Еще до того, как я прочитала эту статью, я была глубоко убеждена, что сюсюканье, куда я отношу и ласковые «прозвища» для своего ребенка, никаким образом не влияет на его способность говорить в будущем правильно, и уж тем более не является прямой дорогой к логопеду, поскольку сюсюканье особенно в раннем возрасте (допустим до полугода), на мой взгляд, позволяет наладить контакт мамы и ребенка и вызвать положительные эмоции у обоих.
На какой мамский форум ни зайди – почти везде обсуждают проблему, нужно сюсюкать с ребенком или нет.
Чаще склоняются к тому, что нет, не нужно. Мол, говорить лучше на обычном языке, старательно избегая детских неологизмов.
Последние де – верный путь к логопедическим проблемам. И вообще… Особенно часто жалуются на бабушек, которые якобы «перебарщивают» с таким общением.
Между тем, ученые уверены в том, что бабушки, которые говорят на так называемом baby talk, как раз ведут себя правильно.
С малышом до 2 (по некоторым данным, до 4) лет можно и нужно говорить на особом языке!
Более того, только очень старательная женщина может заставить себя побороть природный инстинкт и говорить с крохой, как со взрослым. Бабушкины «Ути, мой сладенький» и «Ну что, накушался, да?» – как бы не резали они вам слух – вполне естественны. Говоря так с дитятей, женщины старшего поколения вносят ценный вклад в формирование детской речи, психики и личности, в целом.
Сюсюкают все!
Удивительно, что все люди (независимо от того, какой язык их родной) на инстинктивном уровне стараются говорить с маленькими детьми иначе, не так, как друг с другом. Такая речь называется по-английски baby talk.
Конечно, слова baby talk, используемые в разных языках, отличаются. Но это уже филологические нюансы, а, по сути, феномен использования особой лексики и интонации при обращении к неговорящему ребенку есть во всех без исключения языках мира!
Одним из первых исследований, доказавших это, была работа Грэга Брайанта и Кларка Баррета из университета Калифорнии (результаты ее были опубликованы в 2007 году в Psychological Science). Они записывали отдельно голоса женщин, обращавшихся сначала к детям, а потом к взрослым. Затем записи давали послушать жителям эквадорской деревни, которые практически безошибочно определяли, кому именно была адресована речь (хотя смысл они не понимали).
Говоря с детьми, люди по всему миру искажают отдельные слова, становятся более многословными, говорят громче и пытаются с помощью уточнений как бы имитировать диалог с малышом.
Такая речь – форма игры, которая готовит неговорящего ребенка к общению с другими людьми. Поэтому утверждение о вреде сюсюкания равносильно тезису о вреде, например, ролевой игры.
Материнский мозг – другой:
Рождение ребенка делает женщину экстравертом
В мозге молодой матери особенно активно работают участки, ответственные за речь. Ее организм словно специально готовится к тому, чтобы общаться с малышом на совершенно ином уровне. К такому выводу в 2010 году пришли ученые, сопоставившие процессы работы мозга у бездетных мужчин и женщин и родителей, чьи дети еще не разговаривают. Для контроля в эксперименте также участвовали мамы и папы говорящих дошкольников.
Кроме того, оказалось, что в организме молодых мам активизируется выработка веществ, считающиеся «ответственными» за черты, которые свойственны экстравертам.
Авторы исследования предположили, что Природа таким образом сама заботиться о том, чтобы между мамой и малышом установился контакт. Изменения происходят на тонкой нейронном уровне, так что сама мать порой не замечает, что говорит с ребенком с элементами сюсюкания.
Baby talk: если ли толк?
Любопытные данные приводит американский исследователь Эрик Тиссен (исследование проводилось в 2005 году). Он продемонстрировал, что сюсюканье не только невредно и нравится детям, но еще и полезно для раннего развития.
В ходе проведенных Тиссеном экспериментов обнаружилось, что дети, с которыми время от времени сюсюкают, быстрее учат слова родного языка.
8-месячным малышам давали в течение 2 минут послушать быструю речь, состоящую из незнакомых слов. Те дети, которым включали запись с элементами baby talk, запоминали новые слова быстрее, чем те, кто слушал обычный взрослый монолог.
Эта уникальная особенность восприятия помогает запоминать слова иностранного языка, именно поэтому считается, что дети более способны к схватыванию чужой лексики, чем взрослые. Мультфильмы, песенки, диалоги в детских передачах для изучения иностранному языку, часто включают в себя нарочитые (иногда раздражающие взрослых) элементы baby talk. Однако, если включать ребенку обычные аудиозаписи, детского преимущества в запоминании новых слов может и не оказаться.
Откуда взялся миф о вреде сюсюканья?
Если ученые столь единодушны, почему тогда многие мамы (и не только в России!) твердо убеждены, что baby talk – прямой путь к логопедическим проблемам, речевым ошибкам и даже задержкам речевого развития?
Оказывается, большое влияние на умы до сих пор имеет книга философа и поэта Б. Ф. Скиннера, полагавшего, что любое обучение и развитие происходит только в результате некоего позитивного воздействия. Эта теория долгое время господствовала в педагогике, в том числе – в преподавании иностранного языка. Сейчас от этой концепции практически полностью отказались: современные исследователи исходят из того, что люди учат язык легко и естественно; в норме ребенок, погруженный в языковую среду, осваивает устную речь даже при отсутствии специального педагогического влияния извне.
Идеи Скиннера в области языковой педагогики начали критиковать довольно давно: даже современники считали, что его работе в этой области не хватает экспериментальных подтверждений.
Пост старый, но не смогла обойти стороной. Со мной сюсюкался мой папа достаточно долго и ничего плохого от этого не произошло. Огромный МИФ, на мой взгляд, что страдает дикция (я по образованию актриса и никогда не имела проблем с дикцией и словарным запасом). Сейчас у меня есть сын и я с ним посюсюкиваю, пока он еще кроха, но и в серьезной манере тоже разговариваю, считаю это совершенно нормальным. Везде — главное соблюсти меру! И не делать из мухи слона! Любите своих детей!)))