Рентгенодиагностические методы в педиатрии.

Сразу прошу, комменты не по теме писать не нужно. Эта информация для тех, кого необоснованно направляют на рентген при прохождении комиссии в детский сад, школу (например, педиатр, фтизиатр).

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОЗ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПЕДИАТРИИ

Современный уровень развития общества характеризуется нарастающими экологическими проблемами, что требует в отношении населения, в первую очередь детей, ограничения воздействия неблагоприятных, в т.ч. радиационных, факторов, среди которых медицинское облучение имеет особо важное значение, поскольку превосходит по уровню радиационного воздействия все остальные техногенные (искусственные) источники ионизирующего излучения вместе взятые.
Дети обладают рядом особенностей, усугубляющих воздействие на них ионизирующего излучения, что требует к ним особо бережного и внимательного отношения. Основным источником медицинского облучения детей является лучевая (рентгеновская) диагностика.

Главными задачами при проведении рентгенологических исследований (РЛИ) детей являются качество получаемой диагностической информации и безопасность проведения исследования. Оба фактора являются важными, требуют к себе повышенного внимания и не должны противоречить друг другу.

В последние годы в лучевой диагностике, в т.ч. детской, наряду с использованием стандартных РЛИ широко внедряются специальные исследования (компьютерная томография, интервенционные исследования и др.), которые сопровождаются повышенными лучевыми нагрузками на организм. Это приводит к увеличению радиационного воздействия на детей и требует совершенствования условий радиационной безопасности (РБ).

Обеспечение РБ при проведении детям РЛИ предусматривает комплекс защитных мероприятий, требующий участия различных категорий специалистов, включая врачей общей практики, сотрудников рентгеновского кабинета, а также контролирующих организаций.

2.2. Медицинское диагностическое облучение пациентов, в том числе детей, не нормируется. Это единственный подобный случай использования человеком источников ионизирующего излучения, который оправдан следующими соображениями:
а) считается, что польза от проведения обоснованных РЛИ, в т.ч. детей, превышает вред от их использования;

б) обследования проводятся по жизненно важным показаниям;

в) уровни медицинского облучения лежат в диапазоне т.н. «малых» доз, вероятность воздействия которых считается невысокой.

2.3. Следует иметь в виду, что действие медицинского облучения, как всякого другого, начинается с нуля, но оно носит вероятностный характер. Это означает, что любая, в т.ч. сколь угодно «малая» доза, может вызывать нежелательные последствия в виде злокачественных заболеваний и генетических нарушений, которые могут проявиться спустя определенное время. Поэтому все вышесказанное заставляет максимально защищать пациентов и детей, в частности.

3. Особенности рентгенодиагностического облучения детей
3.1. Вопросы, связанные с обследованием детей в лучевой диагностике и сопутствующим ему медицинским облучением, являются одними из наиболее важных из-за особенностей детей. Они заключаются в следующем: а) дети составляют значительную и важную часть генетически значимой популяции; б) дети обладают повышенной радиочувствительностью к ионизирующему излучению (в среднем в 2 — 3 раза), что создает у них высокий риск возникновения как соматических, так и генетических эффектов облучения; в) более длинная предстоящая жизнь детей после обследования (облучения) обуславливает у них большие потенциальные возможности проявления негативных эффектов облучения; г) физические и физиологические различия между взрослыми и детьми, в т.ч. близкое расположение органов, а также неравномерная динамика их развития, обуславливают более высокие уровни облучения детей, чем взрослых;

6.4. Не следует назначать и проводить рутинные РЛИ, требующие визуализации патологического очага, не определяемые конкретным клиническим состоянием пациента. Недопустимы ситуации, когда клиническому обследованию ребенка в обязательном порядке сопутствует рентгенологическое обследование.
6.5. Лечащие врачи должны отдавать себе отчет в том, что в ряде случаев лучше не направлять ребенка на рентгеновское исследование, а воспользоваться другими средствами информации. Следует сопоставлять пользу и вред от радиационного обследования ребенка. Прежде чем проводить РЛИ, специалисты должны изучить результаты предыдущих обследований и убедиться в том, что новую информацию нельзя получить ни на основании изучения предыдущих исследований, ни другим путем без облучения ребенка.

6.6. В направлении на проведение РЛИ обязательно должен указываться предварительный диагноз или описание состояния, определяющее целесообразность проведения назначенного исследования. При их отсутствии врач-рентгенолог вправе не проводить исследование.

6.7. Исключение необоснованных исследований является одним из наиболее эффективных путей снижения дозы облучения в лучевой диагностике. Обоснованность исследования должна включать проведение исследования строго по клиническим показаниям с выбором оптимального вида исследования.

6.8. Помимо четкого обоснования исследования следует исключить из практики наличие невостребованных результатов исследований.

6.9. Одной из причин проведения большого количества необоснованных исследований наряду с непрофессионализмом является недостаточная компетентность в области радиационной безопасности, в частности, врачей, направляющих пациентов на обследования.

Рентгенография грудной клетки — наиболее часто применяющийся во всем мире метод получения изображения при исследовании детей, который составляет более 20% от числа всех исследований в педиатрии, связанных с получением изображения. Ультразвуковые методы все шире применяются для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, но не заменяют и не могут заменить обзорного рентгенографического исследования для большинства больных. Тем не менее, в некоторых случаях рентгенографические методы следует заменить ультразвуковыми.

Рутинным рентгеновским исследованиям грудной клетки не может быть места при решении каких бы то ни было вопросов в педиатрии. Рутинные рентгенограммы грудной клетки не должны выполняться просто потому, что ребенок нездоров. До того как делать больному снимки, необходимо убедиться в наличии явных клинических проявлений заболевания органов грудной клетки и никаких исследований в дополнительных проекциях нельзя проводить до того, как будут описаны первые снимки, и их результаты будут сопоставлены с данными клинического обследования.
Перед тем как обсуждать, какой метод будет лучшим при решении отдельных диагностических задач, рассматриваются все имеющиеся в наличии на данный период методы получения изображения.В связи с тем, что требования, предъявляемые к исследованиям верхних дыхательных путей, отличаются от таковых при получении изображения органов грудной клетки, а методы исследования сердечно-сосудистой системы иные, чем исследования «остальной» грудной клетки (хотя в ряде случаев они частично совпадают).

Эксперты ВОЗ считают безосновательным проведение рутинной рентгенографии при поступлении больного в стационар без должных показаний к обследованию грудной клетки, то же относится к предоперационной подготовке, если у больного нет клинических проявлений заболевания органов грудной клетки.

Весьма категоричную позицию они занимают и в отношении профилактической флюорографии как массового обследования на туберкулез, даже при использовании полноформатной рентгеновской пленки. Более того, они категорически отрицают целесообразность проведения рентгенографии у всех лиц с отрицательной туберкулиновой внутрикожной пробой.

При выявлении активного туберкулеза периодичность в рентгенографическом исследовании грудной клетки определяется клиническим состоянием больного в случае прерывания курса лекарственной терапии туберкулеза.

Основанием для проведения рентгенографии, в том числе повторной, являются: повторяющиеся приступы бронхиальной астмы;

дети с любым видом иммунной недостаточности;

проверка эффективности лечения кистозного фиброза.

Источник: «Гигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях. Методические рекомендации»
(утв. Роспотребнадзором 27.04.2007 N 0100/4443-07-34)


Елена Титова
Елена Титова
Краснодар
247145

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Миранда
Миранда

Пожаловаться
Анютка Незабудка
Анютка Незабудка
Каменск-Шахтинский

Какая вы молодец!!! Кому то поможет в борьбе с отказом от манту!!!

Пожаловаться
Елена Титова
Елена Титова
Краснодар

спасибо

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Краснодар

Это точно! ??