Связь рисунка ребёнка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

Информация из книги «О детском рисовании», автор Марина Озерова.

Примерно в 2 года дети увлекаются изображением окружностей (обычно, когда овладевают умением кружиться и бегать по кругу), затем начинают вдруг видеть в окружности «голову» и называет ее «Человечком», а потом рисуют от неё две линии вниз — «ножки». И в возрасте около 3-х лет практически все дети проходят в рисовании «стадию головоногов».

Связь детского рисунка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Но такой образ — великое достижение первооткрывателя! Не стоит спешить и советовать ребёнку, как и где изображать остальные части тела. Позже он сам это заметит, а пока он нарисовал все, на что обращает внимание.
Головоногами могут быть не только люди, но и животные.

Связь детского рисунка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

⁣Количество деталей (ног и глаз) может варьироваться по усмотрению художника.

Связь детского рисунка с его психическим развитием. Стадия головоногов.


Примерные изменения в детском рисунке по возрастам.

Четыре года: туловище чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена с туловищем. Руки и ноги в виде линий, связаны с туловищем. Пропорции неправильные.

Связь рисунка ребёнка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

⁣⁣Пять лет: появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.

К шестому году ребёнок усваивает понятия о горизонтали и вертикали, и его человечки уже стоят на «земле» — внизу рисунка.

Связь детского рисунка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

⁣Постепенно сюжет усложняется, при этом ребёнок может повторять один и тот же шаблон лиц и фигур.

Связь детского рисунка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

⁣Шесть лет: прорисовываются все части тела (по две руки и ноги, голова и туловище), пропорции более правдоподобные (руки на уровне плеч, есть шея, ноги прорисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами); в одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы); позы более разнообразные.

Связь детского рисунка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

Связь детского рисунка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

Семь лет: пробуют рисовать профиль, а не только анфас; формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет: шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет: ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.

Десять-одиннадцать лет: рисунок становится более реалистическим, а не схематичным, как раньше, появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени, прорисовывать множество дополнительных деталей. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется. Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.

Связь детского рисунка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

Изображение человека очень хорошо отражает развитие и психическое состояние ребёнка. Родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:

— ребёнок старше 4-х лет вообще не рисует человека;

— ребёнок 5-ти лет все еще рисует «головоногов»;

— на лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;

— лица у персонажей всегда грустные;

— ребёнок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.

Разбор некоторых типичных ситуаций.

Родители сразу научили ребёнка рисовать человечка со всеми частями тела, ребёнок не прошёл «стадию головоногов» и теперь рисует этого человечка без изменений, никаких деталей не вводит, а если кто-то рисует по-другому – говорит, что «так рисовать неправильно» и т.п.

1) Обсудите головоногов каких-то других авторов, покажите, что любые варианты имеют право на существование. 2) Проиллюстрируйте вместе любимые сказки, поговорите о персонажах, придумайте вместе, что будут держать в руках персонажи, во что они будут одеты и так далее (ведь он не станет одинаково рисовать царевича и Кощея). Только сами при этом ничего не рисуйте!

Ребёнку уже 4 г, до сих пор рисует только каракули.

Если ребёнок хорошо развивается, во всем соответствует своему возрасту, рассказывает, чтó рисует, изображает нечто похожее на круг, пытается интерпретировать каракули, то всё нормально, возрастные рамки примерные, нужно просто подождать.

Ребёнок-дошкольник никогда не рисует человека, потому что у него не получается похоже, как он хочет.

Не самый хороший показатель. Понаблюдайте, почему он так переживает. Дошкольный возраст — период всемогущества. И если ребёнок не уверен в своих силах, то обычно это результат воспитания. Лучше всего отойти от образных рисунков, эталонов «похоже — не похоже», и поиграть с материалами: порисовать различные абстракции, побаловаться с красками, кисточками, карандашами и мелками от души. Когда напряжение исчезнет, попытайтесь вернуться к образам (человеку, в частности).

Ребёнок рисует постоянно одного и того же человека, с одинаковыми деталями.

Всё нормально и даже очень хорошо, если он САМ придумал этот образ, а не срисовал его или не скопировал у родителей. Ребёнку нравится делать то, что у него получается, и он повторяет удачное действие. Если это повторение, по-вашему, слишком затянулось, посоветуйте ему нарисовать для человечка друга. И еще: обычно дети «штампуют» понравившийся образ, и если он рисует близкого человека или любимого персонажа, то пусть любуется им снова и снова!

● Ребёнок рисует одно заученное «шаблонное» изображение, никакими другими образцами не сдвинуть, не желает рисовать ничего, даже абстракции.

Очень хорошие и действенные способы снять «застрявший» шаблон — либо совершенно необычное задание, либо необычные материалы для рисования. Совсем хорошо, если оба вместе. 99% аудитории моих семинаров на моё задание «нарисовать ёлку» неизменно изображает три поставленных друг на друга разновеликих треугольника. После обсуждения шаблона люди недоумевают, как нарисовать «свою» елку, боятся отойти от привычного канона, делают «похоже», срисовывают друг у друга. Тогда я прошу отложить кисточки и нарисовать запах елки пальцами. Атмосфера сразу разряжается, становится свободной и веселой, появляются шутки, а вместе с ними яркие и своеобразные работы. Необычное задание влечет за собой необычное и свободное исполнение. Попробуйте придумать для ребёнка задание, которое будет направлено не на изображение предмета, а на передачу личного впечатления.

И — второй метод — выполните «заученный» образ в самой неподходящей технике. Ребёнок постоянно рисует один и тот же домик? Предложите ему выложить картинку из пуговиц, фасолин, насыпать струйкой песка… Чем больше интересных способов вы придумаете, тем легче пройдет страх перед творчеством.

● Ребёнок рисует только мультяшных персонажей, и никогда — настоящих людей или что-то еще. Рисунки какие-то отталкивающие: вампиры и тому подобное.

Такие образы замусоривают воображение, ребёнок уже не хочет и не может придумать что-то еще. Если вы пока ещё контролируете его телепрограмму, то стоит отказаться от постоянного просмотра мультфильмов и других передач. Поиграйте с ребёнком, порисуйте вместе, чтобы он сам придумывал персонажей, проиллюстрируйте сказку, создайте фантастическое животное… Если малыш постоянно изображает агрессивных персонажей, на это нужно обратить внимание и показать рисунки специалисту.

● Ребёнок рисует одно и то же выражение лица у всех человеческих фигур, «положительные»и «отрицательные» персонажи выходят похожими.

Предложите ребёнку нарисовать его радость — скорее всего, это будет абстрактная работа. Затем предложите нарисовать радостного человека, чтобы его радость была видна всем окружающим. Спросите, как передать свою радость? Например, можно прыгать от радости и громко кричать. А как передать радость только краской? После этого сделайте те же самые упражнения с какой-нибудь негативной эмоцией — от передачи ее всем телом (позой, жестами, мимикой, голосом) к рисунку.

● Вы не рекомендуете показывать ребёнку, как рисовать человека. А если ему показывают друзья в садике?

Дошкольный возраст — это время некритического подражания. Но в отличие от авторитета взрослых (особенно родителей), авторитет ровесников в этом возрасте ребёнку переступить легко. Усвоенный от них шаблон не блокирует его воображение и способности генерировать свои образы. В любом случае обязательно хвалите его рисунки и оригинальные изображения, которые придуманы САМОСТОЯТЕЛЬНО.

● Я не могу заниматься с ребёнком, а няни-бабушки учат «как надо». Будет ли толк от свободного рисования со мной?

Толк будет в любом случае. Для ребёнка главный авторитет — родители, даже если с няней он проводит больше времени. Постарайтесь использовать ваше общее время для эмоционального развития — просите ребёнка рисовать переживания, впечатления и тому подобное. Это и снимет установленные шаблоны «правильного» рисования, и поможет выплеснуть накопившиеся эмоции, и обеспечит вам прекрасную совместную деятельность. Когда ребёнок редко бывает с родителями, особенно важно найти сближающие занятия. Хорошо было бы и вам порисовать свой день в абстракции: как вы ждете встречи с ребёнком, думаете о нем и так далее. Такие рисунки можно повесить дома, это будет хорошей эмоциональной подпиткой для малыша в отсутствие мамы.

Подборка других статей о детском рисовании по книге М. Озеровой

https://www.baby.ru/blogs/post/485683873-181805786/


Анна
Анна
Челябинск
102513738

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ТеперьЯМамаДвух Школьников
ТеперьЯМамаДвух Школьников
Полина
10 лет
Нижний Новгород

Прям свеженький, сегодняшний? мама с детками в животике, девочкой и мальчиком. Дочке 4г1м. На ножках недавно появились ботинки, а на голове у девочки косичка. Всё сама- никто не учил.))

Связь рисунка ребёнка с его психическим развитием. Стадия головоногов.
Связь рисунка ребёнка с его психическим развитием. Стадия головоногов.
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

ух ты! Здоровско как!

Пожаловаться
Liadana
Liadana
Мытищи

3,3 года типичные головоноги:))))

Связь рисунка ребёнка с его психическим развитием. Стадия головоногов.
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Дааа! Такие прикольные;))

Пожаловаться
Даша
Даша
Лялечка
5 лет
Воронеж

Как ты глубоко вникать во все моменты развития ребенка) очень нравится читать твои посты, всегда отрыв от шаблона происходит!)

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Спасибо) срыв шаблона, это точно




Пожаловаться
Лелька
Лелька
Ростов-на-Дону

Спасибо.а подсказывает совсем совсем нельзя? например объяснять цвета объектов и правильные формы?

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Самый лучший вариант в возрасте лет до 6-7 — просто снабдить ребёнка разными материалами для рисования и предоставить полную свободу для творчества, показав разве что какие-то приёмы нанесения краски и т.п. Что-то абстрактное. Если интересно, можно пройти по ссылке в конце поста, там много рекомендаций как ребёнка увлечь и как лучше организовать весь процесс
Пожаловаться
Лелька
Лелька
Ростов-на-Дону
Анна 

Уже читаю спасибо!

Пожаловаться
Снежная Королева
Снежная Королева
Щелково
Дочке 2,8. Рисует человечка — круг с глазками(маленькие кружочки), носиком и ротиком (чёрточки), обязательно волосы дыбом, руки и ноги(прямые линии). Собак и кошек также рисует, усы рисует и ушки пытается сверху пририсовать.
Пожаловаться
Ромашка
Ромашка
Невинномысск

А моему ребенку неинтересно вообще рисовать. Рисовать умеет дом, трактор, машину, а человека никогда не видела, чтоб рисовал. Повод обратиться к психологу? Ребенку 4 года исполнилось недавно..

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Не до конца дочитали? ) там примерно в середине поста есть подобная ситуация. Автор отвечает, что возрастные рамки — примерные. Он у вас рисует круги — наверняка же умеет? Умеет. Рассказывает, что именно рисует? Даёт этому название? Даёт, насколько я поняла. В остальном его развитие соответствует возрастной норме? Если да, то всё нормально. Надо этот пункт вставить туда, а то многих смущает

Пожаловаться
ТеперьЯМамаДвух Школьников
ТеперьЯМамаДвух Школьников
Полина
10 лет
Нижний Новгород

У дочки головоноги с руками и ногами из головы, на руках торчащие в разные стороны пальцы. Глаза, нос, рот-улыбка. 4 года.




Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Новосибирск

А я то переживала за наших головоногов ? уфф… пусть рисует))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

А что не так с вашими головоногами? ))))

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Новосибирск
Анна 

Ну мне уже хочется нормальных человечков ))) а у нас круг, 2 глаза и черточка — типа рот. Но всегда прямой, не изогнут в улыбке или наоборот )) руки/ноги редко появляются. Обычно просто в виде прямой линии. Причем она может идти как вниз от головы, так и вверх)))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Татьяна 

Здоровр! А ей кто-то показывал или сама? У меня Алёна головоногов в виде собак пока рисует )) хорошо если 4 ноги, иногда бывает намного больше, как тут в примере?

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Новосибирск
Анна 

Да учили бабушки и тетки))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Татьяна 

У нас тоже не без этого обошлось)

Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Лапочка
9 лет
Красавец
23 года
Краснодар

У меня в 3 дочка не рисует еще головоногов. Это уже отставание в развитии? надо сесть и показать научить? я честно этим не занималась. В 7 лет рисует как у вас на картинке 4 года. точка точка огуречик вот и вышел человечек. Надо их учить? показывать?

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Нет, наоборот, ни в коем случае не учить и не показывать специально. А то получится просто очередной шаблон. Смысл не в этом. Важно заинтересовать, увлечь. Есть рекомендаций как.

А про 3-летнюю девочку - как раз в этом посте есть ответ на этот вопрос, только там 4 года ребёнку -
"Ребёнку уже 4 г, до сих пор рисует только каракули"

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Вот тут есть рекомендации

https://www.baby.ru/blogs/post/464203462-181805786/

https://forum.baby.ru/blogs/post/464394923-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/464397745-181805786/

Если эта тема вообще интересна, то вот тут ещё естьинформация этого автора — чтоб получше понять, о чём речь

https://www.baby.ru/blogs/post/485683873-181805786/

Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Лапочка
9 лет
Красавец
23 года
Краснодар
Анна 

Анечка спасибо!

Пожаловаться
Алисия
Алисия
Ижевск

Аня, так интересно. А в интернете можно скачать этого автора?

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Я где-то нашла, саму книгу сохранила себе, а ссылку уже не вспомню, где взяла — это давно было, года два назад (( можно попробовать через почту переслать