Создание благоприятной для творчества среды в дошкольном возрасте (3-6)

Своим личным опытом делится Марина Озерова, магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков.

Источник

1. Прагматика
К концу периода раннего детства (1-3г.) для ребенка становится важен результат, цель занятий, а не сам процесс. Замечательное занятие — изготовление книг. Дети обожают читать собственноручно сделанные книжки! Не нужно обязательно думать, что ваше изделие должно стать чудом переплетного дела. Просто несколько скрепленных степлером листочков уже выполнят задачу. Можно украшать или делать самим любые бытовые предметы для себя или в подарок друзьям и близким. В общем, чтобы занятие было не для того, чтобы «Развивать ребенка», не для галочки, не для того, чтобы положить рисунок или аппликацию в папку. Дети очень не любят бессмысленных действий.

Что делаем мы.

Мы делаем много-много рождественских открыток тем людям, которых вряд ли кто-нибудь поздравляет. Много — это не штуки. Это сотни :) Трехлетний ребенок уже вполне на это способен. Дети вообще любят тиражировать.

Мы иллюстрируем любимые сюжеты — у нас есть несколько рисованных Идой книжек. Долго пользовались разрисованной дочкой скатертью, пока неотстирываемых ничем пятен не стало больше, чем рисунков :)

Делаем разные подарки — бисер, деревянные заготовки, шитье (вместе).

Делаем все для кукол (иногда и кукол тоже).

Делаем вазы (красим по стеклу, обклеиваем бутылки ракушками с помощью клеевого пистолета).

Делаем рамочки для фото, елочные игрушки в подарок и себе, делали мыло.

2. Развитие восприятия.

Учим ребенка внимательно наблюдать, анализировать полученную разным путем информацию, учим сравнению, учим обращать внимание на детали, изменения объекта в движении (пространстве), изменения во времени. Самые хорошие пособия находятся в природе. Бабочка на цветке уже обеспечивает все перечисленное.Всем советую что-нибудь выращивать с детьми.

3. Идея и ее развитие.

Хорошо, если у вас есть какая-то «долгоиграющая идея», требующая уйму деталей. Очень советую кукольный домик! он потом требует столько разных мелких деталей, в совершенно разных техниках, заниматься и заниматься :). Какой-нибудь понравившийся литературный сюжет стоит обыгрывать в разных направлениях — инсценировка, рисование, и т.п. Во-первых, это дает множество вариаций идей в любых видах творчества, во-вторых, так ребенок глубже воспринимает суть текста.

4. Любимые образы.

Это когда из всевозможных опробованных образов ребенок выбирает какие-то самые любимые и часто выполняемые. Эти любимые образы стоит взять на заметку, и использовать особенно тогда, когда «пропало вдохновение». Поскольку именно любимые образы лучше продумываются и детально прорабатываются, скачки в развитии рисунка происходили как раз в этих темах. Опять же — любимые образы ребенок захочет воплощать в разных вариациях в разных техниках.

5. Собственная эстетика.

Нужно избавляться от стереотипов — «эти цвета не сочетаются» — в природе абсолютно любые цветовые сочетания есть. И они почему-то прекрасно сочетаются. Это у нас «черно-белый» зашоренный взгляд. Нужно найти в себе силы дать ребенку проявить свой вкус и свое видение. Здесь особенно важно дать ему возможность выбора, а что-то даже сделать вообще, как ему заблагорассудится.

Что я делала.

Главным образом, у нас это касалось аппликаций подарочных — мне приходилось мириться с открыткой, где приклеены два масеньких цветочка у края большой вазы :). Наверное, это по-своему красиво.

Продумывайте материалы — у ребенка разбегаются глаза, если перед ним выставить всё рукодельное богатство. Выбор должен быть посильным. Скажем, чтобы наклейки на открытке не заполонили всё ровным слоем, я выдаю столько, сколько примерно нужно. Но есть игровая маленькая коробочка, с которой можно делать всё, что угодно. Ида её оклеила одинаковыми серебристыми наклейками в количестве 2 пачки по 100 штук :).

Когда я шила (теперь интерес у нее поугас, может, временно), Ида брала какую-нибудь свою старую одёжку и начинала её «украшать». У нас до сих пор есть кофточки, прошитые в самых неожиданных местах, с пришитыми обрывками лент и полукилограммом пуговиц разных калибров :).

Выдайте ребёнку материалы, с которыми он будет отрабатывать свои собственные представления о красоте.

6. Ориентир на самого себя.

Многие родители, начитавшись про необходимость коллектива с трех лет и осознание ребенком себя как личности, считают, что если ребенок в три года не пойдет на сто кружков, его дальнейшее творческое развитие невозможно. Вы знаете, как бы не было наоборот :) Я специально до пяти лет дочку никуда не водила (бывали разовые мастер-классы и занятия к праздникам, но это не регулярное обучение). Именно для той цели, чтобы не сбили спонтанное творчество, самостоятельность в выборе образов, и чтобы успел сформироваться собственный стиль.

В группе дети просто вынуждены психологически (это не зависит от качества преподавания, это наша природа) ориентироваться на учителя и друг на друга. Обратите внимание, как рисуют дети в группе — они постоянно смотрят, «как у тебя получилось». Когда я вела кружки на дому, я видела, насколько похоже рисуют дети из одной садовской группы. Если вы пройдете мимо выставки детских работ, вы можете ужаснуться их одинаковости. Опять же — от качества преподавания и таланта педагога это не зависит, просто мы так устроены. Вы даже на себя это примерьте — вы делаете что-либо дома, сами с собой, или в составе 10 человек? Нужно быть очень уверенным в себе человеком, чтобы не стремиться сделать «как надо», по образцу или как сосед по парте. А маленький ребенок не может быть настолько уверен в себе хотя бы потому, что он находится в стадии подражания.

Занятия в группах могут принести пользу только в таком случае:

— Если там занимаются свободным творчеством (это бывает ОЧЕНЬ редко!!!), а не учат ребенка пошагово, как изображать зайчиков и лепить собачек. Увы, большинство кружков предлагают как раз пошаговое выполнение образца в той или иной степени свободы ребенка (но зато можно было раскрасить выбранным цветом!).

— Если учитель обучает технике, показывает только способы работы с материалом, а не заданные образы для достижения похожего результата;

— Если ребенок основное количество времени занимается творчеством не в группе по расписанию, а спонтанно и самостоятельно.

Маленький ребенок не знает «как надо», поэтому он сочиняет собственные стихи, поет свои смешные песенки, танцует свои дикарские танцы и рисует свои «непохожие» каракули. Желательно этот период пройти самостоятельно, не загоняя ребенка в рамки заданного образца, и не отбивая у него всякую охоту искать свой неповторимый стиль в творчестве.

Дошкольный период — то время, когда ребенку еще не нужно показывать «как надо», пусть он придумает своё. Конечно, мы читаем ребенку книги, показываем произведения искусства и т.п. продукты цивилизации. Но просто рассматривание картин — это совсем не то же самое, что «дети, теперь рисуем вот такой кружочек — это будет головка». Восприятие любых созданных образов (книги-картины-музыка) не должно превосходить восприятие оригиналов (наблюдение за окружающей средой, природные звуки).


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
София

А вот в статье такие реплики«а мы с дочкой» это про дочку автора статьи или вашу?

Пожаловаться
Анна
София 
Про дочку автора )
Пожаловаться
София

Отличная статья!!!
Понравилось"
Нужно найти в себе силы дать ребенку проявить свой вкус и свое видение." Ооооо точно. У меня часто таких сил не хватает. Я часто рамочный человек.

Пожаловаться
Анна
София 

Да! У меня тоже с этим проблемы иногда)

Пожаловаться
Олюша

«Творческое воспитание» Джин Вантхал — книга, которая вам понравится. Я ее читала в роддоме перед родами… и думала, что так и будет)))… но сейчас краски и пластилин на потолке храню… нервную систему восстанавливаю.

Пожаловаться
Диана

озерова как всегда все в точку и по существу:)

Пожаловаться
Ольга Артамонова

в закладки

Пожаловаться
HappyLady

вижу, как дочка рисует, лепит, делает бусы, открытки, какие-то поделки — и меня это восхищает) очень интересно наблюдать, как она развивается в творческом отношении. конечно, я не психолог, как Марина Озерова, но мне кажется, правильную среду нам удалось создать. папа работает с деревом, мама шьет — дочка тоже старается не отставать))) про кружки пока не знаю, никуда не отдаю, именно из-за боязни, что будут учить, «как надо».

Пожаловаться
Анна
HappyLady 

Да, у вас прям отлично всё! Марина ещё где-то писала, что очень важно ещё, чтобы мама с папой творчеством занимались (хотя бы мама), это тоже ребёнка настраивает на творческую волну

Пожаловаться
HappyLady
Анна 

ее взгляды мне очень импонируют! прям даже удивительно, насколько они совпадают с моими))))

Пожаловаться
Ирина Ганина

классная статья!

Актуальные посты