Развитие речи или Чем занять/заболтать ребенка 4-5л?

Я называю это «заболталками», они мне пригождаются, когда надо увлечь ребёнка каким-нибудь разговором в определённых житейских ситуациях, когда заняты руки. Ну, например, надо заплести косички дочке, а она убегает или сидит вертится-ёрзает без конца в разные стороны. Или нужно быстро одеться куда-нибудь. Или мне нужно доделать какое-то дело по дому, а ей срочно понадобилось моё внимание. Или когда идём куда-то, а идти просто так скучно и т.д. У меня подобралось много разных идей (из интернета), большинство из них направлено на развитие речи ребёнка (расширение словарного запаса и развитие связной речи). Некоторые идеи, кстати, можно использовать для детских конкурсов на праздниках.

1) Угадай в какой руке. Ребёнок прячет в руку маленький предмет, а взрослый угадывает – в левой или правой. 

2) Петь вместе, если поётся – всё, что вспомнится.
Если ребёнок не очень любит петь, другой вариант: взять простенькую детскую песенку и вместо всех существительных петь «ля-ля».
Можно начать с Кузнечика:
В ля-ля сидел ля-ля-ля.
В ля-ля сидел ля-ля-ля.
Совсем как ля-ля-ля-ля.
Зелененький он был…
А потом замаскировать глаголы и петь вместо них па-па.
В ля-ля па-па ля-ля-ля.
В ля-ля па-па ля-ля-ля.
Совсем как ля-ля-ля-ля.
Зелененький он па…
Для детей постарше можно «скрывать» прилагательные, местоимения…
Ещё один вариант. Поющие животные. Представлять себя животными, которые любят петь, но не умеют говорить по-человечески, и петь хором (промяукать, прогавкать, прохрюкать и т.д.) знакомую песню (например, «В лесу родилась елочка»).
И ещё один вариант. Угадай мелодию. 

3) Угадай число (2? Больше. 5? Меньше. 3? Да). 

4) Угадай букву. Называть слова и спрашивать, какая первая (вторая/третья..) буква в этом слове. 

5) Называть любые слова на заданную букву. 

6) Называть всё, что есть в этой комнате (встречается по пути на улице), на заданную букву; мягкое/ твёрдое; мокрое/сухое; бумажное/стеклянное/пластиковое/деревянное/железное; шумное; красивое; круглое/квадратное/треугольное; красного/зелёного цвета и другие признаки в зависимости от фантазии, игра бесконечная.
Усложнённый вариант: называть 5 предметов с заданными признаками. 

7) Что поместится в коробку (банку, сумку, чемодан или какую-то другую емкость). Называть все предметы на выбранную букву, которые поместятся в эту емкость. Например, все предметы на букву А, которые поместятся в коробку: ананас — абрикос — анальгин — авоська — автобус — автомобиль — автограф — авторучка и т. д. 

8) Слова на последнюю букву (арбуз-зонт-тигр-репка...). 

9) Ассоциации. Первый говорит слово, второй ассоциацию (зуб, рот, дыра и т.д. — интересно и увлекательно). 

10) Придумывать рифмы к разным словам. 

11) Загадки. По очереди загадывать слово и начинать его описывать максимально подробно и ярко (на знакомые темы: звери, птицы, насекомые, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, кусты, посуда, одежда, обувь, бытовые приборы, мебель, продукты питания и т.д.). Ребёнок отгадывает. 

12) Называть по очереди слова на те же знакомые темы. Например, называть зверей. Кто последний назовёт – тот и выиграл.
Другой вариант: Назови три. По очереди просить друг друга назвать 3 слова, отвечающих каким-то требованиям. Например, три слова на букву Д, три цвета, три имени, три желтых предмета, три насекомых, три действия, которые можно выполнять сидя, три зимних вида спорта, три предмета, которые есть в этой комнате.
Ещё один вариант: Я знаю пять. По очереди выбирать любую тему и называть пять предметов (я знаю пять овощей…, а я знаю пять фруктов…, я знаю пять цветов, а я знаю пять музыкальных инструментов… и т.д.) Для себя вы можете выбирать темы посложнее, а ребенку подсказывать темы попроще. 

13) Да или нет. Один загадывает слово на те же знакомые темы, а другой задаёт наводящие вопросы, на которые можно ответить только да или нет.
Примеры. Бытовые приборы: что работает от электричества? (холодильник работает? утюг? и т.д.)
Мебель: на чём можно сидеть? Одежда: что надевают на себя? Обувь: во что обувают ноги? Головные уборы: что надевают на голову? Продукты питания: какие продукты покупают в магазине? Посуда: из чего пьют? 

14) Загадки с вопросами. Взрослый загадывает слово, а ребёнок задаёт открытые вопросы (какого цвета? зачем нужно?).
Другой вариант, ещё сложнее: ребёнок может задавать только те вопросы, на которые можно ответить да/нет (это круглое? маленькое? съедобное? живое?).
Ещё вариант загадок: «Я вижу что-то...» (красное; маленькое; оно делает то-то и т.п.)». Если ребёнок отгадал, то его очередь загадывать. 

15) Письмо. Один загадывает существительное, например, яблоко, и говорит: «Тебе пришло письмо из холодильника. Что ты с ним сделаешь?» Другой отвечает, например: «Намажу на хлеб». А это яблоко! Не угадал – значит, снова отгадывает. Если отгадал, то теперь он пишет письмо.
Другой вариант – Смешные загадки. Ребёнок загадывает слово, родитель задает вопрос и ребёнок отвечает слово, которое задумал. Получается смешно и весело. Главное придумать как можно больше вопросов. Например:
— Что ты ел на ужин?
— Собаку!
— Что у тебя в кармане?
— Пылесос…
— На чем ты сидишь?
— На Коле.. 

16) Летает/не летает. Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее –хлопай в ладоши. Аналогично ходит/не ходит, съедобное/несъедобное, красное/зелёное и т.п. 

17) Кто что делает? (корова мычит, а лягушка?) 

18) Мамы и детёныши (у коровы телёнок, а у козы? и т.п.). 

19) Что бывает зелёным/чёрным, большим/маленьким, длинным/коротким, узким/широким, лёгким/тяжёлым, горячим/холодным, сладким/солёным? Для детей постарше – что бывает одновременно красным и круглым, теплым и колючим, холодным и зеленым и пр.. 

20) Кто/что плавает? Кто/что греет? Кто/что летает? Что можно пить? 

21) Что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д. А может ли быть сделано всё, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счётная палочка? Книжка? Игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д. 

22) Обобщения (развивает аналитическое мышление). Взрослый называет несколько слов на известные ребёнку темы, а ребёнок говорит, ЧТО эти слова объединяет. 

23) Скажи наоборот (антонимы). Горячо-холодно, день-ночь, сухо-мокро и т.д. 

24) Что сначала, что потом? Предлагать ребёнку озвучить известный ему алгоритм действий. Например, что нужно сделать… чтобы пойти на прогулку? чтобы постирать вещи? чтобы сварить макароны? перед тем как лечь спать? и т.д. по ситуации. 

25) Обсудить недавно прочтённую сказку или мультик: Какой он был? Что произошло? Кого из сказки тебе жалко, почему? Как ты думаешь, что он чувствовал, почему? Как ты думаешь, он хорошо поступил, почему? Какой он? Добрый. Отзывчивый. Заботливый. Щедрый. Сопереживающий. Сострадательный. Милосердный. Честный. Смелый. Сообразительный. Мудрый. Злой/Грубый. Бессовестный/Наглый. Нечестный/хитрый. Задиристый/забияка. Чтобы ты сделал в этом случае на его месте? 

26) Попросить рассказать какую-нибудь сказку знакомую или историю: «Мне так нравится эта история, но я не очень её помню». 

27) Узнай сказку. Рассказывать знакомую сказку в обратном порядке или вразбивку, а ребёнок угадывает, что за сказка. 

28) Составлять историю (развитие речи и воображения). Взрослый задаёт слово, а ребёнок придумывает предложение с ним. Пример: «Гном» — Жил-был гном. «Замок» — Однажды он гулял и увидел замок. «Книга» — Из окна замка вдруг вылетела книга…
Другой вариант. Сочинять историю без заданного слова – по одному предложению по очереди. Пример: «Жили-были дед и баба». «И была у них полосатая зебра». «И однажды зебра пошла пощипать травки»... 

29) Фраза на одну букву. Выбрать какую-нибудь букву и за 10 минут составить более-менее связанные фразы, например, из пяти слов. Кто составит больше фраз? Или кто составит самую длинную фразу?
Примеры: Петя Петров прыгал перед пешеходами. Маленькая мошка мешала мне музицировать. 

30) Снежный ком (караван или всё помню): запоминать слова в заданном порядке (развивает память и внимание). По очереди называть слова на заданную тему (к обычным любимым известным темам можно добавить «я бы хотела съесть», «я умею», «я вижу»), повторяя все предыдущие слова в том же порядке и добавляя по одному слову с каждым ходом. Начать с цепочки из 7-8 слов, если хорошо идёт, то продолжать до тех пор, пока не собьётесь. 

31) Другой вариант снежного кома. Пример: «К нам едет бабушка и в своем чемодане она привезёт… (название предмета, например, «тапочки»). Ребёнок повторяет и добавляет еще одну вещь в чемодан: «К нам едет бабушка и в своем чемодане она привезет тапочки и платье». И т.д. 

32) Определить фразу, а потом её же сказать другими словами. У детей получаются удивительные предложения. Расширяется словарный запас не только ребенка, но и родителей. Пример: По дороге быстро проехала машина. Другими словами: По шоссе промчался автомобиль. По трассе пронеслось транспортное средство. По асфальту пробежала машина. 

33) Какое слово лишнее? Компот, вода, сок, хлеб, кефир (если ребёнку пока трудно, можно подсказывать признак: «это можно пить»). Яблони, груши, морковка, кролик, смородина (у нас в саду растут). Ещё простой вариант: мышка, лошадка, яблоко, тигр. Сложный вариант: очки, одеяло, лампочка, ваза (одеяло — оно из шерсти/ткани, остальное из стекла). 


Анна
Анна
Челябинск
1031259

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Polatik
Polatik
Стамбул

Как много всего! Сама очень люблю такие игры :)

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Антонина
5 лет
Ханты-Мансийск

Ага, у меня ребенок уснет тогда по дороге с такими играми)))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Ну, например, когда я дочу пытаюсь заплести или надо быстро одеть, то у меня как раз и стоит задача – немножко её замедлить, загрузить и подуспокоить, чтобы не вертелась))) дочке по дороге иногда интересно в такое, хотя конечно интереснее поразглядывать что-нибудь