Моя дочь посещает сад от силы два дня в неделю, да и то не каждую неделю, и с 8-30 до 16-30) И я абсолютно никого не оскорбляла, внимательнее читайте мои комменты) И да, на личности я тоже не переходила. Но это уже зависит от воспитания, не у всех оно присутствует)

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Юлия 

Ну так сидите дома кто вам не дает. И успокойтесь вы наконец то, че прицепились то?

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула
Chica 

Вообще-то прицепились именно вы) Я автору писала свой коммент, а вы влезли в нашу переписку.

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Юлия 

Переписка тут общая, в вашу личную переписку я никак не могла влезть. А вообще завидуйте молча, и если предьявляете к людям какие то требования то хотя бы не врите самой себе. Еще раз удачи, разговор не о чем. Я в отличии от вас ребенка в 4 года не дрессировала на чтение. И секцим до школы она посешает так же как и мы. Адиос. Можете извергать вулкан дальше.

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула
Chica 

Вулкан — это у вас) Я абсолютно спокойна) И на будущее, никогда не навязывайте никому свою точку зрения, это неблагодарное и бесполезное занятие) Сэкономите кучу времени и нервов)

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Юлия 

Еа вы сами себе не противоречьте, а то делаете одно а тут оправдываетесь какая вы супеп мупер мама) я и никому ничего не навязыаала, а написала про своего ребенка как у нас. Точно так же как и все нарисали свое мнение. Просто вам не понравилось как так, вы дочку везде таскаете по секциям занятиям чтения в 4…года требуете, а результата нет. Вот вы и взьелись. Чаще лучше с семьей отдыхайте и путешевствуйте вместе, а не дома сидите с ума не сходите и не жалуйтесь что от ребенка у вас крыша сидя дома едет. Посты свои перечитайте. Наверное у вас раздвоение личности)))

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Тула
Chica 

Я нигде дочку не таскаю) Вы меня с кем-то путаете, или у вас в голове такой бардак...) Да, мы читаем букварь, но только по выходным минут 10, и по желанию дочки. И прописи обводим, но там даже не прописи, а рисунки зверюшек по точкам) Все в виде игры. И никакие секции мы не посещаем. Посещали логопеда полгода, поставили все звуки, кроме Р. С ним отложили до 5 лет, ибо пока рано. Вас, я смотрю, настолько живо задела эта тема, что даже не поленились порыться в чужом журнале) Мне льстит такое внимание) Вот только на ответное внимание можете не рассчитывать. Мне настолько параллельна ваша жизнь и ваше мнение, что я не буду себя утруждать, и не ждите) А вот когда влезают в мои комменты, которые были адресованы совсем не вам, да еще пытаются учить меня жизни, вот это я не люблю, и всегда ставлю зарвавшихся на место) Имейте в виду.

Пожаловаться
Анна
Анна
Запорожье

Дочка моя в 3,2 сказала мне мама покажи мне как писать буквы, ну я и показала, хотя я не хотела ее рано учить писать/читать, но раз сама попросила,?

Пожаловаться
Анна
Анна
Запорожье

Сегодня иду по городу, увидела школу английского для детей от 3-х месяцев ??? как можно учить ребенка английскому даже в 5 лет, если он не знает еще своего языка?

Пожаловаться
SpringMusic
SpringMusic
Днепродзержинск

возле дома — раннее развитие в 8 месяцев… это конечно не английский в 3(подозреваю кстати что по Домановским карточкам), но тоже. мне кажется рановасто....

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте

Спокойно можно. Нам 5, свободно говорит читает и пишет на двух языках. Еще два учит.

Пожаловаться
Анна
Анна
Запорожье
Chica 

И что здесь хорошеш

И что здесь хорошего?!

Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Анна 

А что плохого?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Хорошая, полезная статья. Однако я бы разграничила понятия «раннее развитие» и «ранее обучение». Здесь идет речь о втором, что явно не приветствуется.
Задача ребенка — развиваться, а задача родителей — создать для него все условия для раскрытия имеющегося у него потенциала через игры, общение, совместную деятельность и пр. Главное, чтобы обе стороны получали от этого удовольствие!




Пожаловаться
Жена Апполона
Жена Апполона
Аня
6 лет

Спасибо, очень познавательно.

Пожаловаться
Тверичанка
Тверичанка
Тверь

У меня очень развитая, но ей это все нравится самой. Сама рано начала говорить сложные слова, сама начала как то рассказывать стихи, я была в шоке ведь я не учила с ней. С 1.5 лет постоянно спрашивает на незнакомые вещи-а что это, а как, конечно я ей отвечаю, поэтому много всего знала уже к 2м годам. Сейчас спрашивает, мам как это прочитать?я ж не буду говорить нет, доча, не читай, тебе рано)

Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Савелий
10 лет
Григорий
3 года
Анфиса
1 год 9 месяцев
Не смогла дочитать…Но нам психологи говорили что наша речь отстала из-за очень хорошо развитой мелкой, крупной маторики и координации…
Пожаловаться
Асико
Асико
Старый Оскол

Вообще то всегда читала, что моторика помогает речи, а не наоборот… ничего себе

Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Савелий
10 лет
Григорий
3 года
Анфиса
1 год 9 месяцев
Асико 

Да помогает, но мы её так развивали, что она затормозила речь… Нужно в меру, поэтому на младшего я не насидала и немного было отставание по маторике, но потом нагнали когда заговорили

Пожаловаться
Светлана Садовая
Светлана Садовая
Олеся
5 лет
Ташкент

Здесь проблемы не в раннем развитии а в не правильной подаче информации. Ребенок с пеленок нуждается в информации. И что то я не заметила чтоб наши дети хотели бы играть или просто быть в одиночестве. Нужна мама рядом чтоб информацию подавала.