Русская классическая школа: «Для ребенка учиться дома — это счастье»

Ангелина Кузнецова, Русская классическая школа: «Для ребенка учиться дома — это счастье»

07:00, 24.01.2017 12

Вопросы качества образования в последние годы поднимаются все чаще. И декларируются не только с трибун ведомств, но и обсуждаются среди родителей и педагогов. «Реальное время» продолжает публиковать разные мнения на тему поиска возможностей улучшения обучения современных детей. И сегодня предлагает интервью с педагогом Русской классической школы Ангелиной Кузнецовой, директором воскресной школы «Апостол». Она рассказала «Реальному времени» о том, каковы плюсы и минусы семейного образования, о раздельном обучении мальчиков и девочек и роли учителя в наши дни.

Родители, которые решаются не отдавать своих детей в школу и переводят их на семейное образование, ищут и пробуют разные методики и программы. Одной из лучших, по признанию многих, за последние годы стала Русская классическая школа, разработанная в Екатеринбурге командой единомышленников. Сейчас в разных регионах России и на Украине действуют порядка трех десятков частных школ и гимназий, использующих данную образовательную систему, всего же, в том числе на семейном образовании, около 2,5 тысячи детей обучаются, используя методику этой школы.

По этой программе учатся и казанские дети: в нашем городе несколько лет назад была создана площадка для поддержки родителей, обучающих детей дома, клуб семейного образования «Русская классическая школа», который возглавляет Ангелина Кузнецова, директор воскресной школы «Апостол».

«Самое тяжелое решиться и пережить первый год»

— Ангелина Инаровна, семейное образование является частью российского законодательства с 1996 года. Но почему о нем заговорили именно последние годы?

— Раньше об этой возможности мало кому было известно. Но основная причина в том, что результаты той системы образования, которая сложилась после перестройки, наглядно проявились только сейчас. Родительская общественность начала просыпаться и искать альтернативы. Семейное образование часто путают с домашним образованием, но это разные вещи. Домашнее образование — это когда ребенок по состоянию здоровья вынужден находиться дома, и школа организует для него надомный процесс обучения, то есть к нему приходят учителя. Но семейное образование — это когда воспитанием и образованием ребенка занимается семья, и она решает, что, как и где будет изучать ребенок. Обучать может как мама, так и посторонний человек, репетитор, гувернер. При этом закон предусматривает отчетность: раз в год или чаще, по своему усмотрению, родитель пишет заявление в школу с просьбой аттестовать его ребенка, и школа аттестует его по тем стандартам, которые есть сегодня в образовании. То есть родитель, образовывая ребенка, ориентируется еще и на федеральные стандарты, на то, что ребенок в конце года должен написать контрольную работу, диктант, сочинение, что-то прочитать, нарисовать, пройти какие-то тесты.

«Для ребенка учиться дома — это счастье. Ребенок знакомится с миром знаний в режиме, сообразном со своим психическим и физическим устроением. Ему не надо вставать в шесть утра и ехать в школу, он высыпается, он приступает к учебному процессу, когда готов, в доброжелательной обстановке». Фото classicalconversations.ru

Такая ответственность под силу не каждому родителю. Это подразумевает, что один родитель должен быть полностью свободен, у него не должна болеть голова о том, чтобы пойти на работу и зарабатывать деньги. Семейное образование — это дорогое удовольствие, морально дорогое. А с точки зрения финансов, это, наоборот, экономия средств. Ребенок сидит дома, нет транспортных расходов, нет затрат на форму, на вещи, которые нужно носить, чтобы соответствовать школьной моде. Единственное — мама не работает, но она вкладывает в своих детей, и еще неизвестно, что ценнее.

Для ребенка учиться дома — это счастье. Ребенок знакомится с миром знаний в режиме, сообразном со своим психическим и физическим устроением. Ему не надо вставать в шесть утра и ехать в школу, он высыпается, он приступает к учебному процессу, когда готов, в доброжелательной обстановке. В большинстве своем дети-семейники — это очень умиротворенные счастливые дети.

— Это плюсы семейного образования. А каковы минусы?

— Минусы — нервное напряжение родителей, которые постоянно думают: вдруг я что-то недодал, вдруг мой ребенок чем-то обделен в сравнении с теми, кто ходит в школу? Но это беспокойство очень быстро проходит — через год. Они отучили ребенка с сентября по май, приходят на первую аттестацию, и ребенок сдает прекрасно. У родителей падает камень с плеч: «Значит, можем!». И на второй год они уже идут спокойно, а на третий — еще спокойнее.

Самое тяжелое — решиться и пережить первый год. Пока не все могут решиться на это, поэтому на данном этапе развития нашего общества семейное образование не для всех. Это прежде всего проблема родителей. Либо деньги надо зарабатывать, либо мама не готова жертвовать своими личными интересами. Мамы зачастую бывают молодые, им хочется сделать карьеру, им надо куда-то бежать, поэтому проще отдать ребенка в школу с восьми до пяти. Но мы не знаем, что в это время делают в школе с ребенком, а к концу года начинаем замечать, что ребенок-то не наш. Потому что какой-то чужой взрослый человек что-то в него вкладывает. Мы не можем это контролировать, мы не влияем на воспитание ребенка. Пока ребенок маленький, он с трудом уходит из дома, но в 12—13 лет он уже привык к этому, он уже привык ориентироваться не на маму и папу, которые где-то зарабатывают деньги, а на социум. И начинаются разные истории.

В советские времена школа была контролируема государством и защищаема с точки зрения нравственности. Были единые ценности: пионеры, комсомольцы-герои, патриотизм, любовь к своей родине. В каком-то смысле дети были защищены, не было гаджетов, не было интернета. Можно было спокойно отдавать ребенка в школу. И тогда существовали свои перегибы, но в целом общество было единомысленным. Сейчас ситуация изменилась: патриотизма нет, примеров положительных нет. Какой учитель попался — таким и воспитают вашего ребенка. И родители, которые понимают это, начинают размышлять на тему семейного образования. Таких, по статистике, становится все больше и больше. До 2,5 млн человек в США учатся на семейном образовании. Россия только-только начинает этот путь, у нас количество детей-семейников исчисляется несколькими тысячами.

«Когда сознательные родители берутся за семейное образование, они составляют траекторию развития. Допустим, три часа в день ребенок занимается академическими дисциплинами, а в остальное время они идут в художественную, музыкальную, спортивную школу, на фигурное катание, на хоккей. Это разве не социализация?». Фото ku-obr.ru

Эта тема будет набирать обороты. Когда родители отдают первого ребенка в школу, они собирают все шишки и уже не хотят вести туда второго и тем более третьего. Те, у кого один ребенок, как правило, не попадают в поле семейного образования, они еще верят в то, что можно отдать ребенка в школу и не волноваться за его светлое будущее. Конечно, бывают прекрасные учителя, они еще сохранились. И если повезло с такими учителями в школе, то прекрасно, чего еще желать? Но таких учителей становится все меньше и меньше, кризис кадров в отрасли образования налицо.

— Один из основных аргументов противников семейного образования заключается в том, что дети не получат социализации. Что вы можете им ответить?

— Когда сознательные родители берутся за семейное образование, они составляют траекторию развития. Допустим, три часа в день ребенок занимается академическими дисциплинами, а в остальное время они идут в художественную, музыкальную, спортивную школу, на фигурное катание, на хоккей. Это разве не социализация? Там всюду дети. И ребенок выбирает себе круг общения по интересам. А в школе социализация очень сомнительная. Никто детей не отбирал, их сгрудили из разных мест. Поэтому сперва родителей-семейников слово «социализация» пугало, а теперь вызывает улыбку. Потому что это вопрос терминологии. Что мы называем социализацией? Когда нормальные родители дают ребенку нормальное общение с детьми, увлекающимися тем же, чем и он. К тому же, с первого по четвертый класс ребенок не ищет друзей. Друзья появляются в 6—7 классе. А малышу нужна мама, его в это время нужно обучать, он все впитывает, как губка. Семьи для этого вполне достаточно, можно два или три раза в неделю выходить в какие-то кружки и секции. Ребенок не в вакууме живет, он не заперт.

«Чистописание, грифельные доски и перьевые ручки»

— Расскажите о русской классической школе (РКШ). Что это за образовательная система?

— Родители разные, никто их не учил тому, как давать образование своим детям. И они начинают искать методики, вступают в интернет-сообщества, пишут друг другу, обмениваются информацией, щедро делятся наработками. И вот, более 10 лет назад, в Екатеринбурге инициативная группа родителей, переживая за кризис, в который ввергнуто наше образование, взялась за создание собственной программы. Работали над этим ученые, учителя и методисты, а объединила их Татьяна Анатольевна Алтушкина, мать шестерых детей. В итоге программу назвали «Русская классическая школа». В нее вошли самые лучшие отечественные наработки в сфере педагогики — как дореволюционные, так и советские. Ведь известно, что российская дореволюционная система школьного образования и во многом наследовавшая ей советская — были одними из лучших в мире. Об этом говорят и оценки экспертов, и результаты международных олимпиад, а главное — реальный уровень грамотности тех уже немолодых людей, которые учились в школе в середине прошлого столетия.

РКШ основана на системе Константина Дмитриевича Ушинского в области словесности и на системе Александра Пчёлко, Григория Поляка и Андрея Киселева в области математики. Это возврат к классике отечественной педагогики. Сохранив основы избранных систем, авторы придали им современные методические формы и интерпретации.

Сначала программа работала только в частной семейной школе в Екатеринбурге. Сейчас в разных регионах России и на Украине действуют порядка трех десятков частных школ и гимназий, использующих данную образовательную систему. На средства благотворителей изданы учебники. В этом году тема РКШ включена в перечень тем, которые будут рассматриваться на Рождественских чтениях в Москве.

В Казани РКШ развивается в двух форматах. Во-первых, на базе Православной гимназии имени святого Гурия Казанского при Духосошественском Храме. А также более 30 семей, где есть дети дошкольного возраста и ученики начальных классов на семейном обучении, используют элементы этой программы.

«Например, грифельные доски и перья. В РКШ пишут перьевой ручкой каллиграфическим почерком по специальным прописям». Фото ermogen.net

— Расскажите подробнее, какие именно образовательные моменты создатели РКШ вернули из прошлого?

— Например, грифельные доски и перья. В РКШ пишут перьевой ручкой каллиграфическим почерком по специальным прописям. Перо — это великое изобретение человечества. Оно пишет только в одном положении, когда ребенок сидит прямо. То есть без участия взрослого человека ребенок вынужден держать спинку и рука у него ставится правильно. Также ученые выявили, что писание пером приводит к созреванию мозговых структур. Дело в том, что когда человек пишет пером, он волей-неволей чередует фазы напряжения и расслабления мышц руки (иначе перо порвет бумагу) и регулярно сбрасывает накопившееся напряжение, макая перо в чернильницу. Тогда как безотрывное письмо шариковой ручкой создает перенапряжение у детей. Писание пером формирует изумительный почерк! Там такие тетради, что взрослые люди, давно не видевшие ничего подобного, буквально плачут над ними!

Затем — чтение. В учебниках нет никаких современных мультфильмовых героев. Ребенок поступательно знакомится с миром. Сначала — его ближайшее окружение, игрушки, игровая комната, учебные предметы, мебель, посуда, транспорт и так далее. Так ребенка постепенно вводят в мир вещей, а потом — в мир природы. Когда это происходит не под давлением, не на скорость, ребенку очень интересен процесс постижения мира.

Также дети учат стихи. В современных школах эта практика почти сошла на нет. Однако известно, что в возрасте с первого по четвертый класс память человека самая сильная, и то, что он запомнит в эти годы, заложит ценностный фундамент для его будущей жизни. Поэтому дети учат много классики, поговорки, пословицы.

— А как эта программа связана с православной культурой?

— В русской классической школе нет отдельного блока по православию. Но вся программа зиждется на православной культуре, так как она выросла из творчества русского гения Константина Ушинского, который строил свои работы на основе православных ценностей. Православие там присутствует вкраплениями: в истории подробно изучается крещение Руси, великие князья и пр. Когда изучается азбука и ребенок знакомится с миром предметов, то все начинается из дома: его комната, его игрушки. Затем он узнает, что есть город, есть страна, и есть мир, Божий мир, и есть Церковь, и есть Господь, и есть небесный мир, и есть ангелы. Этого посыла уже достаточно. Все стихи и тексты, пословицы и поговорки даются с опорой на нравственные понятия. И ребенок к концу 4 класса, освоив этот объем, имеет картину мира — пусть не до конца сформировавшуюся, но уже намеченную. Тогда как у современных детей, выходящих из школы, нет картины мира, у них все разрозненно: есть телевизор, есть машины, есть торгово-развлекательные центры…

Однако, несмотря на то, что изначально программа создана православными людьми, в православном контексте, в Татарстане, например, ею интересуются люди разных вероисповеданий, всем, кому не безразлична судьба своих детей.

— Как лично вы вышли на эту тему?

— Мы узнали об этой программе, когда к нам, в воскресную школу, начали приводить детей, которым было трудно учиться в обычной школе. Родители начали искать альтернативы, они были встревожены тем, как учат их детей. Мы искали методики и нашли РКШ. Сейчас у них уже есть опыт, они друг друга поддерживают. Я оказываю только методическую, консультационную помощь.

«В русской классической школе нет отдельного блока по православию. Но вся программа зиждется на православной культуре, так как она выросла из творчества русского гения Константина Ушинского, который строил свои работы на основе православных ценностей». Фото tatarstan-mitropolia.ru
«Мальчики и девочки встречались только на балах»

— Как известно, РКШ также за раздельное обучение мальчиков и девочек.

— Да, это базовые вещи. В частной гимназии в Екатеринбурге, где проходит обучение по системе РКШ, девочки и мальчики учатся раздельно, в небольших классах по 6 человек, и в этом году готовится первый выпуск, 11 класс. И они разительно отличаются от большинства выпускников современных школ. От совместного обучения очень много минусов. Скорость обучения девочек и мальчиков разная. Девочки зачастую осваивают материал быстрее, чем мальчики. На всю жизнь девочки запоминают, что мальчики — существа медленные и глупые, и когда они вырастают, им трудно выйти замуж и правильно относиться к мужу. А мальчики запоминают, что девочки — это очень шустрые существа, которых надо бояться. Кризис института семьи во много связан с тем, что мальчики и девочки очень рано начинают близко общаться. В царской России до 10 лет дети обучались дома. С 10 лет их отдавали в гимназию, но и гимназии были мужские и женские. Мальчики и девочки встречались только на балах. Таким образом, не возникало фамильярности, и в возрасте 15—16 лет, когда пробуждается естественный интерес к противоположному полу, они с большим почтением начинали знакомиться и общаться. Это правильный алгоритм, который был сломан в советские годы.

Совместное обучение в советских школах началось сразу после революции. Тогда сломали прежние традиции образования и начали создавать новую советскую педагогику. В классах учились и мужчины, и женщины, разных возрастов, разного происхождения. Когда через 10 лет подвели итоги, оказалось, что уровень образования упал очень низко. У власти стояли неглупые люди, они стали искать дореволюционных учителей. Но раздельные классы вернулись только в годы войны. Тогда народным комиссаром просвещения РСФСР стал дворянин Владимир Потемкин. Он приказал организовать раздельные классы мальчиков и девочек. И к 1950-м годам советская школа вышла на первое место в мире. Она дала прорыв и в науке, и в технике, и в балете, и в медицине, и космосе. Слияние классов произошло только в 1960-х годах.

Вернуться к раздельному обучению в рамках всей системы российского образования сегодня трудно. Это роскошь — нужны отдельные классы, больше учителей. Но результаты этого поразительные. Раздельное обучение усиливает потенциал человека, он может погрузиться в учебу и преждевременно не тратить энергию на беспокойства, связанные с противоположным полом.

— Каковы первые результаты семейного образования? Что можно сказать об этих детях, чем они отличаются от обычных школьников?

— О результатах пока трудно судить, потому что прошло еще мало времени. Результаты образования не сиюминутны, они дают о себе знать через десятилетия. Но уже сейчас видно, что дети-семейники на аттестациях показывают хороший уровень знаний.

«В чем минус ЕГЭ? Натасканные на тестовую систему, дети могут набрать до 100 баллов. Но это не имеет отношения к образованию. Набрав эти баллы, они могут поступить в лучшие вузы страны, но они не имеют квалификации там учиться». Фото rk.karelia.ru

— Сегодня из уст чиновников от образования часто можно услышать такое словосочетание как «конкурентоспособный ребенок». Это нацеленность на высокие баллы, победы в олимпиадах, соревнованиях. Что вы думаете об этом?

— Все упирается в нравственную картину мира. Если ребенка воспитывают в доктрине «помоги слабому», помоги старшему, младшему, уважение, любовь, то о конкурентоспособности речи не идет. Речь идет о формировании сильного, зрелого человека. Если он таков, то он всегда конкурентоспособен — если не на первом, то на втором, третьем этапе он справится с вызовом. Но если ребенка «натаскивать» только на скорость, на то, чтобы быстрее решить, прочитать, догнать, «урвать», сначала он будет побеждать, но как незрелая личность упадет на первом повороте, поскольку у него нет долгосрочной и правильной мотивации. Поэтому конкурентоспособность — это ложная установка. Разобраться в ситуации, сделать правильные шаги и выиграть может только сильная зрелая личность с правильными установками, а не натасканная тестами на скорость.

— В связи с этим вопрос: как вы и родители, дающие своим детям семейное образование, относитесь к ЕГЭ?

— Мы существуем в реальности современной системы образования, поэтому все дети готовятся к ЕГЭ. Но в первую очередь РКШ дает образование, формирует картину мира, создает твердую платформу знаний, и только в конце готовит к тестам. В чем минус ЕГЭ? Натасканные на тестовую систему, дети могут набрать до 100 баллов. Но это не имеет отношения к образованию. Набрав эти баллы, они могут поступить в лучшие вузы страны, но они не имеют квалификации там учиться. Грамотный учитель дает знания. Тогда как незрелые учителя добиваются того, чтобы их ученики написали тесты на 100 баллов, а что дальше будет с учеником — их не волнует. Это не учителя, а функционеры, которые предоставляют услуги по обучению ЕГЭ.

«Учитель это не тот, кто учит сдавать тесты. Он ведет ребенка за руку к Богу»

— Недавно вышел российский фильм «Училка», который очень наглядно показал, во что превратилась российская школа. В частности, в фильме поднята тема изменения отношения к учителю в нашей стране. Если раньше это была уважаемая профессия, то сейчас ученики, мягко говоря, не оказывают должного почтения педагогам.

— С одной стороны, такое пренебрежительное отношение к учителю говорит о низкой культуре всего общества. Другой момент кроется в том, что настоящих учителей сегодня очень мало. Не все, что говорят современные учителя, нужно слушать, не всему можно верить. Зачастую это в лучшем случае урокодатели, а в худшем — это люди, предоставляющие образовательную услугу. Но в исконном смысле учитель — это человек, формирующий внутренний мир ребенка. Я читала, что в Японии учителя носят нагрудный знак. И когда он заходит в транспорт, им уступают место. Потому что учитель — это самый уважаемый человек в обществе.

Как на Руси было? Шапку снимали перед учителем, врачом и священником. Учитель — не тот, кто учит заполнять тесты. А по душам поговорить, а сориентироваться в трудностях, нравственных проблемах? В правильных школах еще советского периода классы ходили к своему классному руководителю до конца жизни и грелись вокруг него. Поверяли свои секреты, рассказывали, как женились, вышли замуж, внуков своих приносили показать. Это важно. Это преемственность поколений. И если в жизни человека был такой учитель, он его всю жизнь помнит. Сейчас учителей готовят по-другому. Им не говорят об их высокой миссии, о том, что они будут отвечать за каждое слово. О том, что учитель — это детоводитель, он показывает ребенку мир, дает ему знания и приводит к Богу.

«Нужно выращивать учителей, которые будут крыльями защищать наших детей, возле которых дети смогут греться. На тьюторстве далеко не уедешь». Фото tatarstan-mitropolia.ru

— Сегодня особенно на Западе создается все больше популярных образовательных методик, где роль учителя сводится к минимуму. Говорится, что ученик может найти в интернете больше информации, чем владеет любой учитель. Поэтому учитель должен просто направлять учеников в поиске информации и устанавливать рамки в виде жестких сроков сдачи работ и так далее.

— Это тьюторы, наблюдатели, поставщики услуг. Весь западный мир к этому идет. Выше мы говорили об особом положении учителя в жизни человека. Это русская тема. Доктрина нашего учительства поется в песне: «Когда уйдем со школьного двора под звуки нестареющего вальса, учитель нас проводит до угла… И если вдруг удача запропала, пройди по тихим школьным этажам…» Нужно выращивать учителей, которые будут крыльями защищать наших детей, возле которых дети смогут греться. На тьюторстве далеко не уедешь. Оно может быть целесообразным в институте — там нужны люди, которые помогают сориентироваться в поиске информации.

А пока ребенок «молочный», с ним надо разговаривать, в него надо вкладывать, его надо любить. Они же разные. Есть шустрые, есть медленные, есть умные, есть послабее. И любить надо каждого. Потому что Бог создал людей разными, и каждый пригодится на своем месте. Какой-то не очень умный, но добрый ребенок пригодится в ухаживании за больными людьми. Вот смысл учительского труда — понять, в чем талантлив ребенок. Этот талант — не математика, не русский язык. Это талант сердца. Может, он будет ухаживать за животными? Хлеб выращивать? Двери кому-то открывать? И учитель должен разглядеть это и объяснить: это не страшно, что ты не нобелевский лауреат, что ты не модель, что ты не супермен, не бизнесмен. Потому что, как на клумбе растут разные цветы, так и люди нужны разные.

Наталья Федорова
Источник:


Ленусик
Ленусик
24010704

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лариса
Лариса
Сын
12 лет
Сынишка
9 лет
Ижевск

Лен, я как и ты в смятении. Хочется как лучше, а получается не пойми чего. Школа такая, конечно, меня привлекает. Но в нашей деревне ничего подобного днём с огнём не сыщешь) Да и потом, я тут с обычной школой, с домашними заданиями заколёбываюсь, а если самой обучать… Ещё, есть всё-таки такая штука, как авторитет учителя (хорошо, если он хороший). Например, меня дочь вообще всерьёз может не воспринимать с моими толдычаниями, пусть даже и правильных вещей. В школе не позволишь себе с урока уйти, а дома — ой я устала, ой -то, ой это. А, если ещё приплюсовать многодетность. Когда занимаешься с дочерью, а на тебя ещё двое повеситься пытаются, ведь им же скучно и они же в садик не ходят. В такие моменты, я понимаю, что придётся им всем идти по стандарту, т.к меня одной на всё не хватит.

Пожаловаться
Лариса
Лариса
Сын
12 лет
Сынишка
9 лет
Ижевск
«деревне»
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Ларис, я уже извелась на этой почве. Школы рядом-отстой. А возить далеко-ну это мучение будет. Не знаю, реально не знаю, что делать. Спрошу у батюшки, наверное, в какой школе у него дети учатся.
Пожаловаться
Ирино4ка
Ирино4ка
Калининград

з общения. А то. что Лен. я за школу. ребенок должен дома получить основы поведения и различать добро и зло. но должен уметь общаться. ну 1 класс можно осилить самой. а потом нанимать учителей. В рекламе все красиво. но дома невозможно самой дать полноценное образование. Сейчас в лицеях полностью оборудованные классы интерактивные и лаборатории. А вот как раз с теплицы вырвется на свободу и все захочется попробовать. как говорят. запретный плод сладок.

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Ой, Ириш… Я уже запуталась… Так хочется детям лучшего. И непонятно, как сделать правильнее.
Пожаловаться
МаммиТролль
МаммиТролль
У нас в гимназии много детей на семейном обучении. И они еле тянут программу. Учителя рукой махнули, т.к.тут святая воля родителей. А родители, в свою очередь, с горящими глазами рассказывают, как у них все зашибись, и какие их дети гении. Только гении эти, увы, непризнанные.

Экономия средств на форме и прочем смешно. А потом перед ОГЭ-ЕГЭ сколько на репетиторов они потратят? Да, семейникам сейчас предлагают сдавать не ОГЭ, а ГВЭ. недоэкзамен по сути. И с этим ГВЭ не всякая школа в 10 класс возьмет.

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
А что, плохо сдают? Как не тянут?
Пожаловаться
МаммиТролль
МаммиТролль
Ленусик 
Да, плохо сдают. Их же переводят из класса в класс. Учителя натягивают тройки. Родители возмущаются. Ответы слабые очень. В классе на потоке ребенок постоянно делает задания разного типа. Дома такого нет, одна сплошная поблажка. Учительница географии недавно жаловалась, что невозможно этим детям объяснить, что на четыре они не наработали. Родители уверены, что злыдни-учителя занижают оценки, а сама система- зло. Кстати, ни одного олимпиадника из числа детей на семейном обучении у нас нет. А в школе более полутысячи участников олимпиад. И участников ежегодной конференции нет. Мне кажется, оберегание ребенка от ситуации неуспеха лишает его вообще возможности учебного успеха.

Я много чего имею против школьной системы в современном виде. Но вот этот семейный ажиотаж мне еще меньше нравится.

В принципе разницы-то мне нет, каждый по-своему с ума сходит. У меня подруга матушка перевела своих детей на семейную форму, сама учит. Но она сама опытный учитель- раз. А дети катастрофически невоспитанные и неуправляемые, что уж… и вот от таких православных детей (при всем уважении к их родителям) я бы своих оградила.

Еще скажу. Очень многое зависит от конкретной школы. Возможно где-то дети мигрантов беспорядки в школах устраивают, где-то село глухое, кадров нет детей учить, где-то просто люмпенский район, и дети такие. Но при всем этом проще школу хорошую выбрать, чем огород городить. Мы возим детей в город из поселка каждый день, много времени на дорогу уходит. Но это того стоит, я считаю.

Пожаловаться
ЛарисаЯ
ЛарисаЯ
Москва
Соглашусь. Данная форма обучения — скорее философия. К экономии средств никаким боком)) Редкая мама, да и папа смогут объяснить физику, алгебру и геометрию в средней школе))) и психология тоже подтверждает — из чужих уст информация лучше доходит, чем от мамы. Т.е. выход — нанимать преподавателей по основным предметам. Частная школа наверное дешевле выйдет))).
Пожаловаться
Нетолерантная
Нетолерантная
Маргарет
11 лет
Элизабет
8 лет
МаммиТролль 
Вот прям + сто_мильёнов))) тоже знакомая на днях распиналась, как здорово ее сыну (1класс) на семейном, как они идут вперед программы, и случайно сегодня встретила общую знакомую, ее дочка с тем мальчиком в одном классе (где он числится и сдает контрольные), вот она сказала, что слабо учится мальчик… ему сложно сдавать устные предметы-коллоквиумы, работать в команде, он не успевает за потоком детей… хотя мальчик сам по себе весьма смелый, задиристый.
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Нетолерантная 
Подожди, это уже не семейное обучение, а домашнее. Там разница большая.
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
МаммиТролль 
Спасибо, Ленусь. Не думала, что кто-то недоволен семейной формой обучения. В статьях все совсем наоборот. А это именно семейное, не домашнее? Как выбирают школу? Разве сейчас посторонних пускают просто посмотреть? Или есть какие-то дни открытых дверей? Как вы выбирали?
Пожаловаться
Нетолерантная
Нетолерантная
Маргарет
11 лет
Элизабет
8 лет
Ленусик 
Именно семейное. Мальчик здоровый.
Пожаловаться
МаммиТролль
МаммиТролль
Ленусик 
Домашнее — это когда учителя ходят, а семейное — это когда семья обеспечивает учебный процесс, только аттестовывает школа, если я правильно понимаю. Речь именно о семейном. Ну не тянут родители, как бы они себя ни тешили иллюзиями.

мы пришли познакомиться с директором, побеседовать, понравилось. Маша Гуреева тоже на встречи с администрацией ходила. Есть собрания для будущих первоклассников, точнее, их родителей. В конце сентября (перед началом сезона подготовки), в конце января (перед началом беспляатной двухмесячной подготовки) — это в тех школах, где проводится егэ, если не проводится, то эти собрания могут быть позже. И вообще по каждой конкретной школе надо узнавать. На первом этапе важно, какие учителя начальных классов, какие требования в школе к детям и родителям (у нас родители заранее подписываются на «пахать» вместе с ребенком, хоть в процессе это страшно раздражает). А потом уже вопросы оснащенности школы (сколько спортзалов, какие классы, туалеты, библиотека, дают ли тетради рабочие, или же только учебники и т.п.)

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
МаммиТролль 
Понятно… Надо узнавать конкретно, когда у какой школы проходят собрания. У нас тут такие школы, конечно… Не вдохновляют совсем. Хоть переезжай. Вон, к Свете в Посад. Там, говорят, бои настоящие за места православной школе при Лавре.
Пожаловаться
МаммиТролль
МаммиТролль
Ленусик 
Возможно, школа того стоит. Но честно скажу, главное для ребенка с 1по 4 класс — какой будет учитель. От личности учителя многое зависит. Надо узнать не просто, какая школа, а кто набирает. Бывают и в самых простых школах драки за места в классе у учителя, который действительно Учитель.



Пожаловаться
ЛарисаЯ
ЛарисаЯ
Москва

Спасибо. Для кругозора и размышлений.

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Елизавета
9 лет
Вера
6 лет
Нина
4 года
Москва
Это здорово, но у меня с собственной дисциплиной проблемы. Это не для меня наверно…
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
И у меня) я тоже боюсь))
Пожаловаться
Мария
Мария
Иоанн
10 лет
Москва

Согласна со всем, но боюсь не осилю физически-морально.(( А так, хотелось бы конечно, хотя бы началку.

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Вот и я боюсь. Маш, а ты не видела видеопрезентацию их? Так все красиво, такие детки живые, и старшие тоже приятно посмотреть, пособия и учебники тоже прекрасные, ничего лишнего, пером пишут, каллиграфия есть, церковнославянский… Я сидела и слюни роняла))
Пожаловаться
Мария
Мария
Иоанн
10 лет
Москва
Ленусик 
Нет, Ленусь, не видела.
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Мария 
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Пожаловаться
Нетолерантная
Нетолерантная
Маргарет
11 лет
Элизабет
8 лет

если бы у меня был один холеный ребенок, диточка «все ей самое лучшее!», тогда да, можно было бы все организовать, всю и школьную программу на дому и культурно-развлекательную. идеальная картина))))) но у меня трое и нервы- как оголенные провода… я последние 9 месяцев не занимаюсь со старшими почти ничем(((((( я не успеваю физически. от слова совсем.

потом-если нет коллектива школьного, значит надо его организовать где-то еще, а значит платно… я вот сейчас ищу кружки девочкам-это жесть!!! какие-нибудь примитивные танцульки 4-5 тысяч в месяц! на одну. у меня двоих надо пристроить… 10 тыс в месяц на 2 часа в неделю… это работать только на детей… а после 4 класса нужны будут еще репетиторы…

следующий момент- до какого возраста держать ребенка дома?))) только началку? или и среднюю школу? или вообще все 11 лет? а как потом в институт? хотя там тоже есть свободное посещение)))) и потом прямая дорога во фрилансеры)))))))))

это я все написала применительно только к нашей ситуации, не ради спора, конечно)))) просто в статье так все сладко-идеально с этим семейным обучением, а на деле это реально подходит далеко не для всех… попробовать всегда можно, конечно. я не знаю, может за 12 лет в школе все кардинально изменилось, но я школу очень любила, это реально мои «годы чудесные», и лишать этого я своих детей не хочу. конечно, бывают нюансы, но все можно решить, благо и школ много и учителей. можно выбрать. я еще очень верю в Васильеву))))))))) может ей удастся все изменить к лучшему)

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Да, согласна с тобой во всем, у меня те же мысли. Единственное, про кружки и секции-я нашла бесплатные у нас, но что там и как, пока не спрашивала. Там и шахматы, и фигурное катание, и борьба, и гимнастика… Вопрос какого качества. Музыкалка государственная недорого 1400/мес. Рисование тоже. Я тоже на Васильеву надеюсь))



Пожаловаться
КЛЮКВА-вСахЕре
КЛЮКВА-вСахЕре
Младшая
9 лет
Средняя
13 лет
Старший
20 лет
Москва
Каждое слово сквозь сердце… мой в этом году 7-ой класс заканчивает и даже при учёте того что учится он в лицее, где ещё сохранились Учителя и Педагоги, я хотела бы его учить 1) раздельно-готова за это платить 2) все больше прихожу к тому, что смогла бы делать это дома. Хоть я-истеричка)))) но я вижу во что в школе превращаются дети((( мой сын, дети друзей, вроде даже из воцерковленных семей((( печаль… нам ещё повезло что были 5 классов православной гимназии, хоть. Ам ему было плохо с точки зрения детского коллектива, а мне с точки зрения -общих моментов, но это было очень хорошо.

Боюсь за Машу(( ее нельзя на поток отдавать, быть беде ((

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Насть, я согласна с каждым твоим словом. Те же ощущения после прочтения статьи. А какая видеопрезентация у этой школы! Я была в восторге) это разительно отличается от того, как училась я. А что ты думаешь насчет того, что вредно в теплице держать и лучше пусть учатся в реальном мире быть счастливым? Это не получается? Школа сильнее? Как бы воспитать так, чтобы ребенок не ориентировался на сверстников, на социум. Ну или хотя бы слепо не ориентировался… Я очень хочу детей на семейное, потому что помню себя. Но боюсь. Еще и пишут все, как это дорого… Но я и так дома с детьми. Это, может, кто работает-тем гораздо труднее… В статье все написано наоборот. И что дети сознательнее, и что расходов меньше, потому что дома…
Пожаловаться
КЛЮКВА-вСахЕре
КЛЮКВА-вСахЕре
Младшая
9 лет
Средняя
13 лет
Старший
20 лет
Москва
Ленусик 
Расходов, может, и меньше действительно. А ты время найдёшь? Мечты-мечты. С последним мелким выкроить даже пол-часа в день мне трудно. Младший тоже очень даже за «учиться в школе»))). Я реально с нг только 1 раз смогла заняться -30 мин оторвала ото сна -мы в обед, положив младшую, куклу со старшей шили. Я посмотрела на ее синяки под глазами и больше так не делаю, кукла недошита:(( социум -очень нужен. Можно на постоянной основе развивашки, где дети будут интерактивно общаться друг с другом. Просто дома посадить и спрятать от мира-не лучшая идея. Как уберечь… я склоняюсь к началке. Очень важна хорошая, идеологически выверенная началка. Одной воскресной школы мало. А когда окрепнет можно и в обычную хорошую школу переводить. С сыном получилось, результат мне нравится -но и дома много вкладывали морали и нравственности. Смогу ли найти школу для девчонок такую и возить туда… скорее всего-нет. Это жаль, девочки очень легко извращаются((
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
КЛЮКВА-вСахЕре 
Я в смятении… Вчера вот были на горке, а там девочки. Так общаются… «Отвали… Че расселась тут, иди отсюда… Кривож.о.п.а.я..» мои это слушают, а мне прямо жутко. Они такого не слышали даже, лезут к ним, им играть с ними хочется. И вот только когда им сказали более знакомое им «отстань», Ксюша возмутилась «ты зачем обижаешь моего братика, грубая девочка?» она: «я не грубая». «Нет, грубая, потому что ты говоришь „отстань“..» И на все это смотрят мамы-им нормально, что девочки разговаривают, как хабалки. Может, они дома так с детьми общаются? Я, наверное, совсем потерялась в нормах нравственности. Может, и не так это все страшно, конечно, но из кучи мелочей потом будет состоять личность человека. А времени реально не хватает. Ты-то хоть работаешь, понятно. Вопрос еще в том, станет ли со школой легче в этом плане. Все говорят, программа ужасная, учебники тоже. Дети наглые, учителей не уважают. И все дома с детьми домашку делают все равно.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи

это всё хорошо только для начальной школы, а потом всё равно придётся столкнуться не с видением мальчиков и девочек на балах, а школой. И да- это очень дорого, учиться дома. Потому что надо маме оставить мысли о работе. И возникает вопрос абсолютной социльной незащищённости в старости — социальная минимальная пенсия — это грань нищеты, а только она светит. Увы, общество не нацелено на поддержку семейного образования, в стаж маме никто этот её подвиг не впишет.

Про счастье и умиротворение от домашнего образования — я лучше буду учить детей быть счастливыми в любых жизненных обстоятельствах, чем обеспечивать им теплицу.

В общем, пишется красиво, на деле выполнимо для мам, которые сидят в декрете, но это действительно настолько колоссальный труд, что я бы на него не пошла. Счастливые дети у счастливых родителей. И превращать себя в загнанную лошадь ради обеспечивания тепличных условий — не думаю, что это принесёт кому-то счастье.

Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
Вот про теплицу согласна!
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Я тоже боюсь трудностей, пока не решила точно. Возможно, мне придется для окончательного решения поводить ее в школу некоторое время, так сказать, пробудить стимул)) про теплицу точно не могу сказать, в статьях семейников я читаю противоположное. Дети вырастают независимыми от социума и от чужого мнения-это и в статье говорится. Возможно имеет значение возраст. До какого-то возраста нужно и полезно подержать в теплице, питая как можно больше, всем хорошим. Это и святые так говорят. Но дети разные, наверное, все по-разному у всех. Я пока никак не пробовала. А школа потрясающая, я посмотрела видеопрезентацию-просто мечта. Я бы очень хотела, чтобы мои в такой учились.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
Ленусик 
я бы тоже хотела детям школу по своему выбору — но к сожалению есть что есть. Помоги Бог, Лен! В любом случае это твой выбор.
Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
Учиться дома счастье? Почему они за всех беруьсч решать?
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Исходят из своего опыта, видимо. Они же педагоги, психологи.
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Средний
8 лет
Крошка
6 лет
Москва
Очень интересно! Существенный минус — не все родители потянут семейное образование. Началку может быть, а потом трудно. И сдавать большие объемы материала тоже трудно маленьким.

А вот раздельное обучение мне реально нравится.

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Да, я тоже боюсь) но я видела видеопрезентацию: РКШ-это не школа, а мечта. Если бы была такая школа, я бы на работу вышла, но детей бы в нее устроила. Как там все красиво. Дети необыкновенно красивые, и младшие, и старшеклассники, и пособия, и учебники, и сами педагоги. Я пока не решилась на семейное, но стараюсь. Очень хочется.
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Средний
8 лет
Крошка
6 лет
Москва
Ленусик 

Ну не может быть все так идеально) реклама есть реклама)