СЫН «БОТАНИКА»Телефонный звонок по обычному городскому телефону (все давно звонят по мобильнику, только мама — по городскому, из-за нее его и не выключаю). — Катя, здравствуй, прости, что беспокою, даже не надеялся, что этот старый телефон еще действует, мне очень нужна твоя помощь. Голос не узнаю. Но очень мало людей в этом мире обращаются ко мне на «ты». Семья, одноклассники, однокурсники, еще пара-тройка друзей из детства. Всё. — Простите, пожалуйста, а вы кто? И чем я могу вам помочь? — Я Михаил Ведерников, мы вместе учились в университете. Мила Громова сказала мне, что ты теперь психолог, и посоветовала… О, Мишка! Сокурсник, энтомолог, «ботаник» в самом чистом виде. Мы не дружили, но, пожалуй, приятельствовали и на первом курсе входили в одну компанию. Я даже обрадовалась, хотя понимала уже, что повод Мишкиного появления вряд ли окажется радостным. — Будешь говорить по телефону или встретимся? Встретились. Обрадовалась еще два раза. Первый раз — что вижу Мишку почти не изменившимся, таким, как помню: рассеянный взгляд из-под очков, привет из юности. Второй раз с мягкой насмешкой: у нашего «ботаника» оказались такие обычные проблемы! Ребенок не хочет учиться! Сын от второго брака, 13 лет. Второй брак. Первый Мишкин брак я помню отчетливо: его жена тоже была наша однокурсница, не красавица, но чертовски обаятельная и харизматичная, приезжая. Мишка влюбился без памяти, таскался за ней как хвост. Красивейший ранний роман. Семья была против женитьбы, но Мишка настоял. Родился ребенок, а потом все как-то очень быстро кончилось, и они разбежались. Теперь припоминаю: мне говорили, что много лет спустя Мишка женился на своей аспирантке. Получается, что и это было тринадцать лет назад. Как же летит время! — Кать, поверь, у нас в доме уже давно не жизнь, а какой-то непрекращающийся кошмар! Мне просто не хочется идти с работы домой. С головой у Витьки все в порядке — это даже не обсуждается. Но! Раньше он учился в математической школе, легко поступил и мог бы… Но он ни черта не делал, за уроки его приходилось сажать, угрожая ремнем! Ты представляешь, насколько это для нас «органично»?! Разумеется, в конце концов нас из школы попросили: ваш мальчик безусловно способный, но мы готовы учить только тех детей, которые сами этого хотят. Мы решили: ладно, может быть, эта программа ему все-таки тяжеловата. Перевели в обычную школу. Так там он совсем расслабился! Уроки не учит, конспекты не ведет, ему никогда ничего не задано, использует малейший повод, чтобы в школу не пойти совсем, врет напропалую… — А что делает-то? Интересы какие-нибудь есть? — Ни-че-го! Абсолютно ничего. Музыку бросил еще в прошлом году. — А все же? Уроки он не учит — надо же ему как-то проводить время. — Гоняет на велосипеде, играет с друзьями в футбол во дворе, смотрит телевизор, играет в компьютерную приставку, иногда читает — преимущественно детскую фантастику, довольно глупую. Нормальные такие занятия для мальчишки тринадцати лет. Конечно, родителям хотелось бы, чтобы Витька с сачком бегал и насекомых эфиром морил, как сам Мишка в этом возрасте. Ан нет. — Каждый день коррида с утра, чтобы ушел в школу, коррида вечером, чтобы хоть что-то из уроков сделал. Что он нам говорит, мне даже повторять стыдно. У жены волосы от нервов выпадают, ты можешь себе представить! Мой старший тоже присоединяется, пытается помочь… — Твой старший сын живет с вами? — Да. Он, кстати, в 24 года защитился, сейчас пишет докторскую — что-то такое по теплофизике, я в этом плохо понимаю, — говорит с гордой улыбкой. — А первая жена где? — О, она давно в Германии — вышла замуж, уехала туда. Костик тоже поехал с ней, проучился там два года, выучил язык, но вернулся, поступил в университет, и с тех пор с нами — у нас с ним полное взаимопонимание. Иногда он уезжает за границу поработать, но всегда возвращается — здесь ему больше нравится. — То есть недоделанный докторант Костик тоже пытается вразумить Витьку? — Да, но все бесполезно. Витька ему: отвали, братан-ботан! — и всё. Если бы ему было хотя бы 15, я бы тут же пинком отправил его в жизнь: пусть работает, почует, что это такое, — продолжал бушевать Мишка, которому мама на третьем курсе давала с собой на практику бутерброды, порезанные на четыре части (чтобы удобно было в рот класть). — Но ему только недавно тринадцать исполнилось, это просто физически невозможно! Но и так дальше жить тоже нельзя! С Витькой мы говорим только про школу и уроки. Более того, уже больше года любой мой разговор с женой неизменно скатывается на «что же нам делать с Витей?». Меня от этого мутит, недавно я подумал: а не снять ли мне где-нибудь квартиру? — и сам себе ужаснулся. — Мишка, я, кажется, знаю, как это можно прекратить, — сказала я. Профессор из-под очков воззрился на меня с безумной надеждой. — Перестаньте его заставлять. — Назавтра он просто не пойдет в школу. — Да, разумеется. Причем ваше решение относительно него не будет очередным наездом. Сейчас мы с тобой все это обговорим. Честно признаюсь: Мишка был далеко не первым, кому я в аналогичном случае предлагала такое решение. Обычно отчаявшиеся родители мысленно или в реале крутили пальцем у виска и, разочарованные, уходили из моего кабинета обратно в свою борьбу. Но Мишка — особый случай. *** — Сын мой, мы бесконечно устали, — сказал Витьке отец. — К тому же ведущаяся у нас в доме война не приносит никаких результатов, кроме всеобщего озлобления и изнеможения. Проиграли все, но ты можешь думать, что ты выиграл. По совету моей однокурсницы-психолога мы прекращаем военные действия. Если ты не станешь учиться, мы будем тебя еще пару лет кормить, как положено по закону, а потом — пойдешь работать в кафе, на автозаправку, ну или куда тебя там возьмут. — Отец, ты что, прикалываешься? — спросил удивленный Витька. (Вообще-то у Мишки с чувством юмора не очень.) — Нет, я говорю абсолютно серьезно. С матерью и Константином мы не без труда, но пришли к консенсусу. Слова «консенсус» Витька явно не понял и на выразительно молчавших мать со старшим братом на следующий день глядел с подозрением. Но в школу не пошел. Сидел, смотрел телевизор, читал, потом пошел гулять — не терпелось рассказать друзьям о поразительных изменениях в его жизни. Друзья, как и ожидалось, пришли в неописуемый восторг и буквально изошли на зависть. Только один приятель из прошлой школы сказал по телефону: «Кажется, Витек, ты попал». Прошло несколько дней, наполненных событиями для всех, кроме Витьки. Матери позвонила возмущенная классная руководительница, которой, конечно же, все рассказали Витькины одноклассники, ссылалась чуть ли не статью конституции. Бывшая аспирантка холодно и отстраненно ответила: «Мы действуем в соответствии с рекомендациями психолога». — «А вам не кажется, что ваш психолог — идиот?!» — рявкнула учительница из дворовой школы, не привыкшая к церемониям. «Идиотка», — педантично уточнила университетский доцент. Встревоженный Костик искал в интернете: «Где работают люди с незаконченным средним образованием»? Узнал много нового для себя, делился с отцом. Через неделю Витькина ситуация перестала быть новой, в школе накопились новости, к которым Витька уже не имел отношения. Утром Витьку никто не будил, но он неожиданно стал сам просыпаться и слушать, как домашние собираются на службу. Выглядывал из своей комнаты в коридор, ему приветливо кивали: «Доброе утро, Витя!» — и он прятался обратно. Брал книгу, но слова не складывались в строчки. Включал приставку, но быстро откладывал пульт. Сходил в школу на два урока математики (любил ее в принципе, плюс в дворовой школе после математической легко блистал). Там старый математик сказал: удивительное дело по нашим временам, Виктор, но если уж так сложилось, ответственность на тебе, то надо принять решение: или ты учишься, или не учишься. Еще через два дня вечером Витька пришел в кабинет к отцу и независимо сообщил: «Пап, все говорят, что вам на меня наплевать». — Нет, что ты! — удивился Мишка. — Нам совсем не наплевать. Мы просто воевать устали. — Но другие родители воюют, лишь бы ребенок образование получил! Мама бы и дальше воевала, если бы ты ей не запретил. И Костик. А тебе получается все равно, что я в официанты пойду. — Да? — Мишка надолго задумался. — Ну тогда знаешь, что получается? Получается, что я на тебе компенсируюсь. Я же чистокровный «ботан», как ты выражаешься. Меня моя мама, твоя бабушка, вместе с сачком под колпак посадила и пестовала, а я и рад был, мне лишь бы насекомых ловить и по определителю определять. А потом я влюбился в Наташу, маму Костика, мы поженились, и выяснилось, что она меня пестовать и ухаживать за мной вовсе не собирается, а собирается сама жить и ждет от меня, чтобы я… чтобы я был полноценным, взрослым уже. А я испугался ответственности и сбежал обратно к маме. А когда мне достался Костик, он уже был таким же, как я, и поэтому у меня с ним никаких проблем не возникло. А ты другой. И вот теперь я от страха на тебя проецирую то, чего мне самому когда-то не хватило. *** В этом месте Мишкиного рассказа я восхищенно захлопала в ладоши: — Вот прямо так и сказал?! Старик, ты гений! Если тебе все-таки надоедят когда-нибудь твои четверокрылые, можешь попробовать себя в подростковой психологии! — Так и сказал, — Мишка смущенно улыбнулся. — Но это же правда? *** — Пап, ты со мной никогда так не разговаривал, — сказал Витька после долгой паузы и поиска слов. — Ну да. Но я же, получается, на тебя за тебя и ответственность перекинул. И отношение получается другое. Слова отца полностью совпали со словами школьного математика. Витька воспринял это как знак. И вернулся в школу. И под свою ответственность — «включил голову». И оценки стали блестящие. И теперь семья подумывает о возвращении в прежнюю школу. А Мишка спросил меня: — Я могу сделать что-нибудь еще? — Да, — ответила я. — Напиши Наташе, что ты все понял. — Я любил ее безумно. Но это было так давно… — в Мишкиных глазах чуть ли не слезы блеснули. — Я боюсь быть неуместным. — Она тоже тебя любила. Безумная любовь в этом мире не исчезает бесследно. Ей это нужно, поверь.
Катерина Мурашова
интересный опыт! запомню на будущее.
классно. жаль только такого психолога в нужный момент не найдешь
я сама столько раз советовала людям оставить ответственность за учёбу на ребенке и столько раз видела в их глазах недоумение и потом видела как в их жизни ничего не меняется так как они себя не хотят менять. Это стандартная рекомендация которую может дать психолог в подобной ситуации. Хороший психолог от плохого отличается скорее умением достучаться до клиента: дать ему рекомендации на понятном ему языке. И в этом рассказе на высоте оказались родители (принятое решение у них хватило духу реализовать) и особенно отец (он очень правильно с сыном разговаривал.
Я придерживаюсь принципа, что учёба — ответственность подростка. Меня так вспмтывали, мужа тоже. Постараюсь и дочь так воспитать.
По себе и близким знаю, что давления никто не терпит. :)) и это во всем, нн только в учёбе.
согласна. со старшим сыном сразу такие правила установила: нужна помощь, обращайся.
С какого возраста примерно в такие рамки поставили? Начальная школа. как мне кажется ещё подготовка к взрослению. Класса с 5-го? Старше?
Вы молодец
Он пошел в школу с 7,5 лет. была четко сформированная мотивация на обучение. это нормально вообще, в таком возрасте — она и должна формироваться (природой заложено), если ей не мешать. сразу было определено зачем в школу ходят: получать знания, что интересно. оценки всего лишь один из показателей того что все делается правильно. не более. каждая негативная оценка учителя разбиралась с т.зр. «о чем она говорит» и что надо изметить что бы была положительная оценка. К примеру, однажды учительница ему в тетрадке написала «плохо, ты мало стараешься». Он плакал, так как это была неправда — он старался. И если быть справедливым то это было очевидно: задано было написать две стр. прописей, в начале буквы были ровные и нужного размера, а к концу буквы стали мелкие, нашим слабый, ну и некрасивыми они стали. Т.е. графологический анализ наглядно демонстрировал истощение. Мы с ним поговорили о том, что если чувствуешь усталость то надо встать, позаниматься другой деятельностью (у него спортивный комплекс в комнате стоял, можно полазить, можно подтягиваться, можно грушу побить) а потом сесть и доделать. Что учительница не разобралась почему ухудшились буквы и написала так как восприняла ситуацию. Учительница человек. любой человек может и имеет право ошибаться. И он и я и учитель не может избежать ошибок. Поэтому обижаться не надо. мы с ним знаем, что он старался, но допустил ошибку при организации своего времени. теперь он будет прислушиваться к себе, внимательнее относиться к своему состоянию и ему будет легче выполнять тот объем который необходимо выполнить. Примерно а таком ключе мы разбирали каждую ситуацию пока я не поняла что многие ситуации уже не требуют моего вмешательства, он сам научился. Поэтому ответственность за свою жизнь, свои результаты прививалась всегда. просто формы и дозы зависилиот возраста, уровня восприятия.
😍❤ потрясающе! Возьму опыт на заметку. Спасибо.
Красиво. А как все будет в нашей реальности… Время покажет.
Я то же не знаю, как все будет в моей реальности. Со старшем сыном у меня проблем не было. Сам учился, за помощью обращался если были сложности. за отметками никогда не гнались ни мы ни он. Главное понимание того что человек делает в любой области, мне кажется.
поучительная история!
классная статья. Недавно после очередных боёв тоже сказала- а делай-ка, сын, что хочешь. Твоя жизнь в конце концов. И перестала контролировать учёбу. Пока хвалится об успехах. Но у нас другой случай. У нас не ботан, а патологический лодырь, один-в-один свёкор. Иногда грожу, что отправлю жить к деду- будут два сапога пара. Обижается. Тоже чую, что неправильно, но сгоряча вылетает иногда. Но как пример, к чему он придёт, если будет лени потакать, привожу.
я то же бывает не выдерживаю и сравниваю «как пример». Я думаю, раз он с вами живет, то в нем есть и то и другое (и лень и трудолюбие). Сын старший мне недавно сказал: мам, во мне борются два гена: один комнату засирает, другой ее драит (свекры и мой мои родители в этом плане две яркие противоположности).
Как здорово сказал!:)) действительно, гены пальцем не замажешь!
интересный рассказ, чем-то мою историю напоминает )) я из семьи педагогов, все детство была отличницей, а в подростковом возрасте как переклинило, начались друзья-подружки, мальчишки, первые тусовки, алкоголь, сигареты, на учебу стала забивать, с родителями ругалась постоянно, даже из дома уходила, а потом они плюнули на мое воспитание, сказали твоя жизнь — что хочешь то и делай, предупредили что если после школы сама никуда не поступлю, то они оплачивать мне учебу не станут, придется работать идти, в итоге взялась за ум, хорошо закончила школу, поступила в универ на бюджет, проучилась там 5 лет ни разу не заплатив ни за один зачет или экзамен — все всегда сама сдавала, получала повышенную стипендию )) вобщем оправдала все ожидания родителей в плане учебы )) но потом замуж вышла, ребенка родила и сижу без работы… при этом частенько задумываюсь, а стоило ли за ум то браться? может бросила бы учебу, как многие одноклассники, научилась маникюры-педикюры бы делать или в бармены пошла и нормально бы зарабатывала )) а то они со среднем образованием уже опыт работы по 10 лет имеют, а в 25 лет сижу со своей вышкой дома и подработками в интернете перебиваюсь… на своего ребенка из-за учебы наседать не стану точно, сейчас есть масса профессий куда и без образования можно податься, тем более я уже сейчас вижу, что с его сдвг отличником он не станет, так что трепать нервы и себе и ему из-за отметок думаю будет совершенно нелогично…
думаю, вы еще найдете работу. и все у вас будет хорошо. а «вышка», если она настоящая, как у вас, а не купленная она дает определенную печать. поверьте, я знаю о чем говорю.
спасибо за поддержку ))
мое мнение-человек без высшего образования он другой. просто другой.есть пример свекрови, свекра(он хотябы читает запоем), и свекровь-сериалы и иногда кроссворды. если в молодости это еще ничего, «прикольно», без образования, то потом прямой путь к старческому слабоумию. насчет отличника-согласна, это тупо невроз может быть у ребенка, моему непоседе не грозит. ну или если среднее-специальное, и человек развивает себя типа: походами в музеи, театры, читая научно-популярные книги, журналы. и т.д. Да. я сейчас тоже сижу без работы. ((ребенок часто болеет в саду. Прошла после высшего образования переподготовку на инспектора по кадрам, но теперь бы переучилась, или бы еще поучилась. не очень хочу я все эти трудовые споры и прочее с ребенком. Да. а многие подрабатывают тортами, маникюром, и кассирами. чего я увы не могу. так и думаю, чем буду заниматься. и еще в наше время стремительно развивающихся технологий постоянно нужно переучиваться и учиться, т к например мое высшее педагогическое уже вроде и не в тему. когда я училась и учитель в почете был и прочее.
в вашем же коментарии есть противоречия и вы же сами говорите, что главное не столько образование сколько что потом еще человек с собой делает. моя свекровь с образованием. И считает что развивает себя: как к нам приходит так один и тот же справочник лекарств достает и изучает. год от года. а дома по ночам новости и политические дебаты смотрит. Это конечно не путь к слабоумию, но и не поть к саморазвитию. Важно и что читать и слушать и зачем. И это всю жизнь остаеться важным. потому что или вперед или назад (к деградации). Других вариантов у человека нет. Законы диалектики, работают.
все же я думаю образование важно. политические дебаты и телевизор вообще в помойку. И мы же на ты вроде.
да конечно важно, просто оно может не спасти от деградации. про дебаты согласна — только мозги засир-ю. На ты, так на ты)))
спор о том нужно ли или не нужно получать вышку и о том насколько она в жизни пригодиться какому-то конкретному человеку вечен… мне увы скорее всего уже не пригодится )) и скорее всего со временем мне придется переучиваться на какую-то более востребованную и высокооплачиваемую специальность )) я специалист по рекламе по образованию и в городе у нас 6 рекламных агентств в которые меня берут без проблем, но на зп в 10тр, без соц.пакета и без возможности карьерного роста, так как на верхах все «свои» )) с нашими постоянными больничными мне такая работа просто не выгодна, да и всю жизнь за десятку работать желания нет… поэтому пока дома и подрабатываю, хоть и за мизерную оплату, но без отрыва от семьи… а дальше посмотрим как жизнь сложится… у меня перед глазами к сожалению куча примеров того как люди без вышки устраиваются по жизни куда лучше, чем люди с вышкой, поэтому я считаю, что в наше время образование — это не так уж важно, хотя буквально лет 5 назад я бы доказывала обратное )) а деградировать или заниматься саморазвитием каждый человек решает сам независимо от его образования, я с вышкой это никак не связываю, можно иметь и несколько вышек, но деградировать, так же как можно и вовсе не иметь образования но заниматься саморазвитием ))
да я и не говорю, что оно мешает, да и не жалею, что его получила, в конце концов учеба в универе была веселым временем )) просто говорю, что значимость высшего образования в наше время сильно переоценивают и что найти достойную нормально оплачиваемую работу не имея образования порой проще, чем с образованием )) спасибо за поддержку, я тоже надеюсь, что все еще будет хорошо ))
конечно, это мое личное мнение, и как специалист по подбору я предпочитала с в.о. людей, у меня в городе тоже очень небольшие зарплаты. до декрета я работала в Москве, теперь это нереально. т к ипотека в М, О., и ездить в Москву при наличии ребенка я не смогу, т к забирать из сада/школы-я.
не в бровь, а в глаз
Да, психологи часто говорят, что учеба должна быть ответственностью школьника, но родители чаще всего не готовы на такое.