Жевание пищи и развитие речи🍴

«Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению. Негативные результаты неумения есть твердую пищу: Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо; Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи; Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает. В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки. Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический.

Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания. 1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления). Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания. 3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание. 4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно! Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет. Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Фадеева Юлия Александровна, учитель-логопед.

Источник: https://logoportal.ru/kak-nauchit-rebenka-zhevat-sovetyi-logopeda/.html


КристинаЕ
КристинаЕ
Москва
3163420

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Света
Света
Даша
7 лет
Дениска
1 год 6 месяцев
Москва

Кристина, хочу вас поблагодарить за вашу полезную статью, она мне реально помогла и ваши советы. Мой сын наконец то зажевал! И большие куски даю, жует, даже показывает как. Реально помог массаж языка. И даже начал произносить слова которых до этого не говорил. Спасибо )

Пожаловаться
КристинаЕ
КристинаЕ
Москва

Как здорово! Рада за вас.😍

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Антон
5 лет
Шэньян

Я два дня назад натолкнулась на статью, где также написано о необходимости обучения ребенка жевать и есть твердую пищу до года. У сына сейчас 6 зубов, даю яблочко, грушку или морковку — грызет, но откусывает большие куски и начинает давиться. Порой даже страшно давать:( с 6 мес пользуемся ниблером, хочу уже без него пытаться давать жесткое. Малыш хочет кусать, пытается жевать. Как вы думаете, с точки зрения рационального развития и безопасности, когда следует начинать давать твердую пищу без ситечка и переходить на "новый уровень"?

Пожаловаться
КристинаЕ
КристинаЕ
Москва

Я бы ближе к году начала или после… зависит от количества зубов малыша, сейчас 6 я поняла. Пока ниблер, пищу с комочками можно попробовать уже аккуратно, постепенно. Просто дети реально разные у нас соседи с 7-8 месяцев рыбу кусочками ели. А с сыном из-за позднего прорезывания не могла уйти от блендера долго, он в 1.4 у меня ещё давился и не ел, если вилкой разминала. Первый зуб в 9 месяцев как и у меня)).

Пожаловаться
Света
Света
Даша
7 лет
Дениска
1 год 6 месяцев
Москва

Скажите а как часто надо массаж языка делать. Я уже просто не знаю что с ребенком делать, вроде пытается жевать, но все равно давится

Пожаловаться
КристинаЕ
КристинаЕ
Москва

Зубки чистите, щёточкой потом массировать. В ютьюбе есть видео как можно делать массаж, платочком чистым и пальцами мять аккуратно, главное чтоб мальчик давался. Ну и давать грызть жевать то, что он любит сушки, морковь, яблоки и так далее.

Пожаловаться
Света
Света
Даша
7 лет
Дениска
1 год 6 месяцев
Москва
КристинаЕ 

Мой сын кажется ничего не любит, может укусить только печенье, сухарик. Фрукты в рот не засунешь

Пожаловаться
КристинаЕ
КристинаЕ
Москва
Света 

Пусть сухари кусает. Ну и постепенно пищу тверже и крупнее пробуйте, уже пора.

Пожаловаться
Света
Света
Даша
7 лет
Дениска
1 год 6 месяцев
Москва
КристинаЕ 

Спасибо. А вообще, то что кусает громко сказано, откусит кусок и не знает что с ним дальше делать. У меня такое чувство что у него напрочь отсутствует жевательный рефлекс. Массаж языка делаю когда, язык в стороны вообще не двигается как будто, или так напрягает его. В рот ложку возьмет, что то делает но не понятно что или сразу проглотит даже не раздумывая. С восьми месяцев с ним никак не слажу с этим жеванием, хотя счас мельчу лишь вилкой и мясо режу на кусочки мелкие. Просто уже накипело (. А вообще может быть такое чтоб не зажевал?

Пожаловаться
КристинаЕ
КристинаЕ
Москва
Света 

Покажитесь остеопату. Мы сегодня начали. Могу Юрова ( Метро Серпуховская) посоветовать и Саттарова. Мы ездим к другому, который ближе на м. Дмитровская .

Пожаловаться
Света
Света
Даша
7 лет
Дениска
1 год 6 месяцев
Москва
КристинаЕ 

Мы ходим к остеопату, исправляем защемление, ему вправо тяжело было с рождения поворачивать голову и он ее толи отлежал, толи деформировалась при родах. Не пойму только как это связано? Я с этой проблемой и к неврологу и к психологу ходила, последняя посоветовала поморить голодом чтоб сразу зажевал. Но у него хороший аппетит, кушать он хочет и требует, а кусок положишь в рот и всё, что с ним делать не знает и не выплюнет ведь сразу глотает

Пожаловаться
КристинаЕ
КристинаЕ
Москва
Света 

Я не специалист в этой сфере, но дети такие хрупкие, вчера сама удивлена была, когда врач обозначил 2 проблемы, которые хирург не видел ( когда показал и объяснил увидели сами).

Пожаловаться
Света
Света
Даша
7 лет
Дениска
1 год 6 месяцев
Москва
КристинаЕ 

Хорошо, спасибо вам, скажу остеопату о нашей проблеме когда пойдем на приём

Пожаловаться
КристинаЕ
КристинаЕ
Москва
Света 

Не за что! Успехов вам.?

Пожаловаться
Zhukzhuk Zhuk
Zhukzhuk Zhuk
Дмитрий
5 лет
Астана

Все это здорово! Доча моя давится от любых комочков! Свекровь не даёт мне кормить комочками а теперь доча сама не хочет я плачу прям как мне Ее научить Незнаю

Пожаловаться
КристинаЕ
КристинаЕ
Москва

Вы вместе живёте со свекровью? Ваш ребёнок и вам воспитывать .Постепенно приучайте вилкой мните, покажите ей статью в конце концов. Исходя конечно из количества зубов ребёнка. Яблоко, морковь, огурец, сушки, хлеб, варёная кукуруза что-то же она грызёт ?