Мария Монтессори считала, что лучшей средой для ребёнка от рождения до трёх лет является родительский дом. Но следует учитывать, что эта среда обустроена так, как удобно взрослым, ребёнок тут находится в зависимой позиции. Самостоятельно исследовать окружающий мир он не может, даже когда умеет уже ползать или ходить, так как очень много интересующих его предметов стоят на высоких полках, в шкафах, и всё зависит от воли взрослых. Часто детей ругают за разбитую посуду, пролитую воду, рассыпанные крупы и т. д – но таким образом ребёнок получает личный опыт. Как можно научиться аккуратно пересыпать крупы, если родители не позволяют с ними играть? Поэтому попытайтесь создать максимально удобную среду для своего ребёнка, помните, что в этом возрасте ему надо много двигаться, изучать окружающие вещи, собирать и разбирать простые конструкции.
Вы всегда можете показать ребёнку какое-то действие, а потом дать ему возможность поупражняться самому. Покажите, как можно аккуратно наливать воду в разные ёмкости, перебирать крупы, чистить варёные овощи, гладить тёплым утюгом… Естественно, аккуратно получается не всегда – покажите, как после себя убрать. Давайте пробовать на вкус и запах разные продукты и вещества: сырой картофель, лук, лимон, специи. Знакомьте на ощупь с разными материалами: древо, ткани, железо, лёд, наждачная бумага. Позволяйте исследовать ребёнку всё, что его интересует. Если вещь ценная, хрупкая или опасная, покажите несколько раз аккуратно, объясняя её свойства. Знакомьте с тяжёлым и лёгким, большим и маленьким, высоким и низким, толстым и тонким, со всем. Не бойтесь, что ребёнок маленький и не всё доступно для его понимания. Со временем вы увидите, что он очень хорошо всё усвоил.
Основные принципы системы Монтессори:
Развивающая среда. Все дидактические материалы расположены в логической последовательности на полках, доступных для детей. Ребёнок сам может взять то, что его интересует. Взрослый, видя интерес у ребёнка к тем или иным материалам, показывает, как с ними взаимодействовать. Причем его задача – показать так, чтобы ребёнок захотел работать дальше самостоятельно. Материалы составлены так, что ребёнок сам может заметить ошибку и исправить её. Существует разделение на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область, математическая область, область развития речи, естественнонаучная область. С шести лет среда меняется, происходит дальнейшее расширение окружения, которое включает уже библиотеки, музеи, научные институты и т. п.
Свобода выбора. Дети сами выбирают себе род занятий и их продолжительность. Это учит детей принимать самостоятельные решения, прислушиваться к себе, понимать свои чувства и потребности. Ребёнок воспитывается как личность, имеющая право на собственное мнение, растёт ответственным, активным и любознательным.
Правила. В монтессори-группах существует ряд правил, которых должны придерживаться все: дети, воспитатели, родители, гости. Этих правил немного, они составлены так, чтобы дети могли их легко понимать и запоминать. Естественно, воспитатель в позитивной форме их постоянно напоминает, часто дети сами обучают новеньких.
Награды и наказания. Их нет, как и нет привычных нам оценок взрослого: «правильно», «неправильно», «хорошо», «плохо» и т. п. Взрослые поддерживают каждого конкретного ребёнка и отмечают, что сейчас у него получилось лучше, чем раньше. Также детей не сравнивают друг с другом: Петя сделал лучше, чем Вася. Это позволяет детям заниматься тем, чем им нравиться, что важно для их развития, а не включаться в соревнование и стараться заработать хорошую оценку. Таким образом формируется уверенность в себе, позитивная самооценка, способность самостоятельно оценить результат своей работы.
Заповеди Марии Монтессори
Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности. Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно! Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него творческих сил для развития и возможностей для выработки собственной модели в обществе. Цель подобных занятий определена главным принципом педагогики Марии Монтессори — «Помоги мне это сделать самому!»