Особенности воспитания в разных семьях

Особенности воспитания 2х-3х детей.

Суще­ственное влияние на развитие лич­ностных качеств и успешность социальной адаптации ребенка оказывает порядок рождения, и взаимоотношения с братьями сестрами могут.

Старший ребенок имеет наилучшую исходную позицию для психического развития, поскольку безраздельная любовь и забота родителей в первые годы жизни придают ему чувство определенной устойчивости. Он с детства осознает свое особое положение в семье и, как правило, у него развито чувство ответственности. Если родители доверяют ему свои заботы и делят­ся с ним своими планами, это как бы приподнимает ребенка, подтверждает его статус.

У второ­го ребенка может наблюдаться развитие непомерного честолю­бия и привычки с боем добиваться своего. Он может проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности, обойдя старшего, но такая ситуация чревата осложнениями, так как вызывает ревность старшего и опасение, что выскочка потес­нит его в сердцах родителей.

Младший ребенок с детства часто окружен всеобщим обо­жанием, все опекают его, многое делают за него и постоянно поучают и воспитывают. Такое положение может стимулиро­вать его к тому, чтобы доказать, что он может сделать все сам, и он зачастую вырастает человеком, отчаянно стремящимся к превосходству и решившим быть лучше во всем. Другая группа младших детей не имеет достаточной энергии и уверенности в себе из-за характе­ра взаимоотношений со старшими сиблингами, и тогда стара­ется уклоняться от своих обязанностей, избегает таких опас­ных ситуаций, как проверка его способностей.

Средний ребенок в семье – наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой,- ивелируются все «плюсы» и преимущества обеих позиции.

Старший ребенок
В исторические времена, когда общество больше подчинялось авторитетам и следовало суровым жизненным законам, старший сын в семье пользовался особенным уважением только потому, что являлся первенцем. Сегодня ситуация изменилась. Возраст в современном обществе не играет ключевой роли в семье. Родители стараются делить свою любовь между всеми детьми поровну. Впрочем, есть и такие родители, кто обращается со старшим ребенком более строго, возлагает на него особые надежды. Такое поведение неизбежно ведет к определенным нежелательным последствиям.

Как обеспечить всем детям психологический комфорт?


Сводим на нет вражду и соперничество между детьми. Ведь разумное и здравое разрешение проблем ревности у детей встречается крайне редко. В большинстве случаев это волнующее и неприятное чувство заставляет ребенка вести себя более инфантильно. Научите детей жить дружно, это даст им возможность избавиться от мелких разногласий, а также в полной мере ощутить радость жизни, радость детства без взаимных обид и зависти, счастье расти вместе с братьями и сестрами.
Не взваливаем заботу о младшем на плечи старшего. С практической точки зрения такой подход представляется родителям привлекательным, но успехом он увенчивается редко. Такой подход портит отношения между детьми, а также мешает старшему ребенку чувствовать себя свободным. Воспитывать ответственность в детях можно и нужно, однако следует соблюдать допустимые границы. Ребенку необходимо играть, ощущать свою свободу, раскованность и непринужденность – настолько, насколько мы можем ему это позволить.
Не регламентируем привилегии старших и младших детей. Нужно всегда быть справедливыми, тогда первенец будет уверен в себе, а младшие дети захотят расти. Приводите детей к мысли также и о месте родителей в этой возрастной иерархии.
Выстраиваем с детьми добрые взаимоотношения. Ребенок должен хотеть быть похожим на родителей. Он будет подражать родителям, если они ему нравятся. Если же они выглядят в его глазах скучными занудами, ребенок захочет поскорее вырасти, лишь бы стать свободным от родительского общества. Но и во взрослой жизни его будут преследовать досаждающие и раздражающие авторитетные личности. Стать взрослым – это значит жить с родителями в согласии. Родители могут способствовать этому, если их взаимоотношения с детьми будут добрыми и радостными. Тогда ребенок научится легко находить общий язык с людьми разного возраста, потому что у него будет выработан доброжелательный подход к окружающим.дети, младший ребенок, старший ребенок, брат и сестра

Младший ребенок
Обычно с младшим ребенком родители обращаются, как с любимчиком, будучи нежными и ласковыми не только на словах. Они искренне считают младшего ребенка маленьким и долгое время относятся к нему, как к младенцу, даже когда он давно вышел из младенческого возраста. Особенно часто подобное отношение возникает в семье тогда, когда младший ребенок рождается спустя несколько лет после появления предыдущего. Малыша балуют все – не только взрослые, но и братья-сестры, которые не видят в нем соперника.

Младший ребенок радуется окружающей заботе и любви, но становится зависимым. Он счастлив, пока мал, но, повзрослев, неизбежно столкнется с жизненными трудностями, которые превратят его в беспокойную и мнительную личность. Возможно, такое состояние станет заметно в школьном возрасте или даже позже. В любом случае, ребенок длительное время будет нуждаться в поддержке, станет инфантильным. Такие проявления нередки и у взрослых людей, когда они гораздо комфортнее и увереннее чувствуют себя, когда за них принимают решения другие. Чтобы уменьшить последствия этой проблемы, следует приложить определенные усилия. Прежде всего, нужно ободрять ребенка, особенно когда он встревожен (например, когда идет в первый класс). Расскажите ему, как в первый класс отправлялись его старшие братья или сестры.

дети в многодетной семье

Психологические трудности младшего ребенка
Если между младшим ребенком и старшими детьми разница достаточно велика, он оказывается сразу перед несколькими авторитетами (родители, старшие братья и сестры). С одной стороны, это может затянуть его детство, с другой – привести к чувствам отчаяния и вражды. Он неизбежно потерпит поражение, соревнуясь в чем-то со старшими только потому, что у него меньше жизненного опыта.

Родителям очень важно научиться проявлять в воспитании гибкость. Обращаться одинаково со всеми детьми невозможно, ведь дети все разные, и родители их всех очень любят, но любят по-разному! Но мы не имеем альтернативы, и не следует думать, что существует универсальный ответ на вопросы, которые встают перед нами при воспитании нескольких детей. Например, когда четырехлетний мальчик расплачется от того, что потерял игрушку, мы утешим его, обняв и поцеловав. Но очевидно, что в похожей ситуации с его 12-летней сестрой следует общаться иначе. Иными словами, свою любовь к детям мы можем выражать различными способами. Одну и ту же проблему можно решить ласковым жестом и поцелуем в одном случае, терпеливым объяснением – в другом. Конечно, младший ребенок требует больше заботы, ласки. Мы не можем уделять старшим столько же внимания. Главное же – не перестараться. Будет лучше, если прежде родители станут заботиться о старшем ребенке. Нельзя позволять себе забывать о нем только потому, что он вырос и стал проводить много времени вне дома. Младший ребенок в данном случае отвергнутым себя не почувствует, напротив, он будет стараться занять место старших в семейной иерархии.

Неполная семья

Неполная семья – это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже – одинокий отец).

Необходимость ухода за ребёнком при отсутствии помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность [3]. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребёнком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребёнка.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребёнка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка [6].

У таких детей хуже успеваемость, они склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениям инфантильности, нередко негативно относятся к родителям. Отличаются от сверстников нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством непохожести на ровесников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в её повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений её поведения, активным поиском «значимого взрослого».

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

В неполной семье отсутствует главное – пример брачных отношений [5]. Поэтому отсутствует для детей – будущих супругов и родителей – определённая возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искажённое представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жён, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены [3]: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт. У него не формируется твёрдость характера, дисциплинированность, самостоятельность, решительность. Девочке общение с отцом помогает в формировании образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым – обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Для маленького ребёнка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребёнка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений. Ребёнок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребёнок ясно осознаёт, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждёт. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Единственный ребенок

Существует две наиболее распространенные точки зрения: первая — единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев; вторая — единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут — неопытность. Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста. Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: ТОЛЬКО НИКАКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ!


ЦАЦА
ЦАЦА
Дмитрий
8 лет
Ксения
3 года
Астрахань
002488

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества