Раннее развитие)

Учимся читать
В букваре должно быть как можно больше слогов с каждой новой буквой, должно быть подобрано как можно больше слов из этих сочетаний слогов, а также маленьких предложений и рассказов. Ну и, конечно, более крупный шрифт и красочное оформление только украсят букварь. На мой взгляд букварь, составленный Н.С.Жуковой, лучше всего подходит для нашей цели.Теперь о том, как сделать занятия интересными: во время игр с малышом создавайте ситуации, в которых ему необходимо будет что-либо прочитать. Например, поиграйте с ребенком в школу, при этом пусть ребенок играет роль учителя (заодно тут можно потренировать такой важный и необходимый навык, как самостоятельное составление слов и слогов из разрезной азбуки). Предложите малышу поиграть в почтальона и раздать всем членам семьи конфетки (подарки, письма). Напишите крупными буквами простые записочки, помогите малышу прочитать, а раздать он сможет и сам. Очень нравится детям искать игрушку по записочкам – игрушка где-то спряталась: «Под столом», «На стуле», поискав в данном месте, ребенок находит записку с указанием следующего места расположения игрушки.
В любую игру с ребенком просто включается чтение: «готовим обед для куклы» – читаем и составляем из разрезной азбуки названия блюд, «Магазин» – читаем и составляем названия продуктов или вещей, которые покупаем в магазине. Тут же можно подучить цифры, повторить счет:- смотрим на «цену», отсчитываем денежки. Если малыш не может сам прочитать – помогите ему, прочитайте вместе с ним. Можно разместить разрезную кассу букв на кухне так, чтобы ребенок мог свободно до нее дотянуться и «заказать» себе лакомства, блюда или игрушки складыванием слов и предложений («Марина хочет яблоко»).
Очень интересно вместе «писать письма» на печатной машинке или компьютере (сделайте шрифт покрупнее и добавьте цветную заливку экрана) – пишите сначала как можно более простые слова, например, напишите слово «папа», выберите вместе шрифты и цвет заливки, если есть возможность, распечатайте на принтере – и отнесите папе, пусть он обрадуется. Чтобы создать или поддержать интерес малыша, придумывайте для него различные задания и интересные дела: написать письмо любимому сказочному герою, сочинить сказку (скорее всего сочинять сказку придется вместе, а печатать ее будете вы). Ребенок, с вашей помощью, будет набирать известные имена и знакомые слова. Если такую сказку потом распечатать и дополнить совместными рисунками, получится замечательная книжка, которую малыш будет снова и снова просматривать и пытаться перечитывать, а вы ему в этом поможете. Можно организовать «домашнее издательство» совместно написанных книжек, дарить их друзьям и родственникам.П.В. Тюленев предлагает интересное задание для совершенствования навыков чтения: завести дневник прогулок. В дневник записываются названия всех животных, встретившихся по дороге, можно собирать гербарий и записывать в дневник названия растений, можно записывать названия машин. Такое упражнение развивает наблюдательность, вы вместе не просто так ходите гулять. Для развития пространственного воображения нарисуйте карту или план вашей прогулки. Можно давать отдельные задания всем членам семьи: например, ребенок во время прогулки с бабушкой записывает в дневник встретившихся животных и птиц, а вечером мама после работы показывает записи в своем дневничке (их можно и придумать). Потом малыш прочитает записи в мамином дневничке, прочитает ей свои записи. Подобные прогулки не только совершенствуют навыки чтения и составления слов и предложений, но и прекрасно развивают представления об окружающем мире, обогащают словарный запас малыша, помогают ему вырасти любознательным + благодаря записи печатными буквами новых слов идет прекрасная подготовка к грамотному письму, а значит, проблем в школе будет на порядок меньше.
Вариантов таких игр и заданий великое множество, самое главное, чтобы подобные занятия доставляли удовольствие и вам, и ребенку. Не торопитесь, берите сначала достаточно легкий материал, чтобы поддержать заинтересованность малыша, играйте и выдумывайте вместе.

Как научить ребенка читать Книга — великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты», — так можно перефразировать мудрое изречение.
Чтение — это двигатель познания жизни, без него она лишается чего-то очень важного, тускнеет, мертвеет и напоняется пустотой. Книга, особенно умная и добрая, добавляет оптимизма и учит размышлять, изменяет жизнь и преобразовывает пространство.
Но как все это объяснить своему ребенку, которому вместо чтения хочется поноситься во дворе с футбольным мячом или посидеть у экрана телевизора и компьютера?
Ничего не имею против футбольных мячей, ракеток, скакалок, кроссовок и спортивных костюмов. Свежий воздух, здоровый сон после хорошей прогулки, подвижные игры — это зорово! Но если единственным способом познания мира для вашего ребенка становятся боевики, сериалы и компьютерные игры, пожалуй, пора забить тревогу.
Мне часто приходится слышать разговоры мамочек о том, что заставить сына или дочь почитать книгу бывает практически невозможно. Хочу поделиться своим опытом, как проблема отсутствия желания читать превратилась в другую: оторвать от чтения можно только с помощью большой палки.

ИГРЫ С КНИГОЙ
Игра — основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игры формируют привычки, интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас вашего ребенка.
Самые простые игры с книгой:
* «Озвучивание» – это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое сопровождение. Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть. Очень важно и самой играть всей душой, чтоб эмоционально вовлекаться в процесс. Тогда контакт и удовольствие будут полными.
* «Игра в прятки» — еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая внимательность. Ослик потерялся, шел, шел по лесу и заблудился, давай-ка его найдем. Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок этого ослика на самой последней странице книги. Только если вы тоже будете участвовать в этом процессе и комментировать ваши долгие и упорные поиски. Варианты пряток могут быть самые разнообразные. Все зависит от вашей фантазии. Вы можете искать что-то определенного цвета, размера, формы. Таким образом расширяя кругозор ребенка, впоследствии, когда начнете изучать буквы, можно сыграть в прятки с буквой «А» и др.
* «Копирование картинки»- это очень интересная игра, которая заставляет вашего малыша внимательно всматриваться в изображенное. Вы вместе с ним изображаете в лицах и с помощью предметов то, что изображено на картинках. Вы не просто комментируете происходящее, а как будто все время обращаетесь к тексту книги: “Посмотрим, что там написано дальше про Медвежонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по твоему, смеется наш медвежонок? Молодец! Очень здорово! А потом он присел на пенечек." И т.д. Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в книгу. Она должна стать ему другом, и не просто другом, а самым любимым и интересным. Очень часто в процессе такой игры ребенок учится творить книгу самостоятельно, он сам придумывает сценарий. Поощряйте подобные проявления. Это бесценный опыт его самостоятельной творческой вовлеченности в процесс чтения. На картинке не всегда изображено именно то, что написано в книге. Поэтому большинство картинок вы имеете возможность воспроизвести самостоятельно вместе с ребенком, опираясь на текст.
* «Иллюстрирование книги» — эта игра подойдет детям постарше, которые еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте какой-то эпизод и попросите своего ребенка нарисовать его. Чем младше ваш иллюстратор, тем большая помощь ему потребуется. Но не увлекайтесь. Было бы ошибкой самому схватить кисти и краски и начать рисовать за маленького художника. У вас, конечно, получится намного лучше. Но польза от такого рисунка минимальная.

Сложные игры начинаются тогда, когда простые уже освоены и стали неинтересны. По мере взросления малыша, можно усложнять его общение с книгой.
* «Игра в Карлсона» или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Ваш ребенок может стать на какое-то время деревянным мальчиком Буратино и будет убирать за собой игрушки в полосатом колпачке. Ему придется научиться двигаться, как Буратино, как будто он деревянный. Все должно быть предельно достоверным, иначе игра теряет смысл. К слову сказать, эти игры дают вам возможность использовать заинтересованность ребенка и научить его одеваться, убирать за собой, аккуратно есть, чистить зубы и т.д. вы можете играть в любимых героев и в трамвае, и на даче, и в магазине. Не забывайте все время „советоваться" с любимой книжкой. Она должна быть под рукой. Вы продолжаете читать ее вместе с ребенком. Увлекаться этой игрой не стоит, потому что ребенок, идентифицируя себя с Буратино, котом в сапогах или еще кем-нибудь, может оторваться от действительности и забыть, что он на самом деле Петя Иванов. Поэтому иногда побыть Буратино придется и вам.
* «Сочинение сказки» — игра, которая вам понравится, но потребует определеных творческих способностей. Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно. Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. И пусть ваше чадо активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. Бережно храните эти алмазы творческой активности ребенка. В процессе создания книги все большая доля участия должна приходиться на него. Когда он научится писать, постарайтесь минимально участвовать в этом.
Если вы не смогли заинтересовать малыша, никогда не заставляйте его играть насильно. Такие действия могут только навредить ему и не принесут ни удовольствия, ни пользы.
И все это время читайте ребенку умные и красивые книги!

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
Как научить читать и не травмировать при этом психику, не заставлять, не понукать, а наоборот, вызвать интерес и желание? Если вы активно играли с малышом, привлекая при этом книгу, то это значительно облегчит задачу.
Помните о формировании у ребенка нетерпеливого желания наконец научиться самостоятельно проникать в увлекательный мир книги: «Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку просить…»
Но первые неудачные опыты могут начисто отбить охоту. Он понимает, что научиться читать не так-то легко и с трудом повторяет попытки. Еще буквы выучить туда-сюда. А вот соединить их в слова и прочитать, а потом понять, что ты прочитал — это довольно тяжело. Но постепенно вы преодолеете и эту трудность.

Учитесь читать в игре. Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем вы должны помнить, не насилуйте себя и малыша. Не превращайте это в неприятную обязанность, не сравнивайте своего ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте, если что-то не получается. Это только затормозит процесс. Тут вам пригодятся терпение, любовь, последовательность, фантазия. Можно процесс обучения обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру. Пусть она будет коротенькой, но ежедневной и действенной.
* «Дружные ребята» — модификаций у этой игры может быть множество. В ней буквы одушевляются. Они друзья и вместе составляют слово. Одна буковка словно бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук «Д», пока он не достигнет нового звука «А». А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое слово «да».
* Можно пробовать соединять разбежавшихся друзей в любую свободную минутку. Мы, например, занимались этим на кухне, в троллейбусе, рисуя буковки на стекле, сидя на диване. Несколько минут неутомительного занятия. И ребенок постепенно начинает привыкать связывать буквы в слоги, а потом в слова.
* «Найди близнецов» — игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок ищет в печатном тексте. Интереснее, когда это любимая книга или просто подвернувшийся по руку текст газеты, журнала, вывески. Малыш понимает, что книги бывают разные, не только с красивыми иллюстрациями. Все это нужно неизменно соповождать вашими комментариями и хвалить за достигнутые успехи, тогда играть в эту игру интересно. Обязательно проговаривайте найденные слоги, чтоб они ассоциировались не с двумя разными звуками, произнесенными раздельно, а с одним. Постепенно визуальное привыкание к виду слогов приведет к автоматическому соединению букв в слоги.
* «Абракадабра» — попытайтесь из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованной записки. Не умеющий читать Разведчик-слоненок должен обязательно понять задание центра, чтоб выполнить секретную миссию. Вы увидите, как будет смешно ребенку услышать исковерканные неумелым разведчиком слова. И как он будет гордиться своей способностью помочь ему. Иногда абракадабры получаются такие смешные, что вы от души посмеетесь вместе со своим „слоненком".

НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЧИТАТЬ
Уже после того, как ваше чадо научилось самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, пройдет еще немало времени, пока он овладеет беглым чтением. И это не будет вызывать у него негативных переживаний, связанных с медленным воспроизведением и пониманием прочитанного. Поэтому в этот период, кроме его самостоятельных опытов, ребенок должен чувствовать вашу поддержку.
Продолжайте читать ему вслух и обсуждать прочитанное. Умышленно дочитывайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о необходимости срочно отойти в магазин, приготовить ужин, постирать и т.д. Книгу, естественно оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребенок сам потянется к ней, чтоб узнать, что там дальше. Можете спровоцировать его на это, если он не догадывается. Выкажите заинтересованность в судьбе героев книги и удивитесь, что он до сих пор сам не дочитал ее. А если дочитал, обязательно похвалите и попросите пересказать интересующий вас эпизод. Только искренне интересуйтесь. Он должен понимать, что это не обязанность, что его не заставляют, что это он сам. И поэтому молодец!
Я читала своим детям лет до 8. Мы вместе придумывали продолжения сказок и сочиняли свои. Иногда перед сном хохотали до упаду. Потому что любили юмористические развязки или неожиданные повороты сюжета.
Истина, которую я усвоила, пройдя период обучения чтению и сына, и дочери — это никогда не заставлять! Напротив, предлагалась такая мотивация: «Если ты уберешь со стола, я разрешу тебе перед сном немного почитать.»
Чтение — это познание, удовольствие, развитие. Когда вы сами понимаете это, не надо читать на эту тему морали сыну или дочери. Потому что ваш пример оказывается очень заразительным!

Буквы все – от А до Я – наши верные друзья...
Когда учить ребенка читать? Рано или поздно все родители сталкиваются с этой проблемой. Одни не мучают свое чадо алфавитом лет до шести, другие начинают занятия, когда малыш еще не вышел из пеленочного возраста. Кто из них прав? И как строить занятия, чтобы они были интересны и познавательны?
Когда начнем?
Большинство психологов считает, что слишком раннее обучение детей чтению (до трех лет) может привести к перекосу в развитии ребенка. Самое лучшее время, когда малышу уже исполнилось четыре или пять лет, и он научился хорошо говорить. Это, конечно, не означает, что ребенок должен строить фразы, как взрослый. Он может еще шепелявить и картавить, не выговаривать длинные сложные слова и иногда не согласовывать падежи.
Если малыш заговорил довольно поздно – годам к трем – или имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, говорит короткими предложениями и вообще не употребляет предлоги, не изменяет слова по падежам – с обучением чтению лучше не спешить.

От звука к букве
Самое важное правило, которое должны усвоить родители – строить обучение по принципу от звука к букве. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно им обозначается. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен открыть для себя, что любое слово состоит из звуков, а уже потом «разобраться в отношениях» звука и буквы.
Звуковой период обучения продолжается недолго: месяца три-четыре. При этом заучивать буквы ребенок может уже на втором месяце занятий. Но пусть обучение проходит в форме игры, а не «обязаловки», с выставлением оценок за успеваемость. Малышу должно нравиться разучивать звуки и буквы. И если вам удается удерживать тему игры десять-пятнадцать минут, это свидетельствует об эффективности ваших педагогических усилий. Предлагаем вам несколько игр, которые помогут ребенку научиться на слух различать звуки в слове.

Как жужжит пчела?
Вы спрашиваете ребенка: Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также – ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя мороЖЖЖеным».
Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: Я ВВВожу оВВВощи, а ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачивать налеВВВо? А напраВВВо? ДаВВВай устроим сореВВВнование – кто лучше заВВВодится. ВВВ…
Играя в «разговор двух пароходов», ребенок научится протягивать звук У. Акцентируя в словах звуки Ш и С, предложите малышу поговорить, как змеи.
Когда ребенок научится протягивать, усиливать, пропевать отдельные звуки в словах, усложните перед ним задачу: С какого звука начинается слово «муха»? Протяни этот звук. А есть М в слове «дом»? В слове «стена»? Какие ты еще можешь назвать слова на звук М?

Игра в «магазин»
Разложите на «прилавке» всевозможные вещи: игрушки, книжки, ластики, пуговицы и т.д. «Продавец» – взрослый. Ребенок приводит в магазин покупателей: кукол и игрушечных зверей. Каждый покупатель выбирает себе товар. Но продавец отдает товар лишь в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Естественно, что за игрушек отвечает ребенок. Если он затрудняется с ответом, придите к нему на помощь.
Можно поменяться ролями с малышом – пусть он побудет «продавцом». А вы, называя первый звук в слове, умышленно ошибайтесь. Очень важно, если ребенок заметит и поправит вашу ошибку.

Игра в доктора Звукова
– Я доктор Звуков, – объявляете вы ребенку, надев белую шапочку или что-нибудь подобное, – если твои куклы не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу. Таня, – обращаетесь вы к кукле, – скажи: «На горрре Арррарррат рррастет крррупный виногрррад». И картавите за Таню: «На голлле Алллалллат ллластет клллупный виноглллад». Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство: назвать десять слов, на Р начинающихся, и пять слов, на Р заканчивающихся.
Вы сможете подсказывать слова сами или прислать «медсестру». Ребенок (в роли медсестры) отвечает за Таню, и она постепенно выздоравливает. Играть следует в том случае, если ваш малыш сам не картавит.

Дом звуков
Эта игра поможет выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков.
Вы рисуете дом с тремя окошками и объясняете малышу, что в доме живут имена. В каждой квартирке – по жильцу-звуку. Пошел в свой дом КОТ. У него три комнатки. Каждый звук спит отдельно. Надо уложить кота спать. Кто спит в первой спаленке? Вы даете ребенку в руки фишку размером с окошко домика: «Это звук. Позови его спать». Малыш зовет: «К-К-К» – и кладет фишку в первую комнатку и т.д. Если ребенок «теряет» второй звук и второй фишкой «ловит» звук Т, вы удивляетесь: «Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет кОООт!»

Переходим к буквам
Показывая малышу букву, называйте не ее «официальное», алфавитное название, а тот звук, который она обозначает. Звук этот старайтесь петь, тянуть, как можно дольше, и при показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой.
Вводя букву, называйте как можно больше слов, которые начинаются с соответствующего звука. Давайте ребенку только печатные образцы букв – письменным его научат в школе. Он легче запомнит букву, если попробует ее нарисовать или выложит ее из палочек, начертит на снегу или песке.
Начните с показа согласных букв, которые ребенок хорошо выговаривает. Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо вводить первыми Д, Ж, З) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К. Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т – их легко спутать. Чтобы маленький ученик узнал в букве заменитель звука, включите выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков» и отпраздновав новоселье волка (выделив все четыре звука в слове ВОЛК), вы предлагаете сделать новоселу подарок – написать на его доме имя хозяина.
А когда малыш запомнит уже восемь-десять букв (из которых шесть-семь гласные), приобщайте его к письменной речи. Ребенок, хорошо владеющий звуковым анализом слов, сможет написать отдельную фразу, даже если он не знает всех составляющих ее букв. Например, ребенок, незнакомый с буквами Д, Й, Р, присылает маме на кухню следующее письмо: «ава… иг… ать». И маме придется, по-видимому, выполнить просьбу ребенка.

Предлагаемые ниже игры помогут научить ребенка распознавать буквы
Стихи-путаницы
Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка, выслушав стишок, найти ту букву, которая «сбежала» из стиха или «прибежала» в него, сделав потешным и нелепым:
Землю роет старый кот,
Под землею он живет.
Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче лапу.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает рядом печка.

Исправь букву
Пусть ребенок исправит буквы, которые слегка «подгрыз» жучок-буквоед. Эта игра требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по ее элементам.

Поменяй вывески
Ветер-шалун пролетел над городом, сорвал с магазинов вывески и поменял их местами. Жители города не знают теперь, куда отправиться за хлебом, а куда – за кисточками и карандашами. Пусть ребенок поможет вернуть вывески на свои места. А чтобы это сделать, он должен не только прочитать вывески, но и написать недостающие.

Кто составит больше слов
Ребенок должен соединить слоги правого и левого столбиков, чтобы они образовали слова.
КО… МАР
ГОР… МАН
КНИ… МОК
РА… МА
РО… ГА
КАР… ЛО
ЛИ… ЛИ
КУ… МОН
УГ… ЛАК
НУ… ЛЕК
Надеемся, что такая полуигровая – полуучебная форма обучения понравится вам и вашему ребенку. Но игра не всемогуща – она едва ли способна научить ребенка беглому, самостоятельному чтению. И помогая ребенку в игре преодолеть первые технические сложности чтения, вы должны позаботиться о воспитании не только умения, но и желания читать.

От цвета к букве, от буквы к слову Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша? Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку вырасти умным и способным?
К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение «элитным» образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки.
Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать. Подумайте – когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2-3 месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так.
Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название «словесного» чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.
Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия.
У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама – было бы желание, – много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день).
В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным «скотчем» – так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку!

С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А – в красный, О – в желтый, У – в смесь синего и зеленого, Ы – в коричневый, Э – в смесь желтого и зеленого.
Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ «звукобуквами» (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую «визитную карточку», и во многих языках она четко определена. Подобные «визитки» выявлены и для русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О – окно, У – угол и т.д. Если не получается найти предмет (Ы – ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: «Это окно – буква О» и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ!
С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать «на зуб» и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения.
Сейчас в продаже есть печенье «Азбука» в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели – усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: «Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква...» и т.д. и т.п.
Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные – самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.

ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я – в красный, Ю – в смесь синего и красного, Е и Ё – в зеленый, И – в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Если ваш ребенок «молчун-философ» и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.

К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л – в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М – в красный, Н – в голубой.

ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, – скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б – в белый, В, Г – в синий, Д – в черно-белый (серый), Ж – в желтый, З – в зеленый цвета.

ШЕСТОЙ ЭТАП – глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ – в черно-белый, С – в синий, Ц – в желтый, Ч – в черный, Й – в синий, Ъ – в белый, Ь – в синий.
Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.

СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически – это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу – пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).

ВОСЬМОЙ ЭТАП – собственно «словесный». Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: «Что здесь написано?»
Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь – от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).
Можно даже поиграть с карточками – прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи – пусть ребенок сам заметит «ошибку» и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром «обходит владенья свои» и ищет, что же появилось нового?!
Время от времени устраивайте «ночные ураганы». Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали «читать» знакомые слова.
Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант «урагана», когда таблички будут не сорваны, а перепутаны – развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.
Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом – ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию – пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК.


Виктория
Виктория
Никита
14 лет
Конотоп
001654

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества