1. На кухне рассматривать посуду, предложив ребёнку называть те предметы, которые знает, и проговаривать те, которые не знает. Задавать при этом уместные уточняющие вопросы:
Какой/какая? (цвет/форма/величина/материал/другие внешние признаки)
Какие у него есть части и для чего они нужны? (стенка, донышко, крышка, ручки, носик…)
Что общего у тарелки и кружки? Чем они отличаются? Аналогично: кружка, чашка, стакан и бокал; глубокая и плоская тарелки; ложка и вилка; столовая и чайная ложки.
Где хранится?
Обсудить, что стеклянная посуда хрупкая и может разбиться, поэтому её нужно беречь и обращаться с ней аккуратно.
Обсудить, как нужно ухаживать за посудой (мыть, сушить, вытирать, убирать)
Рассмотреть вместе изображения посуды на картинках в книжках.
2. Подбор прилагательных к существительному (задавать вопрос «какой?» по каждому предмету посуды: большой/маленький, железный, стеклянный, деревянный, твёрдый, холодный, блестящий, острый/тупой, хрупкий, прозрачный, глубокий/плоский)
3. Подбор существительных к глаголу
Варят что? (суп, кашу, компот...)
Жарят что? (картошку, котлеты...)
Пекут что? (пирог, пирожки...)
Заваривают что? (чай)
Режут что? (овощи, фрукты, хлеб, сыр)
4. Подбор глаголов к существительному
Из тарелки (что делаем)? (кушаем, едим)
Из кружки (что делаем)? (пьём)
Ножом (что делаем)? (режем)
Ложкой (что делаем)? (зачерпываем, кушаем)
Вилкой (что делаем)? (цепляем, кушаем)
В тарелку еду (что делаем)? (накладываем)
Чистую посуду на стол (что делаем)? (кладём, раскладываем, ставим, расставляем)
Грязную посуду в раковину (что делаем)? (относим, кладём, складываем)
Посуда в шкафу (что делает)? (хранится, стоит)
5. Употребление глаголов в прошедшем времени (сейчас мы посуду моем, а вчера…мыли, сейчас мы кушаем, а вчера…)
6. Отвечать на другие вопросы по теме
Что можно делать на кухне? (готовить еду, кушать)Зачем нужна посуда? (готовить в ней, кушать из неё)Варят в чём? (в кастрюле)Жарят в чём? (в сковороде)Пекут/запекают на чём? (на противне)Промывают в чём? (в дуршлаге)Просеивают в чём? (в сите)Трут на чём? (на тёрке)Торт накладывают чем? (лопаткой)Чай заваривают в чём? Где кипятится вода? (в чайнике)Из чего мы пьём? (чашка, кружка, стакан, бокал)Из чего мы едим? (тарелка)Чем мы кушаем? (ложка, вилка)Чем мы режем картошку? (ножом)Что можно резать ножом? (овощи, фрукты, хлеб, сыр)Чем накладывают суп? (половником, поварёшкой)Где хранится сахар? (в сахарнице)Где хранится соль? (в солонке)Где хранится перец? (в перечнице)Где хранится чеснок? (в чесночнице)Где хранится масло? (в маслёнке)Где хранятся сухари? (в сухарнице).Где хранится хлеб? (в хлебнице)Где хранится вода? (в кувшине, графине)Для чего нужна кастрюля (сковорода, противень, дуршлаг, сито, лопатка, тёрка, чашка, блюдце, чайник, сахарница)? Из каких частей состоит кастрюля/чашка/стакан/чайник? Если стеклянная тарелка упадёт, она может (что сделать?) (разбиться)Как нужно обращаться со стеклянной посудой? (аккуратно)Что нужно сделать с посудой после того, как поел? (убрать со стола, отнести в раковину, помыть, расставить, высушить, убрать в шкаф) Где лежит грязная посуда? (в раковине)Где хранится чистая посуда? (в шкафу)
7. Назвать ласково все предметы посуды (ложка…ложечка)
8. Сказать наоборот
большая – маленькая
чистый – грязный
острый – тупой
глубокая – плоская
9. Прочитать и обсудить стихотворение «Федорино горе»
10. Загадки
Своими словами описать предметы посуды.
Загадки в стихах:
На плите стоит горячей, вкусноту под крышкой прячет, кашу варит в ней мамуля, называется ...
Крутобокий и высокий, ох, напьюсь сейчас я соку, вкуснотища – не обман, опустеет мой… (стакан)
Ем столовой суп в обед, чайной пробую десерт, дайте мне ещё немножко, где моя большая …
Она всем очень нравится, на блюдечке красавица, с одной рукой милашка, голубенькая …(чашка)
Нос пыхтит и дышит паром, бок горячий пышит паром, а внутри напиток – травник, он – любимый мамин ...(чайник)
Среди ложек я полковник. И зовут меня? ...(половник)
Сама не ем, а людей – кормлю (ложка)