Развитие речевого общения ребёнка

●Лучше побуждать ребёнка рассказывать о чём-то в игре или творческом занятии, а не учить рассказывать по картинке или пересказывать сказки. В первом случае он включается в общение, может сам строить сюжет, вслед за взрослым придумывать всё новые и новые действия, а во втором – лишь перечисляет предметы и людей.

●Словотворчество естественно для ребёнка, это один из этапов овладения речью (повторяет полюбившиеся звуки, сочиняет сам слова, придумывает рифмы, соединяет два слова в одно, использует в речи какие-то непонятные слова с ритмическим рисунком, напоминающим лепет младенцев).

●При чтении книг совершенно не обязательно объяснять ребёнку всё, что нам кажется для него непонятным. Лучше отвечать только на те вопросы, которые задаёт он сам. Бесконечные объяснения и разъяснения могут разрушить поэтичность и глубину детских образов, возникающих, когда он по-своему, пусть и ошибочно, понимает какое-то слово.

●Важно постоянно разговаривать с ребёнком, отвечать на его вопросы, помогая ему по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, чего он не видит (не может взять в руки, потрогать, рассмотреть), связать это между собой и задаться новыми вопросами. Это развивает любознательность, стремление понять и объяснить всё вокруг, способность легко что-то объяснять другим, не испытывать трудности и скованности при формулировании своих мыслей, в том числе и в ситуациях, когда нужно себя защитить в конфликтах.Кроме того, серьёзное, уважительное отношение к интересам ребенка и подробные ответы на его вопросы удовлетворяют детскую потребность в уважении взрослого к себе. Дети сильно обижаются, если взрослый считает их размышления глупыми или ругает их за надоедливость и болтливость. И, наоборот, положительная оценка его высказываний развивает у ребёнка уверенность в себе.

●При этом важно не только бесконечно что-либо сообщать и рассказывать ребёнку, но и вступать с ним в диалог, наблюдать за ним, проявлять внимание к его собственным впечатлениям и переживаниям, чтобы контакт нёс всё-таки двусторонний характер, потому что иначе дети научаются разговаривать без умолку, но при этом не обращают никакого внимания на реакцию окружающих и вообще не слышат обращённую к ним речь.

●Общение со сверстниками помогает ребёнку применять на практике свои речевые знания, полученные от взрослых, развивает внимательное отношение к собеседнику, речь становится более полной и связной. Это происходит, потому что ребёнок прилагает больше усилий, чтобы быть понятым, услышанным, получить ответ, т.е. стремится более понятно выражать словами свои желания, настроения, требования (сверстники не так внимательны, понятливы и доброжелательны, как взрослые, они не стремятся понять и помочь, могут обидеть или ударить, даже не заметив слёз). Развивается речевое творчество (свободное раскованное общение со сверстниками способствует кривляньям, передразниваниям, придумыванию новых слов, фраз, новых названий знакомым предметам). Ребёнок чаще высказывается, чем просто отвечает на вопросы или слушает, пробует управлять действиями другого (показывать, как надо и как не надо делать), контролировать действия других (делать замечания), навязывать своё (заставлять делать так, как я хочу), вместе играть.

Лучше всего дети общаются друг с другом в игре или при совместном выполнении какого-либо задания.

Полезно общаться с детьми разного возраста. С младшими ребёнок старается говорить понятнее, более отчетливо. В общении со старшими его увлекает стремление скорее включиться в более «взрослую» жизнь.В многодетных семьях такое общение происходит ежедневно и очень благоприятно для речевого развития. Если же в семье только один ребенок, стоит дополнительно создавать круг общения из детей разного возраста.

☀ Как измерить уровень развития речевого общения ребёнка со взрослым (на возраст 5-6 лет).

1 этап – ситуативное общение.

Ребёнка интересуют только игрушки, совместные игры, но его высказывания в целом носят лишь сиюминутный характер.

2 этап – предметно-познавательное общение.

Ребёнка привлекают разговоры познавательного характера. Он способен увлечённо пересказывать взрослому прочитанное (услышанное, увиденное), не отвлекаясь и не меняя предмета разговора. Но при этом ещё не умеет давать собственную оценку прочитанному, рассказывать о себе, не проявляет никакого интереса к другим людям. Взрослый для него пока ещё только источник новых сведений и положительных оценок.

Если 5-6 летний ребёнок не проявляет никакого интереса к прочитанному, смотрит по сторонам, перескакивает с одной темы на другую, это может говорить о том, что он ещё не овладел этим видом общения и пока находится на 1-м этапе.

3 этап – личностное общение.

Ребёнка привлекают разговоры личностного характера (обсуждение качеств людей, их поступков, отношений, характеров, профессий). Он предпочитает разговаривать со взрослым не о рыбках и птичках, а о дружбе, о работе, о своем будущем, о том, как вести себя в той или иной ситуации, кто хороший, кто плохой, с кем лучше дружить. Взрослый становится интересен ребёнку как личность. Такой ребёнок уже может различать разные роли взрослых в разных ситуациях: дома, в гостях, в магазине, в детском саду.

Он может поддержать простой разговор, без всякого иллюстрированного материала или предметных действий. Может рассказать о себе, ответить на вопрос, кто из его друзей ему больше нравится и почему, какие качества проявляются в том или ином поступке его сверстников, что ему больше всего понравилось в просмотренном мультфильме, какая у него любимая книжка или сказка и кто из героев этой сказки обладает какими-то положительными или отрицательными качествами.

Часто бывает так, что дети очень бурно ведут себя во время игры, увлечённо рассматривают книжки, но когда взрослый начинает разговор о том, где они были или кто им больше нравится, они смущаются, замолкают, отводят глаза в сторону и либо уходят от такого общения, либо пытаются перевести его в игру. Это может говорить о том, что у ребёнка ещё нет личностного общения со взрослым.

☀ Как помочь ребёнку перейти к личностному общению?

Начинать лучше с того взаимодействия, которое предпочитает ребёнок. Например, это может быть какая-то любимая ребёнком совместная игра. Взрослый активно включается в игру, а затем по ходу игры вовлекает ребёнка в общение сначала на познавательные темы: рассказывает о жизни и повадках животных, о явлениях природы, о машинах, показывая картинки, хвалит ребёнка за активные высказывания, интересные вопросы и любознательность (тут главное не в том, чтобы передать новые знания ребёнку, а в том, чтобы он научился свободно общаться на познавательные темы).

Затем можно переходить к личностному общению со взрослым. Для начала, во время привычных занятий для ребёнка (вроде лепки, конструирования, аппликации) можно попросить его оценить свои произведения, сравнить их с другими, выбрать лучшие.

На следующем этапе обсуждать совместно прочитанные детские книжки о человеческих взаимоотношениях, поступках, конфликтах и пр. Спросить, кто из персонажей ему больше понравился и почему. Если ребёнок не может ответить, то самим высказать и обосновать своё мнение.

Постепенно перевести беседу от конкретной книжки к какой-то общей теме, касающейся жизни людей. Например, к разговору о том, кого из друзей напоминают ребёнку персонажи книги, как он оценивает поступки героев, как он сам поступил бы в этой ситуации.

И наконец, отталкиваясь от конкретных историй, перевести разговор на самые общие человеческие проблемы. При этом важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Поэтому нужно заранее подготовить несколько личностных тем, близких и актуальных для ребенка (о доброте, об упрямстве, о жадности).

Если почувствуется, что ребёнок тяготится разговором, лучше всего перевести такое занятие в игру, не забывая возвращаться к нему вновь и вновь.

Через два месяца подобных занятий, проводимых 2—3 раза в неделю, происходят существенные сдвиги в общении детей: возрастает число активных личностных высказываний, появляется возможность обсуждения тем, содержание которых выходит далеко за пределы конкретной ситуации. Все это свидетельствует о том, что дети достигли личностной формы общения со взрослым.

На основе информации из интернета


Анна
Анна
Челябинск
83747

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

В закладки. Спасибо)

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар

Да, надо просто разговаривать с детьми и рассказывать им и вообще живое общение, а не планшетно-мульто-игровое))) Тогда будут болтуны еще те)))

Пожаловаться
HappyLady
HappyLady
Младшая
6 лет
Пермь

я как-то в мелком дочкином возрасте заморачивалась — тем, чтобы начала говорить. а позже всё пошло-поехало само-собой. думаю, книги очень повлияли и постоянные наши разговоры. многие мне говорили, что дочка говорит, как взрослая. а куда ей деваться))