Делюсь информацией, которую часто получаю от — Ирина Долгополова.
«Здравствуйте!
Книгу «Сердце отдаю детям» Василия Сухомлинского я прочитала довольно давно, но она так меня поразила, что я помню истории из неё до сих пор. Это было моё первое знакомство с принципами гуманной педагогики – педагогики, ориентированной на личность ребёнка.
Если вы не читали эту книгу, очень советую это сделать (думаю, её можно найти и в электронном виде.
Сегодня хочу поделиться с вами советами Сухомлинского о том, чему нужно учить ребёнка до школы и в начальной школе. И я рада, что наша задумка, которую реализует проект «Мир вокруг», точно отвечает советам для дошкольников!
Если вы ещё не знакомы с новым проектом Лены Даниловой «Мир вокруг», скачайте первое занятие темы «Камни».
*************Девочки, кому надо — я вышлю!!!*************************************************
Итак, цитирую В.А. Сухомлинского.
«Нервные клетки детей формируются под действием наблюдения, впечатлений, удивлений, пытливости, любознательности.
За время начальных классов нужно научить детей учиться. Нужно, чтобы у детей было пять умений: наблюдать, думать, выражать мысли, читать, писать.
Дети не должны всё запоминать, заучивать и зазубривать. Очень много нужно сопоставлять, анализировать, сравнивать, видеть причинно-следственные связи.
Вот в какой последовательности должно идти развитие ребёнка, по мнению Сухомлинского. Первые три умения должны развиться у ребёнка до школы.
1. Умение наблюдать явления окружающего мира.
2. Умение думать – сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, находить непонятное, умение удивляться.
3. Умение выражать мысль о том, что человек видим, наблюдает, делает, думает.
4. Умение бегло, выразительно, сознательно читать – начало 3-го класса.
5. Умение бегло, достаточно быстро и правильно писать – середина 4 класса.
6. Умение выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь, взаимозависимость между ними – середина 3-го класса.
7. Умение находить книгу, необходимую по вопросу, интересующему ученика – начало 3 класса.
8. Умение находить в книге материал по интересующему вопросу – 3-й класс.
9. Умение делать предварительный анализ текста в процессе чтения – 3-й класс.
10. Умение слушать учителя и одновременно кратко записывать содержание его рассказа. 4-6-й класс.
11. Умение читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логическими составными частями – 4-й класс.
12. Умение написать сочинение – рассказать о том, что ученик видит вокруг себя, наблюдает. 3-6-й класс.
Важной причиной неуспеваемости детей в будущем является плохое состояние здоровья. Внимание, память, мышление, способность сосредоточиться, выносливость зависят от физических сил. Поэтому нужно бегать, много ходить пешком, давать ребёнку двигаться.»
И вот такая замечательная цитата :
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире Игры, Музыки, Фантазии, Творчества. Без того он — засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский.
Надо почитать