Инокиня Евгения (Сеньчукова) предостерегает новоначальных постников от чрезмерного усердия

Период Великого поста – время бесчеловечных экспериментов над телом православного христианина, особенно новоначального.

Пожалуй, нет такого верующего, который бы не попытался на заре или на пике своего воцерковления пройти все поприще Святой Четыредесятницы, как того требует Типикон – чтобы, взяв паузу на Лазареву субботу и Вербное воскресенье, с новыми силами просидеть на хлебе и воде всю Страстную седмицу.

Чтобы понять, до какой степени это наивно и даже нездорово, мне пришлось упереться носом в столп трезвомыслия. Таковым столпом оказался келарь одного довольно строгого, но городского монастыря, который я решила посетить в середине поста несколько лет назад.

– А в будние дни вы, наверное, без елея едите? – задыхаясь от благоговения, спросила я, оглядывая бесконечные ряды мисок с картошкой, перловкой и многочисленными салатиками. – Даже без овощных консервов?

– Мы что, идиоты? – странно посмотрел на меня отец келарь, облизывая ложку с кабачковой икрой. – Нам тут с одного консервного завода баклажаны консервированные пожертвовали. Жареные.

И мне стало ясно, что баклажанам на монастырской трапезе – быть.

Еще за пару лет до этого разговора я столкнулась с примером удивительного благочестия, которое чуть не привело если не к летальному, то, в любом случае, нездоровому исходу.

Одна девушка (назовем ее, например, Катей) крестилась Рождественским постом, после длительной и очень консервативной подготовки. Из вод крещения Катя вышла уже воцерковленной православной христианкой.

Катя ходила на все богослужения, на которые успевала, читала утреннее и вечернее правило, раз в две недели готовилась к причащению (о евхаристическом возрождении она ничего не слышала), старательно и подробно записывая перед исповедью в тетрадочку грехи.

Приближался Великий пост, и Катя решила провести его по правилам.

В прекрасный солнечный день на Сырной седмице раба Божия Екатерина подошла к молодому и, видимо, аскетичному иеромонаху.

– Батюшка, – спросила она, – а каков устав Великого поста?

Батюшка оглядел девицу с головы до ног (а выглядела Катя соответствующе, прямо как из известного анекдота про «замуж»: ботиночки, юбочка серая в пол, серый же платок, но взгляд интеллигентный – очки) и без запинки ответил:

– По уставу в первую седмицу Великого поста полагается сухоядение – одна трапеза в день после вечернего богослужения. В течение первых двух дней трапеза не поставляется.

И добавил:

– Было бы очень хорошо подготовиться и причаститься в среду. Слава Богу, в наше время многие благочестивые люди приступают к таинству причастия на литургии Преждеосвященных Даров.

Это был еще и очень просвещенный батюшка, судя по всему.

Что такое литургия Преждеосвященных Даров, Катя знала. К моменту крещения она прочитала очень много книг по литургике и продолжала с увлечением их изучать.

Плотно пообедав в Прощеное воскресенье, Катя побежала на чин Прощения, потом закрутилась с делами, потом посмотрела на часы – а время уже за полночь. Пост начался.

Катя честно не ела и не пила весь понедельник, а затем весь вторник – посещая все службы, а между ними еще и работая (Катя была воспитательницей в детском саду, и с трудом договорилась, чтобы в эту неделю ее в течение несколько часов подменяли). В среду утром Катя, пошатываясь, пошла на службу.

На «Ныне Силы Небесныя» Катю вынесли из храма.

– Дружочек, – ласково спросил Катю один из алтарников, – а когда ты последний раз ела?

– В воскресенье днем, – прошептала Катя синеющими губами.

Кате принудительно дали сладкого чаю с конфетами. Ее сильно мутило, и причащать ее было опасно.

После службы к безутешно рыдающей девушке (пришлось, конечно, на тот день вовсе отпроситься с работы) подошел здешний священник.

– У тебя духовник-то есть? – осторожно спросил он.

– Есть, – зарыдала Катя еще безутешнее. – Я к нему раз в месяц езжу. Хотела вот в воскресенье. А сейчас хожу в храм поближе. Вот на Масленицу в N-ский (она назвала один столичный монастырь) ездила. Там мне рассказали, как правильно поститься. А я вот не смогла. Я, наверное, особая грешница.

Священник все понял, возвел очи к небу, благословил постницу и объяснил, что к чему.

Катю как-то особо Господь любит – ей попадаются мудрые священники, и ее церковная судьба сложилась вполне благополучно.

А для нас эта история может послужить хорошим уроком.

Дорогой читатель! Если ты решишься соблюдать пост по Типикону, вспомни: в старину Великим постом, особенно в первые дни его, в монастырях ослаблялись послушания, да и миряне старались все дела закончить до начала Четыредесятницы.

Соизмеряй свою духовную ревность с физическими силами. В конце концов, Господу нужно твое сердце, а не твой больной желудок.


Наталия
2770980

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Оля Василькова

Пожаловаться
Галина Храм
Да… точно все написано!)))А то мы такие...«ревностные христиане»!?
Пожаловаться
Наталия
Галина Храм 
Пожаловаться
Юлия

А что реально два дня не есть? У меня сейчас мама пост держит. Я нет, дело не в еде, без мяса я могу, а вот вычитывать все, что нужно, у меня терпения не хватает. И службу полностью выстоять сложно, особенно когда не понимаешь, а молитвы, знакомые тебе поют так, что ощущение, как-будто первый раз ее слышишь и путаешься даже в «Отче наш»… Вобщем, плохо все.

Пожаловаться
Наталия
Юлия 
я ем постную еду с маслом в эти дни.Это монастырский устав, мне он не по силам без духовного вреда. Мужчинам рыбу готовлю. Рекомендую прочитать книгу Уминского Божественная Литургия
Пожаловаться
Юлия
Наталия 
Спасибо!!!
Пожаловаться
Татьяна

Спасибо.

Пожаловаться
EugeniЯ FUFURINI

Пожаловаться
Нинель

все верно. я тоже в молодости побежала к батюшке с тетрадкой и записала все как должно быть в пост. в результате от моего большого усердия аналогичная беда вышла. теперь уж знаю что и как.

Пожаловаться
Наталья Стил

а я все думаю, как бы найти золотую середину между постом и послаблением, опыт печальный имеется, когда не по силам взялась поститься, но и ощущение, что совсем отпала — тоже есть

Пожаловаться
Наталия
Наталья Стил 
пост должен быть радостным. Уныние и раздражение признак неправильного поста, не по силам. Но и не сильно облегчать, чтоб ощущение труда оставалось
Пожаловаться
Наталья Стил
Наталия 

да, это так. Вот с радостью у меня и возникли проблемы. Пост стала воспринимать как непосильную ношу, вот и результат. Спаси Господи за твои посты и советы!

Пожаловаться
Любовь

Я так допостилась до перелома позвоночника… Из-за гормонов, которые постоянно принимаю, из костей вымывается кальций. Они становятся буквально мягкими и хрупкими. И мне по сути нельзя убирать из рациона продукты содержащие кальций и магний, а витамины пить в таблетках нельзя. Но тогда я этого еще не понимала и довела организм. С тех пор смотрю на пост больше, конечно, с духовной стороны. А тогда казалось — что если ешь — огромный грех.

Пожаловаться
Наталия
Любовь 
да, всё должно быть с рассуждением. Имеет смысл в твоём случае на пост есть продукты в «невкусном» виде. например, чистый творог без сахара, варенное мясо без соли и специй. Отказаться от любимого продукта, даже если он постный. Ну и усилить духовную составляющую. Всё надо с батюшкой обсуждать
Пожаловаться
Любовь
Наталия 
У меня по жизни пост, атопия, болезни, теперь вот дети аллергики. Так и ем по сути как в пост всегда. А вот духовную составляющую усилить — это действительно подвиг сейчас, все мысли о земном, да о насущном.
Пожаловаться
Наталия
Любовь 
возможно тебе полезным сайт будет. Ещё передачу посоветую на Союзе, в ютубе есть Точка опоры
Пожаловаться
Любовь
Наталия 
Спасибо большое!
Пожаловаться
София
За!
Пожаловаться
Наталия
София 
Пожаловаться
Bandidas

Тяжеловат к восприятию текст, но суть уловила. Спасибо)

Пожаловаться
Наталия
Bandidas 
Пожаловаться
Яна
Пожаловаться
Наталия
Яна 
Пожаловаться
Ольга Мануйлова
Спаси Господи за статью Читала про Катю))всему мера нужна.
Пожаловаться
Наталия
Ольга Мануйлова 
Пожаловаться
Ping
Какраз вовремя? ?
Пожаловаться
Наталия
Ping 
Пожаловаться
Ping
Наталия 
Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
Наталия
Людмила 
Пожаловаться
Главное друг друга не есть!
Пожаловаться
Наталия
Ангелинка 
про кушать мясо, а людей не есть — мне не нравится эта фраза, которую многие поставили почему-то правилом, разрешив себе не поститься телом. Не будет молитвы без ограничения чрева. Не будет победы над грехом без усмирения тела. Например, одной из причин гнева, глубинной, может являться то самое чревоугодие. Пост нужен. Суть в том, что нельзя тупо читать устав и считать это непременным законом. Потому что даже уставы разные — разных монастырей. И что легко например в греческом монастыре, в монастыре на Святой Земле, совершенно невозможно в монастыре, расположенном в условиях суровой Уральской зимы
Показать ещё