Жевание пищи и развитие речи🍴

«Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению. Негативные результаты неумения есть твердую пищу: Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо; Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи; Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает. В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки. Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический.

Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания. 1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления). Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания. 3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание. 4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно! Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет. Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Фадеева Юлия Александровна, учитель-логопед.

Источник:


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Света

Кристина, хочу вас поблагодарить за вашу полезную статью, она мне реально помогла и ваши советы. Мой сын наконец то зажевал! И большие куски даю, жует, даже показывает как. Реально помог массаж языка. И даже начал произносить слова которых до этого не говорил. Спасибо )

Пожаловаться
КристинаЕ
Света 

Как здорово! Рада за вас.😍

Пожаловаться
Анастасия

Я два дня назад натолкнулась на статью, где также написано о необходимости обучения ребенка жевать и есть твердую пищу до года. У сына сейчас 6 зубов, даю яблочко, грушку или морковку — грызет, но откусывает большие куски и начинает давиться. Порой даже страшно давать:( с 6 мес пользуемся ниблером, хочу уже без него пытаться давать жесткое. Малыш хочет кусать, пытается жевать. Как вы думаете, с точки зрения рационального развития и безопасности, когда следует начинать давать твердую пищу без ситечка и переходить на "новый уровень"?

Пожаловаться
КристинаЕ
Анастасия 

Я бы ближе к году начала или после… зависит от количества зубов малыша, сейчас 6 я поняла. Пока ниблер, пищу с комочками можно попробовать уже аккуратно, постепенно. Просто дети реально разные у нас соседи с 7-8 месяцев рыбу кусочками ели. А с сыном из-за позднего прорезывания не могла уйти от блендера долго, он в 1.4 у меня ещё давился и не ел, если вилкой разминала. Первый зуб в 9 месяцев как и у меня)).

Пожаловаться
Света

Скажите а как часто надо массаж языка делать. Я уже просто не знаю что с ребенком делать, вроде пытается жевать, но все равно давится

Пожаловаться
КристинаЕ
Света 

Зубки чистите, щёточкой потом массировать. В ютьюбе есть видео как можно делать массаж, платочком чистым и пальцами мять аккуратно, главное чтоб мальчик давался. Ну и давать грызть жевать то, что он любит сушки, морковь, яблоки и так далее.

Пожаловаться
Света
КристинаЕ 

Мой сын кажется ничего не любит, может укусить только печенье, сухарик. Фрукты в рот не засунешь

Пожаловаться
КристинаЕ
Света 

Пусть сухари кусает. Ну и постепенно пищу тверже и крупнее пробуйте, уже пора.

Пожаловаться
Света
КристинаЕ 

Спасибо. А вообще, то что кусает громко сказано, откусит кусок и не знает что с ним дальше делать. У меня такое чувство что у него напрочь отсутствует жевательный рефлекс. Массаж языка делаю когда, язык в стороны вообще не двигается как будто, или так напрягает его. В рот ложку возьмет, что то делает но не понятно что или сразу проглотит даже не раздумывая. С восьми месяцев с ним никак не слажу с этим жеванием, хотя счас мельчу лишь вилкой и мясо режу на кусочки мелкие. Просто уже накипело (. А вообще может быть такое чтоб не зажевал?

Пожаловаться
КристинаЕ
Света 

Покажитесь остеопату. Мы сегодня начали. Могу Юрова ( Метро Серпуховская) посоветовать и Саттарова. Мы ездим к другому, который ближе на м. Дмитровская .

Пожаловаться
Света
КристинаЕ 

Мы ходим к остеопату, исправляем защемление, ему вправо тяжело было с рождения поворачивать голову и он ее толи отлежал, толи деформировалась при родах. Не пойму только как это связано? Я с этой проблемой и к неврологу и к психологу ходила, последняя посоветовала поморить голодом чтоб сразу зажевал. Но у него хороший аппетит, кушать он хочет и требует, а кусок положишь в рот и всё, что с ним делать не знает и не выплюнет ведь сразу глотает

Пожаловаться
КристинаЕ
Света 

Я не специалист в этой сфере, но дети такие хрупкие, вчера сама удивлена была, когда врач обозначил 2 проблемы, которые хирург не видел ( когда показал и объяснил увидели сами).

Пожаловаться
Света
КристинаЕ 

Хорошо, спасибо вам, скажу остеопату о нашей проблеме когда пойдем на приём

Пожаловаться
КристинаЕ
Света 

Не за что! Успехов вам.?

Пожаловаться
Zhukzhuk Zhuk

Все это здорово! Доча моя давится от любых комочков! Свекровь не даёт мне кормить комочками а теперь доча сама не хочет я плачу прям как мне Ее научить Незнаю

Пожаловаться
КристинаЕ
Zhukzhuk Zhuk 

Вы вместе живёте со свекровью? Ваш ребёнок и вам воспитывать .Постепенно приучайте вилкой мните, покажите ей статью в конце концов. Исходя конечно из количества зубов ребёнка. Яблоко, морковь, огурец, сушки, хлеб, варёная кукуруза что-то же она грызёт ?