Одна из самых вредоносных формул в воспитании звучит так: «Если ребенка сразу (не) приучишь, то так будет всегда». Не нужно приучать к рукам. Нужно сразу приучать к аккуратности. Не нужно приучать спать с мамой. Нужно сразу приучать оформлять письменные работы правильно. И т. д., и т. п. Такой подход подразумевает взгляд на ребенка как на банку с крышкой, куда что засунешь, так оно там и останется. При всей очевидной вроде бы абсурдности этот взгляд обладает прямо-таки магнетическим действием, буквально гипнотизируя взрослых. «Ну как же так? Так и оставить? Но ведь тогда он будет ВСЕГДА (сосать палец, рыдать в магазине игрушек, забывать сделать уроки, играть в компьютер, любить Диму Билана – нужное подчеркнуть)! Нужно же что-то делать!». А-а-а, мы все умрем! Я обычно говорю: «Слушайте, это вообще интересный ход мысли. Предлагаю не переводить ребенка за руку через дорогу. Надо сразу приучать! А то что же, так и будет ВСЕГДА только с нами ходить?» Замешательство. «Нет, так нельзя, это другое». Чем другое, а? Вот ребенок боится спать один. Ну, мы-то конечно знаем, что скелет под кроватью, которого он боится – нереален, в отличие от машин на дорогах. Но для него-то реален! Гораздо более чем, потому что скелета, такого страшного, он почти прямо видит, и почти прямо слышит, как тот скребет своими костями об пол. А машина – чего её бояться? Едет и едет. Яркая, красивая.Как, интересно, дети объясняют себе, почему от одних опасностей взрослые готовы их оберегать и даже с чрезмерным рвением, а другим спокойно отдает на растерзание, да еще и стыдит, что ты боишься? Какая у них на эту тему версия в голове? Хотелось бы узнать. Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так. И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем! Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно. Не просто думать – ЧУВСТВОВАТЬ про это, пропускать через всего себя. Эти невероятные упорство и самоотдача в занятии тем, что интересно! Часами, с упоением, забыв обо всем, футбол ли это, конструктор, рисование, фантазирование – у кого что! Придумываются игры, рождаются свои Швамбрании и Терабитии, все эти клады, тайны, шифры. Стремительное развитие всех мыслительных функций, как цветок в ускоренной съемке разворачивается из бутона. Растет (должна расти, по крайней мере) уверенность в себе, самостоятельность, способность действовать в неожиданных, меняющихся обстоятельствах. Тяга к приключениям, к новому опыту. Зарождение дружбы, уже не детской, а настоящей, которая может быть на всю жизнь.Идеальный мир ребенка этого возраста показан в мультиках «Земля до начала времен». Своя компания друзей, свобода, настоящие приключения, но где-то рядом есть мудрые и сильные взрослые, которые, если что, придут на помощь, а вечером уложат спать. И больше от них ничего не нужно.Людмила Петрановская
Поддерживаю! Моя свекровь детский психолог и она всегда говорит, что надо идти за ребёнком
ну, в принципе да до 30 лет все точно уже научатся ходить на горшок, а не в колготки
.наверное, такой страх, когда самый первый ребенок, потом уже не так страшно.и потом одно дело на руки брать, все равно настанет момент, когда ребенок сам поползет и пойдет и ему уже и не так руки будут нужны. а другое дело приучать к аккуратность, например, -тут надо понять, что все со временем и требуется время, причем каждому свое.вообщем любовь, терпение и труд, надежда на Бога все перетрут
Люблю Петрановскую)
Петрановская, как всегда, великолепна!
Но наших суровых мам не проймёшь — ДОЛЖЕН и все?С рождения спать всю ночь, лежать в кроватке часами, должен сам засыпать и т.д((((
Почему суровых? На западе дети вообще спят в своих комнатах с рождения) это же не значит, что они потом все ущербными социопатами вырастут )
Я согласна с Natale (ниже вам ответила). кроме того, есть очень много информации у западных психологов о том, что сурова система воспитания очень повлияла на сегодняшние болезни общества.
согласна, хороший пример.
Да и про «спать всю ночь» — это же сарказм) Мой старший стал спать всю ночь после 3 лет, младшему 2.1 — ночью стабильно 1-2 раза просыпается пососать.
про сарказм я уловила)) но вы все равно меня утешили, потому что кругом мамани, у которых дети уже чуть ли не с месяца спят всю ночь))) а я немного восприимчивая)
Не, у меня обычные дети?♀️
Конечно, ребенок все перерастет. Тут скорее речь идет о комфорте родителей, о котором автор видимо совсем не думает. Например, совет не приучать к рукам очень хорош. Понятное дело что ребенок не будет до 5 лет сидеть на руках, лет до2 максимум, потом сам слезет. Но вот то, что эти 2 года мама будет надрывая спину тягать тяжести постоянно, никого не беспокоит видимо. Так же и спать вместе — конечно вырастет и захочет спать сам! Но зачем мучаться и лет до 3 терпеть то, как ребенок тебя во сне бьет, мнет, топчет, выдирает волосы и т.п. Спать с детьми то еще «удовольствие». Никому эти жертвы нафиг не уперлись.
Хотя, те малыши, чьи суровые мамы не носили их с рождения, иногда, действительно, до 3 лет все просятся на руки, потому что в нужное время этот ручной период не был пройден(((
А может, по себе равнять не стоит? Не всех же так бесят собственные дети, как вас. Многие мамы как раз дорожат этими минутами. Вы хоть раз с ребенком спали? Я — да, со старшим до 2 лет, с младшей еще сплю, ей год будет. Никто меня не пинал и волосы не вырывал.
А чтоб спина не надрывалась, придуманы слинги и эргорюкзаки.
Это от ребенка зависит.не буду сильно спорить.но свою и на руках носила и нет.уже три и все равно иногда мам, возьми на руки, так ходить устала, а с садика, так вообще первое время до работы моей муж доводилось, дальше она отказывалась идти, заходила, ко мне ждала, а оттуда я её на руках несла до дома.скучала
Называется: спасибо маме!
«маленькие дети, маленькие беды». По мне так лучше удовлетворить насущные потребности ребенка в младенчестве. Ибо все неудовлетворенные потребности в детском возрасте потом оборачиваются большими проблемами в более старшим. Причем это как снежный ком — они только нарастают. На самом деле, у петрановской есть статья где она пишет о более взрослом возрасте и там она четко пишет что родители должны заниматься своим делом, а не лезть в детские. В этой же статье она четко написала: сначала на ручках, потом за ручку, а после только по требованию внимание ребенку нужно. Но это само собой не получиться — ребенок «не перерастет» просто так. Он вырастет в самостоятельную личность только в случае если в детстве ему уделяли достаточно (достаточно для ребенка а не ля мамы) внимания и дарили достаточно любви и заботы, причем в той форме, которая ребенка удовлетворяет, а не в той о которой родители фантазируют.
я думаю, это нормально: в семье каждый делает что может. когда то мама смогла помочь дочери встать на ноги, теперь дочка имеет возможность.
В 2-3 года проситься на ручки — это уже избалованность и неумение мамы выстроить общение с ребёнком. Это как с ГВ: в 3 мес ребёнку не объяснить, что нужно кушать именно через 3 часа или не просить грудь в общественном месте, но годовалый ребёнок, который лезет за грудью в автобусе, — это, простите, уже косяки мамы.
Но ручной период невероятно важен для психического и физического развития малыша первого года жизни. Это подтверждено сотнями исследований.
Ну понятно, что я не про 24-часовое ношение на руках) Конечно, когда плачет и просится на ручки. Я носила во время колик, например, когда надоедало им лежать. А так они и спали днём по 3-4 часа, и в стульчике разложенном лежали, на коврике развивающем.
Речь идёт именно о тех случаях, когда мамы намеренно игнорируют плач ребёнка, не пытаясь успокоить.
Браво: «а ребенок не узнает того, что кататься на маме куда интереснее чем в коляске». Действительно, зачем ему сидеть выше и видеть дальше, иметь обзор шире?
если ради «оценивания» то точно не нужно. Бессмысленно, вредно и не благородно.
Про «комфортно всем» согласилась бы, если имеется ввиду ВСЕМ. А не одним за счет других. В семье (для меня) каждый вкладывается в общие цели настолько, настолько это возможно. Но у всех разные возможности и потребности, поэтому и вклад разный. Вообще, я не вижу смысла спорить сейчас с вами. У вас есть свои представления о том как лучше. У меня свои. Я разместила статью в которой отражены мои представления. Они проверены ни на одном ребенке. И когда мне говорят: тебе так с детьми везет я думаю «да, мне везет». Но когда я слышу жалобы родителей на детей, их рассказ о том что ребенок «капризный», «ленивый» и пр. и пр. я вижу, что дети это всегда родительское отражение. Но все, кому хочетсяидти другой дорогой и не сомневается в ее правильности могут жить своей жизнью. Мне кажется бессмысленно вступать в полемику если уверен в своем пути. другое дело, когда есть сомнения. Тогда, да, стоит ввязываться в спор, приводить аргументы. В споре свой взгляд оттачивается, кристализуется и яснее понимаешь что действительно для тебя истина, а что наносное.
1. у меня были каляска и два слинга, велосипед с ручкой с 1,5 лет Что бы нам обоим было удобно.
2. детям войны очень сложно было учиться (это описано в литературе). Из-за отсутствия телесного контакта, из-за отсутствия возможности просто играть (много и разнообразно) им сложно давались школьные предметы. у них элементарно с трудом развивалось абстрактное мышления.3. про то что дети деревенские ничем не уступают городским могла бы рассказать много — мы из города в деревню как раз жить переехали. Это совершенно разные дети! и взрослые деревенские и городские разные. в чем то одни выигрывают, в чем то другие. Но это разные менталитет, ценности, вкусы, способы приспособления в жизни. Я в 90 случаях могу отличит взрослого человека, который вырос в деревни от городского. У меня перед глазами два примера: соседский мальчик в 4 года еще разговаривает кое как. цвета, времена года путает. Все в той семье своей жизнью живут. бабушка собакой занимается. Мама «бизнесом» и мужчинами. И многодетная мама которая с тремя девченками с разницей в возрасте в 2 года учится сама, гулять с ними успевает и играть. Часто вместе в маршрутке ездит. Её дети ведут себя замечательно (в отличие от того мальчика с которым и соседские дети то играть не хотят, потому что он играть не умеет)- мама с ними и в маршрутке играет. со старшими играет в слова, младшего на ручках держит и гладит. дети счастливые и развитые. Да, мама «запущеная». Но я знаю, вижу по ней, что подрастет ее команда и она приведет себя в порядок. И дети ее будут благополучными. А кто получиться из соседского горемыки большой вопрос. Да, мое мнение именно такое: если решил родить ребенка… или Бог так распорядился что он у тебя родился, то будь любезен в первые его 7 лет большую часть своей жизни посвящать ему. И это не геройство, а прогматическийрасчет: это работа на будущее спокойствие за его жизнь.
Не люблю ее, не согласна вообще ни с чем. Слово-то какое к детям подобрали — приучили. Прям как котенка на лоток ходить. Родители не приучают, а учат, показывают… Никогда не слышала, что интегралы решать приучают, этому тоже учат.
Так она это слово взяла от мамаш, вы хоть здесь на форуме обратите внимания, как они пишут: ой, я приучила к ручкам, я отучила от груди… В младенческом возрасте не о какой учебе речи быть не может. Можно показывать трехлетнему ребенку птичек и уточек, или школьнику интегралы. Вот это да, обучение, учеба. А когда над младенцами издеваются, оставляя одного в кроватке орать, или заставляя на горшке сидеть, отнимая грудь (и уехав на недельку в отпуск) — вот это уже никакое не обучение, это дрессировка, приучение. Об этом Петрановская и пишет.
так об этом весь текст)))
Верно. Так тогда почему вы «не любите ее» и «не согласны ни с чем»?))
Она же пишет о БАЗОВЫХ потребностях, возраст до 3 лет примерно. А так — само собой, если позволять кидать мусор где попало, это на подкорку запишется, вырастет свинтус.
Буду спорить только на тему сс и приучения к рукам. Я против.
Так проходит конечно ))) но мама тоже человек)) я о себе тоже хочу подумать))) у меня была цель с рождения, чтобы ребёнок спал в своей кровати и на руках не укачивать ) ну и я горжусь собой?
Я в 32 родила ?и, кстати, педагог по образованию в третьем поколении)) но, каждому своё, это да ?. И жить надо не для ребёнка, а для семьи.
Да, я родила в 30 лет и в 35, полностью удовлетворив свое эго. И у меня 3 красных диплома, за педколледж, педуниверситет и еще вторая вышка — лингвистическое плюс опыт работы в школе. И я стараюсь больше читать современных исследований, это нужно мне для работы и для моих детей.
Не люблю бессмысленную полемику с яжматерями)
??? это вы по ходу, начитались пЭдагогической фигни ))) вы меня эгоисткой назвали, выводы о недалёкости можно сделать не о об мне ) все) идите с миром
Фигни? Научные исследования в области педагогики и возрастной психологии вы назваете фигней? А, ну-ну. Вы точно педагог или просто в саду дорожки подметаете?
Абсолютно согласна!
Очень люблю Петрановскую. У нас гв, сс, слинг. Теория привязанности работает
да, теория привязанности просто великолепна!