Как свобода и игра помогают детям учиться

Хочу поделиться размышлениями об образовании из книги «Свобода учиться». Эта книга поразила меня не меньше, чем Александр Нилл со своим педагогическим подходом в свое время. В общем прочтите и расскажите, что обо всем этом думаете. Обсудим, интересно.

Способность к обучению закладывается генетически. В течение примерно первых четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык того общества, в котором живут. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить.

К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности никуда не деваются, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба — это работа, которой нужно избегать при первой возможности.

Но как же сохранить огонь познания в детях на всю жизнь? Автор книги «Свобода учиться» уверен, что детям нужно всего лишь дать свободу и возможность играть в любое время, и они научатся всему сами и выберут свое призвание.

Проблема образования

Наше общество считает детей неумелыми и безответственными. Уверенность, что дети и даже подростки неспособны выбирать собственный путь и принимать разумные решения, — это беда, которую мы сами на себя накликали. Мы отправляем детей в школы, там они живут по указаниям взрослых, в свободное время мы заставляем их заниматься бесполезной и бесцельной работой и тем самым отнимаем время, нужное им для развития ответственности и умения определять свой путь.

Действия родителей и учителей приводят детей к мысли, что они самостоятельно ни на что не способны. С тех пор как принудительное образование распространилось и на более старший возраст, уровень неуверенности детей в собственных способностях тоже вырос. Скрытый, а иногда и явный посыл системы принудительного образования таков:
«Если ты делаешь все, что тебе говорят в школе, у тебя все получится». Дети, которые покупаются на эту идею, перестают брать на себя ответственность за собственное образование. Они ошибочно принимают как должное, что кто-то за них решил, что им нужно делать и знать, чтобы добиться успеха во взрослой жизни. Все, что человек делает по чужой указке и по составленному кем-то графику, — это труд. Когда кто-то контролирует процесс обучения ребенка, радость превращается в работу. Альберт Эйнштейн очень любил математику и относился к ней как к игре, но ненавидел учить ее в школе. То же самое происходит и с нашими детьми. Садбери Вэлли. Школа свободы Более 40 лет школа «Садбери Вэлли» представляет собой, возможно, самый большой секрет американского образования. Чтобы понять, как она устроена, сначала нужно принять идею: взрослые не контролируют процесс образования детей; дети учатся сами. Это частная дневная школа, которая находится в пригородном районе Фрэмингхема. Туда принимают детей с четырех лет на любом этапе обучения до окончания школы. Экзамены сдавать не нужно, умственные способности ребенка никак не проверяют. Единственное, что необходимо для поступления, — пройти собеседование. Прежде всего школа «Садбери Вэлли» — это демократическое сообщество. Основной орган управления — школьное собрание, куда входят все учащиеся и работники школы, каждый имеет право голоса независимо от возраста, а решения принимаются по принципу «один человек — один голос». В общем и целом собрание полностью несет ответственность за работу школы. Участники собрания встречаются раз в неделю, утверждают правила поведения в школе, нанимают или увольняют работников, принимают все важные решения по поводу распределения бюджета. Школьники могут свободно передвигаться по зданиям школы (большому сельскому дому в викторианском стиле и отреставрированному амбару) и по школьной территории (которая занимает примерно четыре гектара) и общаться с кем захотят. Они не привязаны к определенному месту или группе.

Деление на начальную школу, средние и старшие классы отсутствует. Книгами, которые стоят вдоль стен во всех классах, компьютерами и другим оборудованием могут пользоваться все. Сотрудники школы помогают в учебе всем по самым разным предметам и делятся любыми навыками, а дети вправе выбирать, хотят они этим воспользоваться или нет.
Школьники старше восьми лет могут самостоятельно выходить за пределы территории школы в любое время. Уроки по определенным предметам проводят, если дети высказывают такое желание, но никого не заставляют и даже не просят их посещать, и многие ученики никогда не бывают на таких уроках. Поскольку это уроки неформальные, они могут длиться ровно столько, сколько это интересно ученикам Основная идея школьной философии заключается в том, что каждый сам отвечает за свое обучение. В школе нет учебного плана, там не проводятся контрольные работы, никто не ставит оценок, не делит учеников на плохих и хороших. В общем, «Садбери Вэлли» совсем не похожа на другие общеобразовательные школы. Если вы туда зайдете, то, вероятно, решите, что пришли во время перемены. Вы увидите школьников, которые играют, беседуют друг с другом, занимаются чем-то еще сами по себе или просто болтаются без дела. На улице дети будут группками сидеть на траве и обедать, лазать по деревьям, ловить рыбу в запруде у мельницы, играть в баскетбол, сражаться на игрушечных мечах, кататься на велосипедах или моноциклах, качаться на качелях или кататься с горки на игровой площадке. В помещении дети готовят еду, играют в карты или видеоигры, работают за компьютером, бренчат на гитарах и сочиняют песни, шумят и хулиганят (в пределах допустимого, конечно), обсуждают фильм или последний подростковый роман про вампиров, сплетничают, спорят о политике, смотрят музыкальные клипы, собирают конструктор, читают книги — про себя или вслух младшим, рисуют, продают печенье, чтобы выручить немного денег в рамках программы «Заработай для школы».

Но работает ли такая система обучения?
Правда ли, что школьники учатся тому, что им необходимо для жизни в обществе? Результаты исследования, опубликованного в American Journal of Education, говорят о том, что школа дает отличное образование. Примерно 75 процентов выпускников после школы получают высшее образование, они не считают, что им было как-то особенно сложно поступить в выбранный вуз или учиться там после поступления. Некоторые учащиеся, включая тех, кто никогда до того не учился в обычной школе, поступают в престижные вузы и хорошо там учатся. Все выпускники «Садбери Вэлли» независимо от наличия высшего образования находят хорошую работу по душе, которая позволяет им заработать на жизнь. После школы они выбирают самые разные пути — бизнес, гуманитарные науки, медицину, работу в сфере услуг и другие профессии, требующие высокой квалификации. При этом все весьма успешны, и главное, счастливы. Большинство выпускников признаются, что были счастливы окончить школу «Садбери Вэлли», потому что там они радовались детству, были свободными, там их уважали и ценили как личностей.


МамаЛея
МамаЛея
Москва
03462

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
Правила и рамки должны быть, тк они есть в принципе в обществе! А вот право выбора, плюс самостоятельность, плюс не грузить с первых классов, тем самым вызываясразу отрицание к школе, учебе. Плюс интерес к школе. В наших школах в младшей школе нет оценок, плюс выезды на природу, много творческих работ и даже есть вечера, до 9 вечера, где учителячитают занимательные книги детям в непринужденной обстановке, типа пижамных вечеринок и ещё много всего интересного, что бы процесс обучения был интересным!
Пожаловаться
МамаЛея
МамаЛея
Москва

Какая у вас классная школа! Прямо до 4 класса без оценок?

Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
МамаЛея 
Нет, в 4 классе уже есть оценки. В первом нет, но и в РФ так, во втором тоже по-моему не парятся.