Про кризис 3 лет.

Часто стала тут видеть посты, дескать у ребенка кризис 3х лет, что делать?

Напишу вам свое видение ситуации, которое сформировалось от прочтения массы психологической литературы о детях :)

1. Это кризис в первую очередь не у ребенка, а у родителя. Что вообще такое кризис? Мы в последнее время стали бояться этого слова, хотя ничего страшного в нем нет. Это переломная ситуация, когда старые методы перестают работать, а новые еще не найдены, из-за этого многие люди ощущают собственное бессилие. А выход из кризиса как раз именно в том, чтобы активировать свои силы и знания и найти новые методы. Так вот, т.н «кризис трех лет» — это как раз кризис нашего родительства, ребенок растет и развивается, с познанием мира растут и его желания, и вдруг старые методы воздействия на него перестают работать, и пока новых родитель не придумал, мы получаем неуправляемого ребенка, а еще логичнее сказать мы получаем ситуацию ровно наоборот нами желаемой, это не мы ребенком управляем, а он нами. Осознали, что проблема не в ребенке и не в нас самих? А всего лишь проблема налаживания взаимодействия :) И это далеко не последний кризис, который мы как родители будем проходить, готовимся, нам придется и дальше осваивать новые уровни взаимодействия с нашими детьми :)

И не хочу слышать про «не могу ничего исправить» — вы все можете!

2. Психи и истерики — это нормально. Заметила, что многие родители говорят, дескать это ненормально, что ребенок топает ногами, кричит и плачет. Знаете, смотря на то, как ведут себя при «неполучении желаемого некоторые взрослые»… это просто двойные стандарты. У нас не все взрослые-то умеют контролировать свой гнев, что уж говорить про детей. Испытывать негативные эмоции — это нормально! Ребенок истерит не потому что он плохой, больной и не потому что он хочет сделать плохо своим родителям (как некоторые думают назло), а потому что он пока не знает как ЕЩЕ получить желаемое, и это совершенно естественное поведение человека — злиться и выражать агрессию, если что-то не по-нашему. Вообще знаю две крайности решения этого вопроса. Одни родители ребенка вообще пытаются лишить возможности проявлять негативные эмоции, наказывают за них, ругают, обзывают. Вторые родители, наоборот, сверхмеры поощряют все эти выплески — дескать, тебе плохо, ну поплачь, пошвыряй что-нибудь. Я за золотую середину — делать из ребенка нытика я не хочу провоцировать все эти слезы, но и если сам заплакал или разозлился, за выражение эмоций не наказываю. Поняли, что ситуация совершенно нормальна и логична? :)

3. Стереотипность мышления у детей. А теперь когда мы перестали костерить себя и своего ребенка за ненормальность, перейдем к решению ситуации. У детей очень простая логика, прямая. Мы, родители, часто забываем об этом и пытаемся судить о детях по себе, дескать я вот терплю твои истерики, ты должен понять, что я тебя люблю и перестать так себя вести, а ребенок все нкиак не понимает и продолжает гнуть свою линию. А все потмоу что у ребенка прямая логика + очень мало осознаваемых программ, то есть дети более стереотипно себя ведут, чем взрослые, у них меньше выбора и меньше вариантов. И если у ребенка сработал один раз шаблон «зарыдал — получил желаемое», он будет так делать и дальше. А когда мама будет пытаться прикрыть эту лавочку, ребенок будет еще сильнее рыдать, так как обидно и непонятно, что делать — в прошлый-то раз сработало. Мы привыкли называть это манипулированием, причем в плохом смысле :) На деле это совершенно нормальная схема для ребенка, он когда только родился, имел в своем арсенале единственный инструмент, чтобы быстро привлечь внимание мамы — плакать. Это способ общения, способ сказать маме — я это хочу, мне лпохо, что я не получаю желаемое. И ребенок использует этот инструмент до тех пор, пока именно он работает, а других он не знает.

4. Открепляем «вредные навыки». Хорошая новость в том, что у маленьких детей быстрозамещаемая память. Действительно чем младше ребенок, тем легче его «перепрограммировать», чем старше — тем больше времени потребуется. Так что не надо пугаться неудач или ожидать прямо сиюмитного эффекта с теми же трехлетками. Логика опять же простая, чтобы открепить вредный навык, нужно, чтобы он не давал желаемого результата. Вот как ребенок поймет — что навык НЕ работает, он его откинет в дальнюю корзину своего подсознания, так как дети по своей природе очень рациональны :) Так что не поощрять истерику — это значит не давать желаемого. Причем одну ошибку допускают родители в этом месте — это они наказывают еще больше, ну дескать, чтобы усилить воспитательный эффект. Ах ты истеришь, что конфетку хочешь, ну вот теперь не получишь конфетку целую неделю! И лишил, таким образом, ребенка заиметь «положительный навык». А потом печаль-беда, почему он сам не придумал ничего новенького, окромя как устроить истерику, я ведь его в прошлый раз наказал — ууу какой глупый, ребенок, еще раз накажу да посильнее, чтобы точно понял. А мы-то детям на кой, не чтобы разве показать и научить, ждать, пока он сам придумает новое и терпеть старое — это долго да и как-то травматично :)

5. Закрепляем «положительные навыки». Так вот вместо того, чтобы блокировать ребенку возможность научиться просить так, как понравится вам, вы ребенку лучше эту возможность предоставьте. Вы уже показали, что истерика не работает, и истерика закончилась. Пора учить ребенка добывать желаемое позитивными навыками :) Вот теперь пора спрашивать о желании и предложить какой-нибудь полезный вариант его исполнения. Помните, когда вы спрашиваете ребенка, чего он хочет, у него появляется очень важное ощущение, что он нужен. А когда вы уточняете его желание, проговариваете, помогаете даже в каком-то моменте сформулировать — у него появляется еще одно важнейшее ощущение — что его услышали и поняли. Все это дает ребенку чувство безопасности. «Вооот, когда ты не плачешь и не кричишь, я тебя слышу. Так что ты хочешь? Поняла, ты хочешь конфетку.» Закрепляем навык «спокойно заявить о своем желании», таким образом, вы говорите ребенку, хочешь чтобы я тебя услышала, скажи спокойно. А далее уже можете что-то ему предложить, зависит от желания :) «Сначала покушай, а потом я дам тебе конфетку». И у ребенка закрепился полезный навык, что сладкое едим на сытый желудок :) несколько таких упражнений и ребенок сам подойдет к вам спокойно просить конфетку после еды :)

6. И самое важное — это систематичность. Детям в маленьком возрасте тяжело сориентироваться, если постоянно меняются условия. Вчера мама не дала конфетку во время истерики, а сегодня дала. Так надо себя вести так или нет? Поэтому, не делайте «поблажек», они только сбивают с толку, установите для ребенка понятный режим, учите детей все новым полезным навыкам, пусть у них растет выбор полезных инструментов для получения желаемого :)

И все у вас будет хорошо Про кризис 3 лет.


Елена
Елена
Новосибирск
1128575

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мальвина Карловна
Мальвина Карловна
Тулун

Спасибо за пост

Пожаловаться
Мышка
Мышка
Малышок
6 лет
Челябинск

хорошая, полезная статья!)

Пожаловаться
Безумный Шляпник
Безумный Шляпник
Средний
13 лет
Младший
9 лет
Асбест

Не было у нас кризиса трех лет))

Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск
ну по сути переходный период есть у всех, просто у кого-то он проходит тихо-мирно и мы его не замечаем даже :)
Пожаловаться
Безумный Шляпник
Безумный Шляпник
Средний
13 лет
Младший
9 лет
Асбест
Елена 

Ну у старшего любой возраст был кризисных — лет так до 9))
Средний немного особенный, там и не понять… А маленький еще маленький пока. Но на полу валяться уже щас умеет)))))

Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск
Безумный Шляпник 
на полу валяться и наш умеет :)))



Пожаловаться
Иринка
Иринка
Арина
8 лет
Новосибирск

согласна ))) у нас была проблема истерик год назад. Потом почти прошло. Вот как раз именно таким способом: если хочешь, чтобы я тебя услышала — скажи спокойно. Ну, и плюс, есть определенные правила, которые установлены в семье, которым следуют все члены семьи: сладкое только после основного приема пищи, пришел с улицы — переоделся и помыл руки и т.д. Иногда сбивают налаженный ритм бабушки :-) после общения с ними ребенок на какое-то время становится неуправляемым, но все приходит в норму через какое-то время.

Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск
ну бабушки это не беда, даже, пожалуй, хорошо, потом поймет, что у бабушек можно позволить себе чуть больше и расслабиться, а дома это не прокатывает и не стоит даже практиковать :)
Пожаловаться
Дена
Дена
Геннадий
5 лет
По полочкам разложила:-) спасибо!:-)
Пожаловаться
Lilu
Lilu
Семён
7 лет
Казань
С моим ребенком это все не канает;) сейчас чуть проще стало… А вот в возрасте 2-3,5 лет был полный абзац! Истерики были постоянные, и ни разу(!) дочь не добивалась своего истерикой, но истерики продолжались. Объясняли и разговаривали… «Сейчас нельзя/нужно то то, потому что… Так как ты хочешь увы не получится, потому что...», дочь: «а мне плевать(выражаясь фигурально)! Я хочу ТАК и никак иначе» и так изо дня в день из месяца в месяц… Да и сейчас бывает, но реже и не так категорично с ее стороны, короче уже чаще получается договориться;)
Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск

Схема для всех одинаковая, но на поведение детей влияет гораздо больше, чем тут описано. Дети очень разные, разная воля, разный характер, разный пример перед глазами :) Я затронула очень малую часть воспитательного процесса :) Потом как-нить еще про стереотипность поведенческих шаблонов напишу. К примеру, как бы ты ни ругал ребенка за что-то, но если в доме кто-то систематически это делает, ребенок может продолжать тоже, несмотря на все усилия, если воспринимает этого человека за авторитет. Причем проблема взрослых, что мы в себе не замечаем многого, а потом в гипертрофированном виде видим это в детях и удивляемся — я такому не учил :)

Помню как-то муж с психу кинул пульт — была оч яркая эмоц. реакция, так сын потом очень долгое время психуя кидал игрушки, это было-то один раз со стороны мужа, мы долго потом отучали от этой эмоц. реакции, хотя она может проявиться и сейчас.

Или как-то вот мне девушка жаловалась, дескать ничего не могу сделать с ребенком, упрямый и все, потом выяснилось, что у нее дома очень упрямый муж, я говорю — что ты хочешь? У вас дома авторитет упрямец, а ты хочешь, чтобы ребенок был покладистый. С чего бы :) Ты его учишь одному, он приходит, видит отца, у него возникает конфликт в твоей науке, мама говорит, что хорошо одно, а папа ведет себя по-другому, при этом папу мама любит и боготворит, так как мне себя вести :))) Причем я ей пока этого не объяснила, она реально понять не могла, почему все ее методы не работают.

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Ульяновск
Спасибо за советы! Подскажите, как на ваш взгляд правильно реагировать на то, что ребенок толкает и порой бьет других детей. Особенно в компании наших друзей. Началось все с того момента как пошел в сад. Толкает и улыбается. И вроде внимание взрослых к себе привлечь хочет, а может перевозбуждается. Объясняли, ругали. Но через полчаса опять повторяет
Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск
Мы тоже через это прошли :)) ребенок может вообще просто играть так даже, не имея намерений обидеть. Тут только систематически пресекать и объяснять. Вы как наказываете?
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Ульяновск
Елена 
Обычно стараюсь объяснить, когда доведет и отругать могу. Если после этого повторяется снова лишаем сладостей или уходим домой. Намеренно толкает двоюродных младших сестренок. Видимо ревнует бабушек/дедушек. Может прийти и сам рассказать, что обидел, толкнул. Ну и в играх, догонялках толкает детей. Если не хочет, чтобы к нему подходил ребенок, может толкнуть его.



Пожаловаться
Yuliya Uzun
Yuliya Uzun
Сафийе
6 лет
Аланья

Все верно)

Я сейчас так и стараюсь делать. Поэтому вопрос с террасой решился и без ключа. Я добилась того что он стал понимать если дверь закрыта значит там делать нечего

Пожаловаться
Юля Хорошая
Юля Хорошая
Сын
2 года
Воронеж

полностью согласна с твоим постулатами)

Пожаловаться
Ка Ми
Ка Ми
Сын
10 лет

а я считаю, что кризис как раз у ребенка, а не у родителей. я о нем не думала вообще, не боялась и не ждала, а потом ребенка как подменили. ровно в три кризис прошел сам по себе, ребенок стал спокойнее. так что я считаю, что кризис есть.

Пожаловаться
LisalisAnna
LisalisAnna
Виктория
8 лет
Новосибирск
Хорошо написала, доходчиво.?



Пожаловаться
Клепа
Клепа
Барнаул

Спасибо за статью. Очень полезная информация.

Пожаловаться
Afina
Afina
Боец
7 лет
Дракон
5 лет
Новосибирск

В общем, вести себя надо последовательно)

Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск

да :) и не бояться, а то у нас любят погнобить других людей и вызывать чувство вины, которое вообще ситуации никак не помогает.

Пожаловаться
Afina
Afina
Боец
7 лет
Дракон
5 лет
Новосибирск
Елена 

Лезть в воспитание чужого ребенка — неблагодарное дело))

Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
Это ты обобщила, твои советы или чьи-то?)))
Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск
Это все вместе, много всего прочитанного + собственный опыт :)
Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
10 лет
Сынок
6 лет
Бостон
Замечательно!) я так и делаю:)

Абсолютно согласна)

Хотела еще добавить, главное, надо быть устойчивой, спокойной и с непоколебимой верой в способность ребенка пережить сильные эмоции. Когда мы верим, тогда у нас все получится:)

Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск
однозначно :)
Показать ещё