О раннем развитии. Автор Суфия Галимзянова

Когда я была первый раз беременна, я прочитала мейнстримную нынче книгу Масару Ибуки «После трех уже поздно», и была восхищена. До самых родов я пребывала в уверенности, что мы будем заниматься плаванием с рождения, скрипкой, гимнастикой, йогой, ранним чтением, правополушарным рисованием, станем разговаривать дома на двух языках, а дедушку попросим еще и на третьем: ребенок наш подрастет к трем годам счастливым вундеркиндом — и не ради нашей гордости, а чтоб самой ей потом легче было жить, потому что есть хорошая база, которую можно только вот в первые три года, а дальше все, границы возможного установлены, спасибо родителям.

Я не знаю, в чем там дело у японских детей, но у нас с дочерью все случилось как-то не по плану. Для начала, в первый месяц она плохо понимала, где границы ее тела. Наличие рук и ног ее безмерно удивило через пару недель жизни, а уж возможность сознательно управлять конечностями стала таким открытием, что восторгались все родственники. Она может держать голову. Держать голову, Карл! Потом оказалось, что так у всех.Осознанно улыбнулась. Взяла игрушку. Повернулась. Нет, сделала попытку повернуться, и ты уже на седьмом небе от радости, что в вашей жизни теперь новый скил. Сумела пукнуть? Какие там скрипки, вот, чему можно посвятить шаманский танец радости! — Она покакала! — кричишь ты.— Поздравляю, — отвечает муж. И он, на самом деле, поздравляет. Потому что колики и всякие там запоры это то, о чем Масару Ибука почему-то не пишет, хотя ибука это та еще, и встречается с ней больше половины родителей.

В первые месяцы, вообще, очень начинаешь погружаться в физиологию. И не только ребенка, еще свою: после родов, о, удивление, есть послеродовый период, который тоже не у всех проходит легко. Есть гормоны, кровотечение, восстановление после всяких надрезов или кесарева, налаживание грудного вскармливания, периодическое офигевание от того, как выглядит твой живот. Даже если ты догадываешься, что это пройдет, в моменте это все равно сильно занимает внимание. И вот только скрипки и раннего изучения слогов там не хватает. Этим себя немного успокаиваешь примерно до полугода: «Ну, наверное, позже. Сейчас куда это развитие? Постарше станет, ух, тогда заживем.»

Но мы почему-то не зажили всеми этими карточками для раннего чтения, не стали раскрашивать в восемь месяцев или писать цифры на кинетическом песочке. Знаете, что моя дочь решила со всем этим делать? Засовывать в рот! Знаете почему? Потому что это нормально в таком возрасте: познавать мир таким образом — тянуть все в рот. И зубы еще растут.

Но тогда я не могла это увидеть и расслабиться, все ждала, что сейчас будет можно, что еще месяцок. Но даже к году дочку не завлекали эти занятия.И вот здесь, я видела, у многих родителей, особенно, мам идея раннего развития становится навязчивой. Ты не понимаешь, почему это у японцев вот так, а у тебя…Если я не ошибаюсь, книжку «После трех уже поздно» перевели и распространили ребята, которые продают франшизы бебиклуба. Прекрасное место, где за 700 рублей в час с тебя снимут напряг о том, что ты никудышный родитель. Мы были, Даше очень понравилось, и я сначала думала купить абонемент, а потом поняла, что конкретно ей понравилось: общество детей и новые игрушки. Особенно, горка в игровой комнате и бассейн с шариками. Дети из группы, кстати, несмотря на то, что долго посещают этот клуб, не особенно разговаривали в свои полтора-два года. Ни на двух языках, ни на одном. Моя же дочь к тому моменту уже умела не целые предложения, но словами объяснить, чего надо. Техника и методика? Бесплатное пребывание у бабушки, которая читает книжки и потешки, а так же общение с говорящей сестрой.

Самоутверждаться за счет достижений ребенка это айайай, мы умные все, мы не хотим ребенку травм психики. И тут выплывает очень красивый аргумент: раннее развитие не для родителей, а для ребенка, мозг так устроен, что до трех лет, что в коробочку положишь, то потом и прорастет. Научишь английскому — станет полиглотом, будет кататься на коньках — все виды спорта сможет легче освоить. Но тут я сравниваю себя и своих друзей. В три я выигрывала соревнования по художественной гимнастике, но только недавно простила маму и перестала испытывать ненависть к шпагату, на который, кстати, не сяду, потому что растяжка ноль.

Английский я начала учить с шести, но не скажу, что мой уровень многим лучше моих знакомых, которые в двадцать нашли себе хорошие курсы. Чтение далось мне около двух благодаря прекрасной бабушке, и я действительно рада, что мне привили тогда любовь к чтению, это во многом на меня повлияло, но мой муж, который нормально научился читать по нормальной советской программе в первом классе школы, тоже любит и читать, и учиться. К слову, пока я занималась освоением навыков рисования, плавания и скорочтения, мой муж занимался детством: гулял на улице, дрался, играл палками и кирпичами, ходил на рыбалку со старшим братом. И сегодня он куда более адаптивен к обществу, осознан, спокоен и эмоционально стабилен, чем я со своим вундеркиндским детством.

Ребенку не нужна мама, упоротая по развивашкам и круглосуточно что-то ему предлагающая. Ребенку нужна мама счастливая и вовлеченная в то, чем он живет, прямо сейчас.Когда эта мысль понемногу ко мне стала приходить, нам стало жить гораздо легче и веселей. Мы стали играть с палками, снегом и камнями в лужах, размазывать творог по столу и изучать лица у игрушек. И вдруг моя дочь выучила слова:«глазки», «коленки», «носик»; вдруг она стала уверенней держать ложку и карандаши, да и в целом, чувствовать себя спокойней и уверенней.

Вот она берет меня за руку, говорит «пойдем, мамочка», и тянет на ковер, показывать, как можно разломать башню из конструктора.Потому что пока я сидела и искала методики раннего развития, которые мне насоветовали, моя дочь уже развивалась. Своевременно. За играми, в которых я не видела ничего развивающего, потому что их никто не назвал интересным словом «методика», возможно, куда больше смысла, потому что она придумала их сама.

Я не хочу говорить за всех и утверждать, что вся система раннего развития фу и отстой. Я призываю только к тому, чтобы быть в согласии с собой и своим ребенком, видеть прежде всего то, что ему уже интересно и просто помогать в этом, и главное, самому наслаждаться процессом игры и быть вовлеченным в жизнь ребенка.

Современный мир огромен и нашим детям предстоит освоить гораздо больше, чем нам, и уж тем более, чем нашим родителям и бабушкам, и наша роль, я думаю, не в том, чтобы научить их базовым навыкам танца или языков. Гораздо важнее научить их быть спокойными, устойчивыми, уверенными в себе, научить их наслаждаться жизнью, обращаться за помощью, придумывать новое.

Ведь, если честно, достижения это всегда про наше эго, а единственное, в чем заинтересован любящий родитель, это в том, насколько его ребенок здоров и счастлив.


МамаТигра
МамаТигра
Батайск
37401476

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Запорожье

Хорошо написано, сама хотела эту книгу по раннему развитию почитать

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Москва

Очень хорошая статья. Правильные мысли и, главное, опыт: выводы из собственных заблуждений.
Моему ребенку не грозит раннее развитие, в первую очередь потому, что мама очень ленивая))))) Нет, не то, чтобы он будет сидеть весь день с одной игрушкой в грязном памперсе, пока я смотрю сериалы, Боже упаси. Но у меня явно не хватит терпения и мужества смотреть, как он жует пальцы на ноге, пока я пытаюсь внушить ему алфавит.
Тем более, существует такая вещь как возрастная психология, от нее никуда не деться, у человека отделы мозга формируются каждый в свое время.
Всем кто всерьез задумывается о раннем развитии, думаю, стоит сначала изучить теоретическую базу физиологического и психологического развития человека в определенные периоды роста

Пожаловаться
Катя Агафонова
Катя Агафонова
Вера
19 лет
Серафим
14 лет
Рафаил
12 лет
Рязань

Согласна. Хорошая статья.




Пожаловаться
Мария
Мария
Воронеж

Есть ещё хорошие книги Анны Быковой " Как стать "ленивой" мамой" и "Развивающие занятия" ленивой " мамы". Основная мысль созвучна той, которая звучит в этой статье. А " После 3 уже поздно" я не стала читать. А вот Гипенрейтер очень уважаю. И, как мне кажется, просто нужно идти вслед за интересами ребенка, его возможностями на данном этапе и простой логикой. Нас всякие развивающий, игры, кубики и т.д. очень выручали зимой, когда гуляли один раз, либо в плохую погоду сейчас. На данный момент вообще гостим в деревне у бабушки, пропадаем на улице, развивайся — не хочу! И главное, как я думаю, разговаривать с ребёнком, объяснять, показывать, тогда и развитие будет, и речь, и счастливый ребёнок!

Пожаловаться
ЮНОНА
ЮНОНА
София
12 лет
Сочи

О, да! Читать всем!!!

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Согласна с автором. Добавлю еще, что если бы дело было только в потеряном детстве, это ещё ладно. Ранние методики могут хорошо развить способность запоминать, но одновременно с этим существенно снижают способность мыслить самому, мыслить творчески, а это в дизни пригодится куда больше. Все методики (касающиеся обучению цветам, фигурам, буквам,цифрам,счету ,языкам) построены на шаблонах и ггтовых решениях, там нет ничегг творческого и простора для свободного исследования. Плюс правильно подметили, эмоциональная сфера может пострадать, даже если занятия проводятся как бы «в игре». Это просто-напросто не та информация и не тот способ ее подачи, который нужен для развития способности мыслить, а не просто запоминать

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск

Тоже правильная мысль! Но есть же методики, направленные именно на то, чтобы научить мыслить самостоятельно, например методика Монтессори — она очень трудная для принятия в быту, но хотя бы часть её приносит результаты ведь. И во всех методиках делается замечание: всё в играх, не давать готовых ответов, давать возможность ребёнку договорить, додумать, дать самому выбирать чем заниматься.

Пожаловаться
Julia
Julia
Франкфурт-на-Майне
МамаТигра 

Она же сначала разрабатываоа эту методику для детей отстающих в развитии. Мне, например, не очень нравится, что ребенок бегает сам по себе и выбирает фронт деятельности. В немецких садах именно так, дети самии выбирают лулут ли они оепить, рисовать, играть, даже сони прогулки только с согласия ребенка и воспитатели говорят, что наш ребенок не умеет сосредотачиваться, она всегда в движении, даже на стуле. А в русской школе, которую мы посещали, всех детей 3-4 лет посадили и за парты и дети 3ч занимались, отвечали, учили, практическии никто, за искл одной девочки, не выходил из- за парты, всем было интересно и что удивительно, наш ребенок сидит спокойно за партой, птмч ей определён род деятельности и она идет к цели.

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск
Julia 

Мой на занятиях тоже бегает и не сидит, когда все сидят. Зато когда придем раньше — детей мало или нет — находит чем заняться и сидит… Я не дочитала еще ни одну её книгу, но всё из неё пока работает

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Алиса
4 года
Люберцы

Интересная статья!!! Но я считаю, что заниматься можно и нужно, только когда у ребёнка есть к этому интерес и ему в удовольствие занятия) тогда они и принесут пользу!

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск

Без "но"!!! Конечно нужно! Многие из этой статьи схватили отдельные фразы только.




Пожаловаться
Ирина
Ирина
Яночка
6 лет
Батайск

Прям всеми конечностями за!!! У ребенка должно быть детство, а не постоянный упор на занятия и обучения.

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск

Да, упора не должно быть на занятия, занятия чем угодно — в игре, между делом, весело и ничего страшного, что не получилось "как положено".

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Яночка
6 лет
Батайск
МамаТигра 

Оно так и получается, во время прогулки игры, все рассказываешь, цвета, формы, предметы и ребенок отлично запоминает, нежели усадить его и тыкать карточками. Мы на 5 этаже живём и катаясь на лифте выучили цифры, сначала до 5) ну и в процессе игры остальные)

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск
Ирина 

Классно! Вот так же и мы всему учились в своё время. Но карточки я всё-таки показываю))), мне это как развлечение, и ему нравится. Тем более, посчитала сколько мы "занимаемся" так — оказалось 12 минут за весь день — не так уж много, по-моему)

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Яночка
6 лет
Батайск
МамаТигра 

Да и у нас есть карточки, но достаю тогда, когда вижу что проявляет интерес. Насильно не усаживаю за стол) если не хочет, то откладываю в сторону)

Пожаловаться
Julia
Julia
Франкфурт-на-Майне
Ирина 

Мы цвета и счет учили, когда белье развешивали)

Пожаловаться
Виктория
Виктория
Москва
Julia 

отличный пример! спасибо)

Пожаловаться
Mariva
Mariva
Ростов-на-Дону

Именно так я и думаю!!! отличная статья!

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск

Кстати, к твоему посту, а то он закрылся и не успела написать. Прочти Гипенрейтер, тебе интересно будет. У меня вообще сын крикун, он, блин, как родился, всё время орет. Невролог сказала сразу быть готовыми к разному и приучать к усидчивости....)) темперамент говорит...))) Не надо по попе, тем более таких, тем более таких маленьких, если он слов не слышит, то шлепок тем более не поймет, только обозлится. Мне кажется, перед любым наказанием ребёнок должен понимать причинно — следственные связи.

Пожаловаться
Mariva
Mariva
Ростов-на-Дону
МамаТигра 

Спасибо прочту!!

Пожаловаться
Надежда Кучина
Надежда Кучина
Батайск

По моему мнению, так эти самые книги, развивающие книги и детские центры созданы именно для знакомства мам с различными методиками полезного для ребенка общения. Ведь интеллект ребенка мамы маргиналки, пьяницы уж точно оставляет желать лучшего… а там и коррекционные детские сады и школы. Если какая то мама задумывается над тем, кем вырастет ее ребенок, она будет искать информацию, как общаться с ребенком. Я бы еще порекомендовала прочитать хотя бы одну книгу нашего советского педагога и психолога Юлии Гиппенрейтер. Про Монтессори я вообще молчу. И я рада, что многие мамы сами могут научить чему то хорошему своего ребеночка...

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск
Мне нравится твоё мнение. Жаль, что из этой статьи многие восприняли только некоторые фразы урывками. Гипенрейтер читаю как раз сейчас: сначала кажется, что это для детей постарше, но стала применять правила общения оттуда и каждый день теперь удивляюсь своему ребёнку, как много он, оказывается, понимает.
Пожаловаться
Ксения
Ксения
Богдан
7 лет
Ростов-на-Дону

Я все время переживаю, что у меня не хватает времени на различные "развивавшки" со старшим сыном (ему 2.4) а тут скоро и младший подрастет (ему 7 мес) да что там говорить, он уже с огромным энтузиазмом проявляет ко всему интерес и старается "угнаться" за старшим братиком. И бывает задумываюсь, что я слишком сильно загоняюсь по этому поводу и думаю пускай все идет своим ходом и чередом)))

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск

Вот я переживаю, что не получается часто позаниматься "как надо".




Пожаловаться
Лена МамаСашули
Лена МамаСашули
Нижневартовск

Отлично сказано !

Пожаловаться
Tani
Tani
Санкт-Петербург

Да, когда дочке было несколько месяцев, я так же искала информацию, чем и как начать развивать ребёнка. Но сейчас я понимаю, что лучшее развитие это почаще гулять на улице, рассказывать и показывать все подряд и на личном, хорошем примере показывать малышу, как нужно общаться, играть, знакомиться и т.д… А не перебирать целыми днями цветные, деревянные игрушки, сидя в душой квартире…

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск

Да, гулять и общаться здесь и сейчас. Скопировала себе пост специально, чтобы посмотреть обсуждения и лучше запомнить. Это как напоминание моему перфекционизму, потому как занятия у нас присутствуют и переживаю, что не удается "как надо" заниматься.

Пожаловаться
Tani
Tani
Санкт-Петербург
МамаТигра 
Я подписана на многих мам в инстаграме, которые занимаются развитием детей по разным методикам. И создаётся такое ощущение, что из дома они вообще не выходят, мама в квартире не убирается и еду не готовит. Либо у неё много помощников. Потому что я реально не понимаю, где взять столько времени и средств, чтобы все это успевать и постоянно покупать далеко недешевые развивающие игрушки, наборы и книги. По мне так лучше пойти с ребёнком на улицу и поковыряться в песке, нарвать букет одуванчиков и покормить уточек)) мне кажется это будет отличным развитием))
Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск
Tani 

У меня тоже создается такое впечатлением(здесь читаю мам), но это только впечатление. Они гуляют больше нас, домашнюю работу делают между делом, а "развивашки", на самом деле, занимают в день если сложить минут 20, и это даже много наверное. Ребёнок не может концентрировать внимание больше. Например, у нас сейчас 3 программы развития: на речь, творчество и эмоции. По первой мы проходим сразу 3 этапа, так как корректирую под возраст. Я когда расписала всё это, тоже думала, что это слишком и наверное зря. Но на деле оказалось всё проще, я сложила время занятий, вышло 12 минут. На показ карточек, проговаривание и игру (именно бурную игру со смехом, прыганьем и хлопаньем в ладоши, иначе смотреть не будет).

Пожаловаться
МамаВквадрате
МамаВквадрате
Анна
6 лет
Тула
МамаТигра 

А напишите, пожалуйста, подробнее про ваши три программы развития, как, с чего и когда начинали?

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск
МамаВквадрате 

Да это я об "умнице" говорим с пеленок, творчество с пеленок и первые эмоции. Посмотрите на сайте. Мы начали ближе к 1.5 годам.

Пожаловаться
МамаВквадрате
МамаВквадрате
Анна
6 лет
Тула
МамаТигра 

Сайт Умница?

Пожаловаться
МамаТигра
МамаТигра
Батайск
МамаВквадрате 

Да

Пожаловаться
МамаВквадрате
МамаВквадрате
Анна
6 лет
Тула
МамаТигра 

Спасибо!

Пожаловаться
Ася
Ася
Севастополь
Неужели я это читаю. А то тут то и дело посты «что вы умеете в 2,5 мес»,«как заниматься с ребенком в 4 мес»… еще и огрызаются, когда говоришь им расслабиться. Я такая же наивная была пару лет назад)))
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Любовь
3 месяца
Владимир

Спасибо за такой замечательный пост

Показать ещё