Жизнь с ребенком СДВГ. Часть 1. Диагностика. Признаки.

Родителям, чьим детям поставили данный диагноз в нашей стране приходится очень и очень не сладко по ряду ощутимых для них причин. И самой основной такой причиной является не компетенция специалистов в этом вопросе.
Ещё 10 лет тому назад термины СДВ и СДВГ вообще едва ли кто слышал. В карточках детей фигурировали следующие непонятные аббревиатуры ПЭП, ММД. Невропатологи общими, порой расплывчатыми фразами пытались объяснить то, что сами не вполне понимали.
К сожалению, и на сегодняшний день в нашей стране знания в этой области увеличились не настолько значительно, насколько бы хотелось носителем СДВГ/СДВ и родителям детей с данным диагнозом.
Для того, чтобы понять, что происходит с моим сыном мне пришлось (помимо многочисленных смен врачей, кучи диагностик) пришлось перелопатить не 1 и не 2 книги, прочитать исследования наших отечественных врачей, а также раздобыть и прочитать исследования западной медицинской «школы» на английском языке (благо я лингвист по профессии и знаю язык в совершенстве).
Единственная страна в мире, которая принимает этот диагноз всерьез – это США. Они столкнулись с массовостью этого диагноза, первыми стали о нем говорить, первыми стали искать пути решения этого вопроса. Именно там детей чаще всего лечат медикаментозно, но препаратами, запрещенными в нашей стране. Я противница медикаментозного лечения, но я к этому пришла далеко не сразу, а лишь спустя долгие годы… Ведь в России лечение СДВГ и СДВ сходится лишь к ноотропам и седативным препаратам, которые, к большому сожалению, малоэффективны, если эффективны вообще.
Не стану утверждать, что жители США поступают правильно или нет, давая «необычные» лекарства детям, но что нельзя не признать, так это факт того, что дети СДВГ и СДВ в той стране значительно больше защищены.
Моему сыну 9 лет. В раннем возрасте диагнозы ПЭП, ММД и гиперактивность были регулярными спутниками его карточки. Лишь в 7 лет, когда он пошел в школу, этот диагноз дал о себе знать в полной мере. Так часто и происходит. Ведь до школьного возраста у детей, как правило, гораздо больше свободы, а также шаблонов и границ, которым они должны соответствовать.
Но на момент постановки диагноза у моего сына уже почти ушла гиперактивность и сейчас мы имеем СДВ (синдром дефицита внимания).
Помимо того, что врачи в нашей стране весьма и весьма скромно осведомлены об СДВГ/СДВ, в обществе существует масса самых абсурдных стереотипов, касательно таких детей. Большинство из этих шаблонизированных стереотипов базируется на нескольких печальных причинах: глупость и неосведомленность людей в этом вопросе, интернет-пространство, пользоваться которым умеют далеко не все, нежелание кого-либо понимать и, с другой стороны, дичайшее желание обсудить соседку/коллегу/любую потенциальную «жертву» и маму такого «странного» ребенка.
«Какие же это стереотипы?» —спросите Вы. Пожалуйста:
1. Это не диагноз, а попытки ленивых родителей оправдать свое невоспитанное чадо
2. СДВГ – это дефицит внимания. Значит, родители не уделяют внимания своему ребенку
Иные крайности:
3. Такие «больные» дети должны учиться отдельно от «нормальных»
И прочие «умудрённые» опытом мысли.
Что ж, вряд ли у меня получится уничтожить эти стереотипы, да и задача у меня совершенно иная. Но, возможно, лишь возможно, кто-нибудь, прочитав эти строки, немного призадумается, а верны ли его убеждения на этот счет.
Перейду теперь к признакам СДВГ/СДВ у детей и взрослых, при обнаружении которых стоило бы обратиться к грамотным специалистом, которым смогут всё подробно объяснить и попытаться сделать жизнь проще. Это однозначно возможно.
Итак, признаки (не стоит на их основании ставить себе или своему ребенку диагноз!):
Проявление СДВГ у детей:
1. Невнимательность:
• ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду);
• не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;
• не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их;
• испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;
• избегает заданий, которые требуют длительного умствен¬ного напряжения;
• часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;
• легко отвлекается на посторонние стимулы;
• постоянно все забывает.
2. Гиперактивность:
• ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;
• не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;
• двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, караб¬кается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко небезопасно;
• не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;
• часто бывает болтливым.
3. Импульсивность:
• ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
• с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуа¬ции и обстановки;
• обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;
• проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетво¬рения своих желаний.
• Иногда имеются и другие дополнительные признаки:
• нарушение тонких движений (завязывание шнурков, поль¬зование ножницами, раскрашивание, письма, рисования);
• нарушение равновесия (дети с трудом учатся кататься на велосипеде, коньках);
• нарушение зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом);
• затруднение в отношениях со сверстниками и взрослыми – гиперактивное поведение может вызывать раздражение и у родителей, и у учителей, провоцировать неприятие со стороны окружающих, что ожесточает ребенка и он становится неуправляемым.
У взрослых признаки несколько иные «трансформированные», но очень много схожего.
Таких детей прекрасно описывает шикарный специалист и мама дочки с СДВГ Ирина Лукьянова:
«Ребенок СДВГ – это шикарная крутая спортивная машина, стоящая баснословно. Она завораживает, она пленяет, но она без тормоза и руля…»
Ещё один пример уже проявления СДВ во взрослой жизни:
«Идет собрание, которое проводит начальник и ругает своих, уставших от интенсивной работы днями и ночами, подчиненных, говоря о том, что они все дураки, плохо работают и что он всех лишит премии. Что думают в этот момент подчиненные? «Сам дурак!» Как многие из них озвучат это вслух? – тот, кто озвучит будет, многовероятно, носителем этого чудесного диагноза» )))
СДВГ — это особенность развития вашего ребенка, а не болезнь или уж тем более не умственная отсталость. Кстати, у мальчиков СДВГ бы¬вает примерно в три раза чаще, чем у девочек, а у 40% гиперактивных детей хотя бы один из родителей — с аналогичными симптомами. Признаки СДВГ могут проявляться довольно рано, особенно заметны становятся в дошкольном возрасте, в 4−5 лет. Ругать, усиленно воспитывать, не обращать внимания или попустительствовать — ничего из этого не поможет, потому что на самом деле гиперактивный ребенок вовсе не издевается и не игнорирует правила. Он просто не может их запомнить.
Возможно ли заставить близорукого человека прочитать текст без очков, лишь сказав ему: «Ну ты поднапрягись и прочти! Ты ж просто ленишься!» Сомневаюсь, что после данных «волшебных» слов он вдруг прочтет хоть слово…
Так и дети с СДВГ и взрослые с СДВ (к 14-15 годам гиперактивность «уходит») не способны «поднапрячься» и вдруг стать послушными, усидчивыми и внимательными.
От души желаю всем мамам таких детей любви к своим детям, терпения и внутренних ресурсов.
Продолжение следует.
Благодарю всех за внимание.
Делитесь своими историями.

Марина
Марина
Ульяновск
56642

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Вероника Зайцева
Вероника Зайцева
Москва

К кому обратится для определения я есть сдвг или нет. Помогите 🆘 проживаем в Москве

Пожаловаться
Марина
Марина
Ульяновск

Здравствуйте.
И в Москве, и в Петербурге есть спец центры для детей с СДВГ. Там же подтвердят или опровергнут диагноз.
Необходимо начать с невропатолога и психиатра

Пожаловаться
Солнце Встало
Солнце Встало
Москва

Странно, моему с СДВГ 20 лет и мы на своем пути встречали довольно грамотных и компетентных врачей даже в рядовой поликлинике. И ПЭП и ММД очень даже понятные диагнозы для нашей медицины. Это естественно, что сдвг диагностируют к школе. Так и в США, по их диагностическим таблицам.

Пожаловаться
Марина
Марина
Ульяновск

Могу лишь сказать, что Вам повезло. В первую очередь, потому что Вы из Москвы. Именно там мы впервые получили профессиональную помощь и поддержку. Как у Вас прошёл подростковый период? В какой момент стало… легче?

Пожаловаться
Вероника Зайцева
Вероника Зайцева
Москва
Марина 

Где в Москве нашли помощь? Нам тоже нужно обратиться

Пожаловаться
Аннушка Счастливая
Аннушка Счастливая
Катюша
5 лет
Тимофей
3 года
Зеленогорский

Можно вас в друзья.