Ребёнок, который хотел руководить

Когда у тебя трое детей, мысль о том, что с одним из них ты не сможешь договориться, кажется абсурдной. Что значит не сможешь? Ну а жить-то с ним как?

Все мы живем в плену своих представлений и своего опыта. Так и я. Жила в плену своих представлений и своего опыта. Согласно которым дети обязаны слушаться родителей, иногда баловаться, требовать конфет и пирожных, хныкать, но недолго, а потом стремительно улучшаться, ну и далее как повезет. Двоих детей из трех мне выдали полностью соответствующих моему внутреннему списку, а вот со средней девочкой всё вышло иначе. Единственная из всех нас, она с детства любит идеальную тишину, идеальную чистоту и… чтобы её все слушались.

С того момента как дочь начала говорить, ей всегда было что сказать. «Я хочу, чтобы ты попросила меня так, а не эдак», «Я решаю, куда мы пойдем, и только я», «Почему ты не можешь разговаривать со мной ласково все утро?», «Перестань считать! Просто убеди меня!», «Взрослые себя так не ведут: ты не можешь надеть хвост и танцевать!» О, эти интонации сводили нас с ума! Всех взрослых в её окружении — от родителей и воспитателей в детском саду до случайных прохожих в метрополитене. Как вы сами отреагируете, если четырёхлетняя пигалица прочтет вам аргументированную нотацию о подборе слов в вашей речи?

Мы ходили к психологу, мы советовались с педиатром, мы пытались не обращать внимания, злились, перевоспитывали, сомневались в себе, уступали и протестовали. Кажется, что за пять с половиной лет жизни с деткой было испытано всё.

Психолог говорила мне, поправляя очки на носу: «Вы слишком мягкая мама! Ребёнку нужен авторитет, жёсткость, незыблемые правила. Вы не дали ей этого? Она сама установит вам правила».

Примерно так всё и было. Деточка устанавливала свои правила, а мы, как несносные кидалты, вынужденные жить со строгой родительницей, то ерепенились, то терпели. Наконец я, видимо, дозрела и больше интуитивно, чем сознательно, поменяла сразу три вещи: телесный контакт, темы для разговоров и формат досуга.

Собственно, началось все с телесности — я обнаружила, что двое моих детей, с которыми у меня нет проблем, чаще и больше обнимаются с нами и друг с другом. А привыкшая с детства — и приучившая нас — к телесной сдержанности средняя как-то сепарируется из общей кучи малы. Несколько недель я шаг за шагом «оттаивала» её и приучала к прикосновениям. Говорят, что так приучают взятых из детского дома детей, — что ж, похоже, у меня было ре-усыновление собственного слишком раннего ребёнка. Через месяц я обнаружила непривычное: девочка, которая раньше волевым усилием прекращала все обращенные к ней нежности, стала подбегать и обнимать меня.

Второй вещью, которая изменилась, стали темы для обсуждения. Ни для кого не секрет, что в ежедневной гонке, пытаясь успеть всё и везде, мы нередко переключаемся с детьми на режим «сигналов и импульсов». «Сделай», «принеси», «выключи», «не стой», «быстрее», «аккуратнее» — и даже если переключаемся из гонки «дом — сад — школа — секции — дом» на что-нибудь вроде семейной выпечки или мультиков, разговаривать продолжаем в том же режиме. Я стала очень жёстко следить за тем, как и о чём разговариваю с детьми: обсуждать с ними книги, придумывать истории, рассказывать друг другу сказки. Оказалось, что сокращение числа глаголов в повелительном наклонении в моей речи влияет и на речь дочери.

И наконец, мы добираемся до темы досуга. Я не скажу, что я выбирала какие-то особенные, педагогически выверенные спектакли. За эту осень совершенно случайным образом мы посмотрели один еврейский спектакль, поставленный проектом «Эшколь», один спектакль в ТЮЗе и побывали на нескольких тусовках для «мам с детьми». Тут-то у меня и случился инсайт.

Большая часть моей коммуникации с детьми долгое время происходила с точки зрения функций. В смысле, я обнимаю их, когда вытираю после ванны или когда вытаскиваю из кровати утром (а не тогда, когда мне просто случайно захотелось). Я разговариваю с ними чаще всего о чём-то, что имеет значение прямо сейчас, что нужно сделать немедленно, или побыстрее, или завтра (а не о том, что облако на небе похоже на шапочку от кремового рожка). Я хожу с ними на детские спектакли, выбирая те, что подлиннее, — чтобы пару часов провести в темном и тихом пространстве, где не надо отвечать на вопросы и разговаривать. Я вела себя как типичная уставшая холодная мама.

И у меня получались такие типичные советские дети: чисто умытые, аккуратно причесанные, со знанием английского языка и базовыми навыками лепки медведя, но совершенно лишённые моего подлинного присутствия, если вы понимаете, о чём я.

С этой осени я начала выбирать совершенно другие способы общения с ними. И совершенно другие способы досуга. Не те спектакли, которые дадут мне помолчать в тишине (хотя как же хочется именно этого после целой недели работы на износ!), а те, в которых мы вместе будем танцевать, колдовать и ползать по сцене наперегонки в нелепых масках. И меня отлично выручает в этом смысле театр «Волшебная лампа», спектакли проекта «Эшколь», театральные мастерские на «Флаконе» и детские кружки в Еврейском центре. Все они не дают мне остаться в стороне от тех процессов, в которых участвуют мои дети, — и я наконец чувствую себя мамой, а не воспитателем. А моя дочь оттаивает с каждыми следующими выходными, и это начинают замечать даже наши знакомые.

Я выбираю фильмы, которые я смотрела в моем детстве, и выбираю слова, которыми расскажу своим детям о том, почему музыка из этих фильмов заставляет меня плакать, — таким образом мы смотрим то «Приключения Электроника», то булычевскую «Алису», то «Десятое королевство», которое я когда-то открыла для себя со старшей дочерью. Я выбираю места, где у меня не будет шанса остаться в стороне, — и вместо ресторана с детской анимацией иду в «Типографию» напротив бывшего Golden Palace и сажусь на пол, чтобы впервые за 30 лет поиграть в куклы-и-машинки. Когда я поправляю вывернутую ногу общественной Барби, моя дочь подходит ко мне и спрашивает: «Мама, а куда мы пойдем дальше?» «А куда бы тебе хотелось, малыш?» — «Не знаю, ты же мама, ты и решай!» Ого, говорю я про себя, ого. Кажется, это прорыв.

Майя Богданова


Диана
Диана
Софья
7 лет
Новороссийск
47404

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Тату
Тату
БудущийПрезидент
13 лет
Пенза

Пожаловаться
Диана
Диана
Софья
7 лет
Новороссийск

Пожаловаться
мамамальчиков
мамамальчиков
Саша
19 лет
Сарапул

Получается это не в девочке была проблема а в вас?

Пожаловаться
Тату
Тату
БудущийПрезидент
13 лет
Пенза
и даже не в ней)
Пожаловаться
мамамальчиков
мамамальчиков
Саша
19 лет
Сарапул
Тату 

Почему это? Мама ведь сама изменила тактику...

Пожаловаться
Тату
Тату
БудущийПрезидент
13 лет
Пенза
мамамальчиков 
ну это текст то не автора поста. поэтому я и говорю, что не в ней)

и, я бы сказала, во всех нас.

Пожаловаться
Диана
Диана
Софья
7 лет
Новороссийск
Автор текста не я. А так да, дело всегда не в детях