Людмила Петрановская о школе. Познавательная активность.

«Ошибки должны приветствоваться»

Как пробудить в ребенке познавательную активность? Этим вопросом задаются родители, сетуя, что нынешним детям ничего не интересно, им бы только уткнуться в экран и сидеть так часами. Учителя тоже жалуются на недостаток учебной мотивации, плохое усвоение школьной программы. О двух условиях, необходимых для познания и обучения, а также о том, почему ошибаться полезно, рассказывает психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская.

Важно понимать, как устроено детское познание. ЛЮБОЙ РЕБЕНОК СОЗДАН ОТ ПРИРОДЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ, ЕГО МОЗГ ЗАТОЧЕН НА ПОЗНАНИЕ. У него постоянно образуются все новые и новые нейронные связи. Любой ребенок, которого вы оставите в покое, если он здоров, не голоден, не испуган – будет заниматься именно познанием.

Другой вопрос, что это не обязательно будет делание уроков. Потому что, когда мы сажаем его делать уроки, то часто это достаточно скучное мероприятие, которое не имеет для ребенка никакой ценности. «Вставь пропущенные буквы, реши 225 раз один и тот же аналогичный пример, перескажи довольно скучный параграф плохо написанного учебника».

Но если мы будем смотреть на познавательную активность не столь узко, то мы увидим, что любой ребенок с двух лет и до взрослого возраста постоянно занимается познанием. Он будет смотреть на облака и думать, на что они похожи – это развитие. Он будет строить что-то из кубиков или из лего – это развитие. Он будет сочинять рассказы – это развитие. Он заведет аккаунт в инстаграмме и будет искать какие-то новые интересные ракурсы для фотографий – это тоже развитие познавательной активности.

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ: РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.

Детям должно быть «обо что» развиваться. Им должно быть, во что играть, на что смотреть, на что удивляться. Ребенка не обязательно возить по всем музеям и картинным галереям мира. Нет, совершенно обычный интерьер, который есть у нас дома, предметы, которые есть у нас на даче, на улице; совершенно обычные игрушки, книжки – этого вполне достаточно, чтобы создать для ребенка вполне богатую впечатлениями среду. Другой вопрос, что у него должно быть время, чтобы этой средой пользоваться в свободном режиме. К сожалению, сейчас мы очень часто сталкиваемся с тем, что вся жизнь ребенка организована в виде специальных занятий, которые следуют по определенному плану.

Если в группе детского сада сидит двадцать детей, и все они по одному образцу рисуют петушка: «Дети, нарисуйте кружочек, потом треугольничек, теперь нарисуем клювик, Петя, почему у тебя клювик зеленый, должен быть желтый, у всех желтый должен быть» — это не развитие познавательной активности. Это время, которое ПОТЕРЯНО для развития. КОГДА РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ ТО, ЧТО ЕМУ ВЕЛЯТ, ПРОСТО ПОВТОРЯЕТ – ЭТО НЕ РАЗВИВАЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ. Подобные занятия наоборот развивают пассивность – я сижу, голову не включаю, эмоционально не включаюсь, что-то такое делаю… Гораздо полезнее будет этому Пете просидеть этот час на корточках около лужи, наблюдая червячков и головастиков, занимаясь видом деятельности, из которого состоит, в общем-то, исследование: наблюдение, анализ, сопоставление.

Важно, чтобы БЫЛО ПОМЕНЬШЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗЦУ И ПОБОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОТРОГАТЬ, ПОПРОБОВАТЬ, ПОКРУТИТЬ, СНАЧАЛА СДЕЛАТЬ, А ПОТОМ ЭТО ВСЁ ОБЪЯСНИТЬ. Мы постоянно даем детям ответы на незаданные вопросы – они ничего про это не спросили, в них не возникло вопроса, первичного импульса познания, первичной любознательности. «Дети, сядьте, сегодня мы проходим параграф номер 14, тема такая-то» — им эта тема где-то далеко. Совсем другая ситуация при естественном познании: что-то ты сделал, эти штуки куда-то полетели, шарик не падает – и в этот момент у него возникает вопрос: «Почему? Почему этот шарик не падает?» Вместо этого детям говорят: «Запишите формулировку закона Бернулли. Петя, записывай, я сказала, тетрадь открой, сколько можно?» И в результате к этому закону Бернулли будет стойкое отвращение на всю жизнь. А нам бы хотелось другого, нам бы хотелось, чтобы было интересно, чтобы он потом смотрел вокруг и находил проявления этого в каких-то других вещах.

Также важен и пример родителей. Очень часто родители спрашивают: «Что делать, если ребенок не читает книжки?» «А вы сами-то когда в последний раз книжку читали?» Если родители сами постоянно чему-то учатся, если им многое интересно, если они останавливаются на улице, что-то рассматривают, вглядываются, пытаются понять, если дома идут разговоры о том, что происходит в мире, в науке, почему это так, — то и ребенок заражается этой средой, пропитывается этим, для него это становится естественно.
К счастью, у детей от природы заложено много любопытства…

Я часто рассказываю про эксперимент, в ходе которого измеряли познавательную активность (*я опущу описание эксперимента для краткости, процитирую только выводы*). Фактически, у ребенка притуплялся познавательный интерес из-за постоянных указаний, инструкций и оценок со стороны мамы. А там, где мама показывала пример – ей самой было ужасно интересно – у ребенка включался познавательный интерес.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ: СПОКОЙСТВИЕ.

Образование связей между нейронами, то есть процесс познания и обучения, происходит в состоянии покоя. Когда мы в стрессе, организм включает защитные механизмы, и мы действуем по уже ранее известной программе. И только когда нам не страшно, спокойно, у нас загораются глаза и появляется живое любопытство. Только когда мы не боимся, что нас обидят, оставят, накажут, обзовут, над нами будут смеяться – тогда мы способны воспринимать новое и учиться.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕТИ РАЗВИВАЛИСЬ, ЧТОБЫ ИМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, ЧТОБЫ ОНИ ПОГЛОЩАЛИ НОВЫЕ ИДЕИ, — ИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ СТРАШНО И СПОКОЙНО. Они должны быть уверены, что родители их любят, что учитель к ним хорошо относится, что их не будут обижать сверстники в школе, что их не будет ругать и оскорблять учитель, их не будут ругать за любую ошибку. И это, к сожалению, очень часто противоречит школьной практике, которую мы имеем. Для ребенка пребывание в школе является сплошным стрессом, и этот стресс продолжается, когда он приходит домой, и родители продолжают его ругать за то, что он сделал не так. К сожалению, мы во многом имеем систему обучения, которая построена на фиксации на неудачах и ошибках.

Школа ловит ребенка на том, что он не знает, не сделал, ошибся, перепутал, не понял, не успел и так далее. Естественно, это создает постоянный стресс. Есть дети, которые, к счастью, к этому устойчивы, и есть дети, которые к этому более чувствительны. Есть дети, которые легко с этим справляются, которые имеют какую-то интересную жизнь вне школы, и есть те, у которых это не получается, для которых эта среда оказывается слишком жестокой, слишком подавляющей познавательную активность. Поэтому мы очень часто получаем ребенка, который с горящими глазами шел в первый класс, хотел в школу, мечтал, как он будет учиться, а уже к концу второй четверти с ужасом спрашивает: «Неужели это на 11 лет?» И уже к средней школе мы получаем детей, которые не хотят ходить в школу, которые болеют для того, чтобы лишний раз туда не пойти, для которых школа становится источником стресса, неприятностей, местом, где они вечные неудачники, и потом еще и родители их ругают за это.

Мне кажется, с этим нужно нам всем месте что-то делать, потому что это отражается на наших детях, на их развитии. Тут должен быть и ВКЛАД РОДИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ ПОДДЕРЖИВАЛИ РЕБЕНКА, ВЕРИЛИ В НЕГО, ОРГАНИЗОВАЛИ ДЛЯ НЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ ПОКОЙ. Чтобы ребенок был уверен, что он им нравится не потому, что он получил пятерку, а потому, что он – их ребенок. Чтобы школа была безопасным местом, где детей не травят, не обижают, не оскорбляют, не создают им ситуацию какой-то безысходной скуки. Потому что современные методы преподавания – они просто дико скучны, и для десятилетнего мальчика 40 минут вот так сидеть и слушать, как кто-то читает по складам и пересказывает параграф – это просто дико скучно.

Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети развивались, стремились к новому, то нашим общим делом должно стать СОЗДАНИЕ ДЛЯ НИХ БЕЗОПАСНОЙ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ, В КОТОРОЙ УЧЕБА ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, ПРОБОВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, ОШИБКИ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ – ВОТ ЧТО ВАЖНО! ОШИБКИ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ! Потому что если вы что-то делаете без ошибок, это говорит о том, что вы в этот момент не учитесь. Ошибки говорят о том, что вы делаете что-то новое, чего вы пока еще не умеете, что у вас пока еще не получается, и вы совершенствуетесь. ЕСЛИ МЫ НАЧНЕМ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ОШИБКИ КАК ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ (ВЧЕРА НЕ ЗНАЛ, А СЕГОДНЯ ЗНАЕШЬ, ВЧЕРА НЕ МОГ, А СЕГОДНЯ МОЖЕШЬ), а не ловить их: «Ах, ошибся? Как тебе не стыдно!» «Ага, всё ещё не сдал работу!» «Всё ещё не сделал уроки вовремя!», ТО, Я ДУМАЮ, НАШИ ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ НАС ЕЩЕ УДИВЯТ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ. 


Анна
Анна
Челябинск
751466

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Новосибирск

Ох. Как я не любила школу…

Пожаловаться
ТеперьЯМамаДвух Школьников
ТеперьЯМамаДвух Школьников
Полина
10 лет
Нижний Новгород

Боже, если бы школьные учителя хотя бы раз в своей жизни прочли Петрановскую!

Но всё что она пишет это утопия!

Некоторые учителя возможно интуитивно в силу своего педагогического таланта общаются, поддерживают, стараются индивидуально подходить к детям и сделать процесс обучения интересным, несмотря даже на те жёсткие рамки в которых сами они находятся, а там мама не горюй такой дебилизм спускают им с верху и нужно соответствовать. Именно к их предмету и будет интерес учеников. Но их единицы! В основном это совершенно посторонние люди в этой профессии, к сожалению.

Вот только недавно тоже задумалась насколько в сыне убила школа познавательную инициативу и желание учиться, а самое главное уверенность в своём уме и способностях, вообще самооценку. Только когда начали заниматься с репетитором (со бывшей учительницей по русскому), я поняла какую стратегию она выбрала в занятиях — не только исправить пробелы в знаниях, но самое главное поднять его самооценку и вернуть желание к учебе, и у меня как будто глаза открылись!

Другое дело как организовать учебный процесс так чтобы и бабочек разглядывать и уравнения решать. Понятно что червячков в грязи разглядывать интереснее, но они не помогут получить высшее образование. Или я не поняла чего-то...

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Какая хорошая учительница-репетитор у вас!
вот и я не знаю, как организовать этот процесс, чтобы совместить практику с теорией… возможно, теорию оставить учителям, а самим показывать ребёнку практику в жизни… не знаю пока

Пожаловаться
ТеперьЯМамаДвух Школьников
ТеперьЯМамаДвух Школьников
Полина
10 лет
Нижний Новгород
Анна 

да, она классная, я ее очень любила, когда училась в школе.

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Кременчуг

Есть о чем подумать на будущее мне))