Лексическая тема «Части тела и лица» для развития речи (2,5-3 года)

1. Попросить ребёнка показать на себе/маме части тела и назвать те, которые знает, проговаривать те, которые не знает, задавать при этом уточняющие вопросы (какой? для чего нужен, как ты думаешь? что им можно делать?): голова, волосы, лицо, лоб, затылок, макушка, виски, уши, брови, глаза, веки, ресницы, нос, ноздри, щёки, скулы, челюсть, рот, губы, зубы, язык, подбородок, шея, горло, грудь, живот, спина, руки, ключица, плечи, локти, запястья, ладони, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), ногти, попа (ягодицы), ноги, бедро, колени, голень, ступня (стопа), носки, пятки, кожа.

Попутно обсудить понятия «длинноволосый» и «стриженый», «рыжеволосый», «светловолосый» и «темноволосый», «сероглазый», «кареглазый», «зеленоглазый», «лохматый» и «причёсанный», «кудрявый» и «ровный», «густой» и «редкий», «гладкий» и «шероховатый», «стоять» и «двигаться».

Обсудить понятия «туловище», «лицо» (морда — у животных).

Попросить показать, где правый, а где левый? (все парные части тела).

Рассмотреть вместе изображения персонажей на картинках в книжках и попросить ребёнка назвать и показать их части тела.

2. Подбор существительных к глаголу
Чем мы киваем? (головой) что расчёсываем? (волосы) что умываем? (лицо) что хмурим? (брови) чем смотрим? (глазами) чем слушаем? (ушами) чем едим и пьём? (ртом) чем нюхаем? (носом, ноздрями) что надуваем? (щёки) чем жуем? (ртом, челюстью, зубами) чем облизываем? (языком) чем целуем? (губами) чем машем? (руками) чем пожимаем? (плечами) чем хлопаем? (ладонями) чем хватаем? (пальцами) чем царапаем? (ногтями) чем ходим? (ногами)

3. Подбор глаголов к существительному (подобрать максимальное количество действий к каждой части тела, т.е. ответить на вопрос «что делает?», примерный список: брать, класть, бросить, нести, трогать, гладить, прикасаться, щупать, царапать, чесать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить, мыть, вытирать, ухаживать, ходить, топать, бегать, прыгать, дрыгать, двигаться, стоять, лежать, согнуться, присесть, нахмурить, морщить, улыбаться, расчесывать, кивать, слушать, слышать, думать, понимать, опускать, смотреть, наблюдать, видеть, подмигивать, моргать, нюхать, дышать, чувствовать, облизывать, говорить, жевать, есть)

4. Употребление глаголов в прошедшем времени (мы сейчас на картинки в книжке смотрим, а вчера…смотрели; кошку сейчас гладим, а вчера…)

5. Отвечать на другие вопросы по теме

Сколько глаз на лице? Носов? Ушей? Рук? Ног?

Зачем нужны уши? (чтобы слышать) Зачем нужны глаза? (чтобы видеть) Зачем нужен нос? (чтобы дышать и нюхать) Зачем нужен рот? (чтобы есть и говорить) Зачем нужны зубы? (чтобы жевать и пережёвывать еду) Зачем нужен язык? (чтобы пробовать еду на вкус) Зачем нужны руки? (чтобы брать, нести) Зачем нужны пальцы? (чтобы трогать, щупать, гладить) Зачем нужны ногти? (чтобы царапать, чесать) Зачем нужны ноги? (чтобы ходить, бегать, прыгать)

6. Назвать ласково все части тела (руки… ручки, рученьки, ручонки)

7. Сказать наоборот
длинноволосый – стриженый; лохматый – причёсанный; светловолосый – тёмноволосый; кудрявый – ровный; нижняя – верхняя; левый – правый; большой – маленький; сильный – слабый; толстый – тонкий; стоять – двигаться; гладкий – шероховатый

8. Игра
Стучать указательным пальцем по столу или по своему колену и говорить «Кап-кап дождик, сейчас замочит носик (руку, живот, коленку), а ребёнок должен закрыть нос (и др.) ладонью.

9. Упражнение для общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать

Показывать указательным пальцем на части тела:

Вот спина, а вот животик, ножки (топать), ручки (фонарики), глазки, ротик

Носик, ушки, голова (руки на голову), покачать успел едва (покачать)

Шея крутит головой (обхватить шею ладонями). Ох, устал я! Ой-ой-ой

10. Пальчиковая гимнастика

Пальчики здороваются (соединить ладони обеих рук у основания, дотрагиваться поочерёдно пальцами: большой к большому, указательный к указательному)

Пальчики танцуют (сложить ладони палец к пальцу и поочередно каждую пару пальцев то разъединять, то соединять)

Пальчик-мальчик (соединять большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой): Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

Кулачок (загибать пальцы): этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик главненький, ну а это толстячок -получился кулачок.

Крепкие кулачки. Ребёнок сжимает руку в кулак, а взрослый пытается разогнуть пальчики. Поменяться местами.

11. Стихи-пестушки

Во время массажа:

Розовый животик мурлычет, словно котик, заурчал щеночком, забулькал ручеёчком. Ах животик ты, живот, кто в животике живёт? Кто мешает баиньки маленькому заиньке? Мы погладим пузики, сладкие арбузики.

Куда бежите, ножки по маленькой дорожке? С бугра на бугор за ягодой в бор. В зеленом бору тебе наберу Черной черники, алой земляники.

Вот лежат в кроватке розовые пятки. Чьи же это пятки, мягки да сладки? Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!

***

Во время причёсывания:

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, коса, до пят — все волосы в ряд.Расти, коса, не путайся — маму, дочка, слушайся

***

Хлопать в ладоши: Ладушки-ладушки, где были у бабушки…

***

Во время подстригания ногтей:

Это кто у нас? Мизинчик! Бегал с другом в магазинчик! Покупал игрушки, сладкие ватрушки!

Ну а это безымянный! Как солдатик оловянный, на посту всегда стоит и имеет грозный вид!

Ну а это пальчик средний! Со щенком играл в передней, прятались, смеялись, скакали, кувыркались!

Пальчик указательный – очень любознательный! Это кто? А это как? На вопросы он мастак!

Это пальчик наш большой, стричься рад со всей душой! Он в хорошем настроенье, ел клубничное варенье!

***

Во время купания:

Волшебная водичка на розовое личико, ручеек из сказки на носик и на глазки, брызги из кадушки на щечки и на ушки, дождичек из лейки на лобик и на шейку. Ливень с теплой тучки на маленькие ручки. Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!) Целуй меня, мамуля!

***

Во время укладывания спать:

Наши ноженьки устали, целый день они скакали, бегали и прыгали, топали и дрыгали! Ножкам надо отдохнуть, чтоб пуститься завтра в путь!

Наши рученьки устали, целый день нам помогали всё хватать, греметь, стучать, ложку с кашею держать! Ручкам надо отдыхать, надо рученькам поспать!

Наши глазики устали, целый день они моргали, столько всего видели, видимо-невидимо! Глазкам надо отдыхать, будем глазки закрывать!

Вот и ротик зазевал, ротик тоже наш устал, он жевал, кусал, смеялся, песни пел и улыбался! Пусть наш ротик отдохнёт, завтра песенку споёт!

Только носик не устал, хоть и целый день дышал! Носик, носик, ты не спи, ты всю ноченьку дыши!

Глазки спят и щечки спят у усталых малышат.

Спят реснички и ладошки, спят животики и ножки.

И малюсенькие ушки сладко дремлют на подушке.

Спят кудряшки, ручки спят, только носики сопят.

12. Загадки

Своими словами описать части тела и для чего они нужны.

Загадки в стихах:

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки. А для этого нужны нашей Оле …

Оля весело бежит к речке по дорожке. А для этого нужны нашей Оле …

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки. А для этого нужны нашей Оле …

Оля ягодки берет по две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле …

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)


Анна
Анна
Челябинск
004610

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества