Наткнулась на интересный пост в сообществе в ЖЖ «Дети в семье», в котором собрано много интересных и забавных идей для игр с природными материалами. Возраст для таких игр самый разный — я думаю, что-то можно уже и от 3-х лет показывать детям.
Источник (полная версия поста)
Лето вот-вот будет в самом разгаре – этим надо пользоваться. Помню, как в детстве лето делилась на несколько частей из-за игр, которые можно было придумывать с материалом, растущим вокруг. Давайте вспомним все возможности природы? От свиста с помощью травинок до бус из рябины, нанизанной на ниточку?
Такие игры – это те яркие события в каждом детстве, которые запоминаются, а если к ним «подцепить» какие-то факты, чтобы использовать эти игры, как наглядный материал для занятий, они точно засядут в память.
Музыкальные инструменты
1. Свистулька из ладошек и широкой травинки. Сложить ладошки лодочками и сложить в «коробочку», ладонями внутрь, тыльной стороной снаружи. Так перед вами окажутся рядом два больших пальца, между которыми образовалась щель. В эту щель между пальцами нужно зажать травинку и натянуть ее. Теперь нужно сильно подуть в получившуюся щель с травинкой и получится свист. Если звук получается не очень похожий на свист, а громкий и дребежащий, то значит травинка не достаточно хорошо натянута.
2. Собирать косточки от вишни и черешни, а потом с помощью пластиковых бутылок или других ёмкостей делать шейкеры и другие инструменты.
3. Из ёмкостей с косточками и с пеньками устроить ударную установку – самое главное сделать две барабанные палочки
Куклы-игрушки
1. Куколки из жёлтого одуванчика на спичке или палочке. Цветок — головка, волосы — расщепить ногтем стебель на полосочки, опустить их в воду — полоски стебелька завиваются, локоны готовы. Переворачиваем цветочек и надеваем на палку (цветком вниз) получается нечто похожее на даму в шляпке или просто с пышным хвостиком из длинных волос Можно нанизать еще один цветок — вместо юбочки.
2. Куколки из мальвы. Снять с бутона зеленые листики — получается голова с высокой прической, наколоть на спичку под углом, а снизу на ту же спичку наколоть цветок в качестве платья. Платьев может быть несколько — чтобы ездить на бал, ходить в гости, ну вы понимаете...
3. Человечки из желудей, каштанов и спичек.
Домики-шалаши
Когда срезаете старые стебли малины, эти лёгкие палки лучше сразу не сжигать, а сначала выдать детям вместе с местом для строительства шалаша – рыхлой свободной грядкой или яблоней. Можно выдать ещё моток грубых ниток. У меня не всегда получалось построить шалаш, но хотя бы заборчик или что-то условное. Сразу наглядно понимаешь, что значит строить дом.
Орудия
1. Простая палка служит мечом, это всем известно
2. Лук из орешника. Срезать прямой орешник, натянуть верёвку, сделать струну. Попросите пап, они умеют в совершенстве
3. Если рогатку, то обязательно мишень (чтоб была цель, а то от безделья можно начать стрелять по живому)
Украшения
1. Ягоды рябины, выдать тупую иголку с ниткой – через час бусы будут готовы.
2. Венки. Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолотевших листьев.
3. Есть такой ползучий сорняк, который прилипает к одежде. Надо только показать пример и ребенок тут же «отдизайнит» себе одежду. Ордена и репейника.
4. Цветки лопуха (кругленькие, уже без розовый цветков) тоже клейкие. Ими можно весело перебрасываться, а можно использовать как разовый конструктор (браслеты, мячики, прямоугольники)
5. Цветы «Ноготки» — обрывать лепестки и приклеивать на ногти слюной. 6. Сережки из черешен.
Материалы для творчества
1. Если в лесу поваленная (!), уже мёртвая берёза, то с неё можно аккуратно срезать бересту. Потом интересно рисовать и вырезать ножницами разные вещицы. К тому же хороший наглядный способ рассказать про берестяную письменность и нырнуть вглубь истории (если не переусердствовать с фактами, отложится на всю жизнь).
2. Глиняные земли около прудов, запруд. Заранее подготовив какой-то кусок карты, можно слепить рельеф и привлечь ребенка («сделай гору вдвое ниже вон той, а подошву пошире и вот такой формы). Может быть урок географии, разговор про масштабы, тренировка в математике, тренировка глазомера. Можно ещё прихватить воды и сделать водоёмы (а когда-нибудь приготовить дома специально нужные домики, на прогулках изучать вслух размеры вокруг, нарвать растений-деревьев, нарисовать самим карту, а потом после долгих приготовлений сделать макет местечка, где вы живёте).
3. Если ребенок достаточно большой, то дать дощечку и лупу. И непременно объяснить технику безопасности показав наглядно, как загорается сухая травинка.
4. Прочитать сказку «Дикие лебеди» и попробовать сделать рубашку из крапивы (да хотя бы моточек ниток!) Это повод научиться вязать крючком или спицами, узнать, что такое ткачество и как раньше пряли (как девушки пряли вечерами приданное и пели)
5. Порисовать на себе черникой, сделать макияж или боевой раскрас
6. Торфяные горшочки – отличная основа для шляп (только ниточки приделать и декор)
7. Куклы из соломки. Сушить травку с длинными стеблями, не помню как называется. В нее еще можно играть «петушок или курочка»
8. Коврики из репейника
9. Лепить из глины
10. Картины из засушеных цветов и травок
Разное
— играть в любит-не любит на ромашке — ну или гадать о другом :)
— можно жевать травинку :)
— можно организовать опахало из листа лопуха — и листья же лопуха отлично подходят для кукольных тарелок- можно гнать травинками жуков в определенном направлении и устраивать «жучиные бега»
— можно клеить на нос кленовые семена «летучки»- можно ловить пушинки (не помню, как называется растение — вроде очень большого одуванчика, и пушинки большие) — это «письмо», кто-то о тебе думает, лови весточку издалека :)
— можно швырять камешки по воде, чтобы подскакивали- можно рисовать палочкой на песке и закапываться в этот самый песок (ну и строить из него)
— можно собирать ракушки, а потом, потирая одну о другую (если это морские — то носик к носику, если речные, то в любом месте), протирать дырочки. Это соревнование — та ракушка, что осталась целой, сражается со следующей, а та, что продырявилась, идет в монисто :)
— можно чиркать гранитными камешками друг об друга и потом нюхать — от них идет такой специальный запах, не могу ни с чем сравнить… разве что с нагретой железной дорогой… а иногда и искру удается добыть!
— из выгнутого стекла и воды получается суперлинза для зажигания огня (но это, конечно, только с родителями. И под чтение «Таинственного острова»)
— можно сунуть травинку в муравейник, а потом облизать, отряхнув муравьев — она будет кислой (это под чтение «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»)
— можно искать север по мху на деревьях
— можно пускать листья в воду как «кораблики» и камешками топить — это не так-то просто! камешек должен попасть точно в центр!
— из не вполне доброго, но познавательного: тыкать палочкой в гусеницу — она сворачивается; трогать улиткины рожки — они втягиваются; подбрасывать муху в паутину — сами понимаете, что будет, но тут важно объяснить, что мух не должно быть больше одной, иначе паук просто уйдет; подбрасывать вкусность около муравейника и смотреть, как муравьи ее несут домой — а до того как они передают друг другу усиками о ее наличии и выстраиваются в колонну; помахивать травинкой у морды богомола — он атакует передними лапами; посадить ящерицу себе на одежду — она там будет некоторое время неподвижно сидеть, как украшение :)
— из подорожника делать мочалку: вытягивать из листа белые прожилки, скатывать в круг и сушить
— делать секретики (про важность этого читаем у Осориной): выкладывать красивости из цветочков-листочков-камушков, можно на подкладке из конфетного фантика или просто крупного листка/цветка, прикрывать стеклышком (если цветным — особый шик) и закапывать неглубоко в приметном месте, чтобы потом можно было показать подружкам
— делать салаты и супы для кукол из листочков
— для одуванчиковых кукол — домики из лопуха
— жевать смолу сливы, вишни (заодно рассказать, как дерево лечится, закрывая смолой раны)
Стоит попробовать)
Стоит!)))
Как в детство окунулась))) Во многое играла сама, но уже давно забыла) Спасибо за повод вспомнить)))
А я помню как все цветы «ноготки»в огороде изводила на свои накладные ногти))))