Развитие речевой активности ребенка — наиболее важная тема в современном мире. По моим наблюдениям, детки очень поздно начинают говорить. К 3-м годам многие даже не пытаются произносить слова (даже звукоподражание отсутствует). С чем это может быть связано? Причин, на самом деле масса. Это и роды, генетика, развитие ребенка. Но, в основном последнее. Сейчас модно включать «развивающие мультики» ребенку, засунуть планшет или телефон в ручки, лишь бы не лез и не мешал суп варить и полы мыть. А потом удивляются — чего же он не говорит? И ведь даже не пытается.
Ребенок бы с радостью общался, учился говорить, если бы с ним разговаривала мама. Не просто делала замечания, а именно разговаривала. Одной своей подруге, которая «целыми днями с мелким болтаю, а он не говорит», я порекомендовала засечь время беседы. Именно общения, а не наставлений и ругательств. Итого: 15-30 минут в день. Многим мамам только кажется, что они часто и много говорят. А по информативности и получается эти 15 минут всего.
Так что же делать? Как спасать ситуацию? Если ребенку еще нет 3-х лет, то вполне реально начать исправлять ситуацию самостоятельно. Для начала нужно определить на каком этапе речевого развития находится ваш ребенок. Да, да, у речи ребенка есть этапы развития, которые он должен проходить. Пропуская один этап — вы формируете огромный провал в речи и ребенок замолкает, т.к. не успел приобрести нужные навыки и способности.
После того, как найден данный «провал» необходимо начать его заполнять, т.е. стимулировать у ребенка потребность в общении. А для этого нужно придерживаться основных правил:
1. Никакого телевизора, компьютера, планшетов. Ребенок не видит артикуляцию, не понимает как работают губы, язык. Не может повторить эти движения.
2. Начать говорить с ребенком. Обо всем. Все что окружает, описывать каждое свое действие, действие ребенка. Все время, не замолкая. При этом выделять время на игры, при которых ребенок будет видеть вашу артикуляцию.
3. Маме нужно понять одну вещь: Декрет дан для развития и воспитания ребенка, а не для того, чтоб вы становились поломойками и кухарками. Тратьте декрет на ребенка. Ваш муж в состоянии сам полы или тарелку помыть, пожарить себе яичницу.
Ребенок сам ничего не поймет и не научится. Ему все нужно показывать. А то потом поздно будет. Как в очень умной книжке — После 3-х уже поздно.
Одна знакомая советовала губы яркой помадой красить и говоря с ребёнком лицом к лицу артикуляцию делать более выразительной. По мне так этот совет полезней, чем вся статья.
Губы яркие — это да, мой мальчишка с младенчества как завороженный на них смотрел. Ещё читала, что дети на яркие брови тоже реагируют хорошо (брови ведь в эмоциональном выражении на лице сильно участвуют), тоже подкрашивала — тоже нравилось.
Эффект на развитие речи сейчас не скажу, но внимание ребёнка привлекает 100%.
Забыла самое главное сказать, мы очень много читаем вслух!
Про телеки и компики — согласна! Сама противник этих зомбоящиков. Телевизор удалила на 2-3 месяце после рождения дочери. Первые месяцы смотрела по ночам, когда дочь спала. Потому его вырубила окончательно и завесила экран картиной :) Компьютер был только для работы и ребенка не допускала к нему. Но честности ради, моя дочь активно начала говорить именно после просмотра мультика. Правда увидела она его впервые в 1,7. Как водится, оставь ребенка, обязательно кто-то конфетку сунет. Очень надо было отлучиться и оставила ребенка подруге, у нее свой ребенок на пол годе младше моей. Прихожу — сидят две клуши на кухне, уминают супчик и зыркают мультик про колобка. Вот тут-то и начался ужас. Дома за ужином моя Вася стала отчаянно орать кать-кать и пританцовывать. Я что только не предлагала, чтобы угадать ее требование, все не то было. Потом она взяла меня за руку, подвела к ноутбуку, показала пальцем и сказала: «кать-кать»… И я поняла — «катится-катится...» Нужен колобок. «Сидела она на нем» очень долго, несколько месяцев. Отвадить не удавалось никак. Пока сама не устала смотреть одно и то же. Но многие слова начала повторять именно из мультика. Хотя сказка эта из книжки, и настольного театра вообще ее никак не интересовала. А вот Сашенька, дочь моей подруги, мультики оказывается смотрела чуть не с полугода, но надо сказать говорит может и не лучше моей, но мне кажется что лучше и быстрее схватывает новые слова и повторяет их. Поэтому вред мультиков применительно к речи — сомнителен. По отношению к зрению, и формированию мозга — да!
Но правильно было сказано про этапы формирования речи — на этапе гуления, если многие мамочки смогли отметить это, ребенка начинает интересовать РОТ. Он внимательно смотрит именно на рот, когда в ним говорят, и даже пытается трогать губы, язык… Ребенок изучает аппарат, который извлекает такие волшебные звуки. И это тоже важно. Если вдруг такого интереса нет, надо его активировать обязательно! С момента сидения и примерно до года — формируется смысловое значение слова и здесь важна жестикуляция своего говорения. Но и тут можно переусердствовать. Если ее продолжать после года, то и ребенок с вами будет разговаривать жестами. И очень важно, то о чем в посте даже не упомянули — мелкая моторика, которую надо развивать, активировать и не забывать про нее с самого рождения. «Наша речь на кончиках наших пальцев». Ведь не зря большая часть народных потешек на ладошках и пальчиках или с ними. Не бояться давать с младенчества трогать разные фактуры, мелкие предметы, следить только чтоб в руке, а не во рту (до определенного момента). Моя дочь очень рано научилась не давиться и тем более не пытаться жевать и глотать не еду. Примерно с полутора лет я уже не боюсь что она может набрать полный рот мелких косточек, или бусинок, поболтать их во рту и с ними, и выплюнуть. Не давилась ни разу. Очень полезно иметь целые ванночки или коробочки разной мелкости — крупы, косточки от ягод, фруктов, орешки, маленькие крышки, разных бусинок… и давать ребенку побарахтать там ручками, пожамкать все это счастье, потоптаться. Восторг неописуемый и польза. Конечно под присмотром. Но, тоже не усердствовать в фантазиях. Одна мамочка, гуляли вместе, послушала, и взяла на вооружение — дала малышу своему целлулоидные шарики, которыми набивают пуфы или тактильные подушки. Они очень статичны, и от них совершенно не возможно избавиться. Поэтому их как раз и нельзя. Потому что могут оказаться в носу, гортани и они то легко не покинут организм ребенка.
На счет мультиков. Я дочери специально искала на ютубе развивающие мультфильмы. Однажды после нескольких просмотров она начала сама называть цифры, хотя я с ней до этого тоже занималась и постоянно что-то рассказываю и называю все, что окружает. Ей было 1 и 10, когда стала называть цифры)) и постоянно показывает их везде, где увидит
Разговариваю с малышом много (засекала — реально много, не 15 минут) — во время прогулок в слинге (с пяти месяцев) практически не замолкаю — ему видно артикуляцию хорошо и слышно, и пальцем показывает. Дома играем с комментариями. Некоторое время назад начинал пытаться звуки в слова слеплять и даже мамкал — но что-то заленился… Вот и думаю, то ли у него острой необходимости не возникает, то ли к неврологу скакать. Планшетов дома нет, телек смотрим с мужем после того, как малой спать уляжется, к компу не пускаю. Только живые люди.
Думаю, может, мне самой перерыв сделать? Оставить его в покое, про коружающее рассказывать только когда пальцем покажет?..
А мне кажется просто рано. Мои двойняшки начали активно говорить в 1,10. Причем сразу предложениями. До этого в 1,4-1,5 начали говорить «слова» — отдельные слоги. Но до 1,10 понять было оооочень сложно. Сейчас им 2,2 — уже строят длинные предложения. Говорила с ними тоже не замолкая. И во время прогулок, и дома. И пела, и книги читала. Так что 1,2 еще рано к неврологу))
Невролог с нас в год требовала 10 слов =_= потому и паникую, наверное. И свекровь постоянно про родственников рассказывает, кто рано заговорил...
На своём-то он, кстати, балаболит спокойно, звуки-слоги сами по себе произносит, когда выспится или воодушевится — прям речи выдаёт. Но русский язык что-то не спешит...Наверное, надо (опять)успокоиться и просто ждать
про телевизор и компьютер это точно, вот у меня сутками работает и то и другое, а еще и три телика в квартире, это писец
есть и с планшетом и с мультиками говорят рано и хорошо.
Если ребенка понимают без слов зачем ему утруждаться?!
совет хорош, но для детей без физиологических и психических причин задержки речи, если там есть нарушения по части неврологии и пр. то одними разговорами не обойтись.
Знаю семью, где с ребенком не говорят почти, а вот именно планшет в руках, ребенок говорит (хотя не много), правда на английском, он понимает русский и литовский, а говорит исключительно на английском.
То ли сказать ребенку свинья, то ли пиг. И не так важна артикуляция в английском языке.
на этот счет ничего сказать не могу, для меня английский сложный, для меня все языки сложные ))
+++