Кто такие подростки и как с ними обращаться? Часть 1. Характерные черты

Это лекция из фестиваля Ньюфелда «Кто такие подростки?», автор Злата Волкова – мама 17-летней дочери, студентка преподавательской программы Института Ньюфелда (Г. Ньюфелд — клинический психолог, психотерапевт, доктор психологических наук, всемирно признанный специалист в области психологии развития и теории привязанности).

Ссылка на сайт, предоставивший материал

О теме: Даже упоминание слова “подростки” часто вызывает у родителей противоречивые, тревожные чувства. В восприятии многих взрослых с этим возрастом связаны одни лишь трудности и осложнения — в отношениях, в поведении и обучении. Такое впечатление, как будто мы теряемся перед взрослеющими молодыми людьми и не понимаем, чем можем помочь им и можем ли помочь вообще. Я часто слышу от родителей озадаченный вопрос: что я буду делать со своим ребёнком в подростковом возрасте? Я и сама переживала, как справлюсь с ролью мамы подростка. Моей дочери скоро 18, и я понимаю, что за прошедшие годы был накоплен немалый опыт, которым я готова поделиться, опираясь на теорию развития и материалы курсов Гордона Ньюфелда. Если мы чуть больше знаем о пути взросления, если мы видим естественную норму в поведении юношей и девушек, если глубже и полнее понимаем своих детей, тогда мы отчётливо видим свою роль рядом с ними и знаем, насколько важно им опираться на наш опыт и наши сердца.

Обзорная лекция о том расскажет о том, какие проявления для подростков совершенно естественны, чтобы мы не пугались этого и не впадали в панику.

Кто такие подростки, какие они на самом деле?

Подростковый период – это такая «турбулентная» зона, когда трясёт самого подростка, всю семью, и нам ничего не остаётся, как пристегнуть ремни, глубоко дышать и ждать, когда мы эту зону пересечём.

В нашей жизни есть 3 основных периода: детство, подростковый возраст и взрослая жизнь. На самом деле в подростковый возраст ребёнок дорастает до взрослого размера, прощается с детской психологией, но ещё абсолютно не адаптирован для взрослой жизни, как бы внешне он ни выглядел.

Почему мы в таком замешательстве находимся рядом с подростком? Нам понятны, кто такие дети. Это маленькие существа, главная задача которых расти и развиваться, а их задача – зависеть от близких взрослых и следовать за ними, перенимать ценности. Взрослые люди — совершенно другие существа, задача взрослого – быть самостоятельным и самодостаточным, где-то быть одиноким и в то же время уметь взаимодействовать в обществе без потери себя. Нам очень понятно, как общаться со взрослыми людьми, потому что они на нас похожи, у нас общие задачи. Нам понятно, как общаться с маленькими детьми, потому что нам в этом помогают инстинкты заботы и ответственности. Но подростки – это нечто неопределённое, это уже не дети, но и не взрослые. И часто за взрослыми разговорами, планами и идеями, скрываются многие ещё детские потребности.

В подростковый период начинается бурно развиваться процесс становления, ниже представлены его проявления.

☀ Характерные подростковые черты.

1. Рефлексивное сознание.

В подростковый период у ребёнка возникает взрыв сознания. Это происходит потому, что они меняют свой размер, физические формы, бурно расцветает гормональная система, они вступают в период полового созревания, и всё это конечно меняет их мышление.

То, что происходит в голове у подростка, очень трудно себе представить. Если попытаться сонастроиться со своим ребёнком-подростком, то порой может стать очень страшно, это реально очень трудное время. И для того, чтобы это пережить, сознание становится рефлексивным.

У детей мировосприятие очень простое. Где-то в период 5-9 лет у детей появляется способность испытывать больше, чем одну эмоцию, они постепенно научаются интеграции, т.е. способности совмещать несколько точек зрения и из этого принимать какое-то общее решение, приходить к какой-то единой мысли.

У подростков видеть многообразие мира и особенно видеть себя со стороны увеличивается в разы. Это очень важный возраст, в котором зарождается истинное я, когда мы можем посмотреть со стороны отдельно на себя и отдельно на свой опыт, т.е. происходит знакомство с самим собой. Подросток осознает, что он может быть не только добрым и пушистым, но может быть и злым, и агрессивным, и жадным, и завистливым, и глупым, и неуспешным. И это очень шокирующая информация. И важно, чтобы было с кем-то поделиться, чтобы разобраться и понять, что с тобой происходит.

Мечтательное состояние сознание.

Подросток, когда его никто не трогает, может часами лежать на диване и репетировать всякие разные диалоги со значимыми для себя людьми. Важно не трогать его в этот момент, потому что это очень сакральное важное время. Ему необходимо иметь своё время для знакомства с самой собой, со своими мечтами и идеалами.

☀2. Подросткам крайне свойственен эгоцентризм.

Общество подходит с огромными ожиданиями и требованиями к детям. Эти несколько лет (подростковый период) отпущены ребёнку для того, чтобы познакомиться с самим собой: какой я, какие у меня планы, предпочтения, мечты, смыслы, вдохновения и чем я не похож на других людей. Поэтому этот эгоцентризм совершенно обоснован, и нам нужно к этому относиться с огромным уважением, потому что только это время и отведено для знакомства с самим собой. Если мы не научаемся понимать себя, не знаем, чего мы хотим, свои собственные предпочтения, свои границы, то мы никогда не сможем понять другого человека, войти в его положение, увидеть его границы и полноценно взаимодействовать. Во взрослом возрасте у нас возникают из-за этого большие трудности в отношениях. Поэтому нужно предоставлять подростку возможность иметь своё мнение и быть таким, каким он хочет. Нам взрослым стоит задуматься, что в этом есть. Наверняка ребёнок хочет себя как-то выразить.

☀3. Подростки очень идеалистичны и критичны.

Конечно, жизнь расставит всё по своим местам. Когда у нас есть какие-то идеалы и когда они расходятся с реальностью, то эта реальность нам категорически очень не нравится. И первая критика – это, конечно, же критика в отношении самого себя. Далее – ко своему ближайшему окружению, и, в первую очередь, к старшим, которые перестают соответствовать подростковым идеалам.

А если критичности к себе нет и, наоборот, подросток идеализирует себя? Это очень похоже на защиты психики. Нужно разбирать ситуацию, насколько ребёнок чувствует такие эмоции как тоска, страх, тревога, одиночество, печаль, грусть. Если он их испытывает, если не застрял эмоционально, то тогда, возможно, дело не в защитах. Но кода ребёнок не видит собственных ошибок, то это может быть звоночком.Эта критичность является одной из причин уменьшения близости с родителями.

☀4. Уменьшение близости с родителями.

Дети перестают чувствовать эту близость. И это потрясает как родителей, так и самих детей. Дети тоже очень страдают от этой потери, они начинают ощущать дыру в привязанности. Это очень закономерный процесс, потому что, чтобы стать самостоятельным и самодостаточным, необходимо почувствовать вкус одиночества. В этом вкусе одиночества и отделении от важных взрослых всё может пойти по двум сценариям:

1) Если ребёнок достаточно зрелый, хорошо с собой знаком, то встреча с одиночеством, какой бы болезненной она ни была, она не будет шокирующей, она не снесёт ребёнка, не разрушит его. Он в этом одиночестве сможет остаться наедине с самим с собой, узнать себя получше, у него начинают проявляться творческие способности – дети в этом возрасте часто начинают писать стихи, рассказы, песни, заниматься музыкой, танцами, т.е. как-то себя проявлять.

2) Но если ребёнок незрелый, сейчас таких детей подавляющее большинство, то тогда эта дыра привязанности толкает ребёнка не по пути развития и становления и поиска самого себя, а по пути поиска других связей, чаще всего с ровесниками. Этому разрыву связи невольно способствуют сами родители. У нас в обществе существует такое мировоззрение, что раз ты уже взрослый, то ты во мне не нуждаешься. И родители сами начинают отпускать своих детей гораздо раньше, чем это необходимо.

Когда ребёнок зрелый, то предоставление всё большего пространства и благожелательное невмешательство, — оно для ЗРЕЛОГО подростка очень хорошо. Но если ребёнок застрял в своём эмоциональном и психологическом развитии, то ему очень нужна наша помощь.

☀5. Подростки чувствуют всевозрастающую и всепоглощающую тревогу.

Она прежде всего возникает из-за разделения, но также и из-за того, что ребёнок взрослеет и становится самодостаточным, потому что становится одиноким. Эта тревога крайне неприятная и от неё постоянно хочется избавиться. Инструментов для этого огромное количество – это и алкоголь, и курение сигарет, ма*ри*ху*аны, неумеренное потребление пищи, компьютерные игры, фэнтези и т.д.

И когда в попытках подавить тревогу подросток пользуется всеми этими инструментами, то, конечно же, он ощущает чувство свободы, но на самом деле это глубокая зависимость, которая укрепляется годами.

Нам, взрослым, нужно объяснить ребёнку, что то, что он испытывает, это совершенно нормально, что одиночество – это ковровая дорожка к становлению. Пока мы не сможем столкнуться с самим собой, мы не сможем двигаться дальше и чувствовать себя независимыми. Иначе, если дома никого нет, если подросток незрел и не может столкнуться с одиночеством, то он эту дыру постоянно заполняет извне, и этот голод вечен и невосполним и неутолим.

☀6. Чувство потери и печали.

Дети теряют своё детство, своих взрослых, свою беззаботность. Когда рождается что-то новое, старое должно умереть. И это всегда сопряжено с глубокой печалью.

Из-за переживания стольких уязвимых чувств, если дети не находят близкой надёжной связи со взрослыми, которые их поддерживают и помогают, объясняют, рефлексируют вместе с ними, то очень легко возникает защита. Вообще защиты очень полезная вещь в нашем мозгу, они нас защищают от каких-то внешних болезненных происшествий, помогают нам выжить. Это хорошо, когда они временные. Но когда же защиты укореняются, то они, к сожалению, приводят к застреванию в психологическом взрослении.

Продолжение
https://www.baby.ru/blogs/post/558350502-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/558372799-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/558510436-181805786/

Узнайте больше о психологии подростков


Анна
Анна
Челябинск
00706

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества